Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:08, контрольная работа
Как представляется, суть дела в том, что разрешение наших экономических проблем значительное большинство связывает с поддержкой или, хотя бы, участием Запада, хотя и по существенно различным мотивам. Одни полагают, что Запад обязан поддержать демократические преобразования в России, коль скоро она решила двигаться по проложенному Западом пути. На взгляд других, эти преобразования самому Западу были нужны гораздо больше, чем России (если ей они вообще были нужны), так что теперь помощь – прямая обязанность Запада, для него здесь старались.
1 Введение 3
2 Инвестиционная карта России 4
3 Инвестиционная привлекательность России в 2010 году 9
4 Предпосылки для улучшения инвестиционного климата в России 13
5 Негативные факторы инвестиционного климата в России 15
6 Меры по улучшению инвестиционного климата в России 22
7 Заключение 28
8 Библиографический список 30
Предпосылки для
улучшения инвестиционного
Варшава, 22 октября 2009. Инвестиционный климат в России является главной причиной для беспокойств иностранных инвесторов. Сравнение с другими развивающимися экономиками в вопросах прозрачности и простоты ведения бизнеса идет не в пользу России. В своем обзоре "Ведение бизнеса в 2010 году" Всемирный банк из 183 стран ставит Россию на 120 место. Между тем, мировая рецессия и снижение цен на нефть помогли российскому правительству осознать то, насколько важно для долгосрочного роста экономики поддерживать и защищать иностранные инвестиции.
В прошлом году в России наблюдался небольшой приток иностранных инвестиций. Дарья Пожарова, консультант группы специалистов компании Frost & Sullivan по Центральной и Восточной Европе и странам СНГ, отмечает: "В первой половине 2008 года в России был зафиксирован рост прямых иностранных инвестиций на 17,5%, однако во втором полугодии этот рост сошел на нет из-за падения цен на нефть". В целом инвесторы потеряли аппетит к инвестированию в сырьевые страны. В итоге в первом квартале 2009 года приток прямых иностранных инвестиций сократился примерно на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В развивающихся странах с более диверсифицированными экономиками и более благоприятным инвестиционным климатом такого снижения объемов инвестирования не наблюдалось.
Нет ничего удивительного в том, что во время последних политических обсуждений внимание в России было сосредоточено на вопросах диверсификации, модернизации и инвестирования средств в сильно изношенную инфраструктуру. Для того чтобы заменить амортизированные активы, России потребуется два триллиона долларов США. Без участия иностранных инвесторов привлечь такую сумму крайне трудно. Однако, главный вопрос сейчас заключается не только в количестве поступающих в страну инвестиционных средств, но также в их качестве. Так, Россия весьма мудро заявила о необходимости вкладывать средства в развитие высокотехнологичных отраслей, таких как медицинское оборудование и технологии, телекоммуникации, нанотехнологии, машиностроение, информационные технологии.
"Россия остается
в выгодном положении, которое
может помочь стране добиться
не только высоких, но и что
более важно, стабильных
По наблюдениям специалистов из компании Frost & Sullivan, для того чтобы Россия смогла максимально повысить этот потенциал и привлечь инвестиции в высокотехнологичные отрасли, необходимо улучшить общий инвестиционный климат, навести порядок в бюрократических процедурах и уменьшить степень государственного вмешательства. "Если российское правительство будет реализовывать намеченную стратегию, то мы в ближайшем будущем увидим возникновение множества мотивирующих факторов, юридических и регуляторных мер, защищающих интересы иностранных инвесторов", - заключает Пожарова.
Негативные факторы инвестиционного климата в России
Известно немало попыток
анализировать обстоятельства, препятствующие
инвестициям в российское народное
хозяйство. И попытки, и обстоятельства
насчитываются многими
Но аналитическая задача
существенно облегчается, если рассматривать
не обстоятельства, а факторы риска,
обусловливающие
1) Политические и
Своего рода фоном, весьма существенным для формирования не слишком благоприятного имиджа страны на основе подобной информации, является непрозрачность процесса принятия экономических и политических решений в России.
