Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:41, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить и обосновать дивидендную политику сети аптек «Доктор Столетов», а также рассмотреть основные этапы разработки дивидендной политики сети в сочетании с финансовым прогнозированием.
В связи с этим, в первой главе работы «Дивидендная политика и возможность ее выбора» рассмотрены сущность, значение и типы дивидендной политики, этапы формирования дивидендной политики, факторы, определяющие дивидендную политику, расчет и порядок выплаты дивидендов
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........3
Глава 1. Дивидендная политика и возможность ее выбора………….....5
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики……………....5
1.2 Этапы формирования дивидендной политики АО……….............10
1.3 Факторы, определяющие дивидендную политику………………...15
1.4 Расчет и порядок выплаты дивидендов………………………….....19
Глава 2. Дивидендная политика сети Аптек «Доктор Столетов».……..23
2.1 Технико-экономическая характеристика сети..……………..……..23
2.2 Разработка дивидендной политики сети…….……….……..……...26
2.3 Дивидендная политика и регулирование курса акций.................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….38
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ (вариант 4)………………………… ……………40
Курсовая работа По дисциплине «Финансовый менеджмент» На тему: «Обоснование и выбор дивидендной политики компании» Калуга 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… Глава 1. Дивидендная политика и возможность ее выбора………….....5 1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики……………....5 1.2 Этапы формирования 1.3 Факторы, определяющие 1.4 Расчет и порядок выплаты дивидендов………………………….....19 Глава 2. Дивидендная политика сети Аптек «Доктор Столетов».……..23 2.1 Технико-экономическая 2.2 Разработка дивидендной 2.3 Дивидендная политика и ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ (вариант 4)………………………… ……………40 ВВЕДЕНИЕ Объектом исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги. С теоретической точки зрения выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:
Большинство практиков считает проблему оптимизации дивидендной политики чрезвычайно актуальной. Однако признается и тот факт, что какого-то единого алгоритма в выработке дивидендной политики не существует – она определяется многими факторами. Поэтому каждая компания должна выбирать свою субъективную политику исходя, прежде всего, из присущих ей особенностей. Вместе с тем можно выделить две основополагающие задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики. Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении: а) максимизации совокупного достояния акционеров; б) достаточного финансирования деятельности компании. Эти задачи ставятся во главу угла при рассмотрении всех основных элементов дивидендной политики: источников дивидендов, порядка их выплаты, видов дивидендных выплат и др. Цель курсовой работы - изучить и обосновать дивидендную политику сети аптек «Доктор Столетов», а также рассмотреть основные этапы разработки дивидендной политики сети в сочетании с финансовым прогнозированием. В связи с этим, в первой главе работы «Дивидендная политика и возможность ее выбора» рассмотрены сущность, значение и типы дивидендной политики, этапы формирования дивидендной политики, факторы, определяющие дивидендную политику, расчет и порядок выплаты дивидендов Во второй главе показан непосредственно сам процесс разработки дивидендной политики сети аптек «Доктор Столетов». В расчетной части решена задача «Оптимизация структуры капитала предприятия», а также построена прогнозная финансовая отчетность на конец планового периода с использованием программы «Финансовое планирование. Прогнозный баланс», разработанной на базе Microsoft Excel. В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования. Глава 1. Дивидендная политика и возможность ее выбора 1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики Дивиденды – это денежные доходы акционеров, получаемые ими за счет распределяемой прибыли акционерных обществ. Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной организацией дивидендной политики. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной политики в деятельности организации и внимание, которое ей уделяется в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в финансовой науке. Большой вклад в разработку теоретических основ дивидендной политики организаций внесли Ф.Модильяни, М. Миллер, М. Гордон, Дж. Линтнер, Р. Литценбергер. Дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Значение проводимой руководством акционерной организации дивидендной политики заключается в том, что эта политика: • оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации; • воздействует на движение денежных средств организации; • влияет на отношения организации с ее инвесторами. Низкий уровень дивидендов может привести не только к слабой реализации выпускаемых акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и т.д.; • способствует сокращению или увеличению акционерного капитала [7, c. 158]. Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие. Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. Существуют три принципиальных подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 1.1). Таблица 1.1 Основные типы дивидендной политики акционерного общества
1. Остаточная политика
дивидендных выплат 2. Политика стабильного размера
дивидендных выплат 3. Политика минимального 4. Политика стабильного уровня
дивидендов предусматривает 5. Политика постоянного Различные типы дивидендной политики акционерной компании проиллюстрированы на графике, представленном на рис. 1.1.
