Дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая продукцию или оказывая услуги, предприятием, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует своих покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента оплаты поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 5
1.1. Сущность и классификация дебиторской задолженности 5
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью 10
1.3. Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью 13
2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 19
2.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования 19
2.2. Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности 27
2.3. Анализ отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности 35
4.ПРАКТИКА……………………………………………………………………38
5. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…………….…40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………………49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………..50

Файлы: 1 файл

курсовая. дебит задолженность.doc

— 424.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1.

Направления оценки потребности в дебиторской задолженности

 

Потребность в средствах, инвестируемых в ДЗ

А. По объектам инвестирования в дебиторскую задолженность

В. По степени планирования и целям

С. По временному горизонту

1.1. Дебиторская задолженность за отгруженную продукцию не связанным сторонним организациям, срок оплаты по которой не наступил

1. Планируемая отсрочка платежа за отгруженную продукцию в целях стимулирования спроса на производимую продукцию (работы и услуги] - элемент мар­кетинговой политики

1. Дебиторская задолженность, срок по­гашения которой ожидается в тече­ние 12 месяцев с момента возникно­вения долга

1.2. Просроченная дебиторская задолженность за отгруженную продукцию независимым организациям

2. Дебиторская задолженность по операциям с аффилированными лицами

2.Планируемая дебиторская задолженность в ходе проведения операций по выводу активов из организации или скрытого инвестирования средств в деятельность аффилированного лица

2. Дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 месяцев

3. Дебиторская задолженность по векселям полученным

4. Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом

3. Дебиторская задолженность, связанная с неплатежеспособностью контрагента

3. Безнадежная дебиторская задолженность

5. Прочая дебиторская задолженность

 

Для расчета потребности в дебиторской задолженности необходимо учитывать следующие факторы: возможный риск падения платежеспособности организа­ции - производителя продукции (поставщика) вследствие заморажи­вания оборотных активов в дебиторской задолженности; возникновение дефицита денежных средств, необхо­димых для финансирования текущих и плановых капитальных затрат; риск возможных финансовых последствий вследствие возникновения чрезвычайных расходов; риск потери платежеспособности и снижения ликвидности у организации - покупателя продукции; необходимость стимулирования спроса на производимую продукцию (товары, работы и услуги) предоставлением товарного (коммерческого) кредита и при­нятия в качестве расчетного средства векселей; необходимость под­держания зависимых обществ предоставлением долгосрочных (или бессрочных) отсрочек по оплате за проданные активы и прочее.

Используя информацию и обозначения табл. 3, можно по­строить следующие аналитические балансовые модели, которые ре­комендуется использовать в расчете потребности инвестирования средств в дебиторскую задолженность:

 

                                          (2.9)

 

Для расчета потребности в инвестировании средств в дебиторскую задолженность могут использоваться различные аналитические подходы. Раскроем те из них, которые не требуют применения усложненного математического аппарата. Ранее описанный метод доли от объема продаж рекомен­дуется в тех случаях, когда известно, что в планируемом периоде не ожидаются существенные изменения в кредитной и в маркетинговой политике организации; тенденции изменения макроэкономической (отраслевой) среды и уровня платежеспособного спроса в планируе­мом периоде изменяются в ту или иную сторону незначительно по сравнению с отчетным годом (по результатам прогнозного анализа); не ожидается появление большого числа новых оптовых покупате­лей; уровень платеже- и кредитоспособности постоянных деловых партнеров-покупателей не изменяется в худшую сторону; не прогно­зируется значительный рост стоимости основных факторов производ­ства (сырья и материалов, заработной платы и пр.), степень конкурен­ции на рынке остается на прежнем уровне; не ожидаются существен­ные скачки в масштабах деятельности (в частности, по показателям объема производства и продаж - не более ±5%). При соблюдении перечисленных условий потребность в дебиторской задолженности:

 

                                                        (2.10)

 

где DZФ и NФ - величины дебиторской задолженности и объем продаж в отчетном периоде (фак­тически);

Nплан - планируемый объем продаж в будущем периоде.

Управление уровнем дебиторской задолженности определяется следующими основными факторами: оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кре­дитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности; анализ и плани­рование денежных потоков.

Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской задолженности не­обходимо вести в комплексе с финансовым планированием в органи­зации.

При составлении плана (бюджета) продаж готовой продукции ор­ганизации необходимо указывать, какое ее количество отгружается с образованием дебиторской задолженности. Соответствующие суммы отражаются в плане по движению дебиторской задолженности в графе «Увеличение».

При формировании плана поступления платежных средств так­же необходимо указать, какие суммы поступают в погашение задол­женности, при этом желательна разбивка на денежные средства и товарно-материальные ресурсы. Соответствующие суммы отражаются в плане по движению дебиторской задолженности в графе «Погашение».

При формировании плана продаж определяется нормируемая вели­чина дебиторской задолженности и срок ее погашения по каждому крупному контрагенту. Это делается для того, чтобы не допустить неконтролируемый рост задол­женности, обеспечить заданное среднее значение оборачиваемости.

После составления исходного варианта финансового плана следу­ет проверить, хватает ли имеющихся оборотных средств для функцио­нирования организации в каждый планируемый период. Если средств недостаточно, проводится корректировка плана.

Целесообразно составление и анализ нескольких вариантов фи­нансового плана, которые отличаются сроками и объемами погаше­ния дебиторской задолженности.

