Кредитная политика (на примере ОАО «Зарница»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение кредитной политики предприятия и разработка мер по её совершенствованию. Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие и структуру кредитной политики предприятия;
изучить методы управления кредиторской и дебиторской задолженностями;
проанализировать меры по совершенствованию кредитной политики предприятия.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 33.64 Кб (Скачать файл)

ВЕДЕНИЕ

 

       Кредитная  политика – звучное название, подразумевающее под  собой  всего лишь ответ на четыре  простых вопроса: кому предоставлять   кредит, на каких условиях, как   много и какие санкции при  несоблюдении условий (клиенту/  менеджеру)?1 Основной же критерий  эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной  деятельности предприятия, либо  вследствие увеличения объемов  продаж, либо за счет ускорения  оборачиваемости дебиторской задолженности.  Найти оптимальную точку в  коммерческом кредитовании помогает  использование предельного анализа,  формальный язык которого строго  определяет желаемое равновесие  в объемах и сроках предоставления  отсрочки платежа: либерализация  кредитной политики уместна до  тех пор, “пока дополнительные  выгоды от увеличения объема  реализации не сравняются с  дополнительными издержками по  предоставляемому кредиту”.

 

       Содержательной  основой кредитной  политики  являются инструменты, которыми  руководствуются  сбытовые структуры  при предоставлении кредита поставщикам  и стандарты  предоставления  кредитов, устанавливающие  разумные  правила и ограничения.

 

       Проблема  данного исследования носит актуальный  характер в современных условиях.  В целях  обеспечения  конкурентоспособности   и  привлекательности  продаваемого  товара в современной практике  реализация товаров в кредит (с  отсрочкой  платежа) получила  широкое развитие.

 

       Целью  данной работы является рассмотрение  кредитной политики предприятия  и разработка мер по её совершенствованию.

 

     Для решения  данной цели необходимо решить  следующие задачи:

определить понятие и  структуру кредитной политики предприятия;

изучить  методы управления кредиторской и дебиторской  задолженностями;

проанализировать меры по совершенствованию кредитной политики предприятия.

 

       Объектом  исследования является ОАО «Зарница».

 

       Предметом  исследования являются экономические   отношения, возникающие между  предприятием и банком по поводу  предоставления в кредит денежных  средств.

 

       Теоретической   основой  исследований  являются  учебная,  научная  и   методическая  литература  по  рассматриваемым   в  работе  вопросам, аналитические   и  информационные  материалы.  Информационной базой исследования  являются статистические материалы,  годовой отчет за 2009-2010г.г. ОАО  «Зарница»: бухгалтерский баланс  и приложение к нему, отчет  о прибылях и убытках, отчет  об изменениях капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

 

       В целях  обеспечения конкурентоспособности   и привлекательности продаваемого  товара в современной практике  реализация товаров в кредит (с  отсрочкой  платежа) получила  широкое развитие.

 

       В процессе  формирования принципов кредитной  политики по отношению к покупателям  товаров решаются два основных  вопроса:

в каких формах осуществлять реализацию товаров в кредит;

какой тип кредитной политики следует избрать организации.

 

       При выборе  типа кредитной политики должны  учитываться следующие основные  факторы:2

общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности  покупателей, уровень их платежеспособности;

сложившаяся конъюнктура  товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;

потенциальная способность  предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

правовые условия обеспечения  взыскания дебиторской задолженности;

финансовые возможности  предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность.

 

       Создание  кредитной политики на предприятии   в отношении покупателей должно  повысить эффективность инвестирования  средств в дебиторскую задолженность,  увеличить объем продаж (прибыли   от продаж) и отдачу на вложенные   средства.

 

       Помимо  формализации целей управления  дебиторской  задолженностью  в кредитной политике следует  определить задачи, решение  которых  позволит достичь целевых   значений (например, выход на новые   рынки сбыта, завоевание большей   доли существующего рынка, формирование  репутации, минимизация стоимости  кредитных ресурсов). Каждая сформулированная  задача должна иметь количественное  измерение и сроки выполнения.