Рис. 1.1 Динамика размера дивидендов на одну акцию При различных типах дивидендной политики 1.2 Этапы формирования дивидендной политики АО Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам рис. 1.2 Рис. 1.2 Последовательность формирования дивидендной политики Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы: 1. факторы, характеризующие
инвестиционные возможности а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов); б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает); в) степень готовности
отдельных инвестиционных проектов
с высоким уровнем 2. факторы, характеризующие
возможности формирования а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде; б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала; в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала; г) доступность кредитов на финансовом рынке; д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием. 3. факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся: а) уровень налогообложения дивидендов; б) уровень налогообложения имущества предприятий; в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала; г) фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала. 4. Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены: а) конъюнктурный цикл
товарного рынка, участником которого
является акционерная компания (в
период подъема конъюнктуры б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами; в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат); г) возможность утраты контроля над
управлением компанией (низкий уровень
дивидендных выплат может привести
к снижению рыночной стоимости акций
компании и их массовому «сбросу»
акционерами, что увеличивает риск
финансового захвата Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период. Механизм распределения • На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. «Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики. • На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот. • На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору. Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле: , где УДВПА – уровень дивидендных выплат на одну акцию; ФДВ – фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики; ВП – фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню); КПА — количество простых акций, эмитированных акционерным обществом. Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются: 1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат. 2. Выплата дивидендов
акциями. Такая форма 3. Автоматическое 4. Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров. Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели: а) коэффициент дивидендных выплат. Он рассчитывается по формулам: , где КДВ — коэффициент дивидендных выплат; ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики; ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества; Да — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию; ЧПа — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию. б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции. Он определяется по формуле: , где КЦ/Д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции; РЦа — рыночная цена одной акции; Да — сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию. При оценке эффективности дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций. 1.3 Факторы,
определяющие дивидендную В любой стране имеются определенные нормативные документы, в той или иной степени, регулирующие различные стороны хозяйственной деятельности, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общих тенденциях в отношении выплаты дивидендов. Существуют и некоторые другие обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них. 1. Ограничения правового характера Собственный капитал компании состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем — на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход. В частности, в СIIIА
и Великобритании действуют три
общих правила, имеющие непосредственное
отношение к дивидендной Согласно первому правилу дивиденды могут выплачиваться только из прибыли текущего и прошлых периодов. Второе правило тесно корреспондирует с первым — запрещена выплата дивидендов за счет уставного капитала (произведение номинальной стоимости акции на число акций в обращении). Согласно третьему правилу компания не может выплачивать дивиденды будучи неплатежеспособной (под неплатежеспособностью имеется в виду ситуация, когда сумма обязательств перед кредиторами превышает величину реальных активов). В национальных законодательствах имеются и другие ограничения по выплате дивидендов. В частности, поскольку подоходным налогом облагаются только полученные акционерами дивиденды, а отложенные к выплате дивиденды (нераспределенная прибыль) часто облагаются налогом по пониженным ставкам и с отсрочкой платежа до момента получения капитализированного дохода, нередко компании не выплачивают дивиденды с тем, чтобы избежать налога. В этом случае по усмотрению местных налоговых органов превышение нераспределенной прибыли над установленным нормативом (например, в США он равен 250 тыс. долл.) облагается налогом. Причина введения подобных
ограничений кроется в В России дивидендная политика акционерными обществами должна строиться в соответствии с законодательством, в частности основным регулятором является закон «Об акционерных обществах». 2. Ограничения контрактного характера Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда коммерческая организация хочет получить долгосрочную ссуду. Для того чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли. В России подобной практики нет; некоторыми аналогами ее являются обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 15% уставного капитала общества и закрепленное за советом директоров право ограничения сверху размера выплачиваемых дивидендов, которым администрация и может воспользоваться при необходимости, в частности, при получении долгосрочной ссуды. 3. Ограничения
