Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 11:23, курсовая работа
Финансы коммерческих организаций и предприятий,являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания,распределения и использования внутреннего валового продукта в стоимостном выражении.Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование и рациональная структура,предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность,финансовуюустойчивость,ликвидность.Многие современные предприятия испытывают острый недостаток в дополнительных средствах,которые могут быть направлены на расширение производства,модернизацию и автоматизацию оборудования,поглощение и слияние с другими предприятиями,погашение долгов и обязательств,создание новых проектов и пр
Введение
Глава1. Оптимизация структуры капитала
1.1Задачи оптимизации структуры капитала
1.2Структура и принципы формирования капитала
Глава2. Методы оптимизации структуры капитала
2.1Этапы оптимизации структуры капитала
2.2Факторы, формирующие структуры капитала
Глава3. Количественные методы поиска оптимальной структуры капитала
3.1 "Анализ EBIT"
Заключение
Список литературы
2.1 Этапы оптимизации структуры капитала
Оптимизация структуры капитала является одной из наиболее важных и сложных задач, решаемых в процессе менеджмента его формированием при создании предприятия.Процесс оптимизации структуры капитала предприятия осуществляется по следующим этапам:
1) Анализ величины и
состава капитала за ряд
Анализ капитала предприятия.Основной поставленной задачей этого анализа является выявление тенденций динамики объема и состава капитала в предплановом периоде и их влияния на финансовую устойчивость и эффективность использования капитала.
2) Оценка ключевых факторов,
На второй стадии анализа рассматривается система коэффициентов финансовой устойчивости предприятия,определяемая структурой его капитала.В процессе проведения такого анализа рассчитываются и изучаются в динамике следующие коэффициенты:
а) коэффициент автономии. Он позволяет определить в какой степени используемые предприятием активы сформированы за счет собственного капитала, т.е.долю чистых активов предприятия в обшей их сумме;
КА = СК/ А
где КА - коэффициент автономии;
СК -сумма собственного капитала;
А - сумма активов (или всего используемого капитала).
б) коэффициент финансового левериджа(коэффициент финансирования).Он позволяет установить какая сумма заемных средств привлечена предприятием на единицу собственного капитала;
КФ = ЗК/СК
где КФ - коэффициент финансирования;
ЗК -сумма используемого заемного капитала;
СК -сумма собственного капитала.
в) коэффициент долгосрочной финансовой независимости.Он характеризует отношение суммы собственного и долгосрочного заемного капитала к общей сумме используемого предприятием капитала и позволяет,выявить финансовый потенциал предстоящего развития предприятия;г) коэффициент соотношения долго- и краткосрочной задолженности.Он позволяет определить сумму привлечении долгосрочных финансовых кредитов в расчете на единицу краткосрочного заемного капитала,т.е. характеризует политику финансирования активов предприятия за счет заемных средств.
Анализ финансовой устойчивости предприятия позволяет оценить степень стабильности его финансового развития и уровень финансовых рисков, генерирующих угрозу его банкротства
3) Осуществление многовариантных
расчетов по нахождению
На третьей стадии анализа оценивается эффективность использования капитала в целом и отдельных его элементов.В процессе проведения такого анализа рассчитываются и рассматриваются в динамике следующие основные показатели:
а) срок оборота капитала.Он характеризует число дней, в течение которых осуществляется один оборот собственных и заемных средств,а также капитала в целом. Чем меньше срок оборота капитала,тем выше при прочих равных условиях эффективность его использования на предприятии,так как каждый оборот капитала генерирует определенную дополнительную сумму прибыли;
ПОк= К / Ро
где ПОк - период оборота капитала,дней;
К - средняя сумма капитала предприятия в рассматриваемом периоде (определяемая как средняя хронологическая);
Ро -однодневный объем реализации товаров в рассматриваемом периоде;
б) коэффициент рентабельности всего используемого капитала. По своему численному значению он соответствует коэффициенту рентабельности совокупных активов, т.е.характеризует уровень экономической рентабельности;
УРк= П х 100 / К
где Урк- уровень рентабельности всего используемого капитала, в %;
П = сумма прибыли предприятия в рассматриваемом периоде;
К - средняя сумма капитала предприятия в рассматриваемом периоде;
в) коэффициент рентабельности собственного капитала. Этот показатель,характеризующий достигнутый уровень финансовой рентабельности предприятия,является одним из наиболее важных, так как он служит одним из критериев формирования оптимальной структуры капитала.
