Европейский Союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:12, реферат

Описание работы

Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного ВМП (20% по покупательной способности валюты) и 6,4% населения мира. Он не представляет «сверхдержаву» в экономическом и политическом отношении. Европейский Союз включает 15 стран, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом.

Файлы: 1 файл

Европейский союз.docx

— 1,012.47 Кб (Скачать файл)

 

 

                                          

 

     Анализ источников формирования бюджета ЕС и основных направлений его использования свидетельствует о том, что радикальная реформа бюджетной, региональной и аграрной политики должна была быть завершена еще до начала расширения на восток. Однако, не изменив ныне действующих процедур управления, Европейский союз, по существу, загнал себя в институциональную ловушку, когда экономический потенциал стран, а следовательно, и их роль в формировании бюджета становятся совершенно не увязанными с их возможностями влиять на принимаемые в организации решения. Сказанное подтверждается данными таблицы 9.

Основные показатели развития стран-членов ЕС-27 и вес их голосов

Группы стран

Доля в населении ЕС

Доля в ВВП ЕС

Доля в бюджете ЕС

Доля голосов в соответствии с Договором о ЕС в редакции 2001 г.

Основные плательщики  в бюджет ЕС

Страны среднего уровня  взносов в бюджет ЕС

Страны-члены ЕС-15 со средним  уровнем поддержки из фондов ЕС

Страны-члены ЕС-15 с высоким  уровнем поддержки из фондов ЕС

Новые члены, претендующие на средний уровень поддержки из фондов ЕС

Новые члены, претендующие на высокий уровень поддержки из фондов ЕС

23,94 

 

38,65 

 

13,25 

 

 

 

2,25 

 

 

 

4,42 

 

 

 

 

 

17,49

32,24 

 

49,13 

 

11,94 

 

 

 

1,58 

 

 

 

1,42 

 

 

 

 

 

3,70

33,65 

 

46,59 

 

12,63 

 

 

 

1,79 

 

 

 

1,54 

 

 

 

 

 

3,80

17,97 

 

27,54 

 

16,81 

 

 

 

4,64 

 

 

 

9,86 

 

 

 

 

 

21,45

* Основные плательщики  вносят те бюджет свыше 0,3% ЕС. Среди них Германия, Нидерланды, Швеция и Австрия. Страны среднего  уровня взносов в бюджет ЕС  вносят до 0,3% бюджета. В эту  группу входит Дания, Франция,  Италия, Финляндия и Великобритания. Страны-члены ЕС-15 со средним уровнем  поддержки из фондов ЕС получают  от Европейского Союза помощь  в размере до 3%  их валового  национального продукта.  В эту  группу входят Бельгия, Испания,  Ирландия и Португалия. Помощь  в отношении стран-членов с  высоким уровнем поддержки из  фондов   ЕС  превышает   3%   их   ВНП.   В   группу   входят  очень   разные   по  экономическому потенциалу страны - Греция и Люксембург. Новые члены  со средним  уровнем  поддержки   из фондов  ЕС также должны  получать до  3% национального  валового продукта.  По имеющимся  оценкам, к их числу будут  относиться Кипр, Чехия, Латвия, Мальта, Словения и Словакия. Новыми членами  с высоким уровнем поддержки  окажутся Полина, Эстония, Венгрия,  Болгария, Литва и Румынии, чей  ВНП более чем на 3% будет формироваться  за счет помощи из фондов  Европейского Союза.


 

Динамика бюджетных расходов ЕС по статье «сближение» в случае расширения (млрд. евро.)

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ЕС-15

Структурные фонды

Фонд сближения

29,4

2,6

28,8

2,6

28,3

2,6

27,7

2,6

27,1

2,5

27,1

2,5

26,7

2,5

Новые государства-члены  ЕС

Структурные фонды и Фонд сплочения

Поддержка кандидатов

Всего

0

1,0

33,0

0

1,0

32,4

3,8

1,0

35,7

5,8

1,0

37,1

7,9

1,0

38,5

10,0

1,0

40,6

12,1

1,0

42,3


 
В следствие того, что ожидаемый  ежегодный экономический рост –  примерно 2,5% в странах ЕС-15 и 4% в новых странах-членах – создаст к концу рассматриваемого периода дополнительно лишь половину средств, вторую половину необходимо будет получить за счет сокращения получателей в ЕС-15. 
За счет программы «сближения» планируется достижение следующих основных экономических показателей стран ЦВЕ, которые представлены в таблице 11.

 

 

Планируемые экономические  показатели развития некоторых стран ЦВЕ в 2007-20010 годах .

