Методы контроля - это различные способы и приемы
проверок и ревизий, а так же способы построения
учета и документооборота. Проверки и
ревизии бывают внутренними и внешними.
Внутренний контроль предусматривает
контроль за производственно-хозяйственной
деятельностью со стороны предприятия.
Он направлен на укрепление финансового
состояния предприятия и росту эффективности
его работы. Внутренний контроль могут
осуществлять как само предприятие, так
и независимые органы. Внешний контроль
осуществляется государственными органами,
независимыми службами и банками по решению
государственных органов. Он направлена
проверку внешних финансовых отчетов,
то есть отчетов, используемых внешними
пользователями: собственниками предприятия,
инвесторами и т.д..
Система внутреннего
контроля за финансовой деятельностью
предприятия
Структура внутреннего контроля
может быть подразделена на три составляющих:
контрольная среда - набор характеристик,
который определяет служебные взаимоотношения,
благоприятные для контроля на предприятии;
система бухгалтерского учета предприятия
политика и процедуры, касающиеся соответствующей
записи хозяйственных операций; процедуры
контроля - специальные проверки, выполняемые
персоналом предприятия. Эти три составляющие
во взаимосвязи обеспечивают предотвращение,
выявление и исправление существующих
ошибок информации и ее искажения.
Состояние контрольной системы
зависит от стиля работы руководителей,
их философии и эффективной системы разъяснений,
целей контроля и надзора за деятельностью
персонала.
Контрольная среда состоит
из следующих элементов:
- политика и методы управления:
- организация структура предприятия:
- деятельность исполнительного
органа:
- методы распределения функций
управления:
- управленческие методы контроля,
в том числе внутренний аудит:
- кадровая политика:
- внешние воздействия (например,
проверка со стороны банковских органов).
Система бухгалтерского
учета, политика и процедура контроля.
В системе бухгалтерского учета
обрабатывается информация и хозяйственных
операциях, регистрируются операции в
бухгалтерских регистрах, и составляется
финансовая отчетность.
Основными задачами бухгалтерского
учета является:
- формирование полной и достоверной
информации о деятельности организации
и ее имущественном положении, необходимой
внутренним пользователям бухгалтерской
отчетности - руководителям, учредителям,
участникам и собственникам имущества
организации, а также внешним - инвесторам,
кредиторам и другим пользователям бухгалтерской
отчетности;
- обеспечение информацией,
необходимой внутренним и внешним пользователям
бухгалтерской отчетности за соблюдением
законодательства Российской Федерации
при осуществлении хозяйственных операций
и их целесообразностью, наличием движения
имущества и обязательств, использованием
материальных, трудовых и финансовых ресурсов
в соответствии с установленными нормами,
нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных
результатов хозяйственной деятельности
организации и выявление внутрихозяйственных
резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Система внешнего
контроля
Внутренний контроль необходимо
отличать от внешнего контроля. С развитием
рыночных отношений понятие контроля
неразрывно связано с понятием аудита.
Аудит
Аудит - это системный процесс
получения и оценки объективных данных
об экономических действиях и событиях,
устанавливающих уровень их соответствия
определенному критерию и представляющий
результаты заинтересованным пользователям.
Он имеет свою цель и логику и основывается
на структурном подходе к принятию решений.
Он не является беспорядочным и незапланированным.
В ходе этого процесса получают и оценивают
данные, влияющие на принятие аудиторских
решений.
Независимая оценка объективных
данных об экономических действиях осуществляется
внешними аудиторами и относится к внешнему
контролю (аудиту).
Аудиторский контроль, широко
применяемый в мировой практике, направлен
на обеспечение достоверности бухгалтерского
учета и отчетности, в чем одинаково заинтересованы
предприятия (фирмы) в лице их владельцев
(акционеров), государство, в лице налоговой
службы и аудиторы. В своей деятельности
аудитор руководствуется законодательством
и собственной выгодой, что в условиях
конкуренции способствует качеству проверки.
Основной целью аудиторской
деятельности является установление достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономических субъектов и совершенных
ими финансовых и хозяйственных операций
нормативным актам, действующим в Российской
Федерации.
Основными принципами являются:
независимость, обязательность и ответственность.
Государственный
контроль.
Переход к рыночным отношениям
тесным образом связан с введением целой
налоговой системы, способной обеспечить
концентрацию в руках государства финансовых
ресурсов, необходимых для решения задач
экономического и социального развития
страны. Создана единой система контроля.
Для контроля за соблюдением налогового
законодательства, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующие бюджеты налогов и других
платежей, установленных законодательством
Российской Федерации создана государственная
налоговая служба.
