Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 18:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение прибыли предприятия и путей ее увеличения, используя финансовую отчетность колхоза «Знамя труда».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1) Изучить теоретические аспекты формирования и распределения прибыли;
2) Сделать анализ формирования и распределения прибыли на примере колхоза «Знамя труда»;
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть своих краткосрочных долгов предприятие способно оплатить на дату составления баланса. У анализируемого предприятия значение этого коэффициента в базисном периоде было ниже нормативного значения – 0,02, а к концу отчетного периода стало еще ниже – 0,003. Это говорит о том, что предприятие неплатежеспособно. К концу отчетного года значение коэффициента быстрой ликвидности снизилось на 0,25 пункта. В нашем случае уровень коэффициента быстрой ликвидности ниже рекомендуемого значения и указывает на то, что сумма ликвидных активов предприятия не соответствует требованиям текущей платежеспособности. Коэффициент текущей ликвидности в сравнении с базисным периодом увеличился на 1,13 пункта, достигнув к концу 2013 года 4,57. Предприятие полностью покрывает краткосрочные обязательства ликвидными активами. Слишком высокий коэффициент текущей ликвидности также не желателен, поскольку может отражать недостаточно эффективное использование оборотных активов либо краткосрочного финансирования.
Таблица 4
Показатели |
Годы |
Отклонение (+;-) | ||
2011г. |
2012г. |
2013г. | ||
Коэффициент оборачиваемости активов предприятия капитала |
0,8 |
0,87 |
0,77 |
-0,03 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
13,32 |
13,26 |
18,7 |
5,38 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, в днях |
27,4 |
27,53 |
19,52 |
-7,88 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
10,19 |
8,8 |
12,21 |
2,02 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, в днях |
35,82 |
41,47 |
29,89 |
-5,93 |
Коэффициент оборачиваемости МПЗ |
1,43 |
1,28 |
1,22 |
-0,21 |
Коэффициент оборачиваемости МПЗ, в днях |
255,24 |
285,16 |
299,18 |
43,94 |
Длительность операционного цикла |
282,64 |
312,69 |
318,7 |
36,06 |
Показатели |
Нормальное ограничение |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Отклонение 2013г. от 2011г., (+,-) | |
2011г. |
2012г. | |||||
Заемный капитал, тыс. руб. |
- |
21176 |
15169 |
21096 |
-80 |
5927 |
Собственный капитал, тыс. руб. |
- |
61758 |
73079 |
82279 |
20521 |
9200 |
Собственный оборотный капитал, тыс. руб. |
- |
38272 |
47520 |
51788 |
13516 |
4268 |
Долгосрочные обязательства, тыс. руб. |
- |
7446 |
5680 |
8464 |
1018 |
2784 |
Внеоборотные активы, тыс. руб. |
- |
35631 |
36058 |
45652 |
10021 |
9594 |
Оборотный активы, тыс. руб. |
- |
47303 |
52190
|
57723 |
10420 |
5533 |
Валюта баланса, тыс. руб. |
- |
82934 |
88248 |
103375 |
20441 |
15127 |
Коэффициент финансовой автономии (независимости) |
≥0,5 |
0,74 |
0,83 |
0,8 |
0,06 |
-0,03 |
Коэффициент финансовой зависимости |
<0,5 |
0,26 |
0,17 |
0,2 |
-0,06 |
0,03 |
Коэффициент обеспеченности оборотных средств собственными источниками финансирования |
≥0,1 |
0,71 |
0,82 |
0,78 |
0,07 |
-0,04 |
Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом |
≥0,7 |
2,92 |
4,82 |
3,9 |
0,98 |
-0,92 |
Коэффициент финансового левериджа (риска) |
≤ 0,7 |
0,34 |
0,21 |
0,26 |
-0,08 |
0,05 |
Коэффициент финансовой устойчивости |
≥0,6 |
0,83 |
0,89 |
0,88 |
0,05 |
-0,01 |
Анализируя показатели таблицы 5, характеризующие финансовую устойчивость, можно сделать вывод о том, что коэффициент финансовой автономии (независимости) равен 0,8, что характеризует предприятие как устойчивое и не зависит от внешних кредиторов. А коэффициент финансовой зависимости равен 0,2 – это на половину меньше нормального значения. Низкий коэффициент говорит о слишком осторожном подходе организации к привлечению заемного капитала.
Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом составляет 3,9. Это показывает, что активы предприятия в большей степени сформированы за счет собственного капитала. Коэффициент финансовой устойчивости составляет 0,88, что гарантирует постоянную платежеспособность предприятия и способность маневрировать средствами.
Отношение размера привлечённого капитала к объёму собственных средств равен 0,26, это соответствует коэффициенту финансового риска предприятия.
Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования [13].
Анализ показателей рентабельности рассмотрим в таблице 6.
Показатели |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Отклонение (+;-) |
Прибыль от продажи продукции, работ и услуг, тыс. руб. |
430 |
17613 |
11141 |
10711 |
Выручка от продажи продукции, работ и услуг, тыс. руб. |
61982 |
74042 |
73317 |
11335 |
Полная себестоимость проданной продукции, работ и услуг, тыс. руб. |
61552 |
56429 |
62176 |
624 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
872 |
13921 |
12016 |
11144 |
Среднегодовая сумма основного капитала, тыс. руб. |
29538 |
35844,5 |
40855 |
11317 |
Среднегодовая сумма оборотного капитала, тыс. руб. |
47853 |
49746,5 |
54956,5 |
7103,5 |
Уровень рентабельности продукции, % |
1,42 |
24,67 |
19,36 |
17,94 |
Уровень рентабельности продаж, % |
1,41 |
18,8 |
16,39 |
14,98 |
Уровень рентабельности основного капитала, % |
2,95 |
38,84 |
29,41 |
26,46 |
Уровень рентабельности оборотного капитала, % |
1,82 |
27,98 |
21,86 |
20,04 |
Из анализа таблицы 6 видно, что уровень рентабельности продукции в отчетном периоде составил 19,36 %, т.е. на 17,94 % больше, чем в базисном периоде. Данный показатель показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Отклонение 2013 г. от 2011 г. составило положительный результат, т. е. произошло увеличение на 14,98 %. Показатель имеет тенденцию к увеличению, это свидетельствует о повышении конкурентоспособности продукции на рынке, так как говорит о росте спроса на продукцию. Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.
