Занятие № 4 инструкционно содержательная карта
Тема 2.1 Финансы: сущность и
функции.
1.Социально-экономическая сущность
финансов
2.Финансовые ресурсы и источники
их формирования.
3.Финансовый рынок и его роль
в мобилизации и распределении
финансовых ресурсов.
4.Принципы финансового
контроля
1.Социально-экономическая сущность
финансов
Под финансами понимают
совокупность экономических отношений,
возникающих при формировании, распределении
и использовании фондов денежных ресурсов.
Финансы означают денежные отношения
между субъектами, другими словами, материальной
основой существования и функционирования
финансов выступают деньги, денежный оборот.
При этом субъекты обладают разной юридической
силой, т.е. их отношения регулируются
императивными нормами, а один из них –
государство – наделен властными полномочиями.
Результатом этих отношений является
формирование общегосударственного фонда
денежных средств (бюджета). Мобилизация
средств в бюджет приобретает форму принудительного
налогообложения. Денежный оборот включает
разнонаправленные денежные потоки. Перемещающиеся
денежные массы представляют собой финансовые
ресурсы: прибыль, доходы от различных
видов деятельности и др. Назначение денежных
средств – обеспечение расширенного воспроизводства.Финансы – это денежные
отношения, но не все денежные отношения
– суть финансы. Денежные отношения возникают
между:
предприятиями в процессе приобретения
товарно-материальных ценностей, реализации
продукции и услуг;
предприятиями и вышестоящими организациями
при создании централизованных денежных
средств и их распределении;
государством и предприятиями при уплате
ими налогов в бюджет и финансировании
расходов;
государством и гражданами при внесении
ими налогов и добровольных платежей;
предприятиями, гражданами и внебюджетными
фондами при внесении платежей и получении
ресурсов;
отдельными звеньями бюджетной системы
в процессе бюджетного регулирования;
страховыми организациями и предприятиями
и населением при уплате страховых взносов
и возмещении ущерба при наступлении страхового
случая и т.д.
Нельзя рассматривать как
финансы денежные отношения между равноправными
физическими или юридическими лицами,
регулируемые договорами гражданско-правового
характера. Здесь государство в отношениях
партнеров не присутствует.Финансы отличаются
от денег как содержанием, так и выполняемыми
функциями. Деньги – это всеобщий эквивалент,
с помощью которого измеряются затраты
труда хозяйствующих субъектов.Финансы
же – это экономический инструмент распределения
и перераспределения национального дохода,
средство контроля за образованием и использованием
фондов денежных средств.
Таким образом, финансы обладают некими
признаками, которые выделяют их из множества
других денежных отношений. Финансы – это совокупность
денежных отношений, одним из участников
которых является государство, посредством
которых осуществляются формирование
и использование общегосударственных
фондов денежных средств для выполнения
государством принятых на себя конституционных
функций по решению экономических, социальных,
политических и иных задач.
2.Финансовые ресурсы
и источники их формирования.
Одним из важнейших аспектов движения
финансовых потоков предприятия является
формирование его финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы предприятия –
это собственные и привлеченные денежные
средства, определяющие потенциальные
возможности развития предприятия.
Часть финансовых ресурсов, задействованных
предприятием в обороте и приносящих доход,
является капиталом предприятия.
Финансовые ресурсы предприятия формируются
за счет: амортизационных отчислений;
прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной
и финансовой деятельности; дополнительных
паевых взносов участников в товариществах;
средств, получаемых от выпуска облигаций;
средств, мобилизуемых при помощи выпуска
и размещения акций в акционерных обществах
открытого и закрытого типов; долгосрочного
кредита банка и других кредиторов.
- В состав финансовых ресурсов предприятий
входят собственные, заемные и привлеченные
средства. К собственным финансовым ресурсам
предприятий относятся прибыль и амортизационные
отчисления К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. К привлеченным финансовым ресурсам относятся средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели. (АССИГНОВАНИЯ — денежные средства, выделенные
из государственных и иных источников
на определенные нужды, цели или определенным
организациям, лицам. Например, государственные бюджетные ассигнования на строительство сельских дорог. )Структура финансовых ресурсов
предприятий различается в зависимости
от организационно-правовой формы предприятия,
его отраслевой принадлежности и других
факторов. Так, например, в составе финансовых
ресурсов сельскохозяйственных предприятий
имеются бюджетные ассигнования, у предприятий
с высоким уровнем технической оснащенности
большой удельный вес занимают амортизационные
отчисления, предприятия с сезонным характером
производства имеют заемные средства.