Понятие и  типы кредитной  политики предприятия

 

 

       Кредитная  политика — это система мер   и правил, направленных на реализацию  контроля за проведением и  использованием кредитов, предоставляемых  компанией или банком3. Кредитная  политика предприятия в числе  прочего может включать в себя  систему правил по выстраиванию  отношений с заказчиками, куда  входит и процедура взыскания  задолженности.

 

       Положения  кредитной политики могут быть  отражены в объемном труде,  содержащем подробные  инструкции, или занимать всего одну страницу.

 

       Кредитная  политика должна включать в  себя:

продуманную работу с клиентом: правила сегментирования типов  заказчиков и правила работы с  каждым сегментом;

распределение внутри компании работ по взаимодействию с должниками;

процедуру взыскания долгов внутренними силами;

описание ситуаций, при  которых долг передается для взыскания  коллекторскому агентству;

описание ситуаций, при  которых на должника подают в суд.

 

       Эта система  обязательно должна быть зафиксирована  на бумаге. Понятно, что  у  каждого предприятия и у каждого  человека есть какие-то внутренние  ощущения, ориентируясь на которые  они решают, можно давать в  долг данному человеку либо  предприятию или нельзя. Вопрос  в том, являются ли эти ощущения  только внутренними или же  они прописаны и понимаются  всеми сотрудниками предприятия  одинаково, есть ли четкие инструкции  для каждого из работников  предприятия и для каждой возможной  ситуации.

 

       Главной  целью деятельности предприятия  является достижение прибыли.  Как правило, прибыль увеличивается  при увеличении объема продаж. Одним из самых действенных  способов увеличения объема продаж  является предоставление товара  в кредит. Для этого есть следующие  причины:

возможно привлечения  покупателя, не имеющего достаточно средств  для предоплаты;

покупатель в состоянии  купить больше или более дорогого товара.

 

       При разработке  кредитной политики предприятия  необходимо учитывать не только  условия продажи в кредит, но  и обязательно внутреннюю структуру  управления предприятием. Руководство  предприятия, как правило, сталкивается  здесь со всевозможными проблемами. Обычно отдел сбыта или торговый  агент не только не действует  совместно с кредитным отделом,  если он есть на предприятии,  а даже испытывает к нему  недоверие. Это связано с тем,  что торговый агент заинтересован  в первую очередь продать товар  и получить за это комиссионные  как правило, он рискует лишь  тем, что комиссионные ему не  будут выплачены. В случае же  неплатежа возвратом долга занимается  либо бухгалтер, либо сам отдел  сбыта. Функция бухгалтера - это  функция учета на предприятии,  а задача отдела сбыта - увеличение  продаж. Поэтому они не только  не в состоянии формировать  кредитную политику предприятия  и заниматься возвратом долгов, но и наверняка будут делать  это без всякого желания, а  иногда и саботировать эти  работы.

 

       В рамках  кредитной политики предприятия   решаются следующие задачи:

увеличение объема продаж за счет предоставления покупателям  более выгодных условий;

ускорение оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности;

минимизация недополученной выгоды от невозможности использования  суммы задолженности и потерь от инфляционного обесценения суммы  задолженности;

минимизация финансовых рисков, связанных с возможным дефицитом  денежных средств вследствие несвоевременного погашения дебиторской задолженности, со списанием безнадежных долгов;

определение круга кредиторов, форм и объемов заимствований  с учетом особенностей производственного  и финансового циклов предприятия;

минимизация цены заемного капитала;

переключение на альтернативные источники заимствований по мере возникновения необходимости;

контроль за своевременностью погашения долга и уплаты процентов, выбор форм реструктуризации долга  при необходимости;

поддержание баланса между  текущими активами и текущими обязательствами  по суммам и срокам.

 

       Кредитная  политика предприятия состоит  из органично связанных между  собой блоков: управление дебиторской  задолженностью и управление  кредиторской задолженностью.

