Федеральное агентство по
образованию
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет управления
Кафедра государственного и
муниципального управления
Отчет по производственной
практике
Студент: Сагитов А.С.
Группа УГ-402
Руководитель от Управления:
Чеканина Е.Н
Руководитель от университета:
Бургвиц С.В.
Челябинск, 2010
Содержание:
Введение 3
- Характеристика места прохождения практики 4
- Общая характеристика и основные цели и
функции управления 4
- Характеристика организационной структуры
Управления 8
- Имущество и финансовая деятельность
Управления 11
- Характеристика отдела нормативно-правового,
информационного и кадрового
обеспечения 13
- Информационное и документационное обеспечение 27
Заключение 31
Список литературы 32
Введение
Производственная практика
является составной частью учебного процесса
и одной из важнейших форм профессиональной
подготовки специалистов к трудовой деятельности
в области государственного и муниципального
управления.
Производственная практика
проходила в структурном подразделении
Управления по делам образования Администрации
города Челябинска – в отделе нормативно-правового,
информационного и кадрового обеспечения.
Цель практики – изучение
реальной деятельности органов власти
и местного самоуправления, менеджеров
предприятий и организаций в области государственного
и муниципального управления. Продолжительность
практики три недели.
Задачи практики:
- Изучить различные аспекты деятельности, относящиеся к функциям менеджмента: планированию, организации, контролю и регулированию на выбранном объекте практики
- Получить начальные практические навыки работы в должности государственного или муниципального служащего.
В широком
смысле организационно-управленческий
анализ направлен на исследование
текущего состояния системы управления,
под которой в данном случае
понимается совокупность активных
социальных и пассивных технологических
объектов, реализующих процессы
управления в рамках существующей
организационной структуры.
С целью
анализа систему управления следует
рассматривать как совокупность
следующих элементов: система
целей организации, организационная
структура управления, процессы
управления и информация, циркулирующая
по ним.
Характеристика
места прохождения практики
Общая характеристика
и основные цели и функции управления
Управление по делам образования
города Челябинска является отраслевым
органом управления образованием Администрации
города Челябинска. Оно создано на
основании решения Челябинской
городской Думы №4/1 от 11.03.1997г. «О структуре
органов местного самоуправления города
Челябинска» и постановления
Главы города Челябинска «О Положениях
и структурах органов управления
Администрации города»» от 30.04.1997г.
№493-п.
Управление в своей
деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами и
другими нормативно правовыми актами
РФ, законами и другими нормативно
правовыми актами Челябинской области,
Уставом города Челябинска, нормативными
актами органов местного самоуправления
города Челябинска, а также Положением
«об Управлении по делам образования
города Челябинска».
В ведении Управления находятся
образовательные учреждения, финансируемые
из городского бюджета и учрежденные
Управлением, а также иные учреждения
и организации, переданные в ведение
Управления.
Предметом деятельности Управления
является осуществление управленческих
функций в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего и дополнительного
образования на территории города Челябинска.
Основные задачи Управления:
- разработка и реализация единой политики в сфере образования на территории города Челябинска;
- обеспечение выполнения государственных образовательных стандартов на территории города Челябинска и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов с учетом городских социально-экономических, демографических, национально-культурных и других особенностей.
Управление осуществляет
следующие функции:
- организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в рамках своей компетенции;
- организует предоставление дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города;
- является главным распорядителем бюджетных средств для районных органов управления образования и подведомственных образовательных учреждений;
- разрабатывает и реализует программы развития образовательной системы города Челябинска;
- разрабатывает городские и отраслевые целевые программы, направляет средства, выделенные из городского бюджета, на их реализацию;
- планирует развитие и (или) изменение сети образовательных учреждений и образовательных услуг, оказываемых муниципальными образовательными учреждениями; разрабатывает нормативы финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса по согласованию с финансовыми службами Администрации города;
- формирует заказ на строительство, ремонт, реконструкцию зданий и сооружений для нужд системы образования города Челябинска;
- определяет объем и перечень имущества, необходимого для передачи в оперативное управление подведомственным образовательным учреждениям;
- учреждает муниципальные образовательные учреждения и организации в системе образования города Челябинска, а также иные организации, обслуживающие систему образования;
- осуществляет общее руководство образовательными учреждениями, организациями, находящимися в ведении и подчинении Управления;
- осуществляет контроль за надлежащим использованием имущества, находящимся в оперативном управлении подведомственных образовательных учреждений в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Челябинска;
- назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных образовательных учреждений и иных подведомственных организаций;
- осуществляет учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;
- организует совместно с заинтересованными организациями и ведомствами работы по профилактики беспризорности, безнадзорности, социальных патологий в детской и подростковой среде;
- создает в системе образования города Челябинска совместно с другими отраслевыми и территориальными органами администрации города Челябинска условия для развития физической культуры и спорта, формирования у детей и подростков здорового образа жизни, гражданского самосознания, развития творческих способностей;
- проводит работу по организации отдыха, оздоровления и досуга обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений в рамках своей компетенции;
- осуществляет меры по охране прав детей и социальной защите обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений в пределах своей компетенции;
- определяет основные направления экспериментальной работы в системе образования города. Организует и контролирует деятельность муниципальных экспериментальных площадок на базе образовательных учреждений города, определяет порядок присвоения и снятия данного статуса;
- осуществляет инспекционный контроль деятельности районных органов управления образованием, муниципальных образовательных учреждений по выполнению или законодательства Российской Федерации, Челябинской области в сфере образования, в том числе выполнению требований государственных образовательных стандартов, обеспечению лицензионных условий, охраны жизни и здоровья обучающихся, при реализации образовательного процесса, использованию бюджетных средств и соблюдению финансовой дисциплины, а также по другим вопросам, отнесенным к их компетенции;
- организует проведение государственной итоговой аттестации выпускников муниципальных образовательных учреждений и организаций;
- обеспечивает проведение аттестации работников муниципальных образовательных учреждений и организаций;
- прогнозирует потребности образовательной системы города Челябинска в кадрах;
- рассматривает обращение граждан по вопросам функционирования системы образования города Челябинска;
- осуществляет государственные полномочия, делегированные органами государственной власти, в пределах их финансового обеспечения;
- регулирует отношения в образовательной системе города Челябинска, не урегулированные законодательством Российской Федерации;
- осуществляет иные функции, определенные Главой города, Челябинской городской Думой.
