Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 12:47, курсовая работа
Целью работы является разработка мероприятий по повышению финансовой устойчивости предприятия.
Для достижения поставленной цели рассмотрим следующие задачи:
изучим понятие и сущность финансовой устойчивости предприятия;
рассмотрим методы и механизмы обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
Введение 4
Глава 1 Финансовая устойчивость предприятия 5
1.1Сущность финансовой устойчивости предприятия 5
1.2 Методы и виды анализа финансовой устойчивости предприятия 7
Глава 2. Основные методы обеспечения финансовой устойчивости 23
2.1Особенности организации и управления финансовой устойчивостью 23
2.2 Оперативное управление финансовой устойчивостью 27
Заключение 32
Список используемой литературы: 35
З - запасы.
Излишек (+), недостаток (-)источников финансирования = ОИФ - З, (22)
где ОИФ - общая величина основных источников финансирования;
З - запасы.
По степени финансовой устойчивости предприятия возможны четыре типа ситуаций:
Абсолютная устойчивость финансового состояния. Эта ситуация возможна при следующем условии:
S = {1, 1, 1} (23)
При абсолютной
финансовой устойчивости предприятие
не зависит от внешних кредиторов,
запасы и затраты полностью
Нормальная
устойчивость финансового состояния,
гарантирующая платежеспособнос
S = {0, 1, 1} (24)
Это соотношение показывает, что предприятие использует все источники финансовых ресурсов и полностью покрывает запасы и затраты.
Неустойчивое финансовое положение, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращение дебиторов и ускорение оборачиваемости запасов, связано с нарушением платежеспособности и возникает при условии:
S = {0, 0, 1} (25)
Кризисное финансовое состояние:
S = {0, 0, 0} (26)
Расчет указанных показателей и определение на их основе ситуаций позволяют выявить положение, в котором находится предприятие, и наметить меры по его изменению.
Таким образом, важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатёжеспособности предприятия, а избыточная - препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Коэффициенты финансовой устойчивости позволяют не только оценить один из аспектов финансового состояния предприятия. При правильном пользовании ими можно активно воздействовать на уровень финансовой устойчивости, повышать его до минимально необходимого, а если он фактически превышает минимально необходимый уровень - использовать эту ситуацию для улучшения структуры активов и пассивов.
Организация и управление финансовой устойчивостью являются важнейшим аспектом работы финансово-экономической службы предприятия и включают целый ряд организационных мероприятий, охватывающих планирование, оперативное управление, а также создание гибкой организационной структуры управления всего предприятия и его подразделений. При этом широко используются такие методы управления, как регламентирование, регулирование и инструктирование. Особое внимание уделяется разработке положений о структурных подразделениях предприятия, должностных обязанностей сотрудников и движения информационных потоков в разбивке по срокам, ответственным лицам и показателям.
Организация планирования финансовой устойчивости необходима, прежде всего, для того, чтобы увязать источники поступления и направления использования собственных денежных средств. В данном случае речь идет об установлении пропорций между сводной калькуляцией на весь объем выпускаемой продукции (товаров, работ, услуг) и планируемым долгом.
Дело в том, что поступления денежных средств по суммам и срокам могут не совпадать с платежами поставщикам сырья и материалов, за работы и услуги, по расчетам с работниками предприятия и бюджетом, а также с банками по возврату кредитов и процентов по ним.
Вследствие этого еще на стадии планирования целесообразно составлять платежный календарь, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств по суммам и срокам. При этом структура оттоков (кредиторская задолженность и внутренний долг) не должна выходить за рамки структуры сводной калькуляции. Это означает, что общая сумма оплаты, скажем, за сырье и материалы не должна превышать общей суммы, вытекающей из сводной калькуляции. В противном случае может не хватить собственных источников для оплаты по другим статьям сводной калькуляции. Таким же образом следует поступать и с другими статьями сводной калькуляции.
Следовательно, если информация о притоках денежных средств по суммам и срокам известна достаточно точно, то корректировке подлежат оттоки по суммам и срокам. И наоборот, если предстоящие оттоки достаточно жестко регламентированы по суммам и срокам, то корректируются уже притоки. Но в любом случае можно заранее предусмотреть дни и периоды, когда возникнут «кассовые» разрывы, и принять соответствующие меры для их устранения и укрепления финансовой устойчивости предприятия.
Организация текущего управления финансовой устойчивостью предполагает обработку особым способом бухгалтерских данных. В результате получаются необходимые выходные документы -- внутренние формы отчетности, анализа и аудита. Эти формы представляют собой стандартные типовые документы для служебного пользования, формируются на базе бухгалтерских данных и могут быть получены в любой момент по требованию пользователя -- за год, квартал, месяц и день.