3.Финансовый рынок и его роль
в мобилизации и распределении финансовых
ресурсов.
В условиях отказа от административно–командной
системы управления экономикойбесперебойное
формирование финансовых ресурсов, их
наиболее эффективное инвестирование
и целенаправленное использование обеспечивается
именно с помощью финансового рынка, представляющего
собой особую форму организации движения
денежных средств в народном хозяйстве
и функционирующего как в виде рынка ценных
бумаг, так и рынка ссудных капиталов (сферы
деятельности коммерческих банков).
- Целью статьи является исследование
роли финансового рынка в мобилизации
и распределении финансовых ресурсов.
- В современных условиях данную тему исследовали
такие авторы как Р.В. Колеб, Р.Дж. Родригес, а так же А.И. Дейкин, Н.Є. Бойцун, Г.Ф. Малашенко.
- Актуальность темы подтверждена, а изучение
и развитие финансового рынка поможет
эффективному распределению финансовых
ресурсов и получению максимальной прибыли
от вложенных средств.
- Объективной предпосылкой функционирования
финансового рынка является несовпадение
потребности в финансовых ресурсах у того
или иного субъекта с наличием источников
удовлетворения этих потребностей. Для
аккумулирования временно свободных денежных
средств и эффективного их использования
и предназначен финансовый рынок, функциональное
назначение которого состоит в посредничестве
движению денежных средств от их владельцев
– сберегателей (юридические и физические лица, накапливающие у себя денежные средства) к пользователям – инвесторам (это субъекты хозяйствования и органы государственной власти).
- Функционирование финансового рынка
объективно предопределено наличием в экономике
страны собственников, обладающих реальной,
а не мнимой самостоятельностью. Только
такие независимые собственники способны
заключать на финансовом рынке торговые
сделки, предъявляя спрос на финансовые
ресурсы и нацеливаясь на эффективное
их инвестирование в различного рода затраты. Вместе с тем функционирование финансового рынка немыслимо и без соответствующих правовых основ. Их создание базируется на разработке нормативных документов, регламентирующих деятельность самого рынка и участвующих на нем контрагентов.
- Аккумуляция временно свободных денежных
средств и их инвестирование в затраты
осуществляется посредством обращения
на финансовом рынке ценных
бумаг.
- Финансовые рынки подразделяют на первичные,
связанные с выпуском новых ценных бумаг,
и вторичные, осуществляющие перепродажу
ценных бумаг.
- Целью первичных финансовых рынков является
привлечение дополнительных финансовых
ресурсов, необходимых для инвестирования
в производство и другие виды затрат. Вторичные финансовые рынки предназначены не для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а для перераспределения имеющихся между субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества.
- То есть функционирование финансовых
рынков имеет огромное народно-хозяйственное
значение. Благодаря им становится возможным инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличивать производственные мощности
страны, накапливать ресурсный потенциал.
С помощью финансового рынка облегчается
развитие предприятий и их отраслей, обеспечивающих
максимальную прибыль инвесторам. Перелив
капиталов, осуществляемый на финансовых
рынках, способствует ускорению научно-технического
прогресса, быстрейшему внедрению научно-технических
достижений. Финансовый рынок позволяет
цивилизованным способом покрывать бюджетный
дефицит, так как именно на финансовым рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов, что наиболее актуально в наше время.
