Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:41, курсовая работа
Цель курсовой работы является рассмотреть финансовую систему в Республики Казахстан.
Исходя из поставленной цели, попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть понятие финансовой системы
• исследовать государственный бюджет РК
• рассмотреть контроль и управление финансами
Государственный
бюджет как экономическая категория
выполняет функции - распределительную
и контрольную. Бюджет воздействует
на экономику через бюджетный
механизм. Бюджетный механизм - это
совокупность форм и методов образования
и использования
Регулирование
экономики осуществляется путем
установления количественных размеров
централизованного фонда
Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев.
В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые в свою очередь подразделяются на областные, бюджеты городов и районов.
Государственный бюджет представляет собой свод республиканского и местных бюджетов без учета взаимопогашающих операций между ними. В Бюджетном кодексе РК государственный бюджет представлен понятием консолидированный бюджет - бюджет, который состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы, поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд РК.
17 декабря
1991 года был подписан первый
Закон «О бюджетной системе»,
который определил бюджетное
устройство Казахстана. Второй Закон
был подписан 24 декабря 1996 года
вследствие принятия
В апреле 1999 года принят третий Закон «О бюджетной системе». Произведено разделение доходной части между республиканским и местными бюджетами по видам поступлений, разграничены государственные функции. Важным шагом в реформировании бюджетного процесса стала реорганизация Агентства по стратегическому планированию, Министерства экономики и торговли, Министерства государственных доходов, Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерства финансов в 2002 году. Тем самым были разделены функции планирования и исполнения бюджета, а процессы стратегического, экономического и бюджетного планирования были консолидированы.
С 2005 года вступил в действие Бюджетный кодекс - единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном кодексе заложены новые принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее существовавшие принципы бюджетного планирования.
Введена
вертикальная схема внутреннего
контроля республиканского и местных
бюджетов: внутренний контроль проводит
Комитет финансового контроля Минфина.
Функции внешнего контроля остаются
за Счетным комитетом и
Бюджетная система основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности. В Бюджетном кодексе РК к этим общепринятым принципам добавлены принципы транспарентности, последовательности, эффективности и результативности, приоритетности, ответственности, самостоятельности бюджетов. В доходной части бюджета государства основную долю занимают налоговые поступления - 90 %, а также существуют неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала.
Рассмотрение проекта республиканского бюджета осуществляется Республиканской бюджетной комиссией и определяется на предстоящий финансовый год не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году.
Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год вносится Правительством РК в Парламент РК не позднее 1 сентября. Утверждение республиканского бюджета происходит на совместном заседании палат Парламента РК не позднее 1 декабря текущего года.
Исполнение бюджета начинается 1 января и завершается 31 декабря текущего финансового года.
Правительство РК обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение местных бюджетов.
Закон РК « О республиканском бюджете на 2008 год» был принят 6 декабря 2007 года.
3.2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета
Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения.
Обе категории
имеют специфическое
Состав
и структура доходов и расходов
зависят от направлений осуществления
бюджетной и налоговой политики
государства, осуществляемых в конкретных
социально-экономических и
При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств.
Структура бюджета строится на основе бюджетной классификации и состоит из следующих разделов:
1)доходы:
- налоговые поступления;
- неналоговые поступления;
- поступления от продажи основного капитала;
- поступления трансфертов;
2)затраты;
3)операционное сальдо;
4)чистое бюджетное кредитование:
- бюджетные кредиты;
- погашение бюджетных кредитов;
5)сальдо по операциям с финансовыми активами:
- приобретение финансовых активов;
- поступления от продажи финансовых активов государства;
6)дефицит (профицит) бюджет;
7)финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:
- поступление займов;
- погашение займов;
- движение остатков бюджетных средств.
Доходами бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства, передаваемые государству на безвозмездной и безвозвратной основах.
Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Неналоговые поступления - обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные законодательными актами РК.
Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства:
- от продажи государственного имущества;
- от продажи товаров из государственного материального резерва;
- от продажи
земельных участков, находящихся
в государственной
- от продажи
нематериальных активов,
Поступления трансфертов - безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета.
Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они подразделяются на следующие виды:
1) затраты,
обеспечивающие деятельность
2) затраты,
связанные с организацией и
проведением мероприятий, не
3) затраты
на государственный заказ - оплата
государственными учреждениями
товаров (работ, услуг), полученных
от физических, юридических лиц
и крестьянских хозяйств на
основе гражданско-правовых
4) денежные
выплаты физическим лицам - затраты,
связанные с платежами
5) иные виды затрат на выполнение обязательств государства.
Операционное сальдо - разница между доходами и затратами бюджета.
Чистое бюджетное кредитование - разница между бюджетными кредитами и их погашением.
В зависимости от срока предоставления бюджетные кредиты подразделяются на следующие виды: краткосрочные - до 1 года; среднесрочные - от 1 года до 5 лет; долгосрочные - от 5 до 30 лет.
Cальдо по операциям с финансовыми активами - разница между суммами приобретения финансовых активов и поступлений от продажи финансовых активов государства.
Анализ данных таблиц показывает, что значительный рост доходов государственного бюджета наблюдается в республике в 2005 году и составил 2098,5 млрд. тенге. Это было обусловлено ростом нефтедоходов, в частности корпоративного подоходного налога. За год поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога выросли в 2,2 раза составив 834,3 млрд. тенге, или 39,8 % доходов бюджета. В 2006 году было принято решение о том, что все нефтедоходы должны поступать в Национальный фонд РК, а с Нацфонда предусмотреть трансферты в республиканский бюджет. В результате использования этого механизма в 2006-2007 году в определенной степени уменьшились поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога.
Информация о работе Финансовая система в Республики Казахстан