Организация службы финансового менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 06:31, лекция

Описание работы

Современная экономика России характеризуется появлением огромного числа предприятий различных форм собственности и характера деятельности, ростом и усложнением хозяйственных связей, что приводит к значительному увеличению объема финансовой работы. Одновременно это влечет за собой существенное изменение роли и значения финансовой работы в деятельности коммерческой организации, недооценка которой может привести к потере финансовой устойчивости и наступлению банкротства предприятия. Для организации финансовой работы хозяйствующий субъект создает специальную финансовую службу.

Файлы: 1 файл

Организация службы финансового менеджмента в России.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Следующий уровень управления финансово-экономической службой  — главные специалисты и начальники отделов, возглавляющие функциональные службы, находящиеся под непосредственным руководством заместителя директора по экономике и финансам. Это бухгалтерия во главе с главным бухгалтером; финансовый отдел во главе  с начальником отдела; планово-экономический отдел, отдел труда и зарплаты и бюро цен под единым руководством главного экономиста. Организационная структура управления финансами, позволяющая оптимизировать финансовые потоки, возникающие в результате производственно-финансовой деятельности предприятия, может выглядеть в виде схемы, представленной на рис. 6.

В предложенной структуре  бухгалтерия отвечает главным образом  за выбор учетной политики и организацию  учетной деятельности. Она также  ответственна за достоверное отражение  в учете хозяйственных операций, предоставление данных учета внутренним и внешним пользователям, правильность ведения налогового учета. Кроме традиционных функциональных подразделений в ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета. Налоговая служба входит в состав бухгалтерии по следующим причинам: во-первых, из за того что все формы финансовой отчетности — баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др. — формируются в бухгалтерии. Во-вторых, по характеру своей деятельности налоговая служба — учетное подразделение. В-третьих, необходимы рациональные ограничения количества отдельных подразделений в составе экономической службы. Бухгалтерией собираются также сведения о затратах и проводится их разноска по видам для дальнейшего представления в формате «постоянные — переменные затраты» в рамках управленческого учета. Дифференциация затрат важна для проведения операционного анализа, расчета «точки безубыточности». Следует отметить место проведения подобного анализа. Традиционно его относят к управленческому учету, который представляется частью бухгалтерской деятельности. На практике проведение операционного анализа чаще относят к функциям экономистов-аналитиков, связывая его с деятельностью финансового или планово-экономического отдела. Можно отметить, что анализ «затраты — объем — прибыль» является составной неотъемлемой частью финансового менеджмента, поэтому в представленной организационной структуре учет затрат следует выделить как функцию бухгалтерии, а проведение анализа закрепить за аналитиками экономической службы. По нашему мнению, этот подход к разграничению функций представляется более правильным, поскольку планирование показателей производственной деятельности, сопоставление их плановых и фактических значений должны осуществляться одной службой.

Рис. 6. Рекомендуемая организационная структура финансово-экономической службы промышленного предприятия

В рекомендуемой организационной структуре финансовая служба, возглавляемая начальником отдела, выделена в отдельную структурную единицу. Финансовый отдел находится в непосредственном подчинении у заместителя директора по экономике и финансам. Такое положение отдела продиктовано требованиями, которые предъявляются к этой службе современным характером экономических отношений. В рыночной экономике задачи, решаемые финансовым отделом, имеют высокую значимость для предприятия. В компетенцию отдела входят: поиск источников финансирования производства, управление структурой капитала предприятия, оценка наличия и достаточности оборотных средств, отслеживание поступления выручки, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, проведение анализа соответствия имеющихся у предприятия средств его финансовым обязательствам,  финансовое планирование и прогнозирование, привлечение и управление кратко- 
срочными кредитами и финансовыми вложениями, участие в составлении бюджета предприятия, осуществление финансового анализа, оценка экономической эффективности инвестиционных проектов. Перечисленные задачи сложны по содержанию, а поэтому требуют высокой квалификации персонала финансового отдела. Например, оценка инвестиционных проектов требует высокого уровня знаний финансового менеджмента, бухгалтерского учета, планирования производства, обоснования затрат, владения методиками анализа и расчета денежных потоков. Именно поэтому столь важно иметь отдельную специализирующуюся на управлении финансами службу. Некое подобие такой службы в составе бухгалтерии, как это имеет место на большинстве предприятий, в настоящее время уже недопустимо.

