Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 22:55, курсовая работа
Главная цель процесса управления банковским капиталом заключается в привлечении и поддержке достаточного объема капитала для расширения деятельности и создание защиты от рисков. Величина капитала определяет объемы активных операций банка, размер депозитной базы, возможности заимствования средств на финансовых рынках, максимальные размеры предоставленных кредитов, величину открытой валютной позиции и другие важные показатели, которые существенным образом влияют на деятельность банка. Для банков актуальными остаются вопрос наращивания капитальной базы и для большинства из них цель управления капиталом заключается в его пополнении.
Введение
1 Теоретические аспекты дивидендной политики
2 Анализ дивидендной политики на примере ОАО «Сбербанк России»
3 Рекомендации по улучшению дивидендной политики Сбербанка
4 Заключение
5 Список использованных источников
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Корпоративные финансы»
на тему: Дивидендная политика корпорации и критерии ее выбора
Выполнила студентка
3 курса гр. 211 специальности
080109. 65 «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит»
Халиуллина Р. А.
Руководитель:
доцент Рунова Е. В.
Казань 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические аспекты дивидендной политики
2 Анализ дивидендной политики на примере ОАО «Сбербанк России»
3 Рекомендации по улучшению дивидендной политики Сбербанка
4 Заключение
5 Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Главная цель процесса управления банковским капиталом заключается в привлечении и поддержке достаточного объема капитала для расширения деятельности и создание защиты от рисков. Величина капитала определяет объемы активных операций банка, размер депозитной базы, возможности заимствования средств на финансовых рынках, максимальные размеры предоставленных кредитов, величину открытой валютной позиции и другие важные показатели, которые существенным образом влияют на деятельность банка. Для банков актуальными остаются вопрос наращивания капитальной базы и для большинства из них цель управления капиталом заключается в его пополнении.
В банковской практике используются два метода пополнения капитала:
За первым методом главным источником роста капитала есть нераспределенная прибыль банка. Реинвестирование прибыли - самая приемлемая и сравнительно дешевая форма финансирования банка, который стремится расширить свою деятельность. Такой подход к наращиванию капитальной базы не расширяет круг владельцев, а итак, разрешает сохранить существующую систему контроля за деятельностью банка и избегнуть снижения доходности акций вследствие увеличения их количества в обращении.
Чистая прибыль, которая осталась в распоряжении банка после выплаты налогов, может быть направленный во исполнение двух основных задач: 1) обеспечение определенного уровня дивидендных выплат акционерам; 2) достаточное финансирование деятельности банка. Итак, дивидендная политика банка оказывает значительное влияние на возможности расширения капитальной базы за счет внутренних источников.
Высокий уровень дивидендных выплат привлекает акционеров, но замедляет процесс накопления капитала. Это сдерживает рост объема активных операций, которые генерируют доходы банка, и повышает общий уровень риска. Снижение надежности банка также может стать причиной отлива капитала через продажу акционерами своих акций, которые становятся весьма рискованными. Дивидендная политика влияет не только на внутренние источники пополнения капитала, а и на внешние, ведь возможности дополнительного привлечения капитала большой мерой определяются размером дивидендов.
Оптимальной дивидендной политикой есть такая, которая максимизирует рыночную стоимость акций банка. Доходность акций банка должны быть не низшей за доходность других видов инвестиций с таким самым уровнем риска. В развитых странах средний уровень доходности банковских акций составляет 14-17 %.
Дивидендная политика, которой придерживается организация, оказывает существенное влияние на ее репутацию. Особенно это касается тех организаций, акции которых котируются на рынке: динамика цены акций - прямое отражение дивидендной политики.
Актуальность данной работы обусловлена влиянием дивидендной политики на капитализацию банка, стоимость его акций и банковскую репутацию.
