Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:33, курсовая работа
В своей курсовой работе я обратилась к теме " Государственный кредит, его сущность и формы" неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1.1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1.2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1.3 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основными проблемами, связанными с нынешним состоянием государственного внешнего долга являются.
1. Принципиально разные правовые и экономические подходы практикуются в отношении внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Если правовой режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправданно.
2. Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена той ролью, которую исторически играл Внешэкономбанк в расчетах с иностранными кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатой РФ, Внешэкономбанк - агент правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайне посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостью решаемых им задач только путем внесения изменений в федеральное законодательство.
3. Операции правительства по размещению еврооблигаций, а также реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс России остается не изученным.
Необходимо отметить, что информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных с российскими внешними долгами и активами, необоснованно закрывается и практически недоступна.
Внешний долг Российской Федерации формировался в неблагоприятных экономических и политических условиях, а также в значительной степени унаследован от бывшего СССР.
Специфика формирования внешнего долга России обуславливает особенности его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании в структуре долга нерыночных долговых инструментов и обязательств. Более 42% внешних обязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами - членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами. Кроме того, порядка 6 млрд. долл. (около 5%) представляют собой неурегулированные обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего валютного займа - ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных подходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т.д.), весьма затруднительно.
Необходимо изменение акцента в деятельности по управлению внешним долгом России на проведение внешних государственных заимствований, строгий их мониторинг и контроль над их использованием по назначению.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе управления государственным долгом в странах мира лежат различные теории и осуществляются эти модели в различных конкретно-исторических условиях. Каждая страна устанавливает свой порядок управления долгом, но для этого необходимо иметь целевую программу по управлению долгом.
В заключительной части мне бы хотелось коснуться тенденций развития кредита в современных условиях, роли кредита в условиях роста финансовых рынков. Как известно, в 80-х годах в кредитной системе развитых стран произошли изменения, к числу которых можно отнести быстрое развитие финансовых рынков, на которых мобилизация денежных средств происходит посредством выпуска ценных бумаг. Усиление использования ценных бумаг как способа аккумулирования денежных средств получило название "секьюритизации". В рамках секьюритизации происходит превращение части банковских требований в ценные бумаги. Получая государственную гарантию, эти облигации приобретают высокую надежность и легко становятся объектом покупки инвесторами, что улучшает в целом условия финансирования экономики.
Нужно сказать, что сейчас особое место занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредитодателями выступает не одно, а несколько лиц. Приоритетным методом финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама система кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация кредитных систем развитых стран.
В нашей стране необходимо активно развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.
Назначение же государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. Государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
Финансы: Учебник для вузов/ под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Б.М. Сабанти. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд. - М.: Издательство "Менеджер", 2006.
Деменцев В.В. "Внешний долг России в системе международной задолженности". ж. "Финансы" №12 - 2008г.
Карташов A. B. Обзор международной научно-практической конференции "Финансовое право в условиях рынка в XXI веке" (совместно с О.Н. Горбуновой, Н.М. Артемовым, Е.М. Ашмариной) // Государство и право. 2007. №4.1,6печ. л.
Карташов A. B. Некоторые правовые аспекты стабилизационного фонда // Сборник докладов международной научно-практической конференции "Финансовое право в XXI веке". МГЮА.М., 2007.0,3 печ. л
Карташов A. B. Государственный кредит и его формы // Право и государство. 2008. № 9.0, 59 печ. л.
Карташов A. B. Регулирующая функция финансов и государственный кредит (финансово-правовые аспекты) // Государство и право. 2006. № 10.0,57 печ. л.
Карташов A. B. Государственный кредит как элемент финансовой системы // Сборник материалов 5-й Международной межвузовской конференции аспирантов и студентов "Традиции и новации в системе современного российского права" (1-3 апреля 2008 г). МГЮА.М., 2009 (в печати).0,31 печ. л.