Государственная налоговая
служба Российской Федерации, а также
Государственные налоговые службы субъектов,
входящих в состав Российской Федерации
Государственные налоговые инспекции
областей, регионов и городов имеют право:
- производить в министерствах
и ведомствах и ведомствах, на предприятиях,
в учреждениях и организациях любых форм
собственности проверки денежных документов,
бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет,
деклараций и иных документов, связанных
с исчислением и уплатой налогов и других
обязательных платежей в бюджет, а также
получать необходимые объяснения, справки
и сведения по вопросам, возникшим при
проверках; - получать от предприятии,
учреждений, организаций (включая банки
и иные финансово-кредитные учреждения)
сведения о вкладах предприятий и организаций.
Эту информацию должностные лица налоговой
службы обязаны сохранять в тайне;
- обследовать с соблюдением
соответствующих правил при осуществлении
своих полномочий любые используемые
для извлечения доходов либо связанные
с содержанием объектов налогообложения
независимо от их нахождения производственные
склады, торговые и иные помещения предприятий,
учреждений, организаций;
- требовать от руководителей
и других должностных лиц проверяемых
предприятий, учреждений, организаций
устранения выявленных нарушений законодательства;
- приостанавливать операции
предприятий, учреждений, организаций
по расчетным и другим счетам в банках
и иных финансово-кредитных учреждениях
в случаях непредставления (или отказа
представить государственным налоговым
инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских
отчетов, балансов, расчетов и других документов,
связанных с исчислением и уплатой налогов
и иных обязательных платежей в бюджет;
- изымать у предприятий, учреждений
и организаций документы, свидетельствующие
о сокрытии или занижении прибыли (дохода)
или сокрытии иных объектов от налогообложения,
с одновременным производства осмотра
документов, фиксируя их содержание. Основанием
для изъятия соответствующего документа
является письменное мотивированное постановление
должностного лица налоговой инспекции.
- применять к предприятиям,
учреждениям, организациям финансовые
санкции в виде всей суммы сокрытой или
заниженной прибыли (дохода) либо суммы
налога за иной сокрытый (заниженный) объект
налогообложения и штрафа в размере той
же суммы, а при повторном нарушении в
двойном размере; десяти процентов причитающихся
сумм налогов или платежей за отсутствие
учета прибыли (дохода) или иного объекта
налогообложения;
- в бесспорном порядке взыскивать
в бюджет недоимки, а также суммы штрафов
и иных санкций, предусмотренных Законом
“О Государственной налоговой службе”
;
- предъявлять в суде и арбитраже
иски, о признании недействительной регистрации
предприятий, в случае нарушения установленного
порядка регистрации, о признании сделок
недействительными и взыскание в доход
государстве всего полученного по таким
сделкам, о взыскании неосновательно приобретенного
не по сделке, а в результате других незаконных
действий;
- налагать административные
штрафы на должностных лиц предприятия,
учреждений организаций в порядке установленном
Законом “О Государственной налоговой
службе”.
Сегодня органы государственной
власти уделяют серьезное внимание вопросам
совершенствования системы финансового
контроля. Поскольку очевидно, что обязательным
условием эффективного функционирования
экономики и финансовой системы страны
является наличие развитой системы контроля.
Предпринят уже ряд шагов, направленных
на ее реформирование. Заметную роль в
совершенствовании финансового контроля
призвано сыграть принятию бюджетного
кодекса.
В целях наиболее полного
выполнения Указа Президента Российской
Федерации от 03.03.98 г. «Об обеспечении
взаимодействия государственных органов
в борьбе с правонарушениями в
сфере экономики» на основании постановления
Правительства РФ от 06 марта 1998 г. №
276 был создан Департамент государственного
финансового контроля и аудита.
Создание такого органа вызвано
необходимостью организации аудиторской
деятельности и соединением в единый блок
всех подразделений МФ России, выполняющих
контрольные функции.
В настоящее время в
Минфине активизирована работа по подготовке
проектов федеральных законов о
государственном контроле в Российской
Федерации.
Для эффективного осуществления
государственного финансового контроля
требуется не только назвать органы
государственного контроля, что теперь
сделано в Бюджетном Кодексе,
но и законодательно закрепить их
задачи, права, сферу действия. Усилия
органов власти, которым поручено
выполнять функции контроля, не координируются
и осуществляют они его в основном
в рамках своего ведомства, что вызывает
раздробленность финансовой системы.
Я думаю, что ещё одним
важным вопросом является отсутствие
закона, определяющего возможности
государственного финансового контроля
в отношении нарушителей финансового
законодательства. Ведь без административных,
материально-финансовых мер воздействия
на нарушителей финансового законодательства,
невозможно достичь высоких результатов
в выполнении поставленных перед
органами контроля задач.
Таким образом, считаю, что
сегодня, когда вся бюджетная
система России находится в стадии
становления, вопрос реформирования системы
финансового контроля, является одним
из наиболее важных. |