Урск= П х 100 /СК
где УРск - уровень рентабельности собственного капитала, в %;
П - сумма прибыли предприятия в рассматриваемом периоде:
СК -средняя сумма собственного капитала предприятия в рассматриваемом периоде;
г)капиталоотдача.Этот показатель характеризует объем реализации продукции,приходящейся на единицу капитала, т.е.в определенной мере служит измерителем эффективности операционной деятельности предприятия;
Ко = Р/ К
где Ко - капиталоотдача;
Р - сумма реализации товаров в рассматриваемом периоде;
К - средняя сумма капитала в рассматриваемом периоде;
д)капиталоемкость реализации продукции. Он показывает,какой объем капитала задействован для обеспечения выпуска единицы продукции и является базовым для моделирования потребности в капитале в предстоящем периоде с учетом отраслевых особенностей оп Ке = К / Р
где Ке - капиталоемкость товарооборота;
К - средняя сумма капитала в рассматриваемом периоде;
Р- сумма реализации товаров в рассматриваемом периоде.ерационной деятельности.
4) Оптимизация структуры
капитала по критерию
2.2 Факторы,формирующие структуры капитала
Существует ряд объективных и субъективных факторов, учет которых позволяет целенаправленно формировать структуру капитала, обеспечивая условия наиболее эффективного его использования на каждом конкретном предприятии.Основными из этих факторов являются:
отраслевые особенности операционной деятельности предприятия
стадия жизненного цикла предприятия
конъюнктура финансового рынка
уровень рентабельности операционной деятельности
коэффициент операционного левериджа
отношение кредиторов к предприятию
уровень налогообложения прибыли
финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия
уровень концентрации собственного капитала
* Отраслевые особенности
операционной деятельности
* Стадия жизненного цикла предприятия.Растущие предприятия,находящиеся на ранних стадиях своего жизненного цикла и имеющие конкурентоспособную продукцию,могут привлекать для своего развития большую долю заемного капитала, хотя для таких предприятий цена(у) этого капитала может быть выше среднерыночной(на предприятиях,находящихся на ранних стадиях своего жизненного цикла, уровень финансовых рисков более большой, что учитывается их кредиторами).В то же час предприятия,находящиеся в стадии зрелости,в большей мере должны использовать собственный капитал.
* Конъюнктура товарного рынка. Чем стабильней конъюнктура этого рынка,а соответственно и стабильней спрос на продукцию предприятия,тем выше и безопасней становится использование заемного капитала.И наоборот -- в условиях неблагоприятной конъюнктуры и сокращения объема реализации продукции использование заемного капитала ускоренно генерирует снижение уровня прибыли и опасность убытки платежеспособности;в этих условиях надобно оперативно снижать коэффициент финансового левериджа за счет уменьшения объема использования заемного капитала
* Конъюнктура финансового рынка. В зависимости от состояния этой конъюнктуры возрастает или снижается цена заемного капитала. При существенном возрастании этой стоимости дифференциал финансового левериджа может достичь отрицательного значения. В свою очередь,при существенном снижении этой стоимости резко снижается эффективность использования долгосрочного заемного капитала(если кредитными условиями не оговорена соответствующая корректировка ставки процента за кредит). Наконец,конъюнктура финансового рынка оказывает влияние на цена привлечения собственного капитала из внешних источников-- при возрастании уровня ссудного процента возрастают,и требования инвесторов к норме прибыли на вложенный капитал.