"Общая теория денег и кредита" Под редакцией профессора Е.Ф. Жукова 2007
"Финансы, денежное обращение и кредиты", А.Н. Трошин, В.И. Фомкина, 2006 г.
"Экономика" Под редакцией доктора экономических наук профессора А.С. Булатова 2008 г.
Схема 1. Внешний долг Российской Федерации в январе - марте 2007 года (перед нерезидентами) (млрд. долларов США)
1 января 2007 г. |
1 апреля 2007 г. | |||
Всего |
309,7 |
339,3 | ||
|
44,7 |
43,3 | ||
|
43,2 |
41,8 | ||
|
33,8 |
33,0 | ||
|
5,4 |
5,3 | ||
|
4,8 |
4,6 | ||
|
0,7 |
0,7 | ||
|
2,6 |
2,4 | ||
|
25,0 |
24,2 | ||
|
4,7 |
4,7 | ||
|
19,3 |
18,6 | ||
|
1,0 |
1,0 | ||
|
0,5 |
0,7 | ||
|
0,3 |
0,3 | ||
|
9,4 |
8,9 | ||
|
0,6 |
0,1 | ||
|
1,9 |
1,9 | ||
|
3,3 |
3,3 | ||
|
2,1 |
2,0 | ||
|
1,6 |
1,6 | ||
|
1,5 |
1,5 | ||
|
1,0 |
1,0 | ||
|
0,5 |
0,5 | ||
Органы денежно-кредитного регулирования |
3,9 |
1,0 | ||
|
3,0 |
0,0 | ||
|
0,9 |
1,0 | ||
Банки (без участия в капитале) 2 |
101,2 |
110,4 | ||
|
0,4 |
0,4 | ||
|
67,8 |
74,4 | ||
|
27,8 |
29,3 | ||
|
3,3 |
3,7 | ||
|
1,9 |
2,7 | ||
Прочие секторы (без участия в капитале) |
159,9 |
184,5 | ||
|
21,1 |
28,6 | ||
|
116,7 |
134,4 | ||
|
18,7 |
18,1 | ||
|
2,8 |
3,1 | ||
|
0,4 |
0,3 |
Примечание:
Включается внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте. Государственные ценные бумаги отражаются в части задолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу.
1 Ранее задолженность перед прочими официальными кредиторами учитывалась в составе "прочей задолженности" в структуре долга бывшего СССР.
Обязательства перед прочими официальными кредиторами не включают просроченные проценты, которые учитываются в "прочей задолженности".
2 Включаются обязательства кредитных организаций, в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства России, отражается в обязательствах органов государственного управления.
3 Включается рыночная стоимость привилегированных акций, находящихся в собственности нерезидентов. Привилегированные акции классифицируются в качестве компонента внешнего долга в связи обязательством эмитента выплачивать по ним дивиденды, при этом эмитент не принимает на себя обязательств по выкупу их по рыночной цене.