4.Принципы финансового
контроля
– организация финансового
контроля проводится следующим образом,
есть важные принципы:1) Где органами предполагается
принцип законности финансового контроля,
проводить имеют право только они и должностные
лица, которые обладают соответствующими
правами, в соответствии с правилами нормативных
актов в области финансов;2) Где происходит
проверка финансово-хозяйственной деятельности
хозяйствования, органов местного самоуправлении
либо государственных органов власти;3)
Еще один принцип финансового контроля, где происходит оценка субъектов
хозяйствования, а также органов власти
исходя из учета контроля хоз. деятельности,
а еще требований нормативных актов и
деловых оборотов;4) Финансовый принцип контроля ответственности, который устанавливает
определенную ответственность (меру точнее)
по отношению к субъектам финансовой сферы,
органам власти так и лицам должностным
которые осуществляют финансовый контроль.Задачи финансового контроля:Органами государственной
власти и местного самоуправления должно
быть соблюдение законности располагаемых
финансовых ресурсов;Организациями и
гражданами должно быть полное соблюдение
финансовых обязательств, которые установлены
контрактами и нормативными правовыми
актами;Финансовые ресурсы должны быть
под контролем закона и эффективно использоваться;В
задачу финансового контроля входит обеспечение
безопасности и устранение правонарушений;Защита
интересов финансовых для субъектов хозяйствования
и для граждан страны.В задачах финансового контроля также необходимо различать
субъект и сферу деятельности организации. Принципы финансового контроля выступают следующие: субъектами
хозяйствования выступает процессы формирования
и использования финансовых ресурсов,
органами местного самоуправления и государственной
власти. В любом принципе финансового контроля могут выступать как одна сторона
так и другие показатели финансовой производственной
деятельности контролируемой органами
финансового контроля, или гражданина
страны например объем имущества, потребительские
свойства товаров, виды товаров которые
потребляет человек и т.п. Широкий объем
действий имеет сфера деятельности финансового
контроля нежели объект.Уполномоченные
органы являются субъектами финансового
контроля структурные подразделения и
государственные части созданные в органах
хозяйственной деятельности; а также организации
специализированные как негосударственные)
и специалисты, которые поддерживают контроль
над обстановкой, к примеру аудиторы.Принципы финансового контроля объединяются нормативными
актами и наделяются различной ответственностью.
В бюджетном кодексе РФ установлен перечень
муниципальных органов финансового контроля.
Полномочиями в контроле над финансами
для муниципальных и государственных
органов наделены Счетная палата РФ, а
также органы местного самоуправления
и контрольные субъекты РФ.
Вопросник:
- Что понимают под финасами? (Под финансами понимают совокупность экономических
отношений, возникающих при формировании,
распределении и использовании фондов
денежных ресурсов)
- Что является результатом финансовых
отношений? (Результатом этих отношений является формирование общегосударственного фонда денежных средств (бюджета).)
- Между кем возникают денежные отношения? (предприятиями в процессе
приобретения товарно-материальных ценностей,
реализации продукции и услуг;предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет и финансировании расходов;государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;отдельными звеньями бюджетной системы в процессе бюджетного регулирования;страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т.д.)
- Что такое деньги? (Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда хозяйствующих субъектов.)
- Что такое финансовые ресурсы
предприятия? (это собственные и привлеченные
денежные средства, определяющие потенциальные
возможности развития предприятия.
- Что является капиталом предприятия?
(Часть финансовых ресурсов,
задействованных предприятием в обороте
и приносящих доход.)
- За счет чего формируются
финансовые ресурсы предприятия? (за счет: амортизационных
отчислений; прибыли, получаемой от всех
видов хозяйственной и финансовой деятельности;
дополнительных паевых взносов участников
в товариществах; средств, получаемых
от выпуска облигаций; средств, мобилизуемых
при помощи выпуска и размещения акций
в акционерных обществах открытого и закрытого
типов; долгосрочного кредита банка и
других кредиторов.)
- Что входит в состав финансовых ресурсов?( входят собственные, заемные и привлеченные средства)
- Что относится к собственным средствам?
(относятся прибыль и амортизационные
отчисления)
- Что относится к заемным средствам?( относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы.)
- К привлеченным финансовым ресурсам
относят? (привлеченные путем выпуска
акций, бюджетные ассигнования и средства
внебюджетных фондов, а также средства
других предприятий и организаций, привлеченные
для долевого участия и на другие цели.)
- Ассигнования- это?( денежные средства, выделенные из государственных и иных источников на определенные нужды, цели или определенным организациям, лицам. Например, государственные
бюджетные ассигнования на строительство
сельских дорог)