Лизинг: содержание, формы и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытия понятия, сущности лизинга, его основных форм и особенностей.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие определения лизинга;
2) охарактеризовать историю возникновения лизинга;
3) классифицировать формы лизинга;
4)обозначить отличие лизинга от кредита и аренды
5) рассмотреть этапы лизинговых операций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность лизинга, его определение…………………………………………………5
1.1 История развития лизинга…………………………………………………………………..5
1.2 Понятие и значение лизинга……………………………………………………………….13
1.3 Объекты и субъекты лизинга………………………………………………………………15
Глава 2. Классификация видов лизинга, его особенности………………………………….22
2.1 Формы, виды лизинга………………………………………………………………………22
2.2 Взаимосвязь и отличие лизинга от кредита и аренды, преимущества лизинга………..31
Заключение……………………………………………………………………………………...36
Список источников и литературы……………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

курсовая фин менеджмент.docx

— 82.23 Кб (Скачать файл)

Существовало  много разновидностей трастового использования  оборудования. Наиболее широко признанным типом  финансирования железных дорог был признан  план “Филадельфия”, который допускал передачу прав монопольного использования оборудования конечному пользователю по завершении изначально определенного срока  арендного договора. План “Филадельфия”  стал предшественником сегодняшних условных коммерческих контрактов лизинга по модели “деньги - на деньги”.

В начале XX века многие железнодорожные лизинговые компании осознали, что возрастающее число грузоотправителей не желает осуществлять долгосрочное управление или монопольное использование вагонов, что предусматривало предоставление оборудования в трастовое (доверительное) пользование. Вместо этого они требовали лишь краткосрочного его использования. Трасты стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. По окончании контракта вагоны должны были возвращаться арендодателю, который сохранял за собой право собственности. Такие арендные договоры заложили начало операционного лизинга.

Развитие  экономических отношений  предопределило заинтересованность производителей техники  и оборудования в  получении необходимого финансирования изготовления своей продукции. Это обстоятельство, в свою очередь, вызвало  в США в начале XX века волну нового вида кредитования - кредита, выплачиваемого по частям. Изготовители и продавцы считали, что они смогут продать больше, если наряду с необходимым оборудованием предложат более привлекательный для клиента план - график выплат. Отсюда берет начало практика лизингового финансирования, обеспечиваемого продавцами - данный вид лизинговых отношений остается до настоящего времени важнейшим инструментом поставок по лизингу.

Первое  известное употребление термина “лизинг” относится к 1877 году, когда телефонная компания “Bell” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибылью от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители новой техники были также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Поэтому многие высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование “ноу-хау”. Аналогично “Bell” компания “Hughes”, изготовляющая инструменты, сохраняла контроль над ценами, предоставляя свой специализированный 11-ти гранный бур только на условиях аренды. Компания “U. S. Shoe Machenery”, производившая оборудование для изготовления обуви, использовала соглашения, связывавшие клиентов исключительно с ее собственной продукцией. Только принятие федерального антимонопольного законодательства США положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выставить оборудование на свободную продажу.

Во  время второй мировой  войны правительство  США активно использовало так называемые контракты  с фиксированной  рентабельностью. Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей вероятности, контракты не будут возобновлены после ее окончания.

Таким образом, промышленники  сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для  выполнения конкретного  правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь очень  ограниченную рыночную стоимость в мирное время. Правительственные  подрядчики осознали, что аренда промышленного  оборудования на срок, ограниченный договором  подряда (в противоположность  покупке), минимизирует риск. В тех случаях, когда требовались  большие специализированные машины и инструменты, само правительство  должно выступать  перед подрядчиками в роли арендодателя.

В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными  средствами. В 30-е  годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта  своих автомобилей. Однако «законным отцом» автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк - торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов первым предложил долгосрочную аренду автомобилей.

В России с понятием “лизинг” познакомились  во время второй мировой  войны, когда в 1941 - 1945 годах по lend - lease осуществлялись поставки американской техники.

Однако  настоящая революция  в арендных отношениях произошла в Америке  в начале 50-х годов  нашего столетия. В  аренду стали массово  сдаваться средства производства: технологическое  оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство  США, оценив это явление, оперативно разработало  и реализовало  государственную  программу его  стимулирования.

Коммерческие  банки США начали принимать участие  в лизинговых операциях  в начале 60-х годов. Расширению лизингового  бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение  Совета управляющих  Федеральной резервной  системы, позволившее  банкам учреждать  дочерние фирмы для  сдачи в аренду оборудования, а затем  и недвижимости.

В странах  континентальной Европы лизинговые компании стали создаваться в  первой половине 60-х гг XX в.

На сегодняшний  день в Западной Европе сложилась  следующая структура лизингового  рынка. На первом месте по объему лизинговых операций находится лизинг автомобилей; на втором – промышленное оборудование; далее следуют компьютеры и офисное  оборудование; транспортные средства производственного назначения, суда, самолеты, железнодорожные вагоны и  локомотивы.

 

1.2 Понятие лизинга, его значение

 

В Федеральном  Законе "О лизинге" дается следующее  определение лизинга Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.1 Лизинг в самом широком толковании представляет собой комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей передачей его во временное пользование за определенную плату. Более четко характеризует лизинговые отношения следующее определение: «Лизинг- это особый вид предпринимательской деятельности, включающей три формы организационно-экономических отношении: арендные, кредитные и торговые, содержание каждого из которых в отдельности полностью не исчерпывает сущности таких специфических имущественно-финансовых операций.

