Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 21:16, контрольная работа
Развитие мировой экономики убедительно доказывает важнейшую роль малых предприятий в национальной экономике. Они способствуют борьбе с безработицей за счет создания новых рабочих мест, формированию нормальной конкурентной среды. Малые предприятия в большей степени способны реагировать на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым придавая экономике дополнительную стабильность.
Введение 3
Особенности формирования финансовых ресурсов малых предприятий 5
Формы и виды финансирования 7
Особенности кредитования малых предприятий 9
Заключение 11
Список используемой литературы 12
Содержание
Введение 3
Особенности формирования финансовых ресурсов малых предприятий 5
Формы и виды финансирования 7
Особенности кредитования малых предприятий 9
Заключение 11
Список используемой литературы 12
Введение
Развитие мировой экономики убедительно доказывает важнейшую роль малых предприятий в национальной экономике. Они способствуют борьбе с безработицей за счет создания новых рабочих мест, формированию нормальной конкурентной среды. Малые предприятия в большей степени способны реагировать на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым придавая экономике дополнительную стабильность.
В процессе своей деятельности предприятиям малого бизнеса приходится решать сложные проблемы, связанные с финансированием хозяйственных операций. Зарубежный опыт свидетельствует, что при поиске внешних источников финансовых ресурсов основное внимание малые уделяют банковскому кредиту.
Издержки, связанные с высокой степенью риска по кредитованию предприятий малого, банки, в конечном счете, перекладывают на заемщиков посредством высокой ставки по кредиту или требованием предоставить обеспечение в большом объеме. В том случае, когда в силу высокой степени банковского риска снижается доступность кредита на приемлемых для предприятий условиях, у зарубежных малых и средних предприятий есть возможность воспользоваться различными видами поддержки, а именно, услугами специализированных институтов: гарантийных учреждений, благодаря вмешательству которых снижается степень банковского кредитного риска, и кредитных кооперативов, предоставляющих малым предприятиям, финансирование на более выгодных (с точки зрения ставки
процента, требуемого обеспечения) условиях, по сравнению с банками.
На российском рынке кредитования малых и средних предприятий банковские структуры играют крайне незначительную роль: для создания новых предприятий и для финансирования своего развития банковские кредиты привлекают порядка 10–16%1 малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. В современных условиях расширение доступа российских предприятий малого к кредитным ресурсам приобретает особую актуальность, в связи с чем необходимо серьезное изучение зарубежного опыта активного участия коммерческих банков и специализированных институтов в кредитовании малых предприятий и использование данного опыта в Российской Федерации.
Особенности формирования финансовых ресурсов малых предприятий
Финансовые ресурсы малого предприятия - это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.
Финансовые ресурсы и капитал представляют собой главные объекты исследования финансов предприятия. В условиях регулируемого рынка чаще применяется понятие "капитал", который является для финансиста реальным объектом и на который он может воздействовать постоянно с целью получения новых доходов предприятия. В этом качестве капитал для финансиста-практика - объективный фактор производства. Таким образом, капитал - это часть финансовых ресурсов, задействованных малым предприятием в оборот и приносящих доходы от этого оборота. В таком смысле капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.
В такой трактовке принципиальное различие между финансовыми ресурсами и капиталом малого предприятия состоит в том, что на любой момент времени финансовые ресурсы больше или равны капиталу малого предприятия. При этом равенство означает, что у предприятия нет никаких финансовых обязательств и все имеющиеся финансовые ресурсы пущены в оборот. Однако это не значит, что чем больше размер капитала приближается к размеру финансовых ресурсов, тем эффективнее предприятие работает.
В реальной жизни равенства финансовых ресурсов и капитала у работающего предприятия не бывает. Финансовая отчетность строится так, что разницу между финансовыми ресурсами и капиталом нельзя обнаружить. Дело в том, что в стандартной отчетности представлены не финансовые ресурсы как таковые, а их превращенные формы - обязательства и капитал.