в связи с недостаточной Как уже упоминалось выше, дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у компании есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически коммерческая организация может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, коммерческая организация может быть прибыльной, но не готовой к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна. 4. Ограничения
в связи с расширением Многие компании, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников для целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как компаниям, наращивающим объемы производства высокими темпами, — для приобретения дополнительных производственных мощностей, так и компаниям с относительно невысокими темпами роста — для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию, что как раз и делается исходя из предположения о предпочтительности развития производства. 5. Ограничения
в связи с интересами Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления — принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат компании и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на стоимость компании в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынках капитала, товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др. Определенные противоречия
могут возникать и среди Наконец дивидендная
политика тесно связана с проблемой»
разжижения» права 6. Ограничения рекламно- В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко коммерческая организация вынуждена поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данной компании [2, c. 662-664]. 1.4 Расчет и порядок выплаты дивидендов Размер выплачиваемых
Учитывая эти факторы, администрация организации рассчитывает показатели дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям и выносит эти показатели на утверждение общего собрания акционеров. Например, размер дивидендов по обыкновенным акциям рассчитывается по формуле: , где ЧП.Д – чистая прибыль на выплату дивидендов по обыкновенным акциям; ЧП – чистая прибыль организации; ДЧ.П – доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов; КП.А – номинальная стоимость всех привилегированных акций; ДП – уровень дивидендов по привилегированным акциям (в % к номиналу). Уровень дивидендов по обыкновенным акциям можно рассчитать по формуле: , где ДО – уровень дивидендов по обыкновенным акциям; КА – номинальная стоимость всех акций в обращении. Порядок выплаты дивидендов определяется рядом дат: 1. Дата объявления дивиденда. Это дата, когда совет директоров акционерной компании официально объявляет о выплате дивидендов, их размере, датах переписи, регистрации акционеров, имеющих право на получение дивидендов. Многие компании публикуют эту информацию в финансовой прессе. Акционерная организация не имеет права принимать решение об объявлении выплаты дивидендов в случае, если:
2. Дата регистрации владельцев
акций. Необходимость в такой
регистрации определяется тем,
что состав акционеров 3. Дата, когда акция теряет право на дивиденд, т.е. дата, освобождающая акцию от права на получение дивиденда. Право акции на получение дивидендов сохраняется за акцией на срок не позднее, чем за четыре дня до даты регистрации владельцев акций. 4. Дата платежа – дата, когда организация выдает чеки, на основании которых выплачиваются дивиденды. Согласно российскому В большинстве стран, в том числе и в России, размер дивиденда объявляется без учета налогов. Дивиденд устанавливается в процентах к номинальной стоимости акции или в рублях на одну акцию. Дивиденды могут выплачиваться деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом (акциями, облигациями и товарами) [2, c. 666]. Дивиденд в форме акций – это способ дополнительный пакет акций, распределяемый среди акционеров. Этот способ выплаты дивидендов применяется в нескольких случаях:
Глава 2. Дивидендная политика на примере сети аптек «Доктор Столетов» 2.1 Технико-экономическая характеристика сети Компания ЗАО "Эркафарм" работает на рынке фармацевтического ритейла с 1994 года в составе Группы "УНИКОР", координирующей деятельность ряда финансово-кредитных и промышленных предприятий. В 2002 году Советом директоров компании было принято решение об объединении сети аптек "Эркафарма" под единой торговой маркой "Доктор Столетов". В настоящее время сеть аптек "Доктор Столетов" присутствует в 17 регионах России, включая Москву и Московскую область, Ростовскую, Волгоградскую, Белгородскую, Оренбургскую, Курскую, Саратовскую, Орловскую области, Тулу, Краснодарский край, Ставропольский край, Республику Адыгея, Татарстан, Липецк, Новосибирск, Магнитогорск и насчитывает более 472 торговых точек. Вместе с тем, динамика развития и планируемые объемы финансирования компании позволяют прогнозировать их поступательный рост. Концепцию и идеологию новой торговой марки определило вхождение в сеть московской аптеки № 65 на Маросейке, существующей с 1901 года. Основателем аптеки был земский врач и провизор доктор Брунс. Будучи по-настоящему семейным врачом, он оказывал широкий круг медицинских услуг: проводил осмотры, лечил, назначал лекарства, и сам же их изготавливал. Ориентированная на широкий круг покупателей с разным уровнем достатка, сеть аптек "Доктор Столетов" наследует лучшие традиции российского аптечного и врачебного дела, органично сочетая их с новейшими достижениями в области красоты и здоровья. Основным видом деятельности сети
