Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 10:31, курсовая работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая продукцию или оказывая услуги, предприятием, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует своих покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента оплаты поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 5
1.1. Сущность и классификация дебиторской задолженности 5
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью 10
1.3. Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью 13
2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 19
2.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования 19
2.2. Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности 27
2.3. Анализ отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности 35
4.ПРАКТИКА……………………………………………………………………38
5. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…………….…40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………………49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………..50
Таблица 1.
Направления оценки потребности в дебиторской задолженности
Потребность в средствах, инвестируемых в ДЗ | ||
А. По объектам инвестирования в дебиторскую задолженность | В. По степени планирования и целям | С. По временному горизонту |
1.1. Дебиторская задолженность за отгруженную продукцию не связанным сторонним организациям, срок оплаты по которой не наступил | 1. Планируемая отсрочка платежа за отгруженную продукцию в целях стимулирования спроса на производимую продукцию (работы и услуги] - элемент маркетинговой политики | 1. Дебиторская задолженность, срок погашения которой ожидается в течение 12 месяцев с момента возникновения долга |
1.2. Просроченная дебиторская задолженность за отгруженную продукцию независимым организациям | ||
2. Дебиторская задолженность по операциям с аффилированными лицами | 2.Планируемая дебиторская задолженность в ходе проведения операций по выводу активов из организации или скрытого инвестирования средств в деятельность аффилированного лица | 2. Дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 месяцев |
3. Дебиторская задолженность по векселям полученным | ||
4. Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом | 3. Дебиторская задолженность, связанная с неплатежеспособностью контрагента | 3. Безнадежная дебиторская задолженность |
5. Прочая дебиторская задолженность |
Для расчета потребности в дебиторской задолженности необходимо учитывать следующие факторы: возможный риск падения платежеспособности организации - производителя продукции (поставщика) вследствие замораживания оборотных активов в дебиторской задолженности; возникновение дефицита денежных средств, необходимых для финансирования текущих и плановых капитальных затрат; риск возможных финансовых последствий вследствие возникновения чрезвычайных расходов; риск потери платежеспособности и снижения ликвидности у организации - покупателя продукции; необходимость стимулирования спроса на производимую продукцию (товары, работы и услуги) предоставлением товарного (коммерческого) кредита и принятия в качестве расчетного средства векселей; необходимость поддержания зависимых обществ предоставлением долгосрочных (или бессрочных) отсрочек по оплате за проданные активы и прочее.
Используя информацию и обозначения табл. 3, можно построить следующие аналитические балансовые модели, которые рекомендуется использовать в расчете потребности инвестирования средств в дебиторскую задолженность:
(2.9)
Для расчета потребности в инвестировании средств в дебиторскую задолженность могут использоваться различные аналитические подходы. Раскроем те из них, которые не требуют применения усложненного математического аппарата. Ранее описанный метод доли от объема продаж рекомендуется в тех случаях, когда известно, что в планируемом периоде не ожидаются существенные изменения в кредитной и в маркетинговой политике организации; тенденции изменения макроэкономической (отраслевой) среды и уровня платежеспособного спроса в планируемом периоде изменяются в ту или иную сторону незначительно по сравнению с отчетным годом (по результатам прогнозного анализа); не ожидается появление большого числа новых оптовых покупателей; уровень платеже- и кредитоспособности постоянных деловых партнеров-покупателей не изменяется в худшую сторону; не прогнозируется значительный рост стоимости основных факторов производства (сырья и материалов, заработной платы и пр.), степень конкуренции на рынке остается на прежнем уровне; не ожидаются существенные скачки в масштабах деятельности (в частности, по показателям объема производства и продаж - не более ±5%). При соблюдении перечисленных условий потребность в дебиторской задолженности:
(2.10)
где DZФ и NФ - величины дебиторской задолженности и объем продаж в отчетном периоде (фактически);
Nплан - планируемый объем продаж в будущем периоде.
Управление уровнем дебиторской задолженности определяется следующими основными факторами: оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности; анализ и планирование денежных потоков.
Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым планированием в организации.
При составлении плана (бюджета) продаж готовой продукции организации необходимо указывать, какое ее количество отгружается с образованием дебиторской задолженности. Соответствующие суммы отражаются в плане по движению дебиторской задолженности в графе «Увеличение».
При формировании плана поступления платежных средств также необходимо указать, какие суммы поступают в погашение задолженности, при этом желательна разбивка на денежные средства и товарно-материальные ресурсы. Соответствующие суммы отражаются в плане по движению дебиторской задолженности в графе «Погашение».
При формировании плана продаж определяется нормируемая величина дебиторской задолженности и срок ее погашения по каждому крупному контрагенту. Это делается для того, чтобы не допустить неконтролируемый рост задолженности, обеспечить заданное среднее значение оборачиваемости.
После составления исходного варианта финансового плана следует проверить, хватает ли имеющихся оборотных средств для функционирования организации в каждый планируемый период. Если средств недостаточно, проводится корректировка плана.
Целесообразно составление и анализ нескольких вариантов финансового плана, которые отличаются сроками и объемами погашения дебиторской задолженности.