Экономическая служба, возглавляемая  главным экономистом, включает в  себя планово-экономический отдел  и отдел организации труда  и заработной платы. Деятельность планового отдела связана с решением следующих задач: планирование производственной деятельности и связанных с ней расходов, анализ фактических данных по объему и издержкам производства, выявление и анализ причин отклонений от плановых показателей и нормативов. Эта служба разрабатывает пути и методы снижения затрат, подготавливает решения по ценообразованию на различные виды продукции, совместно с другими структурными подразделениями является разработчиком бизнес-планов предприятия, собирает и ведет отчетные документы о его производственной деятельности, определяет и отслеживает прибыль, полученную от производства и реализации продукции. Планируемая и фактическая прибыль служит объектом пристального внимания планового отдела. Отсюда вытекает целесообразность проведения анализа текущего экономического состояния предприятия именно в этом отделе. Служба, в которой разрабатывались планы и отслеживались фактические результаты производственной деятельности, должна быть местом проведения операционного анализа, аналитической работы по оценке итоговых показателей в сравнении с плановыми.

В непосредственной связи  с плановым отделом находится  отдел организации труда и  заработной платы. Его функциональное назначение — организация, нормирование и учет затрат труда на предприятии. Отдел проводит обоснование расценок на производственные операции, учитывает и анализирует трудовые затраты.

Безусловно, экономическая  служба не в состоянии обособленно  проводить планирование производства или готовить отчетность. В этой работе важна связь с производственными отделами, маркетинговой и технической службами предприятия. В процессе подготовки отчетности и проведения анализа экономистам необходимо взаимодействие с бухгалтерией и финансовым отделом, отделом сбыта.

Как отмечалось при анализе  организационных структур предприятий, входящих в АО «Мостостройиндустрия», в состав их экономических служб целесообразно ввести отдел внешних экономических связей и юридическую службу. Это предложение нашло свое отражение в организационной структуре, которая рекомендуется для внедрения в ЗАО «Воронежстальмост» (рис. 7).

Рис. 7. Рекомендуемая организационная структура финансово-экономической службы для предприятий АО «Мостостройиндустрия»

Деятельность ОВЭС связана  с экономическим обоснованием проектов, предполагаемых к запуску в производство. По нашему мнению, иметь группу экономического анализа в ОВЭС непозволительно  дорого для подобных предприятий. Включение  ОВЭС в структуру экономической службы, как это сделано в Кургане, является, на наш взгляд, удачным решением. Подобная ситуация складывается и с юридической службой. Ее деятельность тесно связана с работой экономических структур. Объединение ОВЭС, юридической службы и экономических структур под управлением заместителя директора по экономике и финансам представляется рациональным с точки зрения координации их совместной деятельности.

Рекомендуемая организационная  структура финансово-экономической  службы наиболее полно отражает требования к этой службе. Вместе с тем она является ориентировочной. В зависимости от конкретного предприятия возможна ее корректировка. При частном ситуативном подходе к построению организационной структуры важно сохранить функциональность, то есть возможность эффективного управления финансово-экономической деятельностью. На предприятиях большого масштаба служба может содержать большое число групп, бюро, отделов. Предприятие малого масштаба может иметь службу, где функции и обязанности секторов или групп могут совмещаться и осуществляться меньшим числом 
работников, но тем не менее и в этом случае необходимо поддерживать функциональность данной службы. Она призвана обеспечивать оперативность и эффективность управления предприятием, реализацию управленческих решений на любом уровне. Другим требованием к организационной структуре экономической службы  является ее адаптивность к постоянно изменяющейся внутренней и внешней среде. Структура должна своевременно модифицироваться в систему, отражающую новые тенденции развития предприятия. Успех его деятельности в перспективе во многом связан с соответствием организационной структуры стоящим перед ним целям и задачам.

Сравнительная характеристика российских и зарубежных финансовых служб менеджмента.

В практике западных компаний ключевыми отделами в структуре финансово-экономических служб являются: финансовый отдел, отдел бухгалтерского учета и плановый отдел. Обобщенная финансовая структура западных предприятий имеет следующий вид:

Как видно из приведенной  организационной структуры финансовой службы, в западных компаниях финансовый директор стоит во главе финансовой структуры — начальники финансового, планового и бухгалтерского отделов подчиняются финансовому директору.

