Финансовая система в Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является рассмотреть финансовую систему в Республики Казахстан.
Исходя из поставленной цели, попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть понятие финансовой системы
• исследовать государственный бюджет РК
• рассмотреть контроль и управление финансами

Файлы: 1 файл

Организационная структура финансового менеджмента.docx

— 47.52 Кб (Скачать файл)

Государственный бюджет как экономическая категория  выполняет функции - распределительную  и контрольную. Бюджет воздействует на экономику через бюджетный  механизм. Бюджетный механизм - это  совокупность форм и методов образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства.

Регулирование экономики осуществляется путем  установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов  его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной системы, организационные  формы взаимосвязи ее звеньев.

В состав бюджетной системы Республики Казахстан  входят: республиканский бюджет и  местные бюджеты, которые в свою очередь подразделяются на областные, бюджеты городов и районов.

Государственный бюджет представляет собой свод республиканского и местных бюджетов без учета  взаимопогашающих операций между ними. В Бюджетном кодексе РК государственный бюджет представлен понятием консолидированный бюджет - бюджет, который состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы, поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд РК.

17 декабря  1991 года был подписан первый  Закон «О бюджетной системе», который определил бюджетное  устройство Казахстана. Второй Закон  был подписан 24 декабря 1996 года  вследствие принятия Конституции  и нового налогового законодательства. В 1997 году внедрена новая бюджетная  классификация доходов и расходов, позволившая взаимоувязать расходы бюджетов с выполнением программ.

В апреле 1999 года принят третий Закон «О бюджетной  системе». Произведено разделение доходной части между республиканским и местными бюджетами по видам поступлений, разграничены государственные функции. Важным шагом в реформировании бюджетного процесса стала реорганизация Агентства по стратегическому планированию, Министерства экономики и торговли, Министерства государственных доходов, Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерства финансов в 2002 году. Тем самым были разделены функции планирования и исполнения бюджета, а процессы стратегического, экономического и бюджетного планирования были консолидированы.

С 2005 года вступил в действие Бюджетный  кодекс - единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная  от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном кодексе заложены новые принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее  существовавшие принципы бюджетного планирования.

Введена вертикальная схема внутреннего  контроля республиканского и местных  бюджетов: внутренний контроль проводит Комитет финансового контроля Минфина. Функции внешнего контроля остаются за Счетным комитетом и ревизионными комиссиями маслихатов. Введен новый механизм перечисления средств в Национальный фонд. В целях эффективной реализации поставленных задач Нацфонда разработан метод сбалансированного бюджета с учетом положительного мирового опыта.

Бюджетная система основывается на принципах  единства, полноты, реальности, гласности. В Бюджетном кодексе РК к этим общепринятым принципам добавлены  принципы транспарентности, последовательности, эффективности и результативности, приоритетности, ответственности, самостоятельности бюджетов. В доходной части бюджета государства основную долю занимают налоговые поступления - 90 %, а также существуют неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала.

Рассмотрение  проекта республиканского бюджета  осуществляется Республиканской бюджетной  комиссией и определяется на предстоящий  финансовый год не позднее 1 августа  года, предшествующего планируемому финансовому году.

Проект  закона о республиканском бюджете  на предстоящий финансовый год вносится Правительством РК в Парламент РК не позднее 1 сентября. Утверждение  республиканского бюджета происходит на совместном заседании палат Парламента РК не позднее 1 декабря текущего года.

Исполнение  бюджета начинается 1 января и завершается 31 декабря текущего финансового  года.

Правительство РК обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение местных бюджетов.

Закон РК « О республиканском бюджете  на 2008 год» был принят 6 декабря 2007 года.

 

3.2.2 Состав  доходов и расходов государственного бюджета

Функционирование  бюджета, связанное с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических  форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы  стоимостного распределения.

Обе категории  имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство  необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав  и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления  бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях.

При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и  методы формирования доходов и осуществления  расходов. Состав и структура доходов  государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей  системой налоговых платежей и поступлениями  неналоговых средств.

Структура бюджета строится на основе бюджетной  классификации и состоит из следующих  разделов:

1)доходы:

- налоговые  поступления;

- неналоговые  поступления;

- поступления  от продажи основного капитала;

- поступления  трансфертов;

2)затраты;

3)операционное  сальдо;

4)чистое  бюджетное кредитование:

- бюджетные  кредиты;

- погашение  бюджетных кредитов;

5)сальдо  по операциям с финансовыми  активами:

- приобретение  финансовых активов;

- поступления  от продажи финансовых активов  государства;

6)дефицит  (профицит) бюджет;

7)финансирование  дефицита (использование профицита)  бюджета:

- поступление  займов;

- погашение  займов;

- движение  остатков бюджетных средств.

Доходами  бюджета являются налоговые и  другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства, передаваемые государству  на безвозмездной и безвозвратной  основах.

Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные  Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Неналоговые поступления - обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные  законодательными актами РК.

Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства:

- от продажи  государственного имущества;

- от продажи  товаров из государственного  материального резерва;

- от продажи  земельных участков, находящихся  в государственной собственности  или предоставления их в постоянное  или временное пользование;

- от продажи  нематериальных активов, принадлежащих  государству.

Поступления трансфертов - безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета.

Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они  подразделяются на следующие виды:

1) затраты,  обеспечивающие деятельность государственных  учреждений;

2) затраты,  связанные с организацией и  проведением мероприятий, не носящих  постоянного характера;

3) затраты  на государственный заказ - оплата  государственными учреждениями  товаров (работ, услуг), полученных  от физических, юридических лиц  и крестьянских хозяйств на  основе гражданско-правовых сделок  в рамках реализации бюджетных  программ;

4) денежные  выплаты физическим лицам - затраты,  связанные с платежами физическим  лицам в денежной форме в  соответствии с законодательными  актами РК, кроме денежных выплат  работникам за труд;

5) иные  виды затрат на выполнение  обязательств государства. 

Операционное  сальдо - разница между доходами и затратами бюджета.

Чистое  бюджетное кредитование - разница  между бюджетными кредитами и  их погашением.

В зависимости  от срока предоставления бюджетные  кредиты подразделяются на следующие  виды: краткосрочные - до 1 года; среднесрочные - от 1 года до 5 лет; долгосрочные - от 5 до 30 лет.

Cальдо по операциям с финансовыми активами - разница между суммами приобретения финансовых активов и поступлений от продажи финансовых активов государства.

Анализ  данных таблиц показывает, что значительный рост доходов государственного бюджета  наблюдается в республике в 2005 году и составил 2098,5 млрд. тенге. Это было обусловлено ростом нефтедоходов, в частности корпоративного подоходного налога. За год поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога выросли в 2,2 раза составив 834,3 млрд. тенге, или 39,8 % доходов бюджета. В 2006 году было принято решение о том, что все нефтедоходы должны поступать в Национальный фонд РК, а с Нацфонда предусмотреть трансферты в республиканский бюджет. В результате использования этого механизма в 2006-2007 году в определенной степени уменьшились поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога.

 

 


Информация о работе Финансовая система в Республики Казахстан