Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 20:58, контрольная работа
Система бюджетного управления (СБУ) характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, она реализует системный подход к организации управления. Во-вторых, в идеале СБУ охватывает все четыре фазы управленческого процесса (планирование, контроль, организацию и мотивацию). И, в-третьих, СБУ выполняет жизненно важные функции управления предприятием, такие как:
• определение задач;
• планирование ресурсов;
• оценка деятельности и мотивация персонала на основе оценки;
• контроль исполнения.
Практическая часть:
Задача №1………………………………………………………………………….3
Задача №2…………………………………………………………………………5
Задача №3………………………………………………………………………...6
Задача №4…………………………………………………………………………7
Теоретическая часть:
Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии…………………………………………………...…………………10
Список литературы………………………………………………………………17
СОДЕРЖАНИЕ
Практическая часть:
Задача №1…………………………………………………………………………
Задача №2…………………………………………………………………………
Задача №3……………………………………………………………………….
Задача №4…………………………………………………………………………
Теоретическая часть:
Бюджетирование как инструмент
финансового планирования на предприятии…………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса управления и планирования на предприятии. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования).
Современные авторы предлагают различные варианты определения бюджетирования. На наш взгляд, наиболее оптимальным и соответствующим реалиям сегодняшнего предприятия является следующее:бюджетирование — это система управления компанией по центрам финансовой ответственности через бюджеты. Под бюджетом здесь понимается оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия[1] .
Система бюджетного управления (СБУ) характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, она реализует системный подход к организации управления. Во-вторых, в идеале СБУ охватывает все четыре фазы управленческого процесса (планирование, контроль, организацию и мотивацию). И, в-третьих, СБУ выполняет жизненно важные функции управления предприятием, такие как:
· определение задач;
· планирование ресурсов;
· оценка деятельности и мотивация персонала на основе оценки;
· контроль исполнения.
Бюджетирование как управленческая технология при грамотном использовании позволяет достичь следующего:
дать менеджерам возможность принимать решения на своем уровне, не вынося их наверх (но в рамках установленного бюджета);
построить для менеджера эффективную систему KPI[2] , позволяющую следить за выполнением планов «онлайн»;
стимулировать менеджеров к достижению целей компании с помощью KPI и контрольных показателей бюджетов.
К сожалению, анализ работы отечественных предприятий (включая российские представительства западных компаний) свидетельствует, что более чем в 80% случаев внедрение технологии бюджетирования не дает того эффекта, который можно было бы получить от его использования. Это происходит по нескольким причинам:
· бюджетирование используется только как финансовая технология; иначе говоря, компании используют бюджеты для контроля за фактическими оборотами, но не для принятия управленческих решений;
· планы и отчеты перегружены заведомо лишней информацией;
· бюджеты дают только поверхностное представление о деятельности компании;
· процесс бюджетирования выстроен неэффективно;
· руководящие сотрудники компании не хотят использовать бюджетирование[3] .
Значительный процент неудач внедрений системы бюджетирования связан, на наш взгляд, с неготовностью работников предприятия к изменениям своих зон ответственности, прав и обязанностей. Поэтому целесообразно рассмотреть этапы и методы построения оптимальной системы бюджетирования.
Прежде всего, необходимо провести структуризацию деятельности, т.е. создание процессной модели деятельности фирмы. Необходимо бюджетировать выходы бизнес-процессов, а конкретнее, те из них, которые представляют собой движение материальных и финансовых потоков.
Второй этап - создание финансовой структуры компании, то есть определение набора и иерархии центров финансовой ответственности (ЦФО) и центров финансового учета (ЦФУ). Оптимально финансовая структура должна соответствовать процессной модели, полученной на первом этапе. В таком случае неизбежно возникнет конфликт между существующей организационной (как правило, линейно-функциональной) структурой и структурой процессов. Варианты разрешения данного противоречия:
"жесткий вариант" - полное реформирование оргструктуры, включая переподчинение отделов и должностных лиц. Возможные последствия такого решения: сопротивление подчиненных, увольнение ценных сотрудников;
"мягкий вариант" - формирование финансовой структуры на основе организационной, при этом руководители служб, помимо своих функциональных обязанностей, несут ответственность и за выполнение бюджетных планов;
"компромисс" - принятие за основу оргструктуры с последующей ее модификацией для получения структуры финансовой, например, объединение однородных по функционалу подразделений в один ЦФО[4] .