аптек «Доктор Столетов» являет В аптеках сети "Доктор Столетов" представлено более 15 000 наименований лекарственных средств, предметов ухода и гигиены от ведущих российских и зарубежных производителей. Специальные проекты компании, направленные на различные слои населения, способствуют позиционированию сети как "аптека для всей семьи". Сеть аптек "Доктор Столетов" принимает активное участие в районных, городских и региональных социальных проектах по поддержке малозащищенных слоев населения, активно сотрудничает с органами социальной защиты по вопросам оказания помощи детям и молодым мамам, пенсионерам и ветеранам ВОВ. Основные направления социальной деятельности компании:
Все аптеки "Доктор Столетов" объединены современной системой управления бизнес-процессами и товарно-материальными запасами. Наличие собственного учебного центра
позволяет на постоянной основе реализовывать
программы повышения Целесообразно представить организационную структуру управления предприятием в следующей схеме: Приоритетной задачей компании является дальнейшее развитие в регионах, где уже представлены аптеки сети "Доктор Столетов", а также выход в новые регионы, что обусловлено растущими потребностями жителей в приобретении гарантированно качественных лекарственных средств и получении дополнительных услуг в рамках аптечного предприятия. По итогам 2007 года число регионов присутствия сети увеличилось с 10 до 16, а общее количество аптек выросло с 247 до 434. Выручка увеличилась более чем на 110% с 74 до 157 миллионов долларов. Доля рынка за 9 месяцев 2007 года увеличилась с 0,67% до 1,2%. В комплексном рейтинге аптечных сетей компания переместилась с 12 на 5 место (По данным ЦМИ «Фармэксперт» за 9 месяцев 2007 г.). 2.2 Разработка дивидендной политики сети Часть нарабатываемой компанией «Доктор Столетов» чистой рентабельности собственных средств поглощается дивидендами, другая часть «уходит» в развитие производства. Этот процесс осуществляется под непосредственным воздействием принятой предприятием нормы распределения (НР), которая показывает, какая часть чистой прибыли выплачивается как дивиденд. Так, к примеру, в 2007 году, если прибыль после уплаты налога равна 100 мил. дол, а сумма дивидендов — 23 мил. дол, то НР равна 23 % или 0,23. Чистая рентабельность собственных средств (РСС) очерчивает не только верхнюю границу потенциального развития производства, но и верхний уровень дивиденда: если РСС равна 20%, то, отказавшись от распределения дивидендов, можно увеличить собственные средства на эти самые 20%, либо, отказавшись от финансирования развития, выплатить 20%-ные дивиденды; когда же компания решается и на то, и на другое, то приходится «разъединять» рентабельность собственных средств и искать наилучшее соотношение между нормой РПС распределения и процентом увеличения собственных средств, т. е. внутренними темпами роста (ВТР). Рассмотрим основные
этапы разработки дивидендной политики
компании на примере только г. Москвы
в сочетании с финансовым прогнозированием
на основе следующей структуры Актив за вычетом кредиторской задолженности – 10 млн. дол. В пассиве – 4 млн. дол. собственных и 6 млн. дол. заемных средств. Оборот составляет 30 млн. дол. Валовая прибыль (ВП) достигает 1,8 млн. дол. Средний размер процентов за кредит (ПК), уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала – 14%. Условная ставка налогообложения прибыли составляет 1/3. Распределяется на дивиденды 1/3 чистой прибыли (НР = 0,33). Рассчитаем ключевые показатели. Экономическая рентабельность равна:
ЭФФЕКТ ФИ- НАНСОВОГО . РЫЧАГА
Таким образом, компания только в г. Москве при внутренних темпах роста 10,8% имеет возможность увеличить собственные средства с 4 млн. дол. до 4,43 млн. дол. Но тогда, не нарушая соотношения между заемными и собственными средствами, можно довести задолженность до 6,65 млн. дол.:
Значит, не меняя структуры пассива, можно увеличить его объем (не считая долговых обязательств поставщикам) до 11,08 млн. дол. (6,65 млн. дол. + 4,43 млн. дол.). Это плюс 10,8% по сравнению с прошлым периодом. Соответственно и актив возрастет на 10,8% и составит 11,08 млн. дол. То есть, сколько процентов насчитаем внутренних темпов роста – на столько процентов можем увеличить и актив! Поэтому первый вывод: при неизменной структуре пассива внутренние темпы роста применимы к возрастанию актива. Далее, если коэффициент трансформации, равный трем, поддерживается на прежнем уровне, то актив объемом 11,08 млн. дол. принесет 33,24 млн. дол. оборота. Опять плюс 10,8%! Второй вывод: при неизменной структуре пассива и неизменном коэффициенте трансформации внутренние темпы роста применимы к возрастанию оборота. Сделанные выводы открывают прямой
и короткий путь к овладению одним
из главных методов финансового
прогнозирования – методом Итак, компания ставит цель: добиться 20%-ного приращения оборота. Что для этого необходимо, и какой может оказаться норма распределения? Уже подсчитано, что без структурных изменений, «свом ходом» обеспечивается рост оборота на 10,8%. А необходимо плюс 20%. Тогда оборот составит 36 млн. дол. Под него при коэффициенте трансформации, равном 3, надо 12 млн. дол. актива (у нас пока 11,08 млн. дол.) и столько же пассива (см. рис. 2.2). Рис. 2.2. Давайте попробуем компромиссный вариант: чтобы поддержать на прежнем уровне соотношение заемных и собственных средств, увеличим собственные средства на 0,46 млн. дол. и одновременно заимствуем 0,46 млн. дол. Тогда ЗС : СС = (6,65 млн. дол. + 0,46 млн. дол.) : (4,43 млн. дол. + 0,46 млн. дол.) = 1,5. Система не разбалансируется, можно оставлять прежнюю норму распределения. Но это, конечно, упрощенное решение. Зачастую не только можно, но и должно произвести структурные изменения:
