Основные методы обеспечения финансовой устойчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий по повышению финансовой устойчивости предприятия.
Для достижения поставленной цели рассмотрим следующие задачи:
 изучим понятие и сущность финансовой устойчивости предприятия;
 рассмотрим методы и механизмы обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1 Финансовая устойчивость предприятия 5
1.1Сущность финансовой устойчивости предприятия 5
1.2 Методы и виды анализа финансовой устойчивости предприятия 7
Глава 2. Основные методы обеспечения финансовой устойчивости 23
2.1Особенности организации и управления финансовой устойчивостью 23
2.2 Оперативное управление финансовой устойчивостью 27
Заключение 32
Список используемой литературы: 35

Файлы: 1 файл

курсач финансовый механизм устойсивого развития предприятия_переделанный_2.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

З - запасы.

 

Излишек (+), недостаток (-)источников финансирования = ОИФ - З,              (22)

где ОИФ - общая величина основных источников финансирования;

З - запасы.

 

По степени  финансовой устойчивости предприятия  возможны четыре типа ситуаций:

Абсолютная  устойчивость финансового состояния. Эта ситуация возможна при следующем условии:

 

S = {1, 1, 1}          (23)

 

При абсолютной финансовой устойчивости предприятие  не зависит от внешних кредиторов, запасы и затраты полностью покрываются  собственными ресурсами.

Нормальная  устойчивость финансового состояния, гарантирующая платежеспособность предприятия.

 

S = {0, 1, 1}          (24)

 

Это соотношение  показывает, что предприятие использует все источники финансовых ресурсов и полностью покрывает запасы и затраты.

Неустойчивое  финансовое положение, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращение дебиторов и ускорение оборачиваемости запасов, связано с нарушением платежеспособности и возникает при условии:

 

S = {0, 0, 1}          (25)

 

Кризисное финансовое состояние:

 

S = {0, 0, 0}          (26)

 

Расчет указанных  показателей и определение на их основе ситуаций позволяют выявить положение, в котором находится предприятие, и наметить меры по его изменению.

Таким образом, важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатёжеспособности предприятия, а избыточная - препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Коэффициенты финансовой устойчивости позволяют не только оценить один из аспектов финансового состояния предприятия. При правильном пользовании ими можно активно воздействовать на уровень финансовой устойчивости, повышать его до минимально необходимого, а если он фактически превышает минимально необходимый уровень - использовать эту ситуацию для улучшения структуры активов и пассивов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные методы обеспечения финансовой устойчивости предприятия

2.1 Особенности организации и управления финансовой устойчивостью на предприятии

Организация и  управление финансовой устойчивостью  являются важнейшим аспектом работы финансово-экономической службы предприятия и включают целый ряд организационных мероприятий, охватывающих планирование, оперативное управление, а также создание гибкой организационной структуры управления всего предприятия и его подразделений. При этом широко используются такие методы управления, как регламентирование, регулирование и инструктирование. Особое внимание уделяется разработке положений о структурных подразделениях предприятия, должностных обязанностей сотрудников и движения информационных потоков в разбивке по срокам, ответственным лицам и показателям.

Организация планирования финансовой устойчивости необходима, прежде всего, для того, чтобы увязать источники поступления и направления использования собственных денежных средств. В данном случае речь идет об установлении пропорций между сводной калькуляцией на весь объем выпускаемой продукции (товаров, работ, услуг) и планируемым долгом.

Дело в том, что поступления денежных средств  по суммам и срокам могут не совпадать с платежами поставщикам сырья и материалов, за работы и услуги, по расчетам с работниками предприятия и бюджетом, а также с банками по возврату кредитов и процентов по ним.