Анализируя финансовый план, следует оценить сроки оборачиваемости дебиторской задолженности, как в целом, так и по крупным (первые 10-30) контрагентам. Варьируя сроки погашения (и, соответственно, период оборота), можно оценить, насколько увеличится эффективность деятельности организации. Если важнее на данном этапе повышение платежеспособности, то лучше принять меры по превращению дебиторской задолженности в денежные средства. Если важнее наличие свободных средств в обороте, то необходимо пересмотреть сроки платежей дебиторов в сторону их ускорения и замедлить сроки расчетов с поставщиками.
Запланированное движение задолженности (как дебиторской, так и кредиторской) следует контролировать. Для этого необходима оперативная бухгалтерская информация. Если бухгалтерия не обеспечивает нужную оперативность, нужно воспользоваться данными управленческого учета.
Контроль выполнения плана необходимо сочетать с контролем работы менеджеров, за каждым из которых целесообразно закрепить соответствующего контрагента. Повышение договорной дисциплины, жесткий оперативный контроль договоров на этапе их составления, подписания и реализации является неизбежной мерой, обеспечивающей выполнение плана по движению дебиторской задолженности.
Необходимо предусмотреть ответственность менеджеров за отгрузку продукции с образованием сверхнормативной дебиторской задолженности и поощрять за сокращение периода ее оборачиваемости.
В случае существования на предприятии центров финансовой ответственности (ЦФО) за использование активов организации (товары, сырье и материалы, дебиторская задолженность) каждое подразделение, имеющее статус ЦФО, начисляет проценты, размер которых определяется внутренними нормативными документами. Сокращение дебиторской задолженности, увеличение ее оборачиваемости посредством эффективной мотивации работников приводит к увеличению прибыли организации.
Анализируя финансовый план, сроки и объемы дебиторской задолженности, можно определить различные варианты скидок от цены на отгружаемую продукцию в зависимости от сроков погашения задолженности. Может оказаться выгоднее ввести предоплату, существенно снизив при этом цену.
На продолжительность кредита, предоставляемого по продажам в кредит, влияют следующие факторы:
- обычные условия торговли в конкретной компании;
- чувствительность продаж к увеличению или уменьшению продолжительности кредита;
- кредитный рейтинг клиентов.
В зависимости от профиля клиентов реакции на корректировки продолжительности кредита будут варьироваться. Эти чувствительные моменты важно определить, потому что есть точка, за которой затраты и риски увеличения продолжительности кредита будут превышать выгоды от увеличенных продаж. Определение оптимальной продолжительности кредита требует выявления точки, в которой затраты на увеличенную продолжительность кредита точно покрываются прибылью, получаемой от увеличенных продаж, произведенных с помощью дополнительного кредита. Количество и продолжительность используемых промежутков времени могут меняться в зависимости от предоставленных клиентам условий отсрочки платежа.
При этом у организаций, имеющих высокую скидку и менее продолжительный период времени для предварительного погашения своих обязательств, коэффициент инкассации задолженности выше, чем у остальных контрагентов.
Существует два основных вида скидок: торговая скидка и скидка при срочной оплате.
Торговая скидка применяется в случаях, когда организация имеет дело как с компаниями розничной торговли, так и с розничными торговцами. Товары маркируются розничной ценой и выписываются организациям розничной торговли по розничной цене за вычетом соответствующей скидки. В таких случаях торговая скидка является в действительности прибылью компании розничной торговли с этого товара. Термин «торговая скидка» также используется для определения скидки при оптовой продаже за крупные заказы или любой другой специальной скидки, предоставляемой по какой бы то ни было причине отдельным покупателям.
Скидка при срочной оплате является простым финансовым стимулом для покупателей, поощряющим их к оплате своих счетов в течение определенного периода, который короче, чем обычная продолжительность кредита. Предоставление скидок при срочной оплате может иметь благотворное воздействие на работу организации в двух аспектах:
- предоставляемые скидки могут значительно улучшить поток денежных средств путем сокращения сроков получения оплаты с клиентов, что сокращает инвестиции в дебиторскую задолженность и риск возникновения безнадежных долгов;
- предоставляемые скидки могут привести к увеличению объема продаж имеющимся и новым клиентам, которые способны платить в течение определенного периода времени и которых привлекает возможность получения увеличенной скидки с цены.
Следующим аргументом в пользу предоставления скидок покупателям в случае досрочной оплаты является тот факт, что организация в данном случае получает возможность сократить не только объем дебиторской задолженности, но и объем финансирования. Помимо собственно потерь от инфляции, возникающих в связи с несвоевременностью расчетов с покупателями, организация-поставщик несет потери, связанные с необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой возможного использования временно свободных денежных средств.
При этом необходимо заметить следующее.
О.В. Ефимова отмечает, [12] что более точный расчет целесообразности предоставления скидок покупателям будет получен в том случае, когда в его основу положен не индекс цен, являющийся, по существу, макроэкономическим индикатором, а средневзвешенная стоимость капитала данной организации, характеризующая цену его (предприятия) финансовых ресурсов.
И.А. Бланк в своей работе [13] приводит схему расчетов с покупателями, широко используемую в экономически развитых странах: «d/k брутто n». Эта схема означает, что:
а) покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);