При таких условиях компания получит рентабельность собственных средств на уровне 23,3%, а ВТР на уровне 20,038%: РСС = 2/3 ЭР + ЭФР; РСС = 2/3 (7% · 3,2) + 2/3 (22,4% - 14%) · 1,5 = 23,3%; ВТР = РСС (1 – НР) = 23,3% · 0,86 = 20,038%. Цель достигнута: внутренние темпы роста и процент увеличения оборота совпали, следовательно, 14%-ная норма распределения выбрана верно. Теперь появляется возможность подвести итоги. ГЛАВНЕЙШИЙ ВОПРОС ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ: Как примирить интересы акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития? ДЕЙСТВИТЕЛЬНО Чем большая часть чистой прибыли выплачивается дивидендами, тем меньше остается нераспределенной прибыли на самофинансирование развития. Увеличение нормы распределения влечет за собой снижение внутренних темпов роста, что, в свою очередь, накладывает ограничение на темпы наращивания выручки и уменьшает возможности к привлечению кредитов (чем меньше собственные средства, тем меньше шансов получить кредит на подходящих условиях). НО Ожидания инвесторов тоже надо оправдывать.
Не получая достаточной Модель расчетов по дивидендной политике, приведенная в этой главе, несложна, изящна и отлично зарекомендовала себя на практике. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ Прежде, чем начать расчеты, необходимо: а) определить норму распределения прибыли на дивиденды, приняв во внимание всю совокупность конкретных обстоятельств – ограничений правового, контрактного, финансового характера (выплата дивидендов снижает ликвидные средства) и даже социально-психологические аспекты бизнеса; б) определить приемлемую методику дивидендных
выплат. Для этого можно Таблица 2.1 Методики дивидендных выплат
2.3 Дивидендная
политика и регулирование Курсовая цена акций и дивидендная политика взаимосвязаны, хотя какой-то предопределенной формализованной зависимости не существует. Курсовая цена складывается под воздействием различных случайных факторов. В финансовом менеджменте разработаны некоторые приемы искусственного регулирования курсовой цены, которые при определенных условиях могут оказать влияние и на размер выплачиваемых дивидендов. К ним относятся дробление, консолидация и выкуп акций. Методика дробления акций Операция дробления акций, называемая также их расщеплением или сплитом, не относится непосредственно к форме выплаты дивидендов, однако она может влиять как на размер дивидендов, так и на курсовую стоимость акций. В литературе описаны ситуации, когда дробление акций приводило к росту капитализированной стоимости компании ввиду повышения ликвидности акций и, следовательно, роста числа потенциальных акционеров. Дробление акций производится обычно процветающими компаниями, акции которых со временем значительно повышаются в цене. Многие компании стараются не допускать слишком высокой цены своих акций, поскольку это может отразиться на их ликвидности. Техника дробления такова. Получив разрешение от акционеров на проведение этой операции, директорат компании в зависимости от рыночной цены акций определяет наиболее предпочтительный масштаб дробления: например, две новые акции за одну старую, три новые акции за одну старую и т.д. Далее производится замена ценных бумаг. Валюта баланса, а также структура собственного капитала в этом случае также не меняется — увеличивается лишь количество обыкновенных акций. Возможна и обратная процедура — консолидация акций, несколько старых акций меняются на одну новую (пропорции могут быть любыми). Что касается дивидендов,
то здесь все зависит от директората
и самих акционеров в частности,
дивиденды могут измениться пропорционально
изменению нарицательной Следует отметить, что и эта, и предыдущая методика имеют одну общую негативную черту — они сопровождаются дополнительными расходами по выпуску новых ценных бумаг. Методика выкупа акций Выкуп собственных акций разрешен не во всех странах, в частности в Германии он запрещен. Основная причина — желание избежать преувеличения общей величины активов компании за счет отражения в балансе активов, ценность которых не вполне очевидна. Причины, которые заставляют компанию выкупать свои акции, в случае, если это не запрещено законом, могут быть различными. В частности, акции в портфеле нужны для предоставления своим работникам возможности стать акционерами своей компании, для уменьшения числа владельцев компании, для повышения курсовой цены и др. В определенной степени эта операция оказывает влияние на совокупный доход акционеров. Для иллюстрации рассмотрим
регулирование курса акций Сеть планирует потратить 60% прибыли либо на выплату дивидендов, либо на покупку своих акций. Проанализируем, какой из этих двух вариантов более выгоден акционерам. Прибыль к распределению среди владельцев обыкновенных акций, тыс. долл. 2200 Количество обыкновенных акций 500 000 доход на акцию (2200000: 500000), долл. 4,4 Рыночная цена акции, долл. 60 Ценность акции (рыночная цена/доход на акцию), долл. 13,636 Общая сумма прибыли, предназначенная на выплату акционерам, составляет 1320 тыс. долл. (2200 тыс. долл. 60%). Если сеть выплатит эту сумму деньгами, то каждый акционер получит 2,64 долл. (1 320 000 долл. : 500 000). Если сеть потратит эти деньги на выкуп своих акций, она сможет выкупить примерно 21 070 акций (1 320 000 долл. : 62,64 долл.), а общее количество акций в обращении составит 478 930 (500 000 — 21 070). После выкупа акций доход на акцию повысится и составит 4,59 долл. (2 200 000 долл. : 478 930), что приведет к повышению курсовой стоимости до 62,64 долл. (4,59 долл. 13,636). Таким образом, с позиции рядового акционера, владеющего одной акцией, оба варианта одинаковы: либо иметь одну акцию ценой 60 долл. плюс дивиденд в размере 2,64 долл., либо владеть одной акцией с возросшей до 62,64 долл. ценой. Тем не менее, второй вариант имеет ряд преимуществ. Во-первых, повысилась привлекательность акций компании, поскольку такой важный аналитический показатель, как доход на акцию, повысился. Во-вторых, акционеры получили косвенный доход, поскольку им не нужно платить налог на дивиденды в случае их получения. Существуют и возражения против этого варианта, основной из которых заключается в следующем: деньги на руках всегда выгоднее, чем доход от изменения курсовой цены. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение хотелось бы отметить, что, изучив и проанализировав методы выбора дивидендной политики, мы пришли к следующему выводу: Сущность дивидендной политики заключается в выборе оптимального соотношения между долей прибыли отвлекаемой из оборота, т.е. выплачиваемой в виде дивиденда, и долей, которая направляется на расширение бизнеса. Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность. Существует две точки зрения
на значение дивидендной политики для
общей оценки фирмы и задачи максимизации
богатства
акционеров: одна состоит в том, что дивиденды
не играют роли при общей оценке фирмы
(теория отсутствия значимости), а другая
утверждает, что дивиденды имеют большое
значение для оценки фирмы (теория Аргументы в пользу значимости дивидендов для оценки фирмы подтверждаются всей предыдущей практической деятельностью на рынке. Существует четыре основных аргумента: информационное содержание дивидендов, предпочтение инвесторами текущего дохода, качество дохода, полученного в форме дивиденда, и колебания рыночной стоимости, которые не связаны с эффективностью деятельности компании. Если дивидендная политика является чисто финансовым решением, то количество привлекательных инвестиционных проектов, доступных для фирмы, будет определять уровень выплат. Если внутри фирмы имеются хорошие инвестиционные возможности, то должны анализироваться соответствующие цены заемного капитала и нераспределенной прибыли. Если в настоящее время инвестиционные возможности отсутствуют, но они возможны в будущем, то может быть предпочтительнее выплатить дивиденд, чтобы акционеры смогли индивидуально найти наилучшее применение средствам, а не оставлять в компании избыточные средства в ожидании будущих возможностей с неопределенным результатом. Согласно закону дивиденды могут выплачиваться только из текущей или нераспределенной прибыли. Они не могут выплачиваться, если нет достаточной прибыли для их покрытия. Иногда могут устанавливаться законодательные ограничения на допустимый уровень повышения дивидендов. Соглашения на получение ссуды могут ограничивать или запрещать выплаты дивидендов на время срока их действия. Если нераспределенная прибыль
уменьшается из-за высокого уровня
дивидендных выплат, то может возникнуть
необходимость в последующем
получении дополнительного Опыт показал, что фирмы, всегда имеющие стабильные дивидендные потоки, обычно выше котируются на рынке, чем фирмы с менее стабильными потоками. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Расчетная часть (вариант 4) «Оптимизация структуры капитала предприятия» Исходная форма баланса организации Таблица 1
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запасы: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
материальные запасы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
незавершенное производство |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
готовая продукция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы будущих периодов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткосрочная дебиторская задолженность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Долгосрочная дебиторская задолженность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Денежные средства |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочие оборотные средства |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого по разделу 2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Баланс |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пассив |
На начало года |
На конец года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Собственный капитал |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уставной капитал |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Резервный капитал |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нераспределенная прибыль |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочий капитал |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого по разделу 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Долгосрочные обязательства |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого по разделу 2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Краткосрочные обязательства |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
перед поставщиками |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
перед государством |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
по оплате труда |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
перед участниками |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочие краткосрочные обязательства |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доходы будущих периодов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого по разделу 3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Баланс |
Для решения расчетной части курсовой работы используем баланс общества с ограниченной ответственностью «Юрикон» г. Обнинск на 31 декабря 2007 г. ООО «Юрикон» - производитель молочной продукции.