Факторный анализ прибыли от реализации продукции начинается с проверки баланса произведенной продукции и общей оценки влияния на выполнение плана прибыли изменения прибыли в остатках готовой продукции на начало и конец отчетного года. Для этого составляется аналитическая таблица по плановым и фактическим показателям.
В ходе факторного анализа прибыли от реализации рассматривается номенклатура продукции, которая осталась на складе, с целью выявления изделий, не пользующихся спросом или сбыт которых ограничен.
В случае наличия таких изделий выясняется, предусмотрен ли их дальнейший выпуск в последующем, решается ли вопрос о снятии с производства вышеуказанных изделий или сокращении выпуска до размеров, обеспеченных сбытом.
Факторный анализ прибыли от продаж отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции [5].
В таблице 7 проведем факторный анализ прибыли от продаж отдельных видов продукции.
Таблица 7
Факторный анализ прибыли от продаж отдельных видов продукции
Виды продукции |
Объем продаж, ц |
Средняя цена продаж 1 ц, руб. |
Полная себестоимость 1 ц, руб. |
Прибыль (убыток), тыс. руб. |
Изменение суммы прибыли, тыс. руб. | |||||||
2011 |
2013 |
2011 |
2013 |
2011 |
2013 |
2011 |
2013 |
общее |
в т. ч. за счет | |||
объема продаж |
цены |
себесто-имости | ||||||||||
Зерновые и зернобобовые |
36601 |
47026 |
1,69 |
1,56 |
0,19 |
0,24 |
54901,5 |
62074,3 |
7172,8 |
15637,5 |
-6113,4 |
-2351,3 |
Подсолнечник |
4646 |
4428 |
13,34 |
16,56 |
0,33 |
0,3 |
60444,5 |
71999,3 |
11554,8 |
-2836,2 |
14258,2 |
132,84 |
Сахарная свекла |
35363 |
16990 |
1,75 |
4,32 |
0,34 |
0,13 |
49861,8 |
71188,1 |
21326,3 |
-25905,9 |
43664,3 |
3567,9 |
Скот и птица в живой массе |
1538 |
1472 |
40,30 |
49,81 |
11,83 |
12,37 |
43833 |
55111,7 |
11278,7 |
-1881 |
13998,7 |
-883,2 |
Молоко цельное в физическом весе |
12413 |
12785 |
4,99 |
5,73 |
1,2 |
1,61 |
47045,3 |
52674,2 |
5628,9 |
1409,9 |
9460,9 |
-5241,9 |
Мед |
5 |
4 |
12396,4 |
18329,3 |
5 |
10 |
61957 |
73277,2 |
11320,2 |
-12391,2 |
23731,4 |
-20 |
По данным рассчитанным в таблице 7 видно, что общее изменение суммы прибыли по зерновым и зернобобовым составило 7172,8 тыс. руб., это связано со снижением цены и себестоимости на 15637,5 тыс. руб.
Увеличение суммы прибыли по сахарной свекле обусловлено ростом цены на 43664,3 тыс. руб. и себестоимости на 3567,9 тыс. руб.
По подсолнечнику увеличение суммы прибыли зависит от роста цены на 14258,2, и роста себестоимости на 132,84 тыс. руб.
Общая прибыль по молоку составила 5628,9 тыс. руб. Данное изменение произошло главным образом за счет увеличения объема продаж на 1409,9 тыс. руб. и цены на 9460,9 тыс. руб.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они более полно характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами [6].
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.
Расчеты делаются по каждому виду продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.
В таблице 8 проведем факторный анализ рентабельности отдельных
видов продукции.
Таблица 8
Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции
Виды продукции |
Средняя цена продаж 1 ц, тыс. руб. |
Полная себестоимость 1 ц, тыс. руб. |
Рентабельность, % |
Изменение рентабельности, % | ||||||
2011г. |
2013г. |
2011г. |
2013г. |
2011г. |
2013г. |
условная |
общее |
в т. ч. за счет | ||
цены |
себесто имости | |||||||||
Зерновые и зернобобовые |
1,69 |
1,56 |
0,19 |
0,24 |
7,89 |
5,5 |
7,21 |
-2,39 |
-0,68 |
-1,71 |
Сахарная свекла |
1,75 |
4,32 |
0,34 |
013 |
4,15 |
32,23 |
11,71 |
28,08 |
7,56 |
20,52 |
Подсолнечник |
13,34 |
16,56 |
0,33 |
0,3 |
39,42 |
54,2 |
49,18 |
14,78 |
9,76 |
5,02 |
Молоко цельное в физическом весе |
4,99 |
5,73 |
1,2 |
1,61 |
3,16 |
2,56 |
3,78 |
-0,6 |
0,62 |
-1,22 |
Скот и птица в живой массе |
40,30 |
49,81 |
11,83 |
12,37 |
2,41 |
3,03 |
3,21 |
0,62 |
0,8 |
-0,18 |
Мед |
12396,4 |
18329,3 |
5 |
10 |
2478,3 |
1831,9 |
3664,9 |
-646,4 |
1186,6 |
-1833 |