Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:35, реферат
Целью данной работы является: определение сущности, значения дивидендной политики предприятия; анализ основных этапов её формирования, а так же анализ выбора оптимального типа дивидендной политики.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
Определение понятия и сущности дивидендной политики;
Определение основных теорий дивидендной политики;
Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на выбор дивидендной политики;
Определение подходов к формированию дивидендной политики;
Определение методик дивидендных выплат.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I Сущность дивидендной политики. Её значение в управлении финансами предприятия…………………………………………………….5
Глава II Основные теории дивидендной политики……………………9
Глава III Факторы, влияющие на выбор дивидендной политики……………………………………………………………………..13
3.1 Внешние факторы……………………………………………...13
3.2 Внутренние факторы…………………………………………..20
Глава IV Типы дивидендной политики…………………………………28
4.1 Подходы к формированию дивидендной политики…………28
4.2 Методики выплаты дивидендов………………………………31
4.3 Выбор дивидендной политики российскими акционерными обществами…………………………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………...40
Список использованной литературы………………………………………..44
2. Теория предпочтительности дивидендов. Ее авторы — М. Гордон и Д. Линтнер утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что она"очищена от риска" стоит всегда больше, чем доход отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли.
3. Теория минимизации
дивидендов (или "теория налоговых
предпочтений"). В соответствии
с этой теорией эффективность
дивидендной политики
4. Сигнальная теория
дивидендов (или "теория сигнализирования"
5. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или "теория клиентуры") В соответствии с этой теорией компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров, их менталитету. Если основной состав акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления.
И наоборот, если основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих предстоящих доходов, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения.
Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики — "консервативный", "умеренный" ("компромиссный") и "агрессивный". Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.
1. Остаточная политика
дивидендных выплат
2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю.
3. Политика минимального
стабильного размера
4. Политика стабильного
уровня дивидендов
5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом — "никогда не снижай годовой дивиденд") предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию.
III. Факторы,
влияющие на выбор дивидендной
политики акционерного
Прежде всего следует провести систематизацию факторов дивидендной политики, разделив их по месту возникновения на внешние и внутренние. К внешним можно отнести следующие группы факторов: требования законодательства; требования двусторонних соглашений и односторонних обязательств акционерного общества; макроэкономические факторы. К внутренним — группы субъективных и объективных внутрифирменных факторов.
Каждая из пяти приведенных ниже групп факторов может оказывать существенное влияние и накладывать ограничения на размер, форму и периодичность дивидендных выплат, а потому есть смысл рассмотреть их подробно.
3.1 Внешние факторы.
Факторы первой группы
В России источником таких ограничений является Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ. Согласно указанному нормативному акту акционерное общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов, если выполняется одно из следующих условий:
СЧА < УК + РФ + (Рл – Рн)
где СЧА -стоимость чистых активов акционерного общества;
УК -уставный капитал акционерного общества;
РФ - резервный фонд акционерного общества;
Рл -ликвидационная стоимость привилегированных акций;
Рн- номинальная стоимость привилегированных акций.
Помимо перечисленных выше условий запрещено объявлять дивиденды:
Несложно заметить, что требования, ограничивающие способность компании объявлять дивиденды, в основном касаются платежеспособности и финансовой устойчивости. Таким способом законодательство уравновешивает преимущества владельцев обыкновенных акций, которыми они обладают, перед кредиторами и владельцами привилегированных акций при распределении прибыли и препятствует умышленному или непреднамеренному уменьшению минимальных размеров имущества предприятия, гарантирующего интересы последних.
В силу того что между принятием решения о выплате (общим собранием акционеров) и выплатой дивидендов может пройти до 60 дней, некоторые ограничения на объявление дивидендов дублируются ограничениями на их выплату. По всей видимости, законодатель, вводя последние, исходил из возможности ухудшения финансового состояния эмитента в период между объявлением и выплатой дивидендов.
Так, на день выплаты дивидендов
эмитент не должен иметь признаков
банкротства, и они не должны появиться
как следствие выплаты. Признаки
банкротства для отдельных
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ свидетельствует, что юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Данный признак несостоятельности относится ко всем акционерным обществам, кроме кредитных организаций и естественных монополий топливно-энергетического комплекса.
Рассмотрение второй
подгруппы законодательных
Еще одним фактором второй
подгруппы выступает
Дата объявления решения о выплате дивидендов — момент объявления советом директоров (или общим собранием акционеров) предприятия решения о предстоящей выплате дивидендов и о размере дивидендов в расчете на акцию. С этой даты возникает обязательство общества по выплате дивидендов.
Начиная с предварительной даты каждый новый покупатель приобретает акции без права на получение ранее объявленного дивиденда. Период времени со дня составления списка акционеров и до даты выплаты дивидендов даже на развитых фондовых рынках составляет около одного месяца (в России максимальная продолжительность этого периода может составить 125 дней). За это время владельцы акций могут многократно сменить друг друга, поэтому механизм передачи прав на дивиденды, которые удостоверялись данными акциями на момент закрытия реестра, нормально функционировать не может. По этой причине правилами фондовой биржи, где обращаются такие акции, предусматривается объявление эксдивидендной даты, начиная с которой новый собственник теряет право на получение ранее объявленного дивиденда. Как правило, эксдивидендная дата устанавливается за 2—3 дня до наступления даты регистрации (составление списка) акционеров. Это время необходимо регистратору, чтобы внести необходимые изменения в реестр акционеров, так как одного дня для этого не всегда достаточно. При этом принимается:
.дата регистрации акционеров — дата, на которую составляется список владельцев ценных бумаг, обладающих правом на получение объявленного дивиденда;
Эмпирические исследования показывают, что на развитых фондовых рынках господствует тенденция снижения цены акций в эксдивидендные даты — это реакция на утрату их новым приобретателем права на получение объявленного дивиденда. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже в этот день специалист, отвечающий за организацию рынка акций соответствующего акционерного общества, автоматически уменьшает на размер дивидендов цену акций в заявках на их покупку. По мере приближения к очередной эксдивидендной дате цена акций постепенно повышается, поскольку каждый новый приобретатель акций получает право на дивиденды.
Что касается России, то здесь согласно букве закона эксдивидендная дата не имеет столь важного значения. Дело в том, что последовательность дивидендных событий согласно российскому законодательству следующая:
В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» составление списка акционеров, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, а следовательно, на получение возможного дивиденда, происходит чаще всего на 50, а в некоторых случаях на 65 дней раньше даты объявления дивидендов. Таким образом, эксдивидендная дата в России имеет важное значение только для участников фондового рынка, обладающих либо достоверной информацией о мнении совета директоров определенного предприятия относительно целесообразности дивидендных выплат в текущем периоде, либо развитой интуицией.