Таблица 2
Баланс ООО «Юрикон» на 31.12.2007г., руб.
Актив |
На начало года |
На конец года |
1 |
2 |
3 |
1.Внеоборотные активы: |
||
Нематериальные активы |
0 |
0 |
Незавершенное строительство |
0 |
0 |
Основные средства |
222601 |
210533 |
Долгосрочные финансовые вложения |
0 |
0 |
Прочие необоротные активы |
0 |
0 |
Итого по разделу 1 |
222601 |
210533 |
2. Оборотные активы: |
||
Запасы: |
||
материальные запасы |
125623 |
180519 |
незавершенное производство |
0 |
42730 |
готовая продукция |
0 |
0 |
Расходы будущих периодов |
12686 |
9199 |
Краткосрочная дебиторская задолженность |
132456 |
127127 |
Долгосрочная дебиторская |
0 |
0 |
Денежные средства |
25847 |
17720 |
Прочие оборотные средства |
0 |
0 |
Итого по разделу 2 |
296612 |
377295 |
Баланс |
519213 |
587828 |
Пассив |
На начало года |
На конец года |
1 |
2 |
3 |
1.Собственный капитал |
||
Уставной капитал |
317000 |
317000 |
Резервный капитал |
0 |
0 |
Нераспределенная прибыль |
17259 |
17259 |
Прочий капитал |
34366 |
149145 |
Итого по разделу 1 |
368625 |
483404 |
2. Долгосрочные обязательства |
0 |
0 |
Итого по разделу 2 |
0 |
0 |
3. Краткосрочные обязательства |
||
перед поставщиками |
91519 |
66060 |
перед государством |
6740 |
6607 |
по оплате труда |
44499 |
26447 |
перед участниками |
7830 |
5310 |
Прочие краткосрочные |
0 |
0 |
Доходы будущих периодов |
0 |
0 |
Итого по разделу 3 |
150588 |
104424 |
Баланс |
519213 |
587828 |
Баланс организации имеет формульный вид представленный в таблице 3:
Таблица 3
Требуется:
Решение
Расчет аналитических
Таблица 4
Значения основных аналитических коэффициентов
Наименование коэффициента |
Формула расчета |
Значение | |
на начало |
на конец | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Оценка имущественного положения | |||
Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия |
|||
Определение финансовой устойчивости | |||
Собственные оборотные средства |
|||
Абсолютная ликвидность |
|||
Быстрая ликвидность |
|||
Текущая ликвидность |
|||
Доля оборотных средств в активах |
|||
Доля запасов в оборотных активах |
|||
Коэффициент рыночной устойчивости | |||
Коэффициент концентрации собственного капитала |
Расчет аналитических
Таблица 5
Значения основных аналитических коэффициентов
Наименование коэффициента |
Формула расчета |
Значение | |
|
на начало |
на конец | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Оценка имущественного положения | |||
Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия |
Итог баланса |
519213 |
587828 |
Определение финансовой устойчивости | |||
Собственные оборотные средства |
Итог ОА - Итог КЗ |
146024 |
272871 |
Абсолютная ликвидность |
ДС/КЗ |
0,1716 |
0,1697 |
Быстрая ликвидность |
(ДС+ДЗ)/КЗ |
1,0512 |
1,3871 |
Текущая ликвидность |
Итог ОА/Итог КО |
1,9697 |
3,6131 |
Доля оборотных средств в активах |
Итог ОА/Итог баланса *100 |
57,1272 |
64,1846 |
Доля запасов в оборотных активах |
(МА+НП+ГП)/итог ОА *100 |
42,3526 |
59,1709 |
Коэффициент рыночной устойчивости | |||
Коэффициент концентрации собственного капитала |
Итог СК/Итог баланса |
0,7100 |
0,8224 |
Формульный вид представлен в таблице 6:
Таблица 6
2.Заключение о финансовом
Из приведенных данных следует, что за отчетный период валюта баланса выросла на 68 615 руб. или на 13,2%, в том числе величина оборотных активов возросла на 80683 руб. или на 27,2%, а величина внеоборотных активов уменьшилась на 12068 руб. или на 5,4%.Увеличение валюты баланса свидетельствует о расширении объема хозяйственной деят.
