Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ на примере поступления налогов из бюджета Нижегородской области.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятие системы налогообложения с точек зрения различных авторов, выявить роль системы налогообложения в экономике и рассмотреть её основные функции;
2) Исследовать роль налогов в формировании доходной части федерального бюджета РФ;
Введение 2
Глава 1. Анализ теоретических основ системы налогообложения. 4
1.1. Понятие системы налогообложения и её роль в экономике государства. Функции налогов. 4
1.2. Роль налогов в формировании доходной части федерального бюджета. 18
1.3. Анализ изменения нормативно-правовой базы налогово-бюджетной системы за период 2009-2011 гг. 23
Глава 2. Роль налоговых доходов в Нижегородской области в формировании федерального бюджета РФ. 30
2.1. Анализ и состав поступления налогов в федеральный бюджет РФ из Нижегородской области за 2009-2011 гг. 30
2.2. Оценка уровня налоговой нагрузки в Нижегородской области в 2009-2011 гг. 42
2.3. Основные недостатки налогообложения в Нижегородской области на современном этапе. 44
Глава 3. Пути совершенствования проблем налогообложения в Нижегородской области. 54
3.1. Пути решения актуальных проблем налогообложения в Нижегородской области. Изменения налогообложения в Нижегородской области на ближайшую перспективу. 54
3.2. Прогнозы налоговых доходов в бюджет Нижегородской области на 2012-2014 гг. 58
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Прием информации из органов
регистрации проводится в соответствии
с этим справочником. Но, несмотря на
использование программных
В соответствии с законодательством, налог на имущество носит заявительный характер. Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение инвентаризационной стоимости имущества осуществляются по заявлению налогоплательщика, что на практике зачастую приводит к уклонению от уплаты налога.
Также, в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании необходимых сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), а также органами технической инвентаризации. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества на 1 января каждого года.
Срок предоставления указанными органами необходимых для налоговых органов сведений для исчисления налогов законодательно установлен до 1 марта следующего за отчетным годом по состоянию на 1 января текущего года.
Также, органы государственной регистрации должны ежедекадно (раз в 10 дней) по вновь зарегистрированным объектам недвижимости направлять в налоговые органы соответствующую информацию (о месте нахождения имущества, его правообладателях, доле в праве собственности, основания возникновения или окончания права).
Однако, из органов Федеральной регистрационной службы информация о регистрации права собственности и прекращения права собственности поступает со значительными нарушениями.
Наиболее распространенными являются следующие:
В соответствии с законодательством, органы технической инвентаризации (ФГУП «Ростехинвентаризация» и ГП НО «Нижтехинвентаризация») предоставляют сведения об инвентаризационной стоимости имущества.
При этом ФГУП "Ростехинвентаризация" предоставляет сведения в электронном виде, но не в утвержденных форматах, ГП НО "Нижтехинвентаризация" - на бумажных носителях по запросу налоговых органов.
Таким образом, предоставления сведений в разных форматах и носителях приводит к тому, что Управление ФНС по Нижегородской области не имеет возможности сформировать единую и достоверную региональную базу данных по инвентаризационной стоимости имущества.
Для расчета индекса налогового потенциала муниципальных образований необходимы данные о налоговой базе налогов, зачисляемых в местные бюджеты. Эти сведения содержатся только в отчетности налоговых органов, которую в соответствии с действующим законодательством (постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 года №410) налоговые органы обязаны представлять в финансовые органы.
В соответствии с письмом ФНС Российской Федерации (от 17.02.2009 года № ГИ-17-1/42), налоговые органы не представляют информацию о налоговой базе в случае нахождения на территории соответствующего поселения одного налогоплательщика, ссылаясь на статью 102 Налогового кодекса о налоговой тайне. Это значительно затрудняет расчет налогового потенциала соответствующего поселения.
Действующая редакции Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает обязанность налоговых агентов представлять отчетность по налогу на доходы физических лиц в течение налогового периода. В связи с этим у налоговых органов отсутствует возможность осуществлять администрирование налога в части:
Отсутствие текущего налогового контроля позволяет налогоплательщикам при фактической выплате заработной платы работникам не перечислять в бюджет НДФЛ в течение всего налогового периода.
В современных условиях налог на доходы физических лиц является основным бюдежтообразующим доходным источником как областного так и местных бюджетов. Его доля в поступлениях текущего года составляет более 30% от собственных доходов консолидированного бюджета области.