Повышенное внимание отечественных и зарубежных авторов к различным аспектам дивидендной политики определяется рядом обстоятельств:
В научной среде до сих пор существует полемика о том, насколько важна дивидендная политика в деятельности акционерного общества, следует ли выплачивать дивиденды, влияет ли выплата дивидендов на его рыночную стоимость и, следовательно, на благосостояние акционеров. Так, одна группа зарубежных ученых (М.Миллер, Ф.Модильяни и др.) считает, что решение о величине выплачиваемых дивидендов не влияет на рыночную цену акций компании и, следовательно, на благосостояние ее акционеров, поэтому дивиденды платить необязательно. Вторая группа зарубежных ученых (М. Гордон, Дж. Линтнер и др.) утверждает, что акционеры заинтересованы в выплате высоких дивидендов, что, в свою очередь, способствует повышению спроса на акции, увеличению их курсовой стоимости и, в конечном итоге, росту благосостояния акционеров. Третья группа зарубежных ученых (Р. Литценбергер, К. Рамасвами и др.) уверена, что дивиденды нужно выплачивать в зависимости от уровня налогообложения и при большем налогообложении дивидендов по сравнению с налогообложением доходов от прироста капитала, предприятию следует минимизировать дивиденды, а чистую прибыль направлять в перспективные инвестиционные проекты. Только при соблюдении этих условий рыночная стоимость предприятия и благосостояние акционеров будут расти.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию дивидендной политики ОАО Сбербанк России.
Исходя из целей работы, были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы дивидендной политики банка;
2) осуществить анализ дивидендной политики Сбербанка России;
3) проанализировать результаты финансовой деятельности ОАО «Сбербанк» и дать его организационно-экономическую характеристику;
4) разработать рекомендации по совершенствованию организации дивидендной политики.
Предметом исследования является дивидендная политика, как стоимостная экономическая категория, выражающая экономические отношения, связанные с перераспределением временно свободных денежных средств.
Объектом исследования является деятельность ОАО «Сбербанк» РФ, направленная на выплату дивидендов акционерам.
Теоретической базой исследования являются нормативные акты РФ, труды российских и зарубежных экономистов, данные периодической печати и данные, предоставленные ОАО «Сбербанк» РФ.
Дивиденд - (от лат. dividendum - то, что надлежит разделить) - часть чистой прибыли акционерного общества после налогообложения, выплачиваемая акционерам деньгами, акциями, имуществом и другими ценными бумагами. По обыкновенным акциям (с правом голоса) размер дивиденда зависит от величины прибыли и решения собрания акционеров. По привилегированным акциям (без права голоса) размер дивиденда имеет фиксированный размер.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона РФ «Об акционерных обществах» источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчётности общества. Чистая прибыль - разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счёт этой прибыли. Дивиденд - это часть прибыли предприятия, распределяемая между собственниками в соответствии с количеством приобретённых акций, долей, паев с той или иной периодичностью. Дивиденды – это в конечном счёте цель, к которой стремятся акционеры, учреждая общество. Выплаты дивидендов не являются обязательными, а их величина, как правило, неизвестна заранее. Для корпораций она устанавливается решением собрания акционеров на основании предложений совета директоров и на практике часто зависит от полученных результатов хозяйственной деятельности. Право на получение дивидендов дают как привилегированные, так и обыкновенные акции. В развитых странах по привилегированным акциям обычно выплачивается фиксированный дивиденд. Согласно отечественному законодательству в уставе акционерного общества должен быть определен минимальный размер дивиденда по привилегированным акциям.
Огромное влияние на дивиденды общества оказывает налоговая политика государства. Так, при высоком налогообложении доходов по ценным бумагам выгоднее получать большую заработную плату. Иногда для этого используются не совсем стандартные методы.
В мировой хозяйственной практике известны различные выплаты дивидендов:
- регулярные дивиденды, выплачиваемые на периодически или постоянной основе;
- дополнительные дивиденды;
- специальные дивиденды;
- ликвидационные дивиденды, выплачиваемые в случае ликвидации предприятия или его части и др.
Выплата дивидендов осуществляется в несколько этапов:
1. Дата объявления — совет директоров объявляет о намерении выплатить дивиденды в соответствующем объеме (сумме) определяет дату начала платежей.
2. Экс-дивидендная дата либо дата закрытия реестра — момент времени, до которого необходимо владеть акцией, чтоб иметь право на получение дивидендов. В этот день курс акций обычно снижается на величину, равную или близкую к объявленному дивиденду.
3. Дата платежа — день начала выплат дивидендов акционерам.
