Особенности финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:20, реферат

Описание работы

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

Файлы: 1 файл

Особенности фин менеджмента.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)


МОСКОВСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ИМ. К.А.ТИМИРЯЗЕВА

 

Экономический факультет

Кафедра бухгалтерского учета и финансов

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Особенности

финансового менеджмента

при изменении

организационной структуры»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

студентка 405 группы

Скрипникова Н.В.

Проверила:

Костина Р.В.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2004

 

Введение

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента  значение. Они учитываются в принципах  формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

  1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
  2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
  3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
  4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
  5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Реализация этих принципов  означает необходимость учета при  формировании (или перестройке) структуры  управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.

 

Факторы воздействия на ОСУ

Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры  структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), совместная работа которых требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.

Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания, приспосабливающая структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится).

На формирование структуры  управления оказывают влияние изменения  организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Впрочем, даже если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.

Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.

В этом контексте стоит отметить, что современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной литературе получили название "виртуальных" компаний (организаций). Под ними понимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам) предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому границы между входящими в них организациями становятся "прозрачными", и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом.

 

Влияние организационно-правовой формы

Организация финансового менеджмента  обеспечивается в рамках определенной организационно-правовой формы предприятия или корпорации. Если производители не учитывают финансовых особенностей, характерных для выбранной ими формы, это приводит к конфликтам между собственниками, предпринимателями и менеджерами.

Хозяйственные товарищества, к которым относятся полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества), а также хозяйственные общества, которые включают акционерные общества и общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, имеют ряд общих черт. Главная особенность состоит в том, что уставный капитал этих коммерческих организаций формируется за счет взносов участников или учредителей, каждый из которых имеет определенную долю. Однако имущество, внесенное участниками или учредителями в уставный капитал, а также произведенное и приобретенное в процессе деятельности принадлежит на праве собственности хозяйственным товариществам и обществам.

Основное различие хозяйственных  товариществ и обществ – в  составе участников. В хозяйственных товариществах участниками могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, а в хозяйственных обществах – граждане и юридические лица. Хозяйственное общество может иметь единственного участника, который полностью сформирует уставный капитал.

Взносы учредителей или участников в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ могут производиться в денежной и натуральной форме. Если взносом являются материальные и нематериальные активы, к примеру, здания, оборудование, ценные бумаги, валюта, имущественные и неимущественные права, то по согласованию между учредителями они оцениваются в денежной форме и в дальнейшем их переоценка, которая влечет за собой изменение доли участника в уставном капитале, производиться не может.

Формирование уставного капитала путем выпуска в обращение  акций допускается только для акционерных обществ.

Участники хозяйственных товариществ  и обществ имеют ряд общих  прав, в числе которых необходимо выделить:

  • участие в управлении делами (за исключением вкладчиков в коммандитных товариществах);
  • получение информации о деятельности, в том числе через бухгалтерскую и другую отчетность, в рамках, установленных учредительными документами;
  • участие в распределении прибыли по итогам работы за год или иной отчетный период;
  • получение части имущества пропорционально взносу в уставный капитал в случае ликвидации коммерческой организации после расчетов с кредиторами.

Основная обязанность участников и учредителей хозяйственных  товариществ и обществ состоит в своевременном и полном взносе вклада в уставный капитал способом и в порядке, предусмотренными учредительными документами. Невыполнение этой обязанности влечет за собой признание ничтожности сделки и исключение из числа участников или учредителей хозяйственного товарищества или общества граждан, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Доля в уставном капитале не оказывает  существенного влияния на права  участников полного товарищества. Обычно независимо от доли в уставном капитале каждый участник полного товарищества имеет один голос на общем собрании. Это связано с тем, что каждый участник несет неограниченную солидарную ответственность перед кредиторами. Более того, каждый участник вправе участвовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам. Совместное ведение дел означает, что каждая сделка совершается с согласия всех участников товарищества. В том случае, когда ведение общих дел поручено одному или нескольким участникам, остальные участники должны иметь от них доверенность, чтобы совершать сделки от имени товарищества.

Прибыли и убытки, образующиеся в  результате хозяйственно-финансовой деятельности полного товарищества, распределяются между его участниками пропорционально сделанным им взносам.

Отношения участников полного товарищества носят доверительный характер, что и обуславливает неограниченную солидарную ответственность товарищей.

Прием новых участников в полное товарищество допускается и после  его учреждения путем внесения соответствующих изменений и дополнений в учредительный договор. При этом новые участники с момента вступления солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества наравне с его учредителями. Более того, по действующему законодательству указанная ответственность сохраняется и в случае выбытия участника из полного товарищества в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества. Всякое ограничение ответственности участников полного товарищества не допускается.

Особо следует обратить внимание на последствия выбытия участника  из полного товарищества. Эта особенность  характерна только для данной организационно-правовой формы коммерческой организации. Доля участника в уставном капитале определяет его долю в имуществе товарищества, которую он получает в случае выбытия. Эта часть имущества может быть выплачена в денежной форме или выдана материальными ценностями по соглашению сторон. Размер выплаты определяется по данным отчетного баланса, составленного на последнюю отчетную дату или дату выбытия участника из товарищества. Однако учредительный договор может содержать и другие условия выбытия участников из полного товарищества. К примеру, выплата может производиться в установленной заранее пропорции, за основу может быть принят годовой баланс или другие условия выплаты.

Выбытие участника или участников из полного товарищества требует  внесения соответствующих изменений в учредительный договор. Это касается, прежде всего, величины уставного капитала. Если он не изменяется, то оставшиеся участники вносят сумму, которая была выплачена выбывшему участнику. Меняется доля оставшихся участников в уставном капитале. Выбытие участника может сопровождаться уменьшением размера уставного капитала, тогда доля каждого из оставшихся участников остается прежней.

Имущество коммандитного товарищества формируется за счет вкладов участников, получаемых доходов из других источников. Вкладчики участвуют в прибылях и убытках пропорционально своим вкладам. Участия в управлении товариществом они не принимают.

Информация о работе Особенности финансового менеджмента