Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:12, реферат

Описание работы

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой политики являются - повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее, очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества - оздоровление и структурная перестройка экономики повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля - достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Правовые нормы……………………………………………………….5
Раздел 2. Фактическое состояние………………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………….....14
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

финансовая система РФ.docx

— 37.86 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Национальный исследовательский 

Иркутский государственный  технический университет

Институт экономики, управления и права 

Кафедра экономической теории и финансов

 

 

 

Реферат по дисциплине: «Финансовый маркетинг»

на тему: «Финансовая система Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнил: студент гр. ФК-10-2

                                                                                                      

Проверил: Зайцев М.А.

 

 

Иркутск 2013

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Раздел 1. Правовые нормы……………………………………………………….5

Раздел 2. Фактическое состояние………………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………….....14

Список литературы……………………………………………………………....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и  по выполняемым функциям. Деньги - это  всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты  труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический  инструмент распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта и  национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Считается, что понятие финансовой системы  является развитием общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические  общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые  призвана решать финансовая система, можно  назвать -недостаточные темпы развития экономики - диспропорции развития экономической системы - отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках - излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс -низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. В менеджменте по характеру и частоте взаимодействия с внешней средой выделяют два основных типа систем закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики была закрытая финансовая система вследствиетого, что - курс валюты был строго фиксирован - собственником средств производства, земельной собственности, крупной недвижимости было государство - предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах установленного жесткого плана плановая конвертируемость -имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных договорах цены не выражались в отечественной валюте - валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться только государством, но не гражданами или предприятиями и др.

Открытая  финансовая система характеризуется  достаточно частым и интенсивным  взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это  объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.

Такое многообразие форм собственности открывает  возможность создания ряда финансовых инструментов лизинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д. Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны. Известно определение финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений структурируют три взаимосвязанные сферы финансы хозяйствующих субъектов предприятий, организаций, учреждений, страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев подсистем имеет свои задачи подфункции финансовой системы, собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Совокупность  всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено  решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой политики являются - повышение объема и эффективности использования  финансовых ресурсов. Последнее, очень  важно для проверки воздействия  финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества - оздоровление и структурная перестройка экономики повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля - достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании  возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе  к главной цели экономической  политики. Уровень жизни выступает  теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру  использования финансовых ресурсов.

Раздел 1: Правовые нормы и понятия.

Нормы финансового права регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.   
 
Финансово-правовые нормы могут быть следующих видов:   
- запрещающие нормы - запрет на совершение каких-либо действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т. п.);   
- обязывающие нормы - обязанность совершить какие-либо действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.);  
-  уполномочивающие нормы - определяют полномочия участников финансового правоотношения в совершении определенных действий (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т.д.).

  Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения субъектам финансового права. Участники финансовых отношений не вправе изменить предписания нормы и условия ее применения.    
Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за невыполнение предписаний государства.  
 
Финансово-правовые нормы, помимо способа воздействия на участников финансовых отношений, в зависимости от своего содержания подразделяются на:   
 
 - материальные нормы (закрепляют структуру бюджетной системы, бюджетное устройство, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т. е. закрепляют материальное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений);   
 - процессуальные нормы (устанавливают порядок применения и действия норм материального права). Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую законом деятельность законодательных и исполнительных органов власти и органов управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов разных уровней.

Финансовая норма состоит из:   
- гипотезы, которая определяет условия, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов - участников правоотношений;  
- диспозиции, которая определяет права и обязанности субъектов правоотношения;   - санкций, которые указывают, как правило, на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2: Фактическое состояние

Что же представляет собой финансовая система России Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства. Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними. В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая  система РФ включает следующие звенья финансовых отношении государственный  бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии  различных форм собственности. Все  вышеперечисленные финансовые отношения  можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная  роль, которую выполняет государство  в области экономического и социального  развития, приводит к необходимости  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства  в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и  методы образования и использования  денежных фондов применяются кредитными и страховыми

звеньями  финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Несмотря на разграничение  сферы деятельности и применение особых способов и форм образования  и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система единая система, так как  базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных

средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

 

Государственный бюджет. Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для

обеспечения функций органов государственной  власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как  закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных  и социальных задач. ГБ характеризуется  следующими чертами -носит ярко выраженный балансовый характер.

Превышение  расходов над доходами составляет дефицит  бюджета, -формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов. Основные функции бюджета -перераспределение национального дохода и примерно 50 ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения -государственное регулирование и стимулирование экономики -финансовое обеспечение финансовой политики -контроль за образованием и использованием

централизованного фонда денежных средств. В управлении бюджетным процессом принимают  участие все органы государственной  власти и управления РФ, однако центральное  место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ. Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства. Организационная  структура - включает республиканский  бюджет, 21 бюджет республик в составе  РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты

Москвы  и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов. Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации