Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы её повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 14:40, реферат

Описание работы

В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. Конкурентоспособность – понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.
В условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара.

Файлы: 1 файл

Конкурентноспособность. доклад.docx

— 17.38 Кб (Скачать файл)

  Введение

В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности  и востребованности выпускаемой  продукции является конкурентоспособность. Конкурентоспособность – понятие  относительное, поскольку успешно  конкурирующий на одних рынках товар  будет совершенно неконкурентоспособным  на других. Это порождает необходимость  разграничения конкурентоспособности  на внешнем и внутреннем рынках.

В условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и  внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности  товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и  реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия.

В условиях высокой  конкурентности каждая организация  заинтересована не только в выживании  но и получении прибыли.

 

 

 

 

Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы её повышения

1. Понятие конкурентоспособности  и факторы ее определяющие

Для того, чтобы более полно  осветить сущность конкурентоспособности  предприятия, необходимо дать как можно  полное представление о конкурентоспособности.

Конкурентоспособность –  это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Конкурентоспособность объекта  определяется по отношению к конкретному  рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим  признакам стратегической сегментации  рынка. Если не указан рынок, на котором  конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время  является лучшим мировым образцом.

Конкурентоспособность предприятия  – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами (услугами) потребности людей  и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность  предприятия характеризует возможности  и динамику его приспособления к  условиям рыночной конкуренции. [4]

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда таких факторов, как:

    • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
    • вид производимого товара;
    • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
    • лёгкость доступа на рынок;
    • однородность рынка;
    • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
    • конкурентоспособность отрасли;
    • возможность технических новшеств в отрасли;
    • конкурентоспособность региона и страны.

 Нельзя забывать, что конкурентоспособность – это сравнительная, а значит, относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает товар производителя, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

Комплекс конкурентоспособности  товара состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных.

2.        Параметры  оценки  конкурентоспособности

Всякий товаропроизводитель, для того чтобы объективно оценить  конкурентоспособность изготавливаемого товара, должен использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель.

Чтобы товар представлял  интерес для покупателя, он должен обладать определенными технико-эксплуатационными  и экономическими параметрами. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает  его привлекательность, возможную  степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести  затраты, связанные с приобретением  и использованием данного товара.

Итак, конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей по разным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).

 

3. Методы оценки конкурентоспособности  продукции

Конкурентоспособность товаров  тесно связана с конкурентоспособностью предприятия, особенно производителя.

Результатом изучения рынка  с точки зрения оценки конкурентоспособности  товара является сбор и систематизация информации о состоянии и динамике взаимодействия потребностей в товаре. Оценивать конкурентоспособность  товаров можно, используя следующие  методы и способы:

1. Оценка конкурентоспособности  с помощью товара-образца.

Оценка и  изучение конкурентоспособности товара должна вестись систематически. Это  дает возможность определить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге можно вовремя принять наилучшее решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т.д.

2. Оценка конкурентоспособности товаров по базе суждений потребителей.

Некоторые группы товаров исключают возможность применения традиционных методов оценки уровня конкурентоспособности, поэтому целесообразнее пользоваться оценками на базе суждений потребителей. Важно выяснить, насколько товар соответствует требованиям рынка и потребителей, то есть рыночную адекватность товара.

4. Особенности управления  конкурентоспособностью предприятия  сферы услуг

Динамично развивающийся  рынок и стремительно изменяющаяся конкурентная среда оказывают непосредственное влияние на любую организацию.    Чтобы    быть    конкурентоспособной    и     успешно 

функционировать, организация должна тщательно следить  за рыночной конъюнктурой. Оценка конкурентоспособности  организации является необходимой  для каждого руководителя.

Для того, чтобы  определить способы и пути повышения  конкурентоспособности отдельно взятой фирмы, прежде всего необходимо провести анализ и дать оценку конкурентоспособности, выявить внутренние сильные и слабые стороны. Только располагая этими данными предприятие сможет принять правильное решение о стратегии последующего развития.

Таким образом, можно утверждать о том, что методов оценки конкурентоспособности  предприятий на рынке услуг к  настоящему времени разработано  очень мало. Существующие методики носят не описательный, а конкретно-экономический, количественный характер. Наибольшее их количество разработано относительно образовательных услуг, но отсутствует  универсальная общепринятая методика оценки конкурентоспособности.


Информация о работе Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы её повышения