Управление (в лице начальника
Управления) несет дисциплинарную и
иную, предусмотренную законодательством
ответственность за ненадлежащее исполнение
возложенных на Управление функций,
поручений Главы города Челябинска,
Первого заместителя Главы города
Челябинска, курирующего вопросы
образования1.
Характеристика
организационной структуры управления
Структура управления является
линейно-функциональной, т.е. органы возглавляющие
Управление (Начальник Управления, заместители
начальника Управления) принимают управленческие
решения и проводят их в жизнь, а другие
(отделы) обеспечивают их информацией
консультативного, статистического, планирующего
и иного свойства.
При данной структуре управления
сохраняется преимущество линейной
структуры в виде принципа единоначалия,
и преимущество функциональной структуры
в виде специализации управления.
Структура основана на специализированном
разделении труда, то есть работа между
людьми распределена не случайно, а
закреплена за специалистами, способными
выполнить ее лучше всех с точки
зрения организации как единого
целого.
В структуре имеют место следующие характеристики:
- четкое разделение труда;
- иерархичность уровней управления;
- наличие стройной системы правил и стандартов;
- прием на работу в соответствии с техническими квалификационными требованиями.
Управление возглавляет
начальник Управления по делам образования
города Челябинска, назначаемый на
должность и освобождаемый от
должности Главой города Челябинска.
На должность начальника Управления
назначается лицо, имеющее высшее
профессиональное образование.
Начальник управления:
- осуществляет руководство Управлением на основе единоначалия;
- представляет интересы Управления по всем вопросам его деятельности без доверенности;
- организует работу Управления, издает приказы по всем вопросам деятельности Управления, утверждает план и регламент работы Управления;
- утверждает штатное расписание, внутреннюю структуру Управления в пределах штатной численности и выделенных бюджетных средств;
- утверждает Положения о структурных подразделениях Управления, их штатные расписания, назначает на должность и освобождает от должности руководителей подразделений;
- распределяет обязанности между работниками Управления, утверждает должностные инструкции;
- осуществляет прием на работу сотрудников Управления, заключает с ними трудовые договоры;
- прекращает трудовые отношения с работниками Управления;
- применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания в отношении работников Управления;
- содействует повышению квалификации работников Управления;
- распоряжается в установленном порядке имуществом и средствами Управления; обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и защиту имущественных и иных интересов Управления;
- открывает счета в учреждениях банков и казначействе, совершает от имени Управления банковские операции, подписывает финансовые документы;
- заключает договоры и соглашение от имени Управления в пределах компетенции;
- назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных образовательных учреждений и организаций; от имени этих учреждений и организаций заключает и расторгает трудовые договора с руководителем;
- согласует структуру и штатную численность районных органов управления образования и их структурных подразделений;
- вносит представление Главе города при назначении на ложность и освобождении от должности начальников районных органов управления образованием. Вносит предложение Главе города по применению к начальникам районных органов управления образованием мер поощрения и дисциплинарного взыскания;
- координирует деятельность районных органов управления образованием;
- совершает иные действия по руководству Управлением.
Начальник Управления вправе
выдавать доверенности на право совершения
действий от имени Управления. В случае
отсутствия начальника Управления его
полномочия осуществляет заместитель
начальника на основании письменного
приказа2.
Имущество и финансовая
деятельность Управления
Управление имеет в
оперативном управлении обособленное
имущество. Это имущество является
муниципальной собственностью. Управление
вправе самостоятельно владеть и
пользоваться имуществом, находящимся
в оперативном управлении, в соответствии
с законодательством Российской
Федерации, нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления
города Челябинска. Управление не вправе
отчуждать или иным способом распоряжаться
закрепленным за ним имуществом.
Финансирование Управления
осуществляется за счет бюджетных ассигнований
местного бюджета и иным, в том
числе внебюджетных источников, не
противоречащих законодательству Российской
Федерации.
Управление самостоятельно
распоряжается финансовыми средствами,
выделенными по смете расходов (бюджетной
росписи) и привлеченными из других
источников.
Финансирование деятельности
Управления предусматривает формирование:
- фонда культурных и спортивно-массовых мероприятий в размере, не превышающем 20% от общего объема финансирования Управления и подведомственных ему учреждений. Денежные средства данного фонда расходуются на проведение культурных и спортивно-массовых мероприятий;
- фонда инноваций в размере, не превышающем 20% от общего объема финансирования Управления и подведомственных ему учреждений. Денежные средства данного фонда расходуются на:
- практическую реализацию городских и отраслевых программ развития образования;
- разработку содержания технологий обучения в образовательных учреждениях и информационных технологий в системе образования;
- научно-исследовательскую работу по проблемам образования;
- осуществление экспериментальной работы в подведомственных образовательных учреждений;
- организацию и проведение научно-практических конференций, семинаров, смотров-конкурсов и т.д.;
- на оплату юридических, консультационных и иных услуг, а также работ гражданско-правового характера, оказываемых для Управления;
- подготовку и переподготовку кадров и иные цели3.