Выплата дивидендов может осуществляться в различны формах, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. К наиболее распространенным из них следует отнести:
- выплаты в денежной форме;
- автоматическое реинвестирование;
- выплата акциями;
- дробление акций;
- выкуп собственных акций и др.
Современная финансовая наука предполагает несколько теоретических подходов к решению вопросов дивидендной политики, наибольшее распространение из которых получили[7]:
1) Теория нерелевантности дивидендов. Модильяни и Миллер исследовали взаимосвязь дивидендной политики и стоимости предприятия в идеальных условиях. Исходя из сделанных допущений, авторы показали, что инвесторов в условиях совершенного рынка будет интересовать только общая доходность, а не ее конкретные формы. Таким образом, любая дивидендная политика будет приводить к одинаковым результатам.
В рамках данной теории возможны три варианта выплат дивидендов:
1) если доходность инвестиционного проекта превышает требуемый уровень рентабельности, то акционеры предпочтут реинвестировать прибыль;
2) если ожидаемая прибыль от инвестиций находится на уровне требуемой прибыли, то для акционеров все равно выплачивать дивиденды или реинвестировать прибыль;
3) если ожидаемая прибыль от инвестиций не обеспечивает требуемый уровень рентабельности, то акционеры предпочтут выплату дивидендов.
Исходя из этого, возможны ситуации, когда вся чистая прибыль направляется на выплату дивидендов и на оборот, когда вся чистая прибыль направляется на реинвестиции.
2) Теория предпочтения дивидендов. Сторонники данной теории считают, что дивидендная политика существенно влияет на величину совокупного богатства акционеров. Поскольку получение дохода в форме прироста стоимости капитала связано со значительным риском и величину дохода невозможно точно спрогнозировать, то акционеры всегда предпочтут дивидендные выплаты сегодня потенциально возможным выплатам в будущем.
Таким образом, путем увеличения доли прибыли направляемой на дивидендные выплаты предприятие повышает благосостояние акционеров в краткосрочной перспективе и снижает это благосостояние в долгосрочной перспективе.
3) Теория налоговых асимметрий. Данная теория основывается на налоговых эффектах. В случае, когда дивиденды облагаются более высокими налогами, чем прирост капитала, предприятия должны выплачивать самые низкие дивиденды, которые они могут себе позволить. В настоящее время данная теория не работает в Российской Федерации, поскольку ставка налогообложения дивидендов ниже, чем ставка подоходного налога и налога на прибыль.
4) Теория клиентуры. Суть данной теории заключается в том, что предприятие должно осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям и предпочтениям ее акционеров и будущих инвесторов. Таким образом, если основной состав акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на текущее потребление. Если же основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих доходов в будущем, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Те акционеры, которые будут не согласны с мнением большинства, реинвестируют свой капитал в другие предприятия, в результате чего состав акционеров будет еще более однороден.
5) Сигнальная теория. В современных условиях из-за наличия на рынке асимметричной информации большинство инвесторов не знают истинную стоимость предприятия. В этом случае выплаты дивидендов могут служить сигналами о будущей прибыли предприятия и его истинной стоимости. Соответственно, выплата дивидендов является важной информацией для рынка. Кроме того, выплата высоких дивидендов «сигнализирует» об устойчивости предприятия и его высоких доходах, а также о хороших перспективах.
6) Модель агентских издержек. В соответствии с представленной моделью увеличение дивидендных выплат является одним из способов снижения агентских издержек, поскольку сокращает денежные потоки предприятия и снижает возможности менеджмента осуществлять чрезмерное инвестирование в неприбыльные проекты.
В настоящее время единой для всех предприятий дивидендной политике не существует. На разных этапах развития, при различных изменениях внешней среды предприятия могут стремиться к накоплению (капитализации), либо к наращиванию дивидендного дохода акционеров. Выбор проводимой дивидендной политики определяется решением двух взаимосвязанных задач: 1) максимизация совокупного богатства акционеров, в виде дивидендных выплат и прироста стоимости предприятия; 2) обеспечение достаточного объёма собственных ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства.
Информация о работе Дивидендная политика корпорации и критерии ее выбора