МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
«Финансы и кредит»
Курсовая
работа по предмету «Теория финансов»
НАЛОГОВАЯ
ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ
Специальность
“Финансы и кредит”
Автор
работы
Студентка
3 курса, 4 группы
Руководитель
Ст.преподаватель
Гродно
2011
РЕФЕРАТ
Тема
курсовой работы
«Налоговая
политика и ее влияние на экономику»
Работа
содержит: 45 страниц, 1 таблицу, 2 рисунка,
1 приложение, 27 использованных источника
литературы.
Ключевые
слова: налоги, налоговая политика, налогообложение.
Цель
курсовой работы - определение роли и значения
налоговой политики, анализ перспектив
дальнейшего ее развития и усовершенствования.
Объектом
исследования выступает налоговая
политика.
Предметом
исследования является влияние налоговой
политики на экономику Республики Беларусь.
В работе
были использованы следующие методы: анализ,
сравнение, прогноз, группировка и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Сущность налоговой политики
и ее виды 6
1.2. Классификация налогов государства 14
1.3. Нормативно - правовое регулирование
налогообложения субъектов хозяйствования
в Республике Беларусь............................……………………..20
2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ЩУЧИНСКОГО РАЙИСПОЛКОМА 24
2.1. Организацинно – экономическая
характеристика Отдела образования Щучинского
райисполкома 24
2.2. Анализ состава, структуры
и динамики налогов, уплачиваемых в Отдел образования
Щучинского райисполкома………………………….30
2.3. Основные направления
снижения (совершенствования налогообложения
) Республики Беларусь 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….46
ВВЕДЕНИЕ
В течение нескольких тысячелетий истории
человечества налогам уделяется пристальное
внимание всех слоев населения. Любое
изменение в налоговой системе становится
объектом политической борьбы, критики
в средствах массовой информации. Такое
внимание было и остается оправданным,
поскольку налоги – это вычеты из доходов
налогоплательщиков, основной источник
доходов современного государства, эффективный
инструмент регулирования рыночной экономики.
Сегодня комплекс вопросов, связанных
с состоянием налоговой системы Республики
Беларусь, ее возможностями полноценной
реализации своих функций приобретает
первостепенное значение как для большинства
предприятий и граждан налогоплательщиков,
так и для самого государства. Налоговая
система Республики Беларусь включает
в себя достаточно большое число налогов
и различных других платежей как на республиканском,
так и на и местном уровнях.
Тема данной курсовой работы – Налоговая
политика и ее влияние на экономику. Эта
тема была выбрана не случайно, в виду
ее актуальности.
Актуальность моей работы заключается
в том, что проблемам налогов и современной
налоговой политики Республики Беларусь
сегодня уделяется довольно пристальное
внимание, так как от того, насколько правильно
построена система налогообложения, насколько
продумана налоговая политика государства,
зависит эффективное функционирование
всего народного хозяйства.
Цель написания курсовой работы – исследовать
теоретические аспекты налоговой политики,
а также определить основные направления
и механизм реализации налоговой политики
в Республике Беларусь.
Для достижения цели были поставлены
следующие задачи:
- дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды;
- классифицировать налоги Республики Беларусь;
- охарактеризовать налогообложение Отдела образования Щучинского райисполкома;
- предположить основные направления совершенствования налогообложения.
- Структура работы представлена в следующем виде. В первой главе
рассмотрена налоговая политика на уровне теории, ее виды; классификация налогов нашей страны. Также рассмотрено нормативно – правовое регулирование налогообложения
субъектов хозяйствования в Беларуси.
Во второй главе охарактеризовано налогообложение
Отдела образования Щучинского райисполкома.
Здесь же проведен анализ состава, структуры
и динамики налогов, которые получает
Отдел. И рассказано о проблемах, существующих
в налоговой политике; даны предложения
по ее дальнейшему развитию и усовершенствованию.
В заключении представлены выводы по изученному
материалу.
- Объектом исследования является налоговая политика Республики Беларусь. Предметом исследования - влияние налоговой политики на экономику Беларуси.
- Глубокое раскрытие темы является возможным только при использовании широкого круга источников. Для написания работы нами
было использовано несколько книг, одной
из которых является «Налоги» под редакцией Н. Е.Заяц,
Т. И. Василевская. В этой книге содержится
общая характеристика налогов и налоговой
политики Республики Беларусь. Детально
рассмотрена классификация налогов. Содержание
глав иллюстрируется таблицами, рисунками,
примерами.
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
- Сущность налоговой политики и ее виды
- Государство оказывает воздействие на различные стороны своей деятельности через внутреннюю и внешнюю, социальную и культурную, оборонную и природоохранную, финансовую и техническую политику. Центральным звеном в государственном регулировании является финансовая политика, посредством которой развитие всех сторон деятельности обеспечивается финансовыми ресурсами. Без этой основополагающей функции немыслимо функционирование государства.
- Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной является неотъемлемой частью финансовой политики. Ее главное назначение вытекает из сущности и функций налогов и состоит в изъятии государством части совокупного общественного продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении их через бюджет. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе. [14, с. 25]
- Слово «политика» имеет в русском языке много
значений, из которых, имея в виду именно
налоговую сферу, наиболее точным следует
признать определение политики как «искусства государственного
управления». Соответственно, под налоговой
политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления
является государство, а непосредственным
объектом управления служат налоги, налоговая
система.
- Налоговая политика – это комплекс правовых действий
органов власти и управления, определяющий
целенаправленное применение налоговых
законов. При осуществлении налоговой
политики установленные законом правовые
нормы реализуются при регулировании,
планировании и контроле государственных
доходов, формируемых налоговым методом.
Экономически обоснованная налоговая
политика преследует цель оптимизировать
централизацию средств через налоговую
систему.
- Также налоговую политику определяют как систему мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения.[26]
- Незамайкин и Юрзинова в своем учебнике «Налоговая политика: состояние
и перспективы» определяют налоговую политику
как комплекс мероприятий в области налогов,
направленный на достижение каких-либо
целей.[19]
- Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение
предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
- Содержание и цели налоговой политики обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики, государство должно обеспечить решение:
- Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;
- Социальных задач, связанных с обеспечением занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;
- Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.
- В основе формирования налоговой политики лежат, таким образом, две взаимно увязанные методологические посылки:
- использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;
- использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
- Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:
- - стабильности налоговой системы;
- - одинакового налогообложения
производителей независимо от отраслевой
принадлежности предприятия (фирмы) и
формы собственности;
- - равенства налогового бремени
для различных категорий плательщиков
с равным уровнем дохода;
- - одинаковых условий налогообложения
для предпринимателей, занятых в производстве
и потребителей.
- Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны.
- Эффективность государственного налогового менеджмента во многом зависит от типа принятой налоговой политики. Отсюда – важность вопроса типизации
или видовой классификации налоговой
политики. Такую классификацию можно провести
по ряду функциональных критериев: по
содержанию, по масштабности и долговременности
целей, в зависимости от общей целевой
и стратегической направленности налоговой
политики, по территориальному признаку
и узкой специализации налоговой политики.
- 1. По содержанию налоговую
политику подразделяют на два вида – автоматическую и дискреционную
(от французского понятия: дискреционная
власть – зависящая от личного усмотрения,
особенно в чрезвычайных обстоятельствах).
- Таблица 1.1
- Содержание налоговой политики
|
|
|
|
- Обеспечение автоматического изменения налоговых поступлений и госрасходов в результате изменения объема производства и доходов.
|
- При экономических спадах производства сокращение доходов вызывает сокращение налогов, часто даже резкое в силу применяемых прогрессивных ставок налогов
|
|
- Смягчение последствий экономического цикла: реализация дополнительных государственных средств в производстве, социальной сфере; совершенствование налоговой системы.
|
- Могут быть как положительные, так и отрицательные результаты.
|
- Источник: собственная разработка автора на основании данных источника[11]
- 2. По масштабности и долговременности
целей и задач следует различать: стратегическую
(обычно долговременную, на срок от 3 и
более лет) и тактическую (от 1 года до 3
лет) составляющие общей налоговой политики.
Стратегия и тактика должны дополнять
и развивать друг друга. Если тактические
задачи постоянно меняются, не будучи
до конца решенными, и противоречат общей
налоговой стратегии, то вряд ли можно
ожидать от такой налоговой политики сколько-нибудь
значимого положительного результата
(эффекта).
- 3. В зависимости от приоритетов
общей целевой направленности мер в области
управления налоговым процессом необходимо
выделять следующие разновидности налоговой
политики:
- регулирующую;
- контрольно-регулятивную;
- комбинированную (равновесную).
- Фискальный тип налоговой политики характеризуется
тем, что во главу угла ставится приоритет
максимально возможного увеличения доходов
в ущерб или без учета стратегических
интересов экономики страны, регионов
и налогоплательщиков. Разновидностью
такой политики является политика «высоких налогов» с присущими ей большим количеством
налогов и сборов, высокими налоговыми
ставками и сверх предельным налоговым
бременем, минимумом налоговых льгот, «ножницами» бремени начисленных и уплаченных
налогов и т. п.
- В регулирующей налоговой политике акцент
делается на усиление регулирующей роли
налогов (зачастую в ущерб должной реализации
их фискального потенциала). Такой политике
присущи чрезмерное увлечение налоговыми
льготами, льготными экономическими зонами
и налоговыми режимами, слабость налогового
контроля, установление ставок налогов
на уровне, не обеспечивающем минимальные
потребности государства в финансовых
ресурсах и т. д.
- Контрольно-регулятивная политика
в чистом виде встречается крайне редко
и обусловлена, как правило, либо слабостью
выполнения налогами фискальной и регулирующей
функций, либо длительностью проведения
государством жесткой политики «высоких налогов», влекущей за собой массовое
уклонение предприятий и граждан от уплаты
налога и уход легальной экономики в «тень». Не меняя по сути элементов
налогового процесса, государство пытается
возместить фискальные и экономические
потери репрессивными контрольными мерами,
штрафами, прочими санкциями. Целью налогового
контроля становится не создание условий
для нормального функционирования налогового
процесса и предотвращения налоговых
правонарушений, а поиск виновных и максимально
возможный сбор штрафов, все более принимающих
характер стабильного и существенного
источника государственных доходов.
