Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:51, курсовая работа
Целью проекта является изучение сущности финансового планирования, форм финансовых планов и метода разработки основного финансового плана предприятия. При этом следует решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы планирования финансовой деятельности, а именно раскрыть сущность и принципы планирования финансовой деятельности, а также изучить виды финансовых планов и их взаимосвязь;
Ознакомиться с методикой разработки основного финансового плана на предприятии, а именно рассмотреть анализ финансового положения предприятия, планирование доходов и расходов, и ознакомиться с проверкой финансового плана;
Сделать выводы по освоенному материалу и изученным теоретическим основам.
Введение………………………………………………………………………...………………..4
Глава 1. Основы финансового планирования на предприятии……………………………….5
1.1. Сущность финансового планирования…………………………………………….5
1.2. Принципы финансового планирования……………………………………………6
1.3. Виды финансовых планов……………………………………………………….….7
1.4. Взаимосвязь финансового плана с другими планами предприятия…………….11
Глава 2. Методика разработки финансового плана (баланс доходов и расходов) на предприятии…………………………………………………………………………………….13
2.1. Анализ финансового положения предприятия…………………………………...13
2.2. Планирование доходов и поступлений…………………………………………...15
2.3. Планирование расходов и отчислений…………………………………………....23
2.4. Проверка финансового плана………………………………………………....…...26
Заключение…………………………………………………………………………………...…28
Список использованных источников и литературы………………..………………………...29
Приложения……………………………………………………………………………………..30
(2.1)
Величину прибыли от реализации продукции (П6) можно определить по следующей формуле:
где — выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия, млн р.;
— отчисления
в социальные фонды,
— акцизный налог, млн р.;
— налог на добавленную стоимость, млн p.;
— полная себестоимость i-й реализуемой продукции, млн. р.;
n — количество видов продукции.
Расчет плановой суммы прибыли целесообразно вести методом прямого счета по каждому виду продукции (услуг) с последующим суммированием результата в целом по предприятию. Результаты расчетов следует свести в таблицу 2.1.
Показатели таблицы 2.1 отражают последовательность и логику выполнения плановых расчетов. Расчет прибыли от реализации конкретного вида продукции начинается с расчета остатков нереализованной продукции на начало планируемого года (конец отчетного года — года, предшествующего планируемому).
(2.2)
Затем рассчитываются остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого года, так называемые выходные остатки. Они рассчитываются исходя из среднесуточного выпуска продукции и норматива запасов готовой продукции в днях по формуле:
где — годовой объем товарной продукции в отпускных ценах предприятия, млн р.;
— норматив остатков готовой продукции на складе, дней;
— расчетное количество дней в году.
Таблица 2.1
Расчет прибыли от реализации товарной продукции, тыс. р. по предприятию на_____г.
Показатели |
Базисный год |
Планируемый год | |||
план |
отчет за 9 месяцев |
ожидаемое выполнение |
В ценах базисного года |
в ценах планируемого года | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Остатки нереализованной
продукции на начало 1.1. По производственной себестоимости 1.2. По отпускным ценам 1.3. Доход |
|||||
2. Товарная продукция 2.1. По полной себестоимости 2.2. По отпускным ценам 2.3. Доход | |||||
3. Остатки нереализованной
продукции на конец 3.1. По производственной себестоимости 3.2. По отпускным ценам 3.3. Доход | |||||
4. Реализация продукции 4.1 По полной себестоимости (стр. 1.1 + стр. 2.1 - стр. 3.1) 4.2. По отпускным ценам (стр. 1.2 + стр. 2.2 - стр. 3.2) 4.3. Доход (стр. 1.3 + стр. 2.3 - стр. 3.3) | |||||
5. Отчисления в социальные фонды | |||||
6. Акциз | |||||
7. Налог на добавленную стоимость | |||||
8. Прибыль предприятия от реализации продукции (стр. 4.3 - стр. 5 - стр. 6 - стр. 7) |
На основе изменения остатков готовой продукции на начало и конец планируемого года и объема товарной продукции, рассчитанных по полной себестоимости и в отпускных ценах, определяется объем реализованной продукции (по полной себестоимости и в отпускных ценах) и доход, полученный от реализации данного вида продукции. Величина дохода () рассчитывается как сумма дохода от реализации товарной продукции () и дохода в остатках готовой продукции на начало планируемого года () за минусом дохода в остатках на конец планируемого года () по формуле:
(2.3)
Использование метода прямого
счета при планировании прибыли
предусматривает наличие на момент
расчетов широкого круга различных
данных. Однако динамизм внешней среды,
неопределенность экономической ситуации
иногда не позволяют прогнозировать
некоторые экономические
(2.4)
Прогнозируемый объем прибыли () рассчитывается по формуле
где — фактическая прибыль, полученная в отчетном году;
— прогнозируемый годовой индекс инфляции.
