Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 20:19, контрольная работа
Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход. В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли. Например, прибыль фирмы может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль.
Вопрос 23. Методы расчета критического объема продаж 3
Задача 23. 11
Задача 52. 14
Список литературы 15
Содержание
Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.
В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли. Например, прибыль фирмы может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Фирма не достигающая точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы.
Для того, чтобы фирма
функционировала оптимальным
Предельный доход - величина, на которую изменится совокупный доход фирмы при увеличении выпуска продукции на одну единицу;
Предельные издержки - величина, на которую изменятся совокупные издержки фирмы при увеличении выпуска продукции на единицу;
Средние полные издержки - доля полных издержек (то есть постоянные издержки + переменные издержки + невозвратные издержки), приходящаяся на единицу выпускаемой продукции [5, c. 136].
Из курса микроэкономики известно, что начиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменных издержек будет являться возрастающей, а кривая предельного дохода - убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу. Очевидно, что в случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение дохода фирмы; в случае же когда предельные издержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода фирмы приведет уменьшение выпуска продукции. Теперь мы можем сформулировать критерии точки, в которой достигается максимальная прибыль: максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
Анализ безубыточности (маржинальный анализ) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы [3, c. 225].
Графический способ.
Рис. 1. Зависимость между прибылью, объёмом реализации продукции и её себестоимостью
П – производственная мощность предприятия
В – выручка предприятия
По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж — зона безопасности. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Полученную зависимость можно представить по-другому (рис. 2). При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов - Rp. При объеме продаж О прибыль составит N руб. Соединив эти точки между собой, получим на линии X точку критического объема продаж [2, c. 307].
Рис.2. Определение точки безубыточности
Кроме графического метода, можно использовать и аналитический.
Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. Для этого используем рис. 3. На графике поменяем местами переменные и постоянные затраты для того, чтобы в соответствии с определением категории маржинального дохода объединить зону прибыли и зону постоянных расходов.
Рис. 3. Зависимость между объёмом реализации продукции, её себестоимостью и суммой прибыли
Для удобства вывода формул используем следующие обозначения:
Т - точка безубыточного объема реализации продукции (порог рентабельности, точка равновесия, критический объем продаж);
Дм - маржинальный доход (общая сумма);
Ду - удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции;
Дс — ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;
Ц - цена единицы продукции;
Н - непропорциональные (постоянные) затраты;
Рп - пропорциональные (переменные) затраты;
В - выручка от реализаций продукции;
К - количество проданной продукции в натуральных единицах;
V - удельные переменные затраты.
В соответствии с графиком формула для расчета маржинального дохода имеет вид:
График позволяет также определить маржинальный доход как разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами:
Формула для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении:
или
Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100 %, может быть использована формула:
Формула расчёта безубыточного объема реализации в натуральных единицах:
Для определения точки критического объема реализации продукции можно вместо суммы маржинального дохода использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции (Дс):
Дс = Дм / К (7)
Отсюда
Дм = К × Дс. (8)
Тогда формулу (7) можно записать следующим образом:
Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой (Р) и удельными переменными заратами (V):
Дс = Р- V. (10)
Тогда, преобразовав формулу (7), критический объем реализации продукции можно рассчитать так:
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:
Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:
Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных затрат предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоянных затрат. Оптимальным считается тот план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности [1, c. 264].
Компания производит музыкальные инструменты, в том числе органы. Модель органа Д-14 очень перспективна и имеет большой потенциальный рынок. Есть смета затрат по модели Д-14 на 2010 г.:
Переменные затраты на единицу (тыс. руб.): |
|
Прямые материальные затраты |
2300 |
Прямые трудовые затраты |
800 |
Общепроизводственные расходы |
600 |
Затраты на реализацию |
500 |
Суммарные постоянные затраты (тыс. руб.) |
|
Общепроизводственные расходы |
195000 |
Расходы на рекламу |
55000 |
Административные расходы |
68000 |
Цена продажи |
9500 |
1. Определить критическую точку для 2010 г.
2. Компания продала 65 органов в 2010 г. Сколько прибыли она получила?
3. Менеджер компании составляет план на следующий 2011 г., ему необходимо:
а) рассчитать количество органов, которое компания должна продать, чтобы получить прибыль 95400 тыс. руб. Предполагается, что цена продажи и затраты остаются неизменными;
б) рассчитать прибыль, если компания увеличит объем продаж на 20%, а цена продажи одного органа уменьшится на 500 тыс. руб.;
в) определить критическую точку, если затраты на рекламу увеличатся на 47700 тыс. руб.;
г) если переменные затраты на единицу уменьшатся на 10%, определите количество органов, которое компания должна продать, чтобы получить прибыль 125000 тыс. руб.
Все варианты для плана 2011 г. рассматривать независимо.
Решение
1. Критическая точка для 2010 г. составит:
ТБ = Зпост / (Ц - Зпер),
где Зпост – постоянные затраты;
З пер – постоянные затраты
Ц – цена продажы.
Зпост = 195000 + 55000 + 68000 = 318000 тыс. руб.
Зпер = 2300 + 800 + 600 + 500 = 4200 тыс. руб.
ТБ = 318000 / (9500 - 4200) = 60 органов
2. Выручка от продажи органов составит:
Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому менеджменту"