Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть основы фискальной политики государства и проанализировать особенности налогового реформирования в современных условиях.
Введение
1. Налоги в системе рыночных отношений
1.1 Налоги в системе рыночных отношений и принципы налогообложения
1.2 Критерии формирования налоговой системы государства
2. Фискальная политика в Российской Федерации
2.1 Цели, направления и методы фискальной политики государства
2.2 Типы фискальной политики
2.3 Проблемы проведения фискальной политики, ее сочетание с денежной и налоговой политикой
Заключение
Список литературы
Приложения
Немецкий экономист Адольф Вагнер
(1835-1917) в конце прошлого века концептуально
дополнил принципы А. Смита, который
считал налоги источником покрытия непроизводительных
затрат государства и потому защищал
права налогоплательщиков. Вагнер руководствовался
теорией коллективных потребностей,
т.е. первостепенное значение придавал
финансовым принципам достаточности
и эластичности налогообложения. Принципы
налогообложения стали
I. Финансовые принципы
1) достаточность налогообложения;
2) эластичность (подвижность) налогообложения.
II. Народнохозяйственные принципы:
3) надлежащий выбор источника
налогообложения (капитал
4) правильная комбинация
III. Этические принципы (принципы справедливости):
5) всеобщность налогообложения;
6) равномерность налогообложения.
IV. Административно-технические
7) определенность
8) удобство уплаты налога;
9) максимальное уменьшение
1.2 Критерии формирования налоговой системы государства
Действующая в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие налогообложение, были приняты Верховным Советом в декабре 1991 г. На протяжении прошедших с этого момента лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне. Наиболее существенные изменения были внесены в налоговую систему России в ходе ее пересмотра в 1999-2001 гг., когда вступили в действие первая часть Налогового кодекса РФ (с 01.01.99) и четыре главы второй части Налогового кодекса РФ (с 01.01.01)6.
Налоговая система любого государства представляет собой:
- во-первых, взаимосогласованную
- во-вторых, систему законов, указов
и подзаконных нормативных
- в-третьих, систему
С известной долей условности первый
из аспектов может быть назван системой
налогов, второй - системой налогового
законодательства, а третий - институциональной
системой налогообложения. Все они
взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть
систему налогов, не рассматривая законодательство
и подзаконные нормативные
К федеральным налогам Российской Федерации относят НДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие. К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и округов относят налог на имущество предприятий, налог с продаж и др. К местным налогам и сборам относят налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов (т.е. тех налогов, которые должны быть введены в обязательном порядке), налог на рекламу и др.
Формально определенный законом статус того или иного налога еще не определяет бюджет, в который этот налог поступает. В практике организации налоговых систем сложились определенные критерии, позволяющие определить, какие именно налоги следует (или предпочтительнее) использовать в качестве федеральных налогов, а какие - на более низком уровне бюджетной иерархии. Построение налоговой системы любого государства основывается на распределении налоговых полномочий между составляющими этого государства: центральным правительством и местными органами власти - в унитарных государствах; федерацией, ее субъектами (регионами) и местным уровнем - в федеративных государствах.
Налоговые полномочия - законодательно оформленные права того или иного уровня бюджетной системы вводить налоги, получать налоговые доходы и администрировать налоги. В соответствии с этими тремя позициями могут быть выделены и три составляющих налоговых полномочий:
- законодательные полномочия - вводить те или иные налоги, устанавливать налоговые ставки, уточнять налоговую базу и корректировать иные элементы законов о налогах;
- доходные полномочия - формировать
доходы бюджета за счет тех
или иных налогов. Причем не
обязательно в бюджет какого-
- административные полномочия - администрировать и собирать налоги.
В рамках налоговой системы Российской
Федерации административная компонента
налоговых полномочий в полном объеме
сконцентрирована на федеральном уровне.
Именно Министерство по налогам и
сборам и его структурные
В соответствии с Конституцией РФ
(ст. 72) установление общих принципов
налогообложения и сборов отнесено
к совместному ведению
Первый — степень мобильности облагаемой базы. Принято считать, что чем менее мобильна налоговая база, тем на более низком уровне (государственной власти) она может облагаться, так как относительное повышение уровня налогообложения такой базы не может повлечь за собой ее миграцию за пределы данной субнациональной юрисдикции. Этим обстоятельством предопределяется предпочтительность закрепления такого налогового источника, как имущество (или недвижимость) или земля (если таковая рассматривается как самостоятельный объект налогообложения), за субнациональным уровнем - бюджетами субъектов РФ и далее - за местными бюджетами. Чем более мобильна налоговая база (например, доходы от капитала), тем на более высоком уровне ее необходимо облагать налогами. Традиционно считается, что достаточно высокой степенью активности и мобильности характеризуются труд и капитал (в денежной форме в первую очередь), а самой низкой — имущество в виде недвижимости и природные ресурсы, которые практически вообще не мобильны. С учетом этого более целесообразно закрепление таких объектов налогообложения, как доходы юридических и физических лиц, за общенациональным уровнем (федеральным), а имущества и природных ресурсов — за субнациональным. Однако на практике степень мобильности и труда, и капитала может существенно варьироваться по разным категориям — половозрастным, профессиональным и национальным группам населения, отраслевой принадлежности капитала и его форме. Например, очевидно, что капитал в форме основных средств производственного характера существенно менее мобилен, чем собственно финансовый капитал в высоколиквидной форме.
Второй критерий — степень равномерности
распределения налоговой базы по
территории государства или
Третий критерий — экономической
эффективности, в соответствии с
которым отдельные виды активов
или облагаемой базы более целесообразно
облагать на общенациональном или региональном
уровне. При определенных условиях
здесь могут возникнуть такие
явления, как экономия и повышение
эффективности вследствие масштаба
мероприятий, или, напротив, экономия на
приближении уровня обложения к
объекту обложения. При прочих равных
условиях чем масштабнее налоговая база,
тем на более высоком уровне государственной
власти она должна облагаться. В этом случае
существенно понижаются прямые и косвенные
удельные административные издержки налогообложения.
Чем «мельче» и чем более раздроблена
налоговая база, тем на более низком административно-
Четвертый критерий — необходимость
макроэкономического
Пятый критерий — необходимость
корректировки через налоговую
систему объективно возникающих
финансовых дисбалансов в бюджетной
системе. Финансовый дисбаланс является
следствием объективного несовпадения
функций, в соответствии с которыми
формируются, с одной стороны, доходы
бюджетной системы, а с другой
— потребности в расходах в
части предоставления государственных
услуг. Если потребность в расходах
на стандартный объем
Шестой критерий — соблюдение границ
юрисдикции — предполагает, что
при решении вопроса о