Выбор варианта финансовой структуры зависит, прежде всего, от стиля управления организацией.
Следующий этап - разработка структуры бюджетов . Бюджеты подразделяются по объектам планирования и учета на три вида:
бюджеты предприятия (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и бюджет по балансовому листу) - сводные финансовые документы высшего уровня, отражающие прибыль, ликвидность и рентабельность капитала предприятия;
функциональные бюджеты - отражение результатов процессов, поддающихся натуральной и стоимостной оценке;
операционные бюджеты - бюджеты, в которых учитывается финансовый результат деятельности подразделений предприятия.
Логика консолидации бюджетов предприятия из функциональных и операционных бюджетов должна отражать последовательность формирования финансового результата. Поэтому при составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т. е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Это позволяет отследить причины отклонений плановых результатов от фактических[5] .
Данная система бюджетов позволяет охватить весь денежный оборот предприятия.
Рассмотрим в общих чертах логику и смысловое содержание каждого из бюджетов:
На основе перечисленных бюджетов составляются консолидированные бюджеты:
Последним этапом разработки системы бюджетного управления является описание требований к автоматизации системы[6] , то есть набора информационных объектов - справочников, документов, отчетов и т.п., автоматизированных рабочих мест - то есть прав доступа пользователей к информационным объектам и регламента работы с ними, а также бюджетных операций. Последний блок работ представляет собой разработку информационной системы, ее тестирование и ввод в промышленную эксплуатацию.
Только при выполнении всех вышеперечисленных условий система бюджетного управления станет удобным и гибким инструментом для планирования и анализа деятельности и принятия управленческих решений.
В заключении можно сказать, что в настоящее время интерес к системе бюджетного управления у руководителей и собственников компаний очень высок. Это связано, во-первых, с необходимостью совершенствования систем мотивации персонала, а во-вторых, с требованиями снижения затрат и повышения качества продукта, предъявляемыми все более конкурентным рынком. Этим требованиям отвечает механизм бюджетного управления, представляющий собой систему управления компанией по центрам финансовой ответственности через бюджеты. Именно управления, а не учета или контроля, поскольку бюджетирование является больше управленческой, чем учетной технологией. Результатами успешного внедрения такой системы являются контроль не только над накладными расходами, но и над тремя основными финансовыми показателями организации: прибылью, рентабельностью и отдачей на капитал (ROI)[7] . Кроме того, выявляется влияние на эти показатели действий каждой службы, причем этот анализ можно проводить вплоть до уровня рабочего места. Таким образом, выявляется эффективность работы сотрудников, и компенсационный пакет связывается непосредственно с результатами работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. [1] Попов В.М., Ляпунов С.И., Воронова Т.А. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств. – М.: Финансы и статистика, 2010г.
[2] KPI (англ. key performance indicators) — ключевые показатели эффективности; позволяют оценить степень достижения целей, стоящих перед компанией. — Примеч. редакции.
2. [3] Цветков М.Бюджетирование как реальный инструмент управления бизнесом// Генеральный директор. - 2011. - №8.
[4] Пушкарев Е. О «мягком» и «жестком»
бюджетировании: [http://www.cfin.ru/
[5] Дорман В.Н., Близнюк Т.С. Совершенствование управления затратами предприятия посредством углубления процессов бюджетирования // Финансовый менеджмент. – 2013. - № 5.
3. [6] Попов В.М., Ляпунов С.И., Воронова Т.А. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств. – М.: Финансы и статистика, 2012г.
[7] Мэй Маргарет. Трансформирование функции финансов: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2011. ХХ.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Основы финансового менеджмента"