страна

показатель

годы

2007

2008

2009

2010

Латвия

ВВП

8,1

6,7

6,5

6,5

Инфляция

6,2

4,3

3,0

3,0

Баланс госбюджета

-1,7

-1,6

-1,5

-1,4

Литва

ВВП

6,5

6,5

6,2

6,0

Инфляция

1,2

2,9

2,5

2,9

Баланс госбюджета

-2,5

-2,5

-1,8

-1,5

Словения

ВВП

4,0

3,8

3,9

4,0

Инфляция

3,6

3,0

2,7

2,6

Баланс госбюджета

-2,1

-2,1

-1,8

-1,1


 
Из таблицы видно, что, однако даже такие темпы роста не смогут «приблизить» страны ЦВЕ на «приемлемое» расстояние для обеспечения возможности безболезненного присоединения. 
Проблемы присоединения новых членов накладывают на страны Европейского союза дополнительные обязательства по созданию более эффективной системы функционирования. 
Возможные сценарии дальнейшего развития валютного союза. Эксперты МВФ, учитывая дальнейшие внутренние преобразования в странах Европейского союза и продолжающуюся интеграцию, рассчитали два сценария дальнейшего развития стран в рамках валютного союза в 2000-2010 годах.

Следуещее сравнение производится с абсолютной величиной экономик стран мира, а не с относительной (ВВП на душу населения). ВВП рассчитан по паритету покупательной способности, а не простым математическим пересчетом текущих валютных курсов стран мира. Это сделано для улучшения объективности оценки.

Колонка 1 — показывает место страны в мире на этот год

Колонка 2 - страна. Страны взяты не все, а только те, которые значимы для нашего разбора:

Колонка 3 — величина ВНП по ппп.

Колонка 4 — вес величины экономики конкретной страны относительно России, в процентах. Россия принята за 100%, а ВВП других стран пересчитан в % к её ВВП — и для 2003-го, и для 2011-го. Из этой графы можно наглядно видеть — выросла ли величина экономики конкретной страны относительно России, или уменьшилась

Колонка 5 (слева групп колонок) — показывает цветом, кто куда катится и в каком направлении. Белый — осталась на месте в мировой табели о рангах, оранжевый — катится в сраное говно вниз, зелёный — поднимается наверх. Рекордсмены подьема и падения выделены более интенсивным цветом.

 
 

Экономическое состояние  стран уже сегодня входящих в  Еврозону определяет, в первую очередь, дальнейшие перспективы евро. Как  отмечается в литературе, «перспективы единой валюты, в принципе, вытекают из причин ее создания, проанализированных ранее. Снижение трансакционных издержек, рост конкуренции, облегчение борьбы с  инфляцией, ускорение интеграционных процессов и создание сильной  валюты ведут, соответственно, к снижению уровня инфляции, усилению процессов  экономической консолидации и, как  следствие, к ускоренному экономическому росту». 
Для детального анализа экономического будущего стран Еврозоны необходимо, прежде всего, рассмотреть те факторы, которые окажут влияние на состояние экономики стран Европейского валютного союза в средне и долгосрочной перспективе, общий инвестиционный и финансовый климат, конкурентоспособность европейских товаров на мировых рынках, а также внутренние экономико-социальные аспекты – безработицу, уровень инфляции и др. Такими факторами, по нашему мнению, должны быть усиление процессов экономической консолидации, перспективы евро в качестве международной валюты, экономический потенциал создаваемого союза, а также процесс развития финансовых рынков. 
Усиление процессов экономической консолидации. Появление евро существенно усиливает процессы экономической консолидации в Европе. Во-первых, в последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран Европейского союза: достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют, не входящих в Еврозону стран. 
Во-вторых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой Еврозоны – с созданием валютного союза в Европе возникло твердое ядро, члены которого связаны отношениями сильной экономической и политической сплоченности. 
В-третьих, валютный союз является центром возросшего притяжения для остальных частей Европы и, прежде всего, для стран Центральной и Восточной Европы. 
Перспективы евро в качестве международной валюты. Степень интернализации валюты зависит от ряда факторов: размер ВВП; степень участия в мировой торговле; высокоразвитые и высоколиквидные финансовые рынки; открытость экономики; низкая инфляция, макроэкономическая стабильность; бездефицитный баланс внешних расчетов; устойчивость экономики к внешним воздействиям; потенциал экономического роста. Причем первые три из них являются решающими. К 2009 году по сравнению с 2005 годом ситуация в целом изменилась не значительно. В то же время, если бы Великобритания вошла в ЭВС, это отставание было бы сведено к минимуму. Вхождение в 2007-2010 годах в Европейский валютный союз стран ЦВЕ с одной стороны увеличит такие показатели Еврозоны, как совокупный ВВП, экспорт и импорт, население, однако может негативно отразиться на экономическом потенциале, а именно на уровне безработицы, государственном долге, текущем балансе и в целом несколько снизить средний уровень жизни в странах ЕВС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Список использованной литературы 
 
1.Г.А.Арбатов, К.Н.Брутенц, Э.А.Иванян, В.Ф.Петровский : Современные США 
2.Географический энциклопедический словарь 
3.Ломакин В.К. Мировая экономика . – М., 2008– 727 с. 
4.Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник. / Под ред. проф. Колесова В.П. и др. – М. : Флинта , 2000 – 480 с. 
5.Новейшая история (2009) 
6.Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров: Экономическая и социальная география 
10.Ю.П.Аверкиева, Л.Н.Карпов, Ю.В.Бромлей, Н.И.Лебедев: Страны и народы. Америка.


Информация о работе Европейский Союз