Вследствие  этого еще на стадии планирования целесообразно составлять платежный  календарь, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств  по суммам и срокам. При этом структура  оттоков (кредиторская задолженность и внутренний долг) не должна выходить за рамки структуры сводной калькуляции. Это означает, что общая сумма оплаты, скажем, за сырье и материалы не должна превышать общей суммы, вытекающей из сводной калькуляции. В противном случае может не хватить собственных источников для оплаты по другим статьям сводной калькуляции. Таким же образом следует поступать и с другими статьями сводной калькуляции.

Следовательно, если информация о притоках денежных средств по суммам и срокам известна достаточно точно, то корректировке подлежат оттоки по суммам и срокам. И наоборот, если предстоящие оттоки достаточно жестко регламентированы по суммам и срокам, то корректируются уже притоки. Но в любом случае можно заранее предусмотреть дни и периоды, когда возникнут «кассовые» разрывы, и принять соответствующие меры для их устранения и укрепления финансовой устойчивости предприятия.

Организация текущего управления финансовой устойчивостью  предполагает обработку особым способом бухгалтерских данных. В результате получаются необходимые выходные документы -- внутренние формы отчетности, анализа и аудита. Эти формы представляют собой стандартные типовые документы для служебного пользования, формируются на базе бухгалтерских данных и могут быть получены в любой момент по требованию пользователя -- за год, квартал, месяц и день.

Основная задача сводных рапортов заключается в  информационном обеспечении руководителей  разных уровней в целях принятия ими управленческих решений в оперативном режиме. В этой связи актуальность этих таблиц полностью зависит от своевременности внесения и обработки исходных данных в бухгалтерии предприятия. Простота, доступность и читабельность предлагаемых аналитических документов позволяют руководителю понять финансовое состояние предприятия без специальных знаний бухгалтерского, финансового и налогового учета.

Сводные рапорты  внутренней отчетности, анализа и  аудита имеют свои стандартные формы, на основе которых представляется возможность  анализировать работу не только отдельного участка, но и группы участков, ряда предприятий и подразделений, сводить полученные данные в таблицы и строить графики с разбивкой по видам товарно-материальных ценностей, поставщиков и покупателей, материально ответственных и подотчетных лиц.

Необходимо  отметить, что для получения отчетности:

  • доступ конкретного пользователя к базе бухгалтерских данных изначально ограничивается пределами его компетенции;
  • в каждой таблице указывается необходимый уровень аналитики - укрупненные группы, подгруппы и учетные единицы;
  • определяется занятость, финансовый результат и ритмичность работы того или иного участка, объекта, подразделения и предприятия в целом;
  • обеспечивается прозрачный контроль за своевременностью внесения исходных данных, упрощается поиск ошибок и нестыковок, а также проведение инвентаризации и переоценки товарно-материальных ценностей;
  • эти формы позволяют видеть движение материальных, финансовых и документарных потоков.

Работа с  этими сводными аналитическими документами  возможна при выполнении по меньшей  мере пяти условий:

1) постановка задачи (что хотим анализировать, что хотим получить и в каком виде);

2) настройка  плана счетов бухгалтерского  учета в соответствии с нуждами оперативного и управленческого учета (введение подробных аналитических справочников);

3) ускоренная  обработка текущей информации (день в день и без запаздывания);

4) наличие сетевой  бухгалтерии;

5) защита информации  и ограничение доступа к ней.

Таким образом, разработка, апробирование и последующее  внедрение внутренних форм отчетности, анализа и аудита открывают широкие перспективы для укрепления финансового состояния предприятия за счет своевременного получения аналитической информации в читабельном формате и в режиме реального времени.

В то же время  укрепление финансово-экономического состояния предприятия полностью зависит от организации работы финансово-экономической службы. Особая роль при этом отводится руководителю данной службы - финансовому директору, которому понятен язык бухгалтеров, экономистов и финансистов.

