Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:35, доклад
Активные операции (сделки) банка включают в себя, в частности, комиссионные и гарантийные операции, которые относятся к дополнительным (прочим) операциям.
Дополнительные операции играют в общем случае вспомогательную роль. Согласно ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» к таким операциям отнесены операции, которые, как правило, могут проводить как банки, так и небанковские кредитные организации (а некоторые из данного круга операций могут проводить даже некредитные организации).
Понятие и виды
Технологии проведения банком лизинговых операций
1. Классификации лизинга
2. Способы участия кредитных организаций в лизинговых операциях
3. Этапы лизинговой операции и их основное содержание
4. Лизинговые платежи
Банковские электронные услуги.
1. Финансовые карты
2. Банковское обслуживание клиента на дому и на рабочем месте
3. Использование банковских услуг посредством Интернета
Использование поручительства в банковской практике. Банковская гарантия и техника ее предоставления
1. Виды поручительств, используемые банками
2. Виды банковских гарантий
Российские банки в последние годы заинтересовались возможностями Интернета. Это связано прежде всего с тем, что технология предоставления банковских услуг через Интернет позволяет в 10 рез уменьшить издержки на выполнение банковских операций.
Системы «банк – клиент» нужны в первую очередь самим банкам. Не всем, конечно, а тем, кто успешно работает и расширят свою клиентскую базу. В то же время оценить финансовую эффективность указанных систем для банков пока сложно.
С
позиции клиентов важнейшее преимущество
электронных банковских услуг –
возможность получения любой
информации в любое время суток
(наряду с использованием других возможностей).
Но в целом для клиентов банков
(как физических, так и юридических лиц),
главным фактором, сдерживающим их вступление
в число пользователей подобных систем,
остается размер оплаты услуг системы.
Использование поручительства
в банковской практике.
Банковская гарантия
и техника ее предоставления
Поручительство – традиционный способ обеспечения гражданско-правовых обязательств; сущность его состоит в том, что поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение этим лицом его обязательства. Отличием поручительства (и банковской гарантии) от других способов обеспечения исполнения обязательств является привлечение к процессу, в котором непосредственно заинтересованы две стороны, еще и третьего лица. Ответственность, которую поручитель берет на себя, может быть солидарной (с тем, за кого он ручается) или субсидиарной (дополнительной), единоличной или совместной (с другими поручителями), относятся к долгу в полной сумме или к ее части, распространяется как на уже существующее обязательство должника, так и на обязательство, которое возникает в будущем (ст. 361-363 ГК). Поручительство увеличивает вероятность того, что кредитору вернут причитающееся, поскольку если основной должник нарушит свое обязательство, то соответствующее требование можно предъявить поручителю.
С точки зрения банков поручительство – сделка из категорий дополнительных или «иных сделок», которые кредитные организации вправе заключать «в соответствии с законодательством РФ», т.е. наравне с любыми другими хозяйствующими субъектами. В поручительстве нет никакой «отраслевой», в том числе банковской, специфики.
Банк может участвовать в сделках поручительства тремя способами:
Способ 1 – выдача поручительства. Банк может за комиссионную плату выдавать поручительства за других юридических лиц, в том числе за другие банки, а также за физических лиц. Проситель поручительства при этом должен представить очень веские аргументы (на значительные комиссионные здесь не приходится рассчитывать). Чаще всего такие аргументы находят инсайдеры и аффилированные банку лица. В наших условиях высока вероятность того, что за выданное поручительство банкам на самом деле придется нести ответственность и поэтому они редко и неохотно идут на такие сделки.
Способ 2 – получение поручительств. Банк может за определенную плату попытаться получить поручительство за себя перед кредитором от других юридических лиц, в том числе от другого банка. Найти такого поручителя банку будет нелегко. Возможно им может стать дружественный банк или банк, входящий вместе с первым в одну банковскую группу или иное подобное объединение. Однако следует помнить, что обращение банка к этому инструменту в целом свидетельствует о его недостаточно высоком авторитете в деловом мире.