* Уровень рентабельности операционной деятельности.При высоком значении этого показателя кредитный рейтинг предприятия возрастает,и оно расширяет потенциал возможного использования заемного капитала.Однако в практических условиях тот самый потенциал часто остается невостребованным в связи с тем,что при высоком уровне рентабельности предприятие имеет вероятность удовлетворять дополнительную потребность в капитале за счет более высокого уровня капитализации полученной прибыли. В этом случае собственники предпочитают инвестировать полученную прибыль в свое предприятие,обеспечивающее большой уровень отдачи капитала,что при прочих равных условиях снижает удельный вес ис-пользования заемных средств.
* Коэффициент операционного левериджа. Рост прибыли предприятия обеспечивается совместным проявлением эффекта операционного и финансового левериджа.Поэтому предприятия с растущим объемом реализации продукции, но имеющие в силу отраслевых особенностей ее производства невысокий коэффициент операционного левериджа,могут в немаловажно большей степени(при прочих равных условиях)увеличивать коэффициент финансового левериджа, т.е.использовать большую долю заемных средств в общей сумме капитала.
* Отношение кредиторов к предприятию.Как правило,кредиторы при оценке кредитного рейтинга предприятия руководствуется своими критериями,не совпадающими иногда с критериями оценки собственной кредитоспособности предприятием.В ряде случаев,несмотря на высокую финансовую устойчивость предприятия,кредиторы могут руководствоваться и иными критериями,которые формируют негативный его имидж, а соответственно снижают и его кредитный рейтинг. Это оказывает соответствующее отрицательное влияние на вероятность привлечения предприятием заемного капитала,снижает его финансовую гибкость, т.е.вероятность оперативно формировать капитал за счет внешних источников
* Уровень налогообложения
прибыли. В условиях невысоких
ставок налога на прибыль или
использования предприятием
* Финансовый менталитет
собственников и менеджеров
* Уровень концентрации
собственного капитала. Для того,
чтобы сохранить финансовый
1) установлению оптимальных
для данного предприятия
2) обеспечению привлечения
на предприятие необходимых
Глава3. Количественные методы поиска оптимальной структуры капитала
Формирование структуры капитала - далеко не однозначная проблема корпоративной политики. Сложности,возникающие при поиске решения, можно разделить на несколько категорий.Во-первых, они могут возникнуть уже на этапе первичного анализа этой пропорции, если такой анализ осуществляется исключительно на основе данных финансовой отчетности компании и не учитывает необходимые условия современной финансовой аналитической модели. Во-вторых,определение оптимальной структуры капитала требует применения количественных оценок, нацеленных на выявление оптимума соотношения двух типов капиталов, для реализации которых необходимы модели, допущения и входные компоненты,удовлетворяющие условиям моделей.
В-третьих,количественные оценки придется дополнить качественным экспертным анализом определенного набора макро-и микрофакторов,влияющих на выбор политики финансирования.Окончательный ответ о соответствии структуры капитала задаче роста стоимости капитала владельцев компании может быть получен лишь при сведении результатов количественных оценок с качественными оценками в единый макет структуры капитала.
Известные из теории корпоративных финансов подходы к поиску оптимальной структуры капитала можно систематизировать в следующем виде. Существует множество факторов микро-и макроуровня,которые так или иначе влияют на решения менеджмента компании относительно выбора источников финансирования.Для ряда этих факторов взаимосвязь между структурой капитала и стоимостью фирмы можно с большой долей достоверности описать математически.Отсюда возникают количественные методы поиска оптимальной структуры капитала: они позволяют взглянуть на проблему в первом приближении и быстро получить ответ, пусть и не всегда точный. Другая часть факторов представляет определенную сложность: их не всегда можно количественно измерить так,чтобы обеспечить сопоставимость с данными по другим компаниям;сложно выявить четкую математическую зависимость между ними и структурой капитала. Чтобы максимально полно учесть все специфические особенности анализируемой компании и повысить точность рекомендаций,необходимо провести качественный анализ, заключающийся в исследовании всех тех аспектов,которые не были охвачены при использовании количественных методов, но являются значимыми при планировании выбора источников финансирования.