Естественно, радикальный способ снять сомнения такого рода состоит в обеспечении существенного улучшения экономической ситуации. Однако в сложившихся условиях противопоставить этим сомнениям (основанным как на ретроспективных, так и текущих данных) можно только системно подобранные конкретные аргументы, квалифицированно интерпретирующие информацию о реальном положении дел в России в выгодном свете. База для такой работы имеется, поскольку на Западе достаточно распространено мнение о том, что политическая ситуация в современной России достаточно стабильна (устойчивое большинство в парламенте, центр в состоянии сдерживать противоречия с регионами в жестких границах и пр.) , имеется сильный и авторитетный в стране и за рубежом президент. Однако факт существования такого мнения почти не используется, не превращается в фактор, обеспечивающий удешевление кредитов и пророст инвестиционного потока. Эту задачу должны решать прежде всего посольства и торговые представительства, но похоже, что она перед ними даже не поставлена с должной четкостью.
2) Законодательство. Неопределенность правового поля, противоречивость и неясность конкретных законов, неполнота, незавершенность законодательства в целом – причина многих и разнообразных обстоятельств, препятствующих решениям об инвестировании в российскую экономику. Наши "агитаторы" за кредиты и инвестиции любят повторять, что российское законодательство меняется только в благоприятную сторону для бизнеса, для возможных инвесторов, так что законодательно определенные условия их работы в стране непрерывно улучшаются. Но фактор неопределенности, неизменно воспринимаемый как причина всевозможных, в том числе заранее неизвестных рисков, оказывается сильнее, чем доводы об улучшении ситуации.
Кроме того, используется весьма специфический аргумент в пользу промедления: если условия для инвестирования в России действительно улучшаются, то следует подождать, пока они станут вполне удовлетворительными: зачем идти на дополнительный риск, если с течением времени он уменьшается? И опять положительная обратная связь: такая позиция объективно сдерживает поток инвестиций и удорожает кредиты, а это негативно сказывается на темпах развития экономики, что не способствует повышению кредитного рейтинга и т.д. На самом деле законодательно определяемые условия деятельности бизнеса фактически не улучшаются: модификации имеющихся законов проводятся бессистемно, противоречия не только не устраняются, но, наоборот, увеличиваются в числе. Пожалуй, заметнее всего это проявляется на примере налогообложения.
Среди многих частных проблем, законодательно не отрегулированных, но весьма важных для инвесторов, наиболее часто встречаются связанные с приватизацией или при смене собственника. Среди них – право собственности на технологии, ответственность за произведенные в прошлом негативные воздействия на окружающую среду (влияние которых может проявиться спустя многие годы). Отсутствует четкая система регистрации прав нового собственника в случае иных потерь, происходящих по вине предшествующего собственника.
В дискуссиях по проблеме улучшения инвестиционного климата в России, во всевозможных опросах, анкетных обследованиях и пр. постоянно слышны жалобы на то, что недостаточно отрегулированы права инвесторов, связанные с защитой инвестиций и вывозом прибыли. При этом, как правило, опасения политических перемен маскируются под недовольство действующим законодательством, часто по незнанию. Недостатки законодательства здесь весьма невыгодно для нас дополняются пассивностью в разъяснительной работе. Что касается вывоза прибыли, этот вопрос всегда будет предметом разногласий государства и иностранных инвесторов из-за противоречий в интересах: первое хочет инвестиций без вывоза прибыли, вторые – вывоза прибыли без прямых инвестиций. Конкретные регулирующие решения могут быть найдены только с учетом многочисленных конъюнктурных факторов, однако среди них присутствуют и долгосрочные гарантии государства.
3) Налоговая
система. Стимулирование
4) Административные
условия. По общему признанию,
система государственного
5) Коррупция
и теневая экономика.
6) Судебная система.
По общему признанию, судебная
система в России работает
неудовлетворительно. Суд