Схема 2. Внешний долг Российской Федерации в 2006 году по срокам погашения (в соответствии со Специальным стандартом МВФ по распространению данных) (млрд. долларов США)
1 января 2006 г. |
1 апреля 2006 г. |
1 июля 2006 г. |
1 октября 2006 г. |
1 января 2007 г. | |||
Всего: |
257,2 |
273,2 |
288,8 |
269,3 |
309,7 | ||
|
43,5 |
53,3 |
52,5 |
54,7 |
55,3 | ||
|
213,7 |
219,9 |
236,3 |
214,7 |
254,4 | ||
Органы государственного управления |
71,1 |
69,5 |
66,4 |
45,3 |
44,7 | ||
|
6,5 |
6,5 |
4,2 |
4,2 |
2,4 | ||
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | ||
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | ||
|
6,5 |
6,5 |
4,2 |
4,2 |
2,4 | ||
|
6,5 |
6,5 |
4,2 |
4,2 |
2,4 | ||
|
64,6 |
63,0 |
62,2 |
41,1 |
42,3 | ||
|
29,0 |
28,1 |
26,0 |
27,0 |
28,0 | ||
|
35,6 |
34,9 |
36,1 |
14,1 |
14,3 | ||
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | ||
Органы денежно-кредитного регулирования |
11,0 |
16,6 |
12,5 |
9,0 |
3,9 | ||
|
11,0 |
16,6 |
12,5 |
9,0 |
3,9 | ||
|
10,2 |
15,6 |
11,4 |
7,9 |
3,0 | ||
|
0,8 |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
0,9 | ||
Банки (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами) 1 |
49,9 |
57,0 |
66,4 |
78,1 |
100,8 | ||
|
20,3 |
23,7 |
27,5 |
32,7 |
39,5 | ||
|
1,2 |
1,3 |
1,6 |
1,5 |
1,5 | ||
|
8,2 |
10,5 |
11,6 |
15,8 |
17,6 | ||
|
9,9 |
10,6 |
12,8 |
13,8 |
18,8 | ||
|
1,0 |
1,3 |
1,6 |
1,6 |
1,6 | ||
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | ||
|
1,0 |
1,3 |
1,5 |
1,6 |
1,6 | ||
|
29,7 |
33,3 |
38,9 |
45,4 |
61,3 | ||
|
0,6 |
0,8 |
0,9 |
1,4 |
1,8 | ||
|
26,4 |
29,4 |
33,3 |
37,7 |
50,2 | ||
|
2,5 |
2,9 |
4,3 |
6,0 |
9,0 | ||
|
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 | ||
Прочие секторы (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами) |
112,6 |
117,0 |
123,9 |
120,7 |
138,7 | ||
|
5,8 |
6,5 |
8,3 |
8,7 |
9,5 | ||
|
5,5 |
6,4 |
6,2 |
7,6 |
9,0 | ||
|
0,3 |
0,1 |
2,1 |
1,2 |
0,4 | ||
|
106,8 |
110,6 |
115,6 |
111,9 |
129,3 | ||
|
12,3 |
14,4 |
13,9 |
14,9 |
18,7 | ||
|
94,5 |
96,1 |
101,7 |
97,0 |
110,5 | ||
Банки и прочие секторы - долговые обязательства перед прямыми инвесторами |
12,5 |
13,1 |
19,6 |
16,2 |
21,5 | ||
|
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,4 | ||
|
12,3 |
12,9 |
19,3 |
15,8 |
21,1 |
Примечание
Включается внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте. Государственные ценные бумаги отражаются в части задолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу.
1 Включаются обязательства кредитных организаций, в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства России, отражается в обязательствах органов государственного управления.
2 Включается рыночная стоимость привилегированных акций, находящихся в собственности нерезидентов. Привилегированные акции классифицируются в качестве компонента внешнего долга в связи обязательством эмитента выплачивать по ним дивиденды, при этом эмитент не принимает на себя обязательств по выкупу их по рыночной цене.
Таблица 3. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
Период действия |
% |
Нормативный документ |
19 июня 2007 г. - |
10 |
Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У |
29 января 2007 г. - 18 июня 2007 г. |
10,5 |
Телеграмма ЦБ РФ от 26.01.2007 № 1788-У |
23 октября 2006 г. - 28 января 2007 г. |
11 |
Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У |
26 июня 2006 г. - 22 октября 2006 г. |
11,5 |
Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У |
26 декабря 2005 г. - 25 июня 2006 г. |
12 |
Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У |
15 июня 2004 г. - 25 декабря 2005 г. |
13 |
Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1443-У |
15 января 2004 г. - 14 июня 2004 г. |
14 |
Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У |
21 июня 2003 г. - 14 января 2004 г. |
16 |
Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У |
17 февраля 2003 г. - 20 июня 2003 г. |
18 |
Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У |
7 августа 2002 г. - 16 февраля 2003 г. |
21 |
Телеграмма ЦБ РФ от 06.08.2002 № 1185-У |