Анализируя финансовый план, следует оценить сроки оборачива­емости дебиторской задолженности, как в целом, так и по крупным (первые 10-30) контраген­там. Варьируя сроки погашения (и, соответственно, период оборота), можно оценить, насколько увеличится эффективность деятельности организации. Если важнее на данном этапе повышение платежеспо­собности, то лучше принять меры по превращению дебиторской задолженности в денежные средства. Если важнее наличие свободных средств в обороте, то не­обходимо пересмотреть сроки платежей дебиторов в сторону их уско­рения и замедлить сроки расчетов с поставщиками.

Запланированное движение задолженности (как дебиторской, так и кредиторской) следует контролировать. Для этого необходима опе­ративная бухгалтерская информация. Если бухгалтерия не обеспечи­вает нужную оперативность, нужно воспользоваться данными управ­ленческого учета.

Контроль выполнения плана необходимо сочетать с контролем работы менеджеров, за каждым из которых целесообразно закрепить соответствующего контрагента. Повышение договорной дисциплины, жесткий оперативный контроль договоров на этапе их составления, подписания и реализации является неизбежной мерой, обеспечиваю­щей выполнение плана по движению дебиторской задолженности.

Необходимо предусмотреть ответственность менеджеров за от­грузку продукции с образованием сверхнормативной дебиторской задолженности и поощрять за сокращение периода ее оборачиваемости.

В случае существования на предприятии центров финансовой от­ветственности (ЦФО) за использование активов организации (това­ры, сырье и материалы, дебиторская задолженность) каждое подразделение, имеющее статус ЦФО, начисляет проценты, размер которых определяется внутрен­ними нормативными документами. Сокращение дебиторской задолженности, увеличение ее оборачиваемости посредством эффективной мотивации работников приводит к увеличению прибыли организации.

Анализируя финансовый план, сроки и объемы дебиторской задолженности, можно опреде­лить различные варианты скидок от цены на отгружаемую продукцию в зависимости от сроков погашения задолженности. Может оказаться выгоднее ввести предоплату, существенно снизив при этом цену.

На продолжительность кредита, предоставляемого по продажам в кредит, влияют следующие факторы:

- обычные условия торговли в конкретной компании;

- чувствительность продаж к увеличению или уменьшению про­должительности кредита;

- кредитный рейтинг клиентов.

В зависимости от профиля клиентов реакции на корректировки продолжительности кредита будут варьироваться. Эти чувствительные моменты важно определить, потому что есть точка, за которой затра­ты и риски увеличения продолжительности кредита будут превышать выгоды от увеличенных продаж. Определение оптимальной продол­жительности кредита требует выявления точки, в которой затраты на увеличенную продолжительность кредита точно покрываются прибы­лью, получаемой от увеличенных продаж, произведенных с помощью дополнительного кредита. Количество и продолжительность исполь­зуемых промежутков времени могут меняться в зависимости от предо­ставленных клиентам условий отсрочки платежа.

При этом у орга­низаций, имеющих высокую скидку и менее продолжительный пе­риод времени для предварительного погашения своих обязательств, коэффициент инкассации задолженности выше, чем у остальных контрагентов.

Существует два основных вида скидок: торговая скидка и скидка при срочной оплате.

Торговая скидка применяется в случаях, когда организация имеет дело как с компаниями розничной торговли, так и с розничными торговцами. Товары маркируются розничной ценой и выписываются организациям розничной торговли по розничной цене за вычетом со­ответствующей скидки. В таких случаях торговая скидка является в действительности прибылью компании розничной торговли с этого товара. Термин «торговая скидка» также используется для определе­ния скидки при оптовой продаже за крупные заказы или любой дру­гой специальной скидки, предоставляемой по какой бы то ни было причине отдельным покупателям.

Скидка при срочной оплате является простым финансовым сти­мулом для покупателей, поощряющим их к оплате своих счетов в течение определенного периода, который короче, чем обычная про­должительность кредита. Предоставление скидок при срочной оплате может иметь благотворное воздействие на работу организации в двух аспектах:

- предоставляемые скидки могут значительно улучшить поток денежных средств путем сокращения сроков получения оплаты с клиентов, что сокра­щает инвестиции в дебиторскую задолженность и риск возникновения безнадежных долгов;

- предоставляемые скидки могут привести к увеличению объема продаж имеющимся и новым клиентам, которые способны платить в течение определенного периода времени и которых привлекает воз­можность получения увеличенной скидки с цены.

Следующим аргументом в пользу предоставления скидок поку­пателям в случае досрочной оплаты является тот факт, что органи­зация в данном случае получает возможность сократить не только объем дебиторской задолженности, но и объем финансирования. Помимо собственно потерь от инфляции, возникающих в связи с несвоевременностью расчетов с покупателями, организация-поставщик несет потери, связанные с необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой возможного использования временно свободных денежных средств.

При этом необходимо заметить следующее.

О.В. Ефимова отмечает, [12] что более точный расчет целесоо­бразности предоставления скидок покупателям будет получен в том случае, когда в его основу положен не индекс цен, являющийся, по существу, макроэкономическим индикатором, а средневзвешенная стоимость капитала данной организации, характеризующая цену его (предприятия) финансовых ресурсов.

И.А. Бланк в своей работе [13] приводит схему расчетов с покупателями, широко используемую в экономически развитых странах: «d/k брутто n». Эта схема означает, что:

а) покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты по­лученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);

Информация о работе Дебиторская задолженность