Из определения финансовых ресурсов следует, что по происхождению они разделяются на внутренние (собственные) и внешние(привлеченные). В свою очередь внутренние в реальной форме представлены в стандартной отчетности в виде чистой прибыли и амортизации, а в превращенной форме - в виде обязательств перед служащими предприятия.
Чистая прибыль представляет собой часть доходов малого предприятия, которая образуется после вычета из общей суммы доходов обязательных платежей - налогов, сборов, штрафов, пени, неустоек, части процентов и других обязательных выплат. Чистая прибыль остается в распоряжении малого предприятия и распределяется по решениям ее руководящих органов.
Внешние или привлеченные финансовые ресурсы делятся также на две группы: собственные и заемные. Такое деление обусловлено формой капитала, в которой он вкладывается внешними участниками в развитие данной предприятия: как предпринимательский или как ссудный капитал. Соответственно результатом вложений предпринимательского капитала является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов, результатом вложений ссудного капитала - заемные средства.
Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный (инвестированный) в различные предприятия с целью получения прибыли и прав на управление фирмой.
Ссудный капитал - это денежный капитал, предоставленный в долг на условиях возвратности и платности. В отличие от предпринимательского капитала ссудный не вкладывается в предприятие, а передается ему во временное пользование с целью получения процента.
Формы и виды финансирования
Все финансовые ресурсы малого предприятия как внутренние, так и внешние в зависимости от времени, в течение которого они находятся в распоряжении предприятия, делятся на краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (свыше одного года). Это деление достаточно условно, а масштаб временных интервалов зависит от финансового законодательства страны, правил ведения финансовой отчетности.
В денежной форме капитал малого предприятия продолжительное время оставаться не может, поскольку он должен зарабатывать новые доходы. Пребывая в денежной форме в виде остатков денежных средств в кассе малого предприятия, либо на ее расчетном счете, в банке они не приносят доходов или почти не приносят. Превращение капитала из денежной формы в производительную называется финансированием.
Различают две формы финансирования: внешнее и внутреннее. Такое деление обусловлено жесткой связью между формами финансовых ресурсов и капитала предприятия с процессом финансирования. Характеристика видов финансирования предприятия представлена в табл. 1.
Таблица 1. Структура источников финансирования малого предприятия
Виды финансирования |
Внешнее финансирование |
Внутреннее финансирование | |||
Финансирование на основе собственного капитала |
1. Финансирование на основе |
2. Финансирование за счет прибыли после налогообложения (самофинансирование в узком смысле) | |||
Финансирование на основе заемного капитала |
3. Кредитное финансирование (например, на основе займов, ссуд, банковских кредитов, кредитов поставщиков) |
4. Заемный капитал, формируемый
на основе доходов от продаж
- отчисления в резервные фонды
(на пенсии, на возмещение ущерба
природе ведением горных | |||
Смешанное финансирование на основе собственного и заемного капитала |
5. Выпуск облигаций, которые можно обменять на акции, опционные займы, ссуды на основе предоставления права участия в прибыли, выпуск привилегированных акций |
6. Особые позиции, содержащие часть резервов (т.е. не облагаемые пока налогом отчисления) | |||
Собственные привлеченные финансовые ресурсы - это базовая часть всех финансовых ресурсов малого предприятия, которая базируется на момент создания предприятия и находится в ее распоряжении на всем протяжении ее жизни. Эта часть финансовых ресурсов - уставный фонд или уставной капитал предприятия. Уставной капитал формируется за счет выпуска и последующей продажи акций, (обыкновенных, привилегированных) если речь идет об акционерном обществе. За время жизни малого предприятия его уставной капитал может дробиться, уменьшаться и увеличиваться, в том числе за счет части внутренних финансовых ресурсов предприятия.
Источниками собственных финансовых ресурсов является:
- уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);
- резервы, накопленные малым предприятием;
- прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).
