Динамика развития современного рынка аудиторских услуг в России: чего добились?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:53, доклад

Описание работы

Логическим продолжением последних экономических преобразований в современной России стала реформа российского аудита. Попытаемся разобраться в том, что это было? Завершение реформы, либо только лишь начало большого пути развития аудиторской деятельности по направлению к профессиональному саморегулированию? Рассмотрим ключевые изменения в системе регулирования аудиторского рынка, последние данные по деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (далее – СРОА), динамику развития рынка аудиторских услуг, охарактеризуем основные проблемы современного этапа развития аудита.

Файлы: 1 файл

аудит.docx

— 92.08 Кб (Скачать файл)

Вторая тенденция связана с  тем, что не все проблемы современного аудита близки пользователям аудиторских  услуг. Не многие пользователи полагаются на мнение аудитора. В основном своем  составе управляющие бизнесом уверены  в отчетности, а другой категории  пользователей – инвесторам - аудит  необходим. Если управляющие знают, как обстоят дела на предприятии, и аудит им нужен «постольку поскольку», то инвесторам необходимо принимать  правильные решения на основании  грамотно заверенной информации. Но профессиональных инвесторов в России сегодня не так  много.

Существуют серьезные проблемы по демпингу. С чем они связаны? Некоторые эксперты утверждают, что  важным фактором стал Федеральный закон  № 94–ФЗ от 21.07.2005, регулирующий государственные  закупки, при проведении которых  очень ярко проявляется падение  цен, влияющее на весь рынок. Безусловно, на стоимость аудита в сторону  снижения повлияли и кризисные явления  в экономике, когда клиенты оказались  в тяжелом положении, и аудиторам  пришлось очень гибко подходить  к вопросу формирования цены. Не секрет, что были и такие аудиторы, которым пришлось «отбивать» затраты  на вступление в СРОА, и они существенно  снижали стоимость аудиторских  услуг с целью недобросовестного  завоевания клиентов. Все это привело  к существенному снижению уровня цен.

Следующая проблема, которая волнует  аудиторов, это, прежде всего, эффективность  работы самих СРОА. Все аудиторы ждут от своих СРОА определенной защиты, какой-то информации, лоббирования интересов, но этого не происходит. Во многом это  связано с тем, что СРОА находятся  еще в стадии формирования и проработке механизмов регулирования. В первую очередь, всем СРОА необходимо наладить взаимодействие между собой, чтобы  был единый подход к контролю качества, стандартизации. Такие попытки уже  есть, что нашло отражение в  деятельности Национального совета по аудиторской деятельности, формирование которого началось не так давно. Очень  много вопросов возникает к СРОА по поводу аттестации аудиторов, в том числе по работе единой аттестационной комиссии. Серьезные вопросы есть и к системе контроля качества аудиторской деятельности. По мнению некоторых государственных органов, которые курируют аудиторскую деятельность, у СРОА низкий уровень надзора за своими членами, формален и недостаточен контроль качества их услуг. (В частности, эта проблема затронута в докладе Минэкономразвития России по саморегулируемым организациям.) Если взглянуть на цифры, то контроль качества проходят в год не более 10 % членов СРОА.

Важно отметить организацию регулирования  самих СРО со стороны государства. Так как сейчас есть единый орган, регулирующий как национальную политику в области аудита, так и контроль за СРОА в лице Министерства финансов, то в условиях совмещения данных функций  сложно говорить об эффективности системы  саморегулирования. Есть попытки передать функции контроля за СРОА Росфиннадзору. Тогда Минфин России будет разрабатывать лишь направления развития аудита, а контролировать СРОА будет уже другой государственный орган. В настоящее время, когда фактически отрасль все еще существенно зависит от госрегулятора, саморегулирование - пока лишь pro forma.

Много проблем возникает и у  самих аудиторов. К ним относятся  демпинг, законодательные новации  по увеличению порогов обязательного  аудита (Федеральный закон от 28.12.2010 № 400-ФЗ). Участники рынка неоднозначно восприняли данные поправки в Закон  № 307-ФЗ. Закономерно то, что если крупные компании пострадали не так сильно, то небольшие аудиторские компании потеряли существенную часть своих клиентов. Вопросы увеличения критериев и, наряду с ним, ответственности за непроведение аудита требуют серьезной проработки. При этом в экономике России есть много отраслей, в которых можно было бы осуществлять серьезный финансовый контроль с помощью аудита. Среди таких отраслей – область личных накоплений, ЖКХ, контроль различных сделок, операций по кредитованию, где аудиторы в том или ином виде могли бы подтверждать информацию.

Волнуют аудиторов и вопросы  переаттестации. Реформа аудита, в  том числе направлена и на общемировые  тенденции, мы движемся к единому  аттестату, исходя из практики развитых экономических стран. Но аудиторское  сообщество негативно оценивает  данные новации.

Рассмотрев проблемы аудита, можно  констатировать, что во многом их решение  сводится к эффективности деятельности СРОА. Если выбран путь саморегулирования, то и решать проблемы нужно самим  профессионалам.

В итоговой части охарактеризуем современное  состояние рынка аудиторских  услуг, а также возможные тенденции  его дальнейшего развития. Прошло примерно 1,5 года с момента реальной отмены лицензирования и введения механизма  саморегулирования, и все это  происходит на фоне изменения значимости аудита, при этом серьезное влияние  на рынок оказали кризисные явления  в мировой экономике и ранее  накопленные проблемы. Аудиторское  сообщество понимает, что основной выход – это активные действия как СРОА, так и всех членов для  повышения общественной значимости профессии, развития системы качества предоставляемых услуг. Все помнят о громких скандалах, оказавших  влияние на рынок ( Enron и др.), когда аудиторы предоставляли не соответствующие действительности заключения. Чтобы не допустить этого в масштабе России, государству, аудиторам, СРОА и бизнесу необходимо сформировать понятные, обоснованные и эффективные механизмы регулирования аудиторского рынка.


Информация о работе Динамика развития современного рынка аудиторских услуг в России: чего добились?