Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить планирование и финансирование расходов на образование в условиях перехода к рыночным условиям.
Цель работы определяет следующие задачи:
– рассмотреть расходы бюджета
– изучить финансирование расходов на образование
– выяснить проблемы финансирования
–исследовать, как создавались условия для повышения качества профессионального образования
– изучить финансирование государственных ВУЗов
Введение………………………………………………………………………..3
1 Планирование, финансирование расходов на образование……………….5
2 Проблемы бюджетного финансирования образования…………….…...…8
3 Создание условий для повышения качества профессионального образования………………………………………………………………………11
4 Финансирование Государственных ВУЗов…………..………...………….13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………...18
Для стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы будут расширены масштабы ее финансовой государственной поддержки, в том числе - в форме грантов на конкурсной основе. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, мобильности. Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.
4 Финансирование Государственных ВУЗов
Вопросы финансирования образовательной деятельности и научной деятельности государственного вуза определяются отдельными правовыми нормами. Основные принципы финансирования деятельности высшего учебного заведения определены Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В частности, статья 28 Закона устанавливает порядок финансирования образовательной деятельности государственных вузов и проводимых в них научных исследований. В части 1 настоящей статьи говорится, что финансирование образовательной деятельности государственных высших учебных заведений за счет средств федерального бюджета осуществляется федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием или органами исполнительной власти, в ведении которых находятся вузы, в соответствии с государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников исходя из установленных государственных, в том числе ведомственных, нормативов финансирования.
Следует отметить, что эта правовая норма
не фиксирует однозначно, из какого бюджета
финансируется вуз. Финансирование вуза
может осуществляться из средств федерального
бюджета и (или) бюджета субъекта Российской
Федерации, в введении которого находится
вуз.
Как следует из определения статьи 28
Закона, предусматривается, что финансирование
вузов осуществляется в соответствии
с государственными, в том числе ведомственными,
нормативами в расчете на одного студента.
Рассматривать эту правовую норму следует
в совокупности со статьей 41 Федерального
закона «Об образовании», которая устанавливает,
что финансирование образовательных учреждений
осуществляется на основе государственных
(в том числе ведомственных) и местных
нормативов финансирования, определяемых
в расчете на одного обучающегося.
Как
известно, государственный норматив финансирования
состоит из федерального норматива финансирования
и регионального норматива финансирования
- норматива финансирования субъекта Российской
Федерации. Основополагающий норматив
финансирования - федеральный, так как
он является минимально допустимым. Следовательно,
ведомственные, региональные и местные
нормативы финансирования должны только
дополнять размер федерального норматива.
Назначение этих нормативов - вносить
коррективы в нормативное финансирование
с учетом специфики образовательного
учреждения, его территориального и климатического
месторасположения, и они должны быть
достаточными для покрытия средних по
данной территории текущих расходов, связанных
с образовательным процессом и эксплуатацией
зданий, сооружений и оборудования вуза.
Согласно Закону государственным вузам
дано право требовать и получать средства
на обеспечение финансирования образовательной
деятельности из федерального бюджета
или бюджета соответствующего субъекта
Российской Федерации в соответствии
с полученными от них государственными
заданиями на подготовку специалистов,
переподготовку и повышение квалификации
работников. При определении объемов финансовых
средств в последующие годы необходимо
исходить из государственных, в том числе
ведомственных, нормативов финансирования,
которые должны быть установлены соответствующим
законодательством.
Следует
отметить, что рассматриваемые правовые
нормы призваны обеспечить реализацию
конституционного права граждан
(статья 43 Конституции РФ) на получение
бесплатного, на конкурсной основе, высшего
профессионального образования. При рассмотрении
вопросов финансирования государственных
вузов за счет средств федерального бюджета
следует учитывать положения статьи 40
Федерального закона «Об образовании»,
которые фиксируют минимальный объем
указанного финансирования. В частности,
эти нормы предусматривают, что доля расходов
на финансирование высшего профессионального
образования не может составлять менее
3% расходной части федерального бюджета.