Способ 3 – принятие поручительства. Имеется в виду, что банк, прежде чем, например, выдавать кредит, требует чтобы потенциальный заемщик предоставил поручительство, которое за него дает другое лицо (юридическое или физическое). Такое требование со стороны банка особенно уместно, когда он не располагает достаточными и надежными данными о финансово-экономическом положении претендента на кредит и не полностью уверен, сможет или захочет последний надлежаще выполнить свои обязательства. Такое использование института поручительства получило в стране относительно широкое развитие. Так, Сбербанк России в качестве обеспечения кредитов населению принимает поручительства платежеспособных предприятий и организаций – клиентов самого Сбербанка, а также поручительства граждан России, имеющих постоянный и достаточный по размерам источник дохода.
Поручительство физических лиц – один из наиболее используемых банками способов обеспечения возвратности кредитов при кредитовании физических лиц, что обусловлено следующими его преимуществами:
Однако с точки зрения банка поручительство имеет и некоторые недостатки:
Таким образом, поручительство третьего лица, принимаемое банком, имеет свои преимущества и недостатки. Возможность его использования зависит от характера кредитного договора и благонадежности заемщика и поручителя. Поручительство приемлемо, если:
В соответствии со ст. 368 ГК в силу банковской гарантии банк или иная кредитная организация (гарант) дает по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму при предоставлении бенефициаром письменного требования об уплате.
Банковская гарантия – операция (сделка), которую вправе проводить лишь банки и иные кредитные организации, в том числе страховые. Принципиальная особенность банковской гарантии как обязательства состоит в том, что оно является самостоятельным, независимым от основного обязательства, базирующимся на договорных отношениях с принципалом и выдаваемым гарантом в пользу бенефициара. Гарантия как сделка – это по сути односторонняя сделка, т.е. при ее заключении достаточно волеизъявления одной стороны – гаранта, т.е. банковская гарантия сохраняет силу независимо от того, будет ли впоследствии уменьшено обязательство прекращено или даже признано недействительным.
Поскольку само содержание банковской гарантии составляет обязательство гаранта уплатить деньки тогда, когда бенефициар предоставит письменное требование об этом, постольку указание конкретной суммы – обязательное условие, без которого у гаранта не может возникнуть гарантийное обязательство (п. 1 ст. 432 ГК). Условие о сумме, на которую выдана гарантия, должно быть сформулировано однозначно, т.е. должна быть указана конкретная сумма, так как банковская гарантия не связана с основным обязательством и гарант не должен следить за исполнением такого обязательства.
Методы реализации гарантии можно разделить на две основные группы:
Сами банки, участвующие в таких операциях, разделяют гарантии на:
Как в случае с поручительствами, банк может выдавать, получать и принимать гарантии. В практике российских банков наиболее часто используются 2 последних способа: когда банк сам обращается в другие банки за гарантией (чаще всего – при проведении собственных или клиентских операций на внешних рынках); когда банк требует, чтобы гарантию другого банка представил клиент.
С точки зрения банка использование собственной гарантии выгодно тем, что, выдавая ее, банк отодвигает отвлечение средств из своего оборота, что невозможно при выдаче кредита. Вместе с тем, поскольку риск по гарантии практически равен кредитному риску, банк за такую свою услугу берет адекватные комиссионные, учитывая обеспечение, предлагаемое получателем гарантии (принципалом).
Схема работы банка с гарантиями за клиентов выглядит следующим образом. Заемщик представляет в банк – кредитор предгарантийное письмо, в котором банк – гарант дает свое согласие обеспечить возврат кредита данным заемщиком. Если кредитный комитет соглашается принять предлагаемую гарантию (а это должна быть гарантия банка, на которого в данном банке рассчитаны и утверждены соответствующие лимиты), то запрашиваются: оригинал гарантии, копия лицензии банка, его баланс и копия аудиторского заключения. Сумма свободного лимита на банк – гарант определяется, как правило, в виде разности между общей суммой лимита на банк – гарант и суммой его обязательств перед данным банком, руководствуясь специальным внутрибанковским нормативным документом.
К основным видам банковских гарантий, принимаемых российскими банками, относятся: контрактные платежные и гарантии возврата аванса; надлежащего исполнения контракта; оферты (участия в тендере); возврата кредита; гарантии таможенным органам (на оплату таможенных пошлин, учреждение таможенных складов, приобретение акцизных марок).