При создании малого предприятия источником приобретения основных средств, нематериальных активов, оборотных средств являлся уставный капитал. За счет него создавались необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности. Уставной капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия.
Уставный капитал малого предприятия формировался при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявлялась при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.
Особенности кредитования малых предприятий
Поиск денег для начала своего дела - проблема, с которой сталкивается почти каждый предприниматель. Зачастую средства для стартового капитала он одалживает у родственников, знакомых и друзей. Но вот бизнес стартовал и даже приносит прибыль, однако трудности с наличностью не исчезают: нужно пополнять оборотные средства, покупать оборудование, товары. Остается обратиться в банк. И тут оказывается, что большинство банков с малыми предприятиями не работает.
Получить кредит, лишь написав заявку и предоставив бизнес-план, нельзя. Как правило, они выдаются уже под существующий бизнес. При этом желательно, чтобы он существовал не менее трех месяцев (в торговле) и шести - если предприятие занимается производством или оказанием услуг. Однако лишь этими условиями получение займа не исчерпывается. Важнейшим условием является залог, причем речь чаще всего идет об имуществе клиента. Если же клиент не может предоставить залога, то в 99 процентах случаев на этом его общение с кредиторами и заканчивается. В залог банки берут как движимое, так и недвижимое имущество: автомобили, оборудование, личное имущество заемщика, товары в обороте. Однако есть еще одно важное условие - наличие платежеспособного бизнеса.
Выяснить, насколько бизнес платежеспособен, кредитор может лишь одним способом: провести аудит финансовой деятельности заемщика. Но сначала предпринимателю необходимо подать саму заявку на получение кредита, в которой указывается вид деятельности, тип кредита.
Прежде чем заявка будет рассмотрена на кредитном комитете, потенциальный заемщик должен предоставить всю информацию о финансовом положении своего бизнеса. На этом этапе оговариваются условия кредита - тип, срок, сумма. На все это уходит от 3 до 15 дней, после чего кредит либо выделяется, либо в нем отказывают.
Особенностью кредитования малого бизнеса является размер кредитов и процентная ставка по ним. Средний размер кредита для малого предприятия по России составляет от 50 до 300 тыс. руб. При этом кредиторы признают, что их бизнес - занятие специфичное. Традиционно малые предприятия и частные предприниматели считаются ненадежными заемщиками. В целом же свои риски кредиторы малого бизнеса оценивают крайне низко - от 0,1 до 3,5 процента. Именно таков, по их информации, процент невозврата кредитов. Но таких результатов удается добиться чаще за счет пролонгации неподъемных для заемщиков кредитов.
Несмотря на то, что малый бизнес есть кому кредитовать, доступность этих денег, как признают кредиторы и заемщики, все же незначительная. Предприниматели не верят в доступность банков, а большинство банков, в свою очередь, не стремятся работать в этом секторе. Впрочем, одним лишь нежеланием банков работать на этом рынке ситуацию объяснить трудно.
Как показали опросы предпринимателей, среди основных причин, препятствующих получению кредита в банке, 42 % респондентов назвали проблему залога и гарантий, а 31 % - высокие процентные ставки.
Кроме того, ключевой причиной слабости кредитных программ малого бизнеса в России является нежелание давать стартовые займы. Даже те банки, которые занимаются кредитованием малого бизнеса, таких услуг не предоставляют.
Заключение
В своей работе мы постарались остановиться на основных проблемах малого бизнеса в России и раскрыть перспективы развития малых предприятий в процессе улучшения ситуации по инвестированию данного сектора экономики. Зарубежный опыт и насущные проблемы российской экономики свидетельствуют о том, что с развитием рыночных отношений значение и роль малых предприятий должны возрастать в значительной степени.
Роль этого сектора действительно велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров, восстановлению технологических кооперационных “цепочек”, стимулирует дух предпринимательства, инновационную активность, а в конечном счете обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других социально-экономических проблем.
Информация о работе Особенности формирования финансовых ресурсов малых предприятий