Принимая во внимание, что на многих предприятиях уже давно введена должность финансового директора, можно объективно говорить о качественном изменении работы службы. Однако данная должность не была введена в законодательном порядке и поэтому довольно долго отсутствовала в квалификационном справочнике должностей и специальностей. И только Постановлением Минтруда РФ от 12 ноября 2003 г. № 75 в Квалификационный справочник были введены должность и должностная инструкция финансового директора. Согласно этой инструкции основной задачей финансового директора является укрепление финансовой устойчивости. Однако этот вопрос освещен в ней недостаточно глубоко. Следовательно, имеет смысл восполнить этот пробел разработкой положения как о всей финансово-экономической службе, так и о каждом из ее ведущих специалистов.

Эти положения  определяют цель, круг задач и способы  их решения в рамках финансово-экономической  службы на основе регламентирования, регулирования и инструктирования. Эти управленческие воздействия определяют права, обязанности и ответственность всей службы, финансового директора и каждого ведущего специалиста, а также устанавливают регламент, содержание и способы передачи внутренней информации. В свою очередь, четкое разграничение функций между специалистами внутри службы позволяет создать единую базу данных, устранить дублирование и параллелизм в работе, а также выявить показатели, за которые отвечает каждая служба и подразделение.

Следовательно, только соединив в одной службе экономику, финансы и управление, можно говорить о создании основ для укрепления финансовой устойчивости.

2.2 Оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия

При проведении анализа финансово-экономического состояния предприятия предполагается, что имеется особый инструментарий, который позволяет давать оценку финансовой устойчивости в данный момент времени -- внутренние формы отчетности, анализа и аудита.

Основная задача этих документов -- получить наглядную  и объективную картину финансово-экономического состояния предприятия за определенный период, а приводимую информацию представить в читабельном, понятном и доступном виде.

Несмотря на то, что в настоящее время ощущается  объективная потребность в таком анализе, оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия не проводится в полном объеме в силу ряда обстоятельств:

несовершенства  сложившегося на предприятии документооборота:

1) принятая на  предприятии внутренняя отчетность  является больше бухгалтерской,  чем управленческой, поэтому круг  пользователей этой информации существенно сужается;

2) линейный или  функциональный руководитель, менеджер, экономист или финансист в силу субъективных причин порой ограничены в доступе к бухгалтерской базе данных и поэтому вынуждены вести параллельную базу, которая может существенно отличаться от бухгалтерской базы;

3) актуальность принятия управленческих решений руководством предприятия теряет всякий смысл в данный момент времени из-за запаздывания и несвоевременности внесения и обработки исходной информации;

несоответствия  действующей отчетности потребностям аналитики:

1) в ней содержатся показатели исключительно в стоимостном выражении, когда чаще необходимо знать именно натуральные показатели при анализе остатков материалов, комплектующих и основных средств;

2) дебиторская  и кредиторская задолженность,  а также задолженность подотчетных и материально ответственных лиц дается укрупненно и без расшифровки, при этом длительность этой задолженности не раскрывается;

3) разным руководителям  обработанная информация требуется  с разным уровнем группировки  -- виды деятельности, объекты, участки, службы и подразделения;

4) разным руководителям  обработанная информация требуется  с разным уровнем детализации.  Если руководителю предприятия  необходима информация в максимально сжатом виде, то линейному или функциональному руководителю -- более подробная, но не такая детальная, как, скажем, бухгалтеру материальной части, кладовщику или менеджеру по продажам или закупкам;

5) в целом  отсутствует единая система справочников (по материалам, объектам, контрагентам, подразделениям, материально ответственным  и подотчетным лицам), что препятствует получению полного представления о движении материальных, финансовых и документарных потоков;

?отсутствия  взаимосвязи и дублирования полномочий  между структурными подразделениями внутри финансово-экономической службы:

1) отсутствует  схема внутреннего документооборота и взаимодействия как в самой финансово-экономической службе, так и между другими службами;

2) отсутствуют  стандарты на внутренние документы  и порядок их перемещения;

3) не установлены  права доступа, порядок внесения  и передачи исходной и обработанной информации.

Информация о работе Основные методы обеспечения финансовой устойчивости