 

       Кредитная  политика принимается на год,  по истечении  которого уточняются  цели и задачи, принятые стандарты,  подходы и условия  на предприятие.

 

       Целями  кредитной политики предприятия   должны быть: повышение  эффективности   инвестирования средств в дебиторскую   задолженность, увеличение объёма  продаж (прибыли от продаж) и отдачи  на вложенные средства.

 

       Помимо  формализации целей управления  дебиторской  задолженностью  в кредитной политике следует  определить задачи, решение  которых  позволит достичь целевых   значений (например, выход на новые  рынки сбыта, завоевание большей  доли существующего рынка, формирование  репутации, минимизация стоимости  кредитных ресурсов). Каждая сформулированная  задача должна иметь количественное  измерение и сроки выполнения  работ.

 

       При изменении  целей компании, ее стратегии,  рыночных условий и других  значимых факторов кредитную  политику необходимо пересматривать.

 

       Под кредитной  политикой,для целей  настоящего  положения понимается реализация  клиентам предприятия товаров  в кредит, в форме предоставления  клиентам рассрочки или отсрочки  платежа по договору поставки  товаров (коммерческий кредит).

 

       Предоставление  кредита не является центральным   конкурентным преимуществом предприятия,  то есть акцентировать на этом  внимание клиента и в первую  очередь заявлять о возможности  предоставления кредита на переговорах  при работе с клиентами запрещено.  Поэтому в ходе ведения переговоров  следует всегда пытаться работать  с предоплатой. Если полная  предоплата невозможна, то следует  попытаться получить частичную  предоплату. И только в случае, когда клиент приводит убедительные  аргументы в необходимости предоставления  ему кредита, и при условии,  что данный клиент представляет  интерес для предприятия (является  целевым), следует приступить к  обсуждению предлагаемых предприятием  условий кредитования.

 

       Существенными  показателями кредитной политики  являются:

определение условий предоставления товарного кредита;

расчёт максимального  срока предоставления товарного  кредита;

составление "матрицы скидок" - таблицы, содержащей варианты скидок за отгружаемый товар (оказываемые  услуги) в зависимости от сроков его оплаты.

 

   То  есть, в качестве  цены, указываемой  в прейскуранте, принимается цена товара, предоставленного  в кредит на максимально установленный  срок.

 

       Показатели, определяющие кредитную политику, —  это  следующие  четыре  характеристики:

 

     1) срок предоставления  кредита — период времени,  в течение которого клиенты  должны оплатить купленный товар;

 

     2) стандарты   кредитоспособности - минимальная финансовая  устойчивость, которой  должны  обладать клиенты для получения   возможности   отсрочки  платежа,  и  размеры  допустимых  сумм  кредита, предоставляемых различным  категориям клиентов;

 

     3)политика сбора  платежей -определяется степенью  лояльности по отношению  к   клиентам,  задерживающим  выплаты,  с точки зрения  предоставления  кредита вновь;

 

     4) скидки, предоставляемые  за оплату  в более ранние  сроки; эти  льготы включают  сумму скидки  и  период, в  течение которого ими можно  воспользоваться.

 

       Различают  три принципиальных типа кредитной   политики предприятия по отношению   к покупателям продукции –   консервативный, умеренный и агрессивный,  которые характеризуют принципиальные  подходы к ее осуществлению  с  позиции соотношения уровней   доходности и риска кредитной  деятельности предприятия.4

 

       Консервативный  тип кредитной политики предприятия   направлен на минимизацию кредитного  риска. Такая минимизация рассматривается  как приоритетная цель осуществления  его кредитной деятельности. Механизмом  реализации политики такого типа  является существенное сокращение  круга покупателей продукции  в кредит за счет групп повышенного  риска; минимизации сроков предоставления  кредита и его размера; ужесточение  условий предоставления кредита  и повышения его стоимости;  использование жестких процедур  погашения дебиторской задолженности.

Информация о работе Кредитная политика (на примере ОАО «Зарница»)