Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:18, доклад
Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по поводу регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
В настоящее время проблема упорядочения взаимоотношений федерального центра, регионов и муниципальных образований остается нерешенной эффективным образом. Поиск оптимального устройства межбюджетных отношений производится во всем мире вообще и в России в частности на протяжении многих десятилетий.
Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по поводу регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
В настоящее время проблема упорядочения взаимоотношений федерального центра, регионов и муниципальных образований остается нерешенной эффективным образом. Поиск оптимального устройства межбюджетных отношений производится во всем мире вообще и в России в частности на протяжении многих десятилетий.
Основные проблемы, существующие в межбюджетных отношениях и бюджетном федерализме связаны, прежде всего:
· с резкой дифференциацией регионов по уровням доходов и бюджетной обеспеченности в социально-экономической сфере. Углубление горизонтальной дифференциации по доходам способствует увеличению объема средств, необходимых для подтягивания регионов до среднего российского уровня. Так как межрегиональная дифференциация усиливается, то всё больший объем ресурсов требуется для поддержания «бедных» регионов.
· с отсутствием реальных стимулов и заинтересованности территориальных образований в повышении сбора налоговых платежей, поступающих в территориальный бюджет. Существующая методика выделения трансфертов приводит к тому, что при сокращении собственных бюджетных доходов субъект Федерации имеет больше прав на получение средств из федерального бюджета.
· с нецелевым и неэффективным
расходованием средств
· с несоответствием
Кроме того, проблемами межбюджетных отношений остаются:
высокая централизация налоговых доходов в федеральном бюджете;
зависимость региональных и местных бюджетов от регулирующих доходов и финансовой помощи из вышестоящего бюджета;
отсутствие четкой и прозрачной методологии расчета финансовой помощи региональным и местным бюджетам;
наличие "нефинансируемых федеральных мандатов";
высокая дифференциация территорий по социально-экономическому развитию;
низкое качество управления региональными и муниципальными финансами;
крайне высокая централизация
налоговых полномочий при высокой
децентрализации бюджетных
проблема распределения функций по финансированию тех или иных расходов между федерацией и её субъектами, то есть проблема перегруппировки расходов по уровням бюджетной системы;
проблема распределения доходных источников между бюджетами разных уровней;
индивидуализация межбюджетных отношений;
отсутствие у регионов и муниципальных образований реальных стимулов к повышению собственной доходности и эффективности;
региональные и местные бюджеты остаются недостаточно прозрачными;
отсутствует целостная система
мониторинга состояния и
проблема выравнивания доходной обеспеченности бюджетов субъектов федерации;
Некоторые причины противоречий в системе межбюджетных отношений:
неясности и неточности в законодательстве;
неясность распределения трансфертного фонда поддержки регионов (ФФПР);
отсутствие должного контроля за сбором и распределением внебюджетных фондов.
Плюсы существующей системы межбюджетных отношений:
экономичность централизованного сбора налогов;
широкие возможности аккумулирования средств в целях горизонтального выравнивания территориальных бюджетов (распределения налоговых доходов по уровням власти; общих грантов; специальных грантов);
Проводимые реформы привели к следующим изменениям:
увеличению устойчивости бюджетной системы (за счет роста доходов и расходов региональных бюджетов в консолидированном бюджете и за счет организации Стабилизационного фонда);
усилению разграничения полномочий;
росту эффективности бюджетной системы.
Минусы существующей системы межбюджетных отношений:
Устойчивое развитие российской
экономики во многом зависит от преодоления
противоречий в межбюджетных отношениях
разных уровней бюджетной системы.
Серьезной проблемой
Основными дискуссионными вопросами межбюджетных отношений являются:
практика межбюджетных отношений и пути преодоления различий;
особенности движения основных финансовых потоков по вертикали бюджетной системы;
проблемы разделения доходов и методы бюджетного выравнивания;
оценка и использование ресурсного потенциала регионов для оптимизации финансовых потоков;
проблема финансирования местного самоуправления;
организационно-правовое обеспечение межбюджетных отношений;
механизмы реализации концепции межбюджетных отношений и др.
Основные проблемы бюджетной системы и методы их решения
Проблема |
Решение |
Чрезмерно большая сфера межбюджетных
отношений как следствие |
Часть регулирующих доходов можно закрепить и на постоянной основе, повысив уровень собственных доходов территорий без ущерба для федерального бюджета |
Большие встречные потоки внутри бюджетной системы |
Дифференцированный подход к определению отчсилений по регулирующим налогам для каждого региональна |
Плохая сбаланасированность региональных и местных бюджетов |
Предоставить субъектам |
Несбалансированность |
Необходимо пересмотреть объём и
структуру государственных |
Многочисленные льготы и неравное отношение на логовых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой |
Необходима отмена не эффективных
и оказывающих негативное влияние
на |
Часто территория, не полу чив в необходимом объёме средства
для осуществления |
В бюджетном законодательстве следует определить предоставление бюджетных компенсаций в достаточном объёме как минимальное условие для начала оказания дополнительной финансовой помощи |
Низкое использование |
Сделать обязательным условием предоставления финансовой помощи наличие у территории соответствующей программы по мобилизации доходов и сокращению расходов. Ввести практику проведения ревизий по составлению и исполнению территориальных бюджетов. Относительная стабильность налогового и бюджетного законодательства, налоговых полномочий. |
Межбюджетных отношения формирутся на субъективной основе |
Принятие закона о минимальных государственных социальных стандартах |
Бюджетное выравнивание |
разработка и принятие федерального закона о депрессивных территориях, в котором будут заложены правовые основы для их федеральной и региональной поддержки |
Указанные рекомендации могут
быть реализованы только при формировании
стабильных долговременных бюджетных
отношений, что приведет к улучшению
экономического положения регионов,
созданию условий для социально-
Информация о работе Плюсы и минусы межбюджетных отношений в рф