Нижегородской областью около 10 лет назад была разработана и направлена в Государственную Думу РФ законодательная инициатива по установлению для налоговых агентов обязанности по предоставлению ежеквартальной налоговой отчетности и внесению соответствующих изменений в Налоговый кодекс. Затем с аналогичной инициативой выходили и другие субъекты РФ, однако они не получила поддержки на федеральном уровне. Сейчас, с такой же инициативой выходит Челябинская область. При этом принятие такого закона сейчас еще более актуально, чем раньше.
При формировании бюджета
на 2010 год Министерству Финансов Нижегородской
области пришлось столкнуться с
неполным представлением данных по отдельным
налогам в разрезе
Так, в случае, если на территории поселения находится один плательщик, налоговые органы, ссылаясь на письмо ФНС Российской Федерации (от 17.02.2009 года №ГИ-17-1/42) и требований соблюдения налоговой тайны, не представляют информацию о размере налоговой базы. Это создает определенные трудности при расчете прогноза поступления налогов, а также при расчете налогового потенциала.
Налоговая отчетность не содержит сведений, необходимых финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований для расчета прогноза поступления отдельных доходов бюджетов.
В соответствии со статьей 102 Кодекса, налоговой тайной признаются любые сведения о налогоплательщике, за исключением сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Таким образом, сведения о задолженности
Однако, зачастую налоговые органы отказываются предоставлять финансовым органам информацию о сумме задолженности в разрезе
отдельных налогоплательщиков, даже по запросам финансовых органов ссылаясь на указанную статью.
Это значительно снижает эффективность работы комиссий по борьбе с неплатежами в бюджет и негативно отражается на исполнении доходов бюджетов всех уровней, что в условиях кризиса представляется недопустимым.
У налоговых органов и органов местного самоуправления
отсутствуют сведения о доле каждого собственника помещения в многоквартирном доме в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
Действующим законодательством не определен механизм формирования земельных участков под многоквартирными домами, и проведения их кадастрового учета, не установлен порядок расчета размера доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Кроме того, законодательством не установлен орган, который должен указанные сведения предоставлять в налоговые органы (или механизм межведомственного информационного обмена).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998г.№880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утверждено Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств.
В перечне документов для предъявления в Госавтоинспекцию собственником транспортных средств при прохождении технического осмотра автотранспорта, отсутствует обязанность предъявлять квитанцию об уплате транспортного налога.
Это значительно затрудняет контроль за своевременной уплатой транспортного налога и приводит к росту задолженности по нему.
Все рассмотренные проблемы
налогообложения в
По итогам проведенного анализа в данной главе можно сделать вывод, о том, что в регионе наблюдается рост уровня поступлений налогов по сравнению с кризисным периодом 2008-2009 гг. Это говорит о выходе экономики из «тени». Но для совершенствования налоговых доходов региона необходимо устранить актуальные проблемы, касающиеся налогообложения.
Проблемы в
налогообложении земельным
У налоговых органов и органов местного самоуправления отсутствуют сведения о доле каждого собственника помещения в многоквартирном доме в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
Действующим законодательством
не определен механизм формирования
земельных участков под многоквартирными
домами, и проведения их кадастрового
учета, не установлен порядок расчета
размера доли в праве общей
долевой собственности на общее
имущество в многоквартирном
доме. Кроме того, законодательством
не установлен орган, который должен
указанные сведения предоставлять
в налоговые органы (или механизм
межведомственного
В качестве решения данной
проблемы можно предложить разработать
и утвердить на федеральном уровне
механизм межведомственного
По налогу на имущество физических лиц.
В соответствии с законодательством, налог на имущество носит заявительный характер. Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение инвентаризационной стоимости имущества осуществляются по заявлению налогоплательщика, что на практике зачастую приводит к уклонению от уплаты налога.
В качестве решения данной проблемы целесообразно на федеральном уровне разработать правовой механизм привлечения физических лиц к ответственности за уклонение от регистрации имущественных прав на объекты недвижимости.
Отсутствие текущего налогового контроля за уплатой налога на доходы физических лиц.
Действующая редакции Налогового
кодекса Российской Федерации не
предусматривает обязанность
В связи с этим у налоговых
органов отсутствует
-осуществления контроля за своевременностью перечисления в бюджет налоговыми агентами указанного налога (кроме выездных проверок);
-формирования данных о недоимке (переплате) по нему.
Отсутствие текущего налогового
контроля позволяет налоговым агентам
при фактической выплате