Финансовый отдел американских предприятий особенно консолидирован. Так, например, в состав функций финансового  отдела интегрированы функции бухучета.

Структура финансово-экономической  службы российских предприятий отлична от структуры финансово-экономической службы западных компаний. Во многих российских предприятиях финансовый отдел как отдельная структура вообще не существует. А если существует, то бухгалтерский отдел превалирует над финансовым отделом. На российских предприятиях финансовый отдел, главным образом, выступает в качестве финансовой группы бухгалтерского отдела. А это означает, что финансовый отдел в большинстве своем выполняет чисто бухгалтерские регистрирующие функции. Критерием же деления обязанностей между финансовым и бухгалтерским отделом является тип хозяйственных операций. Иными словами, финансовый отдел осуществляет бухгалтерские проводки по определенной группе операций. Таким образом, на российских предприятиях финансовый отдел выполняет дополняющую роль к бухгалтерскому отделу. А бухгалтерские функции рассматриваются как более важные, чем финансовые. Действительно, многие финансовые функции, такие как составление платёжных календарей, прогнозирование поступления денежных средств, уровневое утверждение контрактов на продажу, утверждение о закупках ТМЗ, анализ структуры счетов к получению, уровневое утверждение платёжных поручений и заявок на выдачу наличных и многие другие, не выполняются финансовыми отделами российских предприятий. Таким образом, в обобщенной структуре финансовых служб российских предприятий можно выделить только два отдела: бухгалтерский и планово-экономический. Главной же спецификой российских предприятий является то, что главный бухгалтер и финансовый директор напрямую подчиняются директору компании. А потому работа бухгалтерского отдела слабо скоординирована с работой других отделов финансово-экономических служб российских предприятий, и бухгалтерские решения зачастую идут вразрез с выбранными на предприятиях финансовыми политикой и установками.

До этого момента в статье рассматривалось гипотетическое российское предприятие, включающее в себя наиболее общие характеристики российских промышленных предприятий. Далее будет приведен небольшой фрагмент исследования данной службы на отдельном российском промышленном предприятии. Название предприятия здесь указываться не будет, так как исследование на предприятии проводилось только для внутреннего использования. На рассматриваемом предприятии финансовый отдел выделен как отдельная структура. Однако по своим функциям его можно обозначить скорее как финансовую группу бухгалтерского отдела. Финансовый отдел осуществляет бухгалтерские проводки по операциям учета. Ряд типичных финансовых функций не выполняются финотделом. Например, финансовый отдел не проводит анализ возрастной структуры дебиторской задолженности. При этом необходимо заметить, что на предприятии не списана дебиторская задолженность со сроком образования с 1996 года . Следует предположить, что данный факт напрямую взаимосвязан с тем, что анализ возрастной структуры не проводится. Далее, функция выписывания счетов-фактур, выполняемая финансовым отделом, дублируется несколькими отделами: бухгалтерским отделом и инженером маркетинга при реализации продукции самовывозом. Параллельный процесс выписывания счетов-фактур не только ослабляет контроль счетов дебиторов, но также “размывает” ответственность за возникновение дебиторской задолженности (товарный кредит). Что касается инженера маркетинга, то он в одном лице осуществляет отпуск продукции, выписывает накладные и счета-фактуры и сдает их в финотдел – это является нарушением принципа разделения обязанностей в бухучете и ослабляет контроль над сохранением средств предприятия.

Можно резюмировать, что по сравнению с финансово-экономической службой западных предприятий, аналогичная служба российских предприятий имеет следующие характеристики:

  1. Финансовый отдел в структуре службы слабо выражен с точки зрения выполняемых им функций от бухгалтерского отдела.
  2. Структура службы слабо консолидирована: отсутствуют четкая координация и тесное взаимодействие между подразделениями службы.
  3. Ряд финансовых функций службы не выполняется.

Вышеперечисленные характеристики указывает на то, что финансово-экономические  службы российских предприятий изначально не могут обеспечить финансового управления по эффективности, сравнимой с эффективностью финансового управления аналогичных служб западных предприятий.


Информация о работе Организация службы финансового менеджмента в России