- Все три названных типа налоговой
политики имеют существенные недостатки,
которые видны без дополнительных комментариев.
Поэтому эффективной, сбалансированной
обычно является только комбинированная
налоговая политика (стратегия и тактика),
нацеленная на максимальную реализацию
в комплексе всех функций налогов. Такую
политику можно назвать еще равновесной
налоговой политикой, направленной на
обеспечение ценового, фискального, регулирующего
и контрольно-регулятивного равновесия
функций налогов и интересов государства
и налогоплательщиков.
- Комбинированная (равновесная) налоговая
политика ориентирована на создание условий
для стабильного и равномерного обеспечения
бюджетной системы налоговыми доходами
и их увеличения за счет роста легальных
объемов производства, потребления и доходов,
активизации инвестиционной деятельности
и эффективного функционирования системы
налогового контроля на основе оптимизации
ставок основных налогов и налогового
бремени, рационализации состава и структуры
налоговой системы, налоговых льгот и
налоговых санкций, повышения уровня собираемости
налогов и снижения задолженности по расчетам
с бюджетом.
- В реальной жизни сложно,
а порой невозможно, провести четкие границы
между первыми тремя типами налоговой
политики. Как правило, проводимая государством
налоговая политика носит комбинированный
(с преобладанием черт одной из них), но
не всегда равновесный (сбалансированный)
характер. Поэтому важнейшая задача государства – разработка эффективной комбинированной
налоговой стратегии и тактики. [12]
- 4. В зависимости от стратегической
направленности государственного регулирования
следует различать стимулирующую и сдерживающую
налоговую политику. Последний тип налоговой
политики возможен для стран с развитой
рыночной экономикой в периоды, когда
возникает необходимость предотвращения
кризиса перепроизводства и установления
в этой связи более жестких налоговых
режимов. Для стран, находящихся в условиях
стагфляции, речь может идти только об
эффективной стимулирующей политике.
- 5. По территориальному признаку
налоговую политику можно разделить на
федеральную, региональную и местную.
- 6. По признаку узкой специализации
выделяют в отдельные виды инвестиционную
и социальную налоговую политику, таможенную
политику и политику в области применения
специальных налоговых режимов, политику
налогового регулирования доходов, и т.
д.
- Поведенная типизация и классификация
налоговой политики имеет несколько теоретическое,
сколько прикладное значение для того,
чтобы проанализировать и дать разностороннюю
оценку проводимой в стране налоговой
политики, а на этой основе определить
направления, приоритеты и конкретные
пути построения эффективной налоговой
стратегии и тактики, принимать адекватные
управленческие налоговые решения.
- Практическое осуществление
налоговой политики предполагает маневрирование
такими рычагами, как:
- • соотношение прямых и косвенных
налогов;
- • использование налогов разной
степени прогрессии;
- • применение различных моделей
фискального федерализма.
- Налоговая политика разных стран реально выполняет одни и те же задачи:
- • обеспечить государство финансовыми
ресурсами;
- • создать условия для регулирования
хозяйства страны в целом;
- • сгладить возникающие в процессе
рыночных отношений неравенства в уровне
доходов населения.
- Особенностью нынешнего этапа является внимание к методологическим основам разработки налоговой политики, что предполагает формулирование цели, рациональное применение инструментов и принципов. Цель налоговой политики государства – выработка и принятие управленческих
решений в области налогообложения. Инструментами
налоговой политики являются: налоговая
ставка, налоговая база, налоговые льготы.
Основные принципы, которые должны находиться
в основе налоговой политики:
- • соотношение прямых и косвенных
налогов;
- • применение прогрессивных
ставок налогообложения и степень их прогрессии
или преобладание пропорциональных ставок;
- • дискретность или непрерывность
налогообложения;
- • широта применения налоговых
льгот, их характер и цели;
- • использование систем вычетов,
скидок, изъятий и их целевая направленность;
- • степень единообразия налогообложения
для различного рода доходов и налогоплательщиков;
- • методы формирования налоговой
базы.
- Таким образом, мы видим, что в нынешнее время налоговая политика
- является неотъемлемой частью финансовой политики, Налоговая политика – это комплекс правовых действий
органов власти и управления, который
определяет целенаправленное применение
налоговых законов. Налоговая политика
преследует цель оптимизировать централизацию
средств через налоговую систему. Налоговая
политика также способна обеспечить
потребности воспроизводства и рост общественного
богатства. Налоговая политика разнообразна
по видовому разнообразию, что было рассмотрено
немного раньше.
- 1.2. Классификация налогов государства
- Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от принятых критериев их можно классифицировать по-разному.
- Согласно Общей части Налогового Кодекса РБ устанавливаются республиканские<span style=" font-family: 'Times New Roman', '