Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:22, реферат
Мировая торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых называется товарооборотом, а соотношение между ними — торговым балансом . В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как суммы стоимости экспорта всех стран мира. Совершенно естественно, что развитие мировой торговли опирается на выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Развитие и становление мировой торговли………………………………4
2. Основные теории мировой торговли, краткая характеристика…………5
3. Товарная структура………………………………………………………6
4. Виды мировой торговли…………………………………………………7
4.1. Оптовая торговля…………………………………………………….7
4.2. Товарные биржи………………………………………………………8
4.3. Фьючерсные биржи……………………………………………………8
4.4. Фондовые биржи………………………………………………………9
4.5. Ярмарки………………………………………………………………10
4.6. Валютные рынки ……………………………………………………10
5. Противоречия современной мировой торговли и методы борьбы……11
6. Генеральное соглашение о тарифах и торговле………………………14
7. Основы юридического обеспечения……………………………………14
8. Внешняя торговля в экономике России…………………………………15
Заключение…………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Мировая торговля
представляет собой процесс
Мировая торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых называется товарооборотом, а соотношение между ними — торговым балансом . В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как суммы стоимости экспорта всех стран мира. Совершенно естественно, что развитие мировой торговли опирается на выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. Теория международной торговли дает представление о том, что находится в основе этого выигрыша от внешней торговли или чем определяются направления внешнеторговых потоков. Мировая торговля служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения.
Мирохозяйственные связи развиваются с древнейших времен, их значение непрерывно возрастает. Они развиваются на основе разделения труда, связанного с различиями в природных условиях и в специализации на производстве различных товаров и услуг.
Вплоть до новейшего
времени практически
Уже между племенами первобытных обществ шел обмен ценными средствами труда, в результате чего каменные и металлические изделия перемещались на расстояния, далекие от месторождений природных ископаемых. С появлением самых первых государств начинается систематическая международная торговля, которой занимались государственные чиновники или частные купцы. Этот вид экономической деятельности был связан с большим риском, но при успехе обеспечивал очень большую выгоду. Мировая торговля расцветала в мирных условиях и сокращалась в условиях политической нестабильности, но никогда не прекращалась. Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв. Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде стран, Англии, Голландии и другие , машинного производства, ориентированного не только на внутренний, но и на внешний рынок. В до буржуазных обществах объектами торговли становились как товары первой необходимости, так и предметы роскоши. Например, во 2 тыс. до н.э., в эпоху цивилизаций бронзового века, огромное значение имели закупки олова, необходимого для изготовления бронзы из сплава с медью. Для этого финикийские купцы совершали регулярные экспедиции на «Оловянные острова» (современную Великобританию), откуда олово поступало в Египет и государства Ближнего Востока. В средние века уже действовала стабильная система международных торговых путей, связывающих практически все цивилизации Старого Света: Великий шелковый путь, транс сахарские караванные пути, «путь из варяг в греки» и т.д. Возникали купеческие союзы (средневековая Ганза) и города-государства (финикийские города, средневековые Венеция и Генуя), специализирующиеся именно на международной торговле.
К концу XIX — началу XX вв. сложился мировой рынок. В первой половине XX века, мировая торговля пережила глубокий кризис. Он начался в годы Первой мировой войны и привел к длительному нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. Характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю историю человеческого общества.
Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта товаров составил:
Беспрецедентно высокие темпы послевоенного роста мировой торговли обусловлены, в первую очередь, более высокими темпами экономического развития в этот период. Кроме того, оно сопровождается все большим разделением труда в мире, что стимулирует международный товарооборот. Наконец, значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых.
Что касается основных теорий международной торговли, то они были заложены в конце XVIII — начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии мировой торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Давид Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. При анализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — материальные, природные, трудовые и другие — распределены между странами неравномерно. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. При этом важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Другими словами, преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными.
Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Исходя из теории абсолютного преимущества внешняя торговля всегда остается выгодной для обеих сторон. До тех пор пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т. е. у нее всегда найдется такой товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных. Выигрыш от продажи продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой альтернативные издержки ниже.
Сравнение ситуаций абсолютного и сравнительного преимущества позволяет сделать важный вывод: в обоих случаях выигрыш от торговли проистекает из того, что соотношения издержек в разных странах различны, т.е. направления торговли определяются относительными издержками независимо от того, имеет страна абсолютное преимущество в производстве какого-либо продукта или нет. Из этого вывода следует, что страна максимизирует свой выигрыш от внешней торговли, если полностью специализируется на производстве продукта, по которому она обладает сравнительным преимуществом. В действительности такой полной специализации не происходит, что объясняется, в частности, тем, что издержки замещения, как правило, возрастают по мере роста объемов производства. В условиях возрастающих издержек замещения факторы, определяющие направление торговли, те же, что и при постоянных издержках. Обе страны могут получить выигрыш от внешней торговли, если будут специализироваться на производстве тех товаров, где они располагают сравнительным преимуществом. Но при возрастающих издержках, во-первых, невыгодна полная специализация и, во-вторых, в результате конкуренции между странами предельные издержки замещения выравниваются.
Сущность теории сравнительного преимущества состоит в следующем: если каждая страна специализируется на тех продуктах, в производстве которых она обладает наибольшей относительной эффективностью, или относительно меньшими издержками, то торговля будет взаимовыгодна для обеих стран от использования производительных факторов повысится в обоих случаях. Принцип сравнительного преимущества, будучи распространен на любое число стран и любое число товаров, может иметь всеобщее значение. Теория сравнительного преимущества является стройной и логичной теорией. При всей своей чрезмерной упрощенности она имеет весьма важное значение. Нация, игнорирующая принцип сравнительного преимущества, может поплатиться за это дорогой ценой — снижением жизненного уровня и замедлением потенциальных темпов экономического роста.
Товарная структура
мировой торговли охватывает и разрешает
проблемы реализации товаров широкого
потребления на мировом рынке, а
также стимулирует
В товарную структуру входят такие виды, как:
- оптовая торговля;
- ярмарки;
- товарные биржи;
- фондовые биржи;
- фьючерские биржи;
- валютные рынки.
Основная организационная форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой - независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов и оптовые базы. У крупных фирм ФРГ имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады.
Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть. Используются прямые связи производства с розничной торговлей, минуя специализированные оптовые фирмы. Однако в ряде случаев, при обилии и широком территориальном сосредоточении розничных торговых фирм, покупающих товары данной промышленной компании, при необходимости значительной после производственной обработки прямые связи нецелесообразны.
Распространены вертикальные
объединения «контрактного
промышленный концерн объединяется с торговыми фирмами. В таких «цепных компаниях» создаются центральные закупочные конторы, а самостоятельность мелких фирм ограничивается.
Вертикальные объединения дают их участникам ряд преимуществ: более
благоприятные условия воспроизводства в сравнении с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт, соответствующее уменьшение затоваривания.
Важный параметр в оптовой торговле - соотношение универсальных и
специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации .Специализация идет по товарному и функциональному признаку. Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют чем угодно, причем и оптом, и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию: уголь, нефть, лес, зерно и т.д.
Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через прессу и каналы связи.