Основная задача сводных рапортов заключается в информационном обеспечении руководителей разных уровней в целях принятия ими управленческих решений в оперативном режиме. В этой связи актуальность этих таблиц полностью зависит от своевременности внесения и обработки исходных данных в бухгалтерии предприятия. Простота, доступность и читабельность предлагаемых аналитических документов позволяют руководителю понять финансовое состояние предприятия без специальных знаний бухгалтерского, финансового и налогового учета.
Сводные рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита имеют свои стандартные формы, на основе которых представляется возможность анализировать работу не только отдельного участка, но и группы участков, ряда предприятий и подразделений, сводить полученные данные в таблицы и строить графики с разбивкой по видам товарно-материальных ценностей, поставщиков и покупателей, материально ответственных и подотчетных лиц.
Необходимо отметить, что для получения отчетности:
Работа с этими сводными аналитическими документами возможна при выполнении по меньшей мере пяти условий:
1) постановка задачи (что хотим анализировать, что хотим получить и в каком виде);
2) настройка плана счетов бухгалтерского учета в соответствии с нуждами оперативного и управленческого учета (введение подробных аналитических справочников);
3) ускоренная обработка текущей информации (день в день и без запаздывания);
4) наличие сетевой бухгалтерии;
5) защита информации и ограничение доступа к ней.
Таким образом, разработка, апробирование и последующее внедрение внутренних форм отчетности, анализа и аудита открывают широкие перспективы для укрепления финансового состояния предприятия за счет своевременного получения аналитической информации в читабельном формате и в режиме реального времени.
В то же время укрепление финансово-экономического состояния предприятия полностью зависит от организации работы финансово-экономической службы. Особая роль при этом отводится руководителю данной службы - финансовому директору, которому понятен язык бухгалтеров, экономистов и финансистов.
Принимая во внимание, что на многих предприятиях уже давно введена должность финансового директора, можно объективно говорить о качественном изменении работы службы. Однако данная должность не была введена в законодательном порядке и поэтому довольно долго отсутствовала в квалификационном справочнике должностей и специальностей. И только Постановлением Минтруда РФ от 12 ноября 2003 г. № 75 в Квалификационный справочник были введены должность и должностная инструкция финансового директора. Согласно этой инструкции основной задачей финансового директора является укрепление финансовой устойчивости. Однако этот вопрос освещен в ней недостаточно глубоко. Следовательно, имеет смысл восполнить этот пробел разработкой положения как о всей финансово-экономической службе, так и о каждом из ее ведущих специалистов.
Эти положения определяют цель, круг задач и способы их решения в рамках финансово-экономической службы на основе регламентирования, регулирования и инструктирования. Эти управленческие воздействия определяют права, обязанности и ответственность всей службы, финансового директора и каждого ведущего специалиста, а также устанавливают регламент, содержание и способы передачи внутренней информации. В свою очередь, четкое разграничение функций между специалистами внутри службы позволяет создать единую базу данных, устранить дублирование и параллелизм в работе, а также выявить показатели, за которые отвечает каждая служба и подразделение.
Следовательно, только соединив в одной службе экономику, финансы и управление, можно говорить о создании основ для укрепления финансовой устойчивости.
При проведении
анализа финансово-
Основная задача
этих документов -- получить наглядную
и объективную картину
Несмотря на
то, что в настоящее время
несовершенства сложившегося на предприятии документооборота:
1) принятая на
предприятии внутренняя
2) линейный или функциональный руководитель, менеджер, экономист или финансист в силу субъективных причин порой ограничены в доступе к бухгалтерской базе данных и поэтому вынуждены вести параллельную базу, которая может существенно отличаться от бухгалтерской базы;
3) актуальность принятия управленческих решений руководством предприятия теряет всякий смысл в данный момент времени из-за запаздывания и несвоевременности внесения и обработки исходной информации;
несоответствия действующей отчетности потребностям аналитики:
1) в ней содержатся показатели исключительно в стоимостном выражении, когда чаще необходимо знать именно натуральные показатели при анализе остатков материалов, комплектующих и основных средств;
2) дебиторская
и кредиторская задолженность,
а также задолженность подотчет
3) разным руководителям
обработанная информация
4) разным руководителям
обработанная информация
5) в целом
отсутствует единая система
?отсутствия
взаимосвязи и дублирования
1) отсутствует схема внутреннего документооборота и взаимодействия как в самой финансово-экономической службе, так и между другими службами;
2) отсутствуют
стандарты на внутренние
3) не установлены
права доступа, порядок
Информация о работе Основные методы обеспечения финансовой устойчивости