(2.5)
Если планируемый уровень
где — выручка от реализации i-й продукции в отпускных ценах;
— отчисления в социальные фонды, включаемые в отпускную цену продукции;
— акцизы;
— полная
себестоимость реализованной
— налог на добавленную стоимость;
— коэффициент роста инфляции на продукцию предприятия;
— коэффициент роста инфляции на сырье, используемое предприятием.
Эффективным средством прогнозирования
прибыли, особенно в зарубежной практике
управления, являются графики рентабельности,
учитывающие сложные
(2.6)
На рисунке 2.1 приведены две наиболее распространенные модификации графиков рентабельности. Из них видно, что главная задача заключается в том, чтобы определить точку, для которой денежные доходы равны денежным расходам. Для этого необходимо знать постоянные издержки, переменные издержки, объем продаж, отношение переменных издержек к объему выпуска, объем выпуска и общий объем сбыта. Если эти величины известны, то можно построить график и быстро определить прибыль и убытки. Точка безубыточности может быть также определена аналитическим путем. Одна из возможных формул имеет следующий вид:
где — точка безубыточности (break-even point);
— фиксированные издержки;
— переменные издержки;
— соответствующий объем продаж.
Следует отметить, что простые зависимости, показанные на рисунке 2.1, действительно имеют место во многих компаниях в пределах некоторого интервала. В этом интервале, обозначенном на графике заштрихованной областью, функциональные зависимости можно рассматривать как линейные. Обычно этот интервал достаточен, чтобы охватить область прогнозов компании на ближайшее будущее. В этом случае графики рентабельности могут служить простым, но важным инструментом интеграции сложных элементов систем бюджетов и планирования [5].
(2.7)
2. Амортизационные отчисления. После прибыли они являются вторым источником финансовых ресурсов предприятия. Они предназначены для финансирования затрат, связанных с простым и расширенным воспроизводством основных фондов предприятия. Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости в планируемом периоде групп амортизируемых основных фондов (здания, сооружения, рабочие машины, оборудование и др.) и средней нормы амортизационных отчислений по этим группам, фактически сложившейся в отчетном году по формуле:
где — плановая сумма амортизационных отчислений, млн. р.;
— средняя фактически сложившаяся норма амортизационных отчислений по отчету за год, предшествующий планируемому, %;
— среднегодовая
плановая стоимость
(2.8)
Средняя норма амортизации () рассчитывается делением суммы фактически начисленной амортизации по отчету за предшествующий плановому год () на фактическую среднегодовую стоимость амортизируемых основных фондов () по формуле:
3. Финансовые ресурсы строительства. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в строительстве, планируются при выполнении работ хозяйственным способом в условиях внутрихозяйственного расчета. В этом случае структурному подразделению предприятия, выполняющему ремонтно-строительные работы, доводятся финансовые показатели: плановые накопления; задания по снижению себестоимости работ; норматив оборотных средств.
К источникам финансовых ресурсов относятся:
• мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве;
• плановые накопления и экономия в строительстве.
(2.9)
Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве () может быть результатом сокращения потребности строительного комплекса предприятия в оборотных средствах или ускорения их оборачиваемости и рассчитывается по формуле:
где — оборотные активы стройки на начало планового периода, млн. р.;
— потребность стройки в оборотных активах на конец года, млн. р.;
, — кредиторская задолженность стройки на начало и конец планового периода соответственно, млн р.