Расширение обьема хозяйственной деятельности является положительным моментом, т.к. молочная продукция является весьма востребованной и одной из наиболее потребляемой, а производство прибыльным и рентабельным.
На начало анализируемого периода удельный вес оборотных активов в общей сумме активов составил 57,1%, а к концу незначительно увеличился до 64,2%. Соответственно удельный вес внеоборотных активов в общей сумме активов составлял 42,9% и 35,8% за этот же период.
Уменьшение внеоборотных активов произошло по статье «основные средства» на 12068 руб. или почти на 5,5%. Предприятие реализовало основные средства, не требующиеся для производства запланированного обьема продукции.
Увеличение оборотного капитала произошло за счет роста запасов, а именно материальные запасы, необходимые для производства молочной продукции, увеличились на 54896 руб. или почти на 43,7%. Увеличение запасов говорит о планировании производства продукции в следующем отчетном периоде. Незавершенное производство молочной продукции увеличилось на 42730 руб. или 100%. В тоже время следует отметить снижение денежных средств на 8127 руб., краткосрочной дебиторской задолженности на 5329 руб., а также расходов будущих периодов на 3487 руб. Можно предположить, что расходы будущих периодов снижены в связи с повышением запасов и незавершенного производства для будущего производства готовой продукции. На конец анализируемого периода наибольший удельный вес в структуре оборотного капитала занимают материальные запасы – 47,8%, а также краткосрочная дебиторская задолженность – 33,7%.
Анализируя данные, характеризующие состав и структуру источников финансирования имущества предприятия, можно сделать вывод о том, что как на начало, так и на конец анализируемого периода оно сформировано в основном за счет собственных источников, доля которых в общей сумме источников формирования имущества организации составила 71% в начале периода и 82,2% в конце периода.
Рост величины собственного капитала произошел из-за увеличения прочего капитала на 114779 руб., при неизменных значениях в анализируемом периоде уставного капитала и нераспределенной прибыли.
Заемный капитал предприятия
Анализ источников формирования имущества предполагает расчет наличия собственных оборотных средств. Исходя из расчетов видно, что значение данного показателя положительное, как на начало (146024 руб.), так и на конец анализируемого периода (272871 руб.), что свидетельствует о том, что краткосрочные обязательства предприятия значительно меньше оборотных активов. Это говорит от том, что предприятие может самостоятельно финансировать свои расходы на производство, при этом погашать часть задолженности.
По динамике абсолютной величины собственных оборотных активов устанавливается изменение уровня ликвидности предприятия.
Коэффициент абсолютной ликвидности уменьшился на 0,0019 пункта и к концу анализируемого периода составил 0,1697. Если сравнить значение показателя с рекомендуемым уровнем 0,2-0,5, можно сделать вывод, что предприятие испытывает небольшой дефицит наличных денежных средств для покрытия текущих обязательств. Однако этот факт нельзя считать абсолютно отрицательным, потому что предприятие располагает достаточным количеством запасов, необходимым для производства.
Коэффициент быстрой ликвидности увеличился на 0,3359 пункта и к концу анализируемого периода составил 1,3871. Этот показатель характеризует ту часть текущих обязательств, которая может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию. На предприятии текущие обязательства могут быть погашены наиболее на 100%.
В течении анализируемого периода
коэффициент текущей
В целом предприятие
Построение прогнозной отчетности
Баланс на начало периода | |
Активы | |
Оборотные средства: | |
Денежные средства |
17720 |
Дебиторская задолженность |
179056 |
Материальные запасы |
180519 |
Запасы готовой продукции |
|
Итого оборотных средств |
377295 |
Основные средства: | |
Земля |
|
Здания и оборудование |
210533 |
Накопленный износ |
12000 |
Итого основных средств |
198533 |
Итого активов |
575828 |
Пассивы |
Информация о работе Обоснование и выбор дивидендной политики компании