При этом за счет средств федерального
бюджета должно обучаться в государственных
вузах не менее 170 студентов на каждые
10 тыс. человек, проживающих в Российской
Федерации. К сожалению, сегодня приходится
констатировать, что Закон в этой части
не выполняется. Если в 1992 г. доля расходов
на образование в федеральном бюджете
составляла 5,85%, то в последующие годы
она неуклонно снижалась, составив в 1998
г. 3,45%). В последние полтора года появилась
положительная тенденция роста образовательной
доли в ВВП: в 1999 г. - 3,65% и в 2000 г. -3,75%. Денежная
проблема остро стоит перед высшей школой.
Очевидно, что бюджетных средств в ближайшие
годы будет явно не хватать, поэтому важно
развивать многоканальность финансирования
вузов за счет привлечения внебюджетных
средств.
Заключение
В заключении говорится о том, что будет с нами, если мы не будем уделять большое внимание образованию. Поняли, что сейчас мы - будущее, что наше государство не поможет нам в образовании, не улучшит качество и доступность, то мы не сможем дать все, то, что было познано столетиями своим детям, внукам.…
Говорится, что ограниченность бюджетных ресурсов, сложности со сбором налогов, появление новых статей расходов, даже, несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов в социально-экономических процессах, не позволяет найти достаточно средств по осуществлению социальной функции государства. Количественные характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального обслуживания населения нашей страны. Во многом это связано с тем, что социальная функция государства долгое время находилась «на втором плане», что позволяло экономить на затратах в социальной сфере.
Но это не единственная проблема, существуют также и возникшие относительно недавно трудности в формировании данной группы расходов - это нахождение разумного баланса между социальными запросами граждан, отраженными в принятых социальных программах, и источниками их финансирования. Как известно, в нашей стране долгое время применялся принцип остаточного финансирования социальных потребностей, который оставил без источников финансирования многие вновь принятые Российским парламентом социальные программы. Такой принцип формирования социально - культурных расходов чреват невыполнением закона, ростом бюджетного дефицита и социальной напряженности в обществе.
Все эти и многие другие проблемы привели к тому, что динамика бюджетных расходов на социально-культурные нужды отчетливо показывает их отставание по темпам роста не только от общего объема расходов бюджета, но и от расходов на народное хозяйство страны. Но рынок заставляет государство искать ресурсы не только для осуществления экономической функции государства, а, пожалуй, даже, в первую очередь - для социальной. Отечественный бюджет перегружен расходами на финансирование народного хозяйства, в то время как государство не смогло обеспечить средствами надлежащий уровень социального обслуживания граждан.
Это и есть та самая российская действительность, однако, переход на основы рыночного хозяйствования должен заставить активно искать реальные пути усиления социальной ориентации расходов бюджета, т.к. это должно снять имеющуюся социальную напряженность в стране.
Список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации
2. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: По состоянию на 1 января 2004 года. – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2004. – 187 с.
4. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 350 с.
5. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров; Изд. – торговая корпорация «Дашков и К». – М.: Дашков и К, 2006. – 484 с.
6. Астахов А.А. Бюджетная система России: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / Авт.: Г.Б. Поляк, А.А. Астахов, Л.А. Вафина и др.; Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 540 с.
7. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687с.
8. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / П.И. Вахрин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К*, 2004. – 344 с.
9. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт, 2000. – 615 с.
10. Вышегородцев М.М. Управление бюджетом: Курс лекций / М.М. Вышегородцев. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 159 с.
11. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.М. Годин, И.В. Подпорина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К*, 2002. – 338 с.
12. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит" / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. - Москва: КноРус, 2008. - 247 c.
13. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. По спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Г.М. Колпакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 496 с.
14. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов / А.Я. Быстряков, Т.Д. Викулина, В.Ф. Воля и др.; Под. общ. ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2003. – 680 с.
15. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов / И.Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 268с. - (Высш. образование).
16. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник: для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - Изд.5-е, испр. и доп. - Москва: Дашков и К, 2006. - 306 с
17. Петрова Г.В. Финансовое право: учебник / Г.В. Петрова. - Москва: Велби, 2008. - 276 с.
18. Поляков Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 539 с.
19. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студ. вузов / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 838 с.
20. Ходорович М.И. «Бюджет и бюджетная система»: Учебное пособие /ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 2006. – 405с.
Информация о работе Планирование, финансирование расходов на образование