Классическая  лизинговая операция осуществляется с  участием трех сторон: лизингодателя, лизингополучателя и продавца (поставщика) имущества. Схема самой операции выглядит следующим образом. Будущий  лизингополучатель нуждается в  определенном имуществе, для приобретения которого у него нет свободных  денежных средств. Он обращается в лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми ресурсами, с предложением о заключении договора лизинга. По условиям этого договора лизингополучатель  выбирает продавца необходимого ему  имущества, а лизингодатель приобретает  это имущество и передает его  как свою собственность во временное  пользование лизингополучателю, который  выплачивавет лизингодателю установленные лизинговые платежи. По окончании срока договора имущество либо возвращается лизингодателю, либо переходит в собственность лизингополучателя.

Число участников операции может сократиться до двух, если лизингодатель либо лизингополучатель  одновременно является продавцом имущества. В реализации крупномасштабной и  дорогостоящей операции, напротив, может участвовать больше сторон. В этом случае лизингодатель, как  правило, привлекает к сделке новых  участников, способных обеспечить необходимые  объемы финансирования (банки, страховые  компании, инвестиционные фонды и  т.д.).

С точки  зрения имущественных отношений  лизинговая сделка состоит из двух взаимосвязанных составляющих: отношений, связанных с куплей-продажей, и  отношений, связанных с временным  использованием имущества. С позиций  обязательственного права эти отношения  реализуются с помощью двух видов  договоров: договора купли-продажи  и договора лизинга.

В том  случае, если в договоре лизинга  предусмотрена продажа имущества  по окончании срока договора, то отношения по временному использованию  имущества вновь трансформируются в отношения купли-продажи. Только теперь они возникают между лизингодателем и бывшим лизингополучателем, в чью  собственность переходит имущество.

Важно отметить, что все элементы лизингового  процесса тесно связаны между  собой. Отношения по временному использованию  имущества, регулируемые договором  лизинга, возникают только после  реализации договора купли-продажи. Получается, что только исполнив один договор, можно перейти к реализации следующего. Вместе с тем очевидно, что отношения по передаче имущества во временное пользование играют здесь определяющую роль, а отношения по купле-продаже имущества имеют подчиненное значение.

Так же тесно  взаимодействуют между собой  все участники лизингового процесса. На первом этапе поставщик имущества  и лизингодатель, заключая договор  купли-продажи, выступают как продавец и покупатель.

На втором этапе покупатель имущества - лизингодатель сдает его по договору лизинга во временное пользование лизингополучателю.

Экономическая сторона лизинговой операции выглядит следующим образом. Имущество, передаваемое в лизинг, является собственностью лизингодателя. Он становится собственником  имущества, приобретая его у продавца за полную стоимость по договору купли-продажи. Лизингополучатель по договору лизинга  получает право на владение и пользование  имуществом в течение определенного  времени. За это право лизингополучатель  выплачивает лизингодателю установленную  договором сумму в виде лизинговых платежей, которые включают полную или частичную компенсацию стоимости  имущества, а также плату за саму лизинговую услугу и другие дополнительные услуги лизингодателя.

Затраты лизингодателя на приобретение имущества могут не полностью компенсироваться лизинговыми платежами. Степень компенсации затрат зависит от соотношения между периодом действия договора и сроком амортизации имущества. Если срок амортизации превышает период действия договора, то имущество по окончании договора, как правило, остается в собственности лизингодателя, но учитывается уже по остаточной стоимости. (Приложение 1)2

 

    1.  Объекты и субъекты лизинга

 

Основными элементами лизинговых операций являются:

1. Объект сделки — им может быть любой вид материальных ценностей, если он не меняет своей натурально-вещественной формы. Объектами лизинговых операций чаще всего выступают: стандартное и уникальное промышленное оборудование (включая комплектное), авиационные двигатели, суда, самолеты, автомобили, контейнеры, компьютеры и другое. Подробнее об этом будет рассказано при рассмотрении различных видов лизинга.

2. Субъект сделки— это стороны лизингового договора, имеющие непосредственное отношение к объекту лизинговой сделки. При этом выделяют прямые (лизинговые фирмы: производственные, торговые, транспортные фирмы; население; поставщики объекта сделки) и косвенные (компании и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантом сделки, страховые компании, брокерские и другие посреднические фирмы).

В зависимости  от предоставляемых лизинговых услуг  компании подразделяются на финансовые и сервисные. Финансовые лизинговые компании занимаются организацией финансовых форм лизинга, их еще называют "поставщиками кредита", сервисные же компании, передавая оборудование, берут на себя все или часть обязанностей, связанных с обслуживанием, ремонтом, страхованием объектов лизинга, контролируют оплату налогов, ведут бухгалтерскую отчетность, консультируют пользователя в отношении эксплуатации оборудования и т. д.

Широкое применение лизинга привело к  существенному увеличению числа  компаний, специализирующихся в этой области, а также к расширению круга организаций, которые стали  принимать участие в лизинге.

В качестве арендодателя в лизинговых операциях  выступают

 — учреждения банка или его филиал, в уставе которых предусмотрен этот вид предпринимательства;

— финансовая лизинговая компания, создаваемая специально для осуществления лизинговых операций, основной и фактически единственной функцией которой является оплата имущества, т. е. финансирование сделки;

— специализированная лизинговая компания, которая в дополнение к финансовому обеспечению сделки берет на себя весь комплекс услуг нефинансового характера: содержание, ремонт имущества, консультации по его использованию, замену изношенных частей и т. д.

— любая фирма или предприятие, для которых лизинг — не профилирующая, но и не запрещенная уставом сфера предпринимательства, и которые имеют финансовые источники для проведения лизинговых операций, например страховые, или пенсионные фонды;

Информация о работе Лизинг: содержание, формы и значение