В случае, если потребность в оборотных средствах на конец планируемого года больше их наличия на начало, необходимо увеличивать объем финансирования капитального строительства.
(2.10)
Плановые накопления () по строительным работам, выполняемым хозспособом, рассчитываются по формуле:
где — планируемый объем строительно-монтажных работ в сметных ценах, млн. р.;
— планируемый процент накоплений.
(2.11)
Экономия в строительстве может быть достигнута за счет снижения себестоимости строительно-монтажных работ. Задания по снижению себестоимости устанавливаются в процентах () и в абсолютном выражении (). Расчет экономии ведется по формуле:
4. Устойчивые пассивы. К устойчивым пассивам относятся не принадлежащие предприятию средства, но которые по условиям расчетов постоянно находятся в его обращении. Предприятие может до момента погашения задолженности распоряжаться ими по своему усмотрению. Поскольку такое положение может носить систематический характер, устойчивые пассивы являются объектом планирования. В качестве финансовых ресурсов планировать их целесообразно в минимальных размерах.
К устойчивым пассивам относятся следующие средства:
•задолженность по заработной плате рабочим и служащим предприятия;
•отчисления в социальные фонды, связанные с фондом оплаты труда, а также резерв предстоящих платежей по отпускам работающих;
•задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам, авансовым платежам клиентов.
При составлении финансового
плана в качестве финансовых ресурсов
планируется прирост устойчивых
пассивов. Для расчета этой величины
первоначально определяются устойчивые
пассивы на конец планируемого года.
Затем методом сравнения
(2.12)
Минимальная задолженность по заработной плате работникам предприятия () рассчитывается как произведение среднесуточного расхода заработной платы (), определенного делением фонда заработной платы четвертого квартала на 90 плановых дней или годового фонда на 360 дней, на число дней минимального разрыва () между днем выплаты заработной платы и последней датой месяца, за который она выплачивается:
(2.13)
Устойчивые пассивы по отчислениям в социальные фонды, связанные с фондом оплаты труда (), планируются исходя из суммы задолженности по заработной плате () и действующего суммарного процента () отчислений в социальные фонды:
(2.14)
Резерв предстоящих платежей () по отпускам работающих планируется в размере минимального остатка по этому счету за последние 12 месяцев, предшествующих планируемому году, с учетом предполагаемого изменения фонда оплаты труда в плановом периоде. Расчет ведется по формуле:
где — минимальные остатки по счету
— индекс изменения фонда оплаты труда в планируемом периоде [5].
5. Прочие доходы. В состав прочих доходов входят доходы от выпуска ценных бумаг, паевые (членские) взносы членов трудового коллектива предприятия.
Доходы от выпуска ценных бумаг планируются исходя из размера подписки, а также суммы оставшихся в распоряжении предприятия ценных бумаг и предполагаемого объема их продаж. При планировании доходов от ценных бумаг важно рассчитать оптимальную их структуру, то есть соотношение между отдельными видами ценных бумаг. Чаще всего предприятия прибегают к акциям и облигациям.
Выпуск облигаций эффективен в том случае, если собственник имущества предприятия не хочет отдавать право владения и распоряжения имуществом другим юридическим и физическим лицам. Кроме того, у руководства предприятия должна быть уверенность в том, что средства от продажи облигаций будут использованы эффективно, что позволит регулярно выплачивать проценты по облигациям и своевременно погасить долг.
Средства, полученные от размещения облигаций, образуют заемный капитал предприятия. Средства, полученные в результате выпуска и размещения акций, образуют собственный капитал предприятия.
Финансовые ресурсы в форме паевых взносов характерны для предприятий коллективной формы собственности (народных предприятий). Паевые взносы имеют место при создании предприятия или в случае расширения его уставного капитала.
Членские взносы характерны для совместного предпринимательства (партнерства). Эти виды поступлений ресурсов могут иметь постоянный характер и уплачиваться с определенной очередностью, что находит свое отражение в финансовом плане.