Плюсы и минусы межбюджетных отношений в рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:18, доклад

Описание работы

Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по поводу регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

В настоящее время проблема упорядочения взаимоотношений федерального центра, регионов и муниципальных образований остается нерешенной эффективным образом. Поиск оптимального устройства межбюджетных отношений производится во всем мире вообще и в России в частности на протяжении многих десятилетий.

Файлы: 1 файл

Межбюджетные отношения.docx

— 20.94 Кб (Скачать файл)

Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по поводу регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

 

В настоящее время проблема упорядочения взаимоотношений федерального центра, регионов и муниципальных  образований остается нерешенной эффективным  образом. Поиск оптимального устройства межбюджетных отношений производится во всем мире вообще и в России в  частности на протяжении многих десятилетий.

 

Основные проблемы, существующие в межбюджетных отношениях и бюджетном федерализме связаны, прежде всего:

· с резкой дифференциацией  регионов по уровням доходов и  бюджетной обеспеченности в социально-экономической  сфере. Углубление горизонтальной дифференциации по доходам способствует увеличению объема средств, необходимых для  подтягивания регионов до среднего российского  уровня. Так как межрегиональная  дифференциация усиливается, то всё  больший объем ресурсов требуется  для поддержания «бедных» регионов.

· с отсутствием реальных стимулов и заинтересованности территориальных образований в повышении сбора налоговых платежей, поступающих в территориальный бюджет. Существующая методика выделения трансфертов приводит к тому, что при сокращении собственных бюджетных доходов субъект Федерации имеет больше прав на получение средств из федерального бюджета.

· с нецелевым и неэффективным  расходованием средств бюджетов, особенно в звене субъекта РФ при  получении трансфертов, дотаций  и субсидий из федерального бюджета;

· с несоответствием законодательной  базы ряда субъектов РФ нормам российского  законодательства, несоблюдением органами местного самоуправления законодательных  актов, принятых высшими звеньями управления бюджетной системой страны.

Кроме того, проблемами межбюджетных отношений остаются:

высокая централизация налоговых  доходов в федеральном бюджете;

зависимость региональных и  местных бюджетов от регулирующих доходов  и финансовой помощи из вышестоящего бюджета;

отсутствие четкой и прозрачной методологии расчета финансовой помощи региональным и местным бюджетам;

наличие "нефинансируемых федеральных мандатов";

высокая дифференциация территорий по социально-экономическому развитию;

низкое качество управления региональными и муниципальными финансами;

крайне высокая централизация  налоговых полномочий при высокой  децентрализации бюджетных ресурсов;

проблема распределения  функций по финансированию тех или иных расходов между федерацией и её субъектами, то есть проблема перегруппировки расходов по уровням бюджетной системы;

проблема распределения  доходных источников между бюджетами разных уровней;

индивидуализация межбюджетных отношений;

отсутствие у регионов и муниципальных образований  реальных стимулов к повышению собственной  доходности и эффективности;

региональные и местные  бюджеты остаются недостаточно прозрачными;

отсутствует целостная система  мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами;

проблема выравнивания доходной обеспеченности бюджетов субъектов федерации;

 

Некоторые причины противоречий в  системе межбюджетных отношений:

неясности и неточности в  законодательстве;

неясность распределения  трансфертного фонда поддержки  регионов (ФФПР);

отсутствие должного контроля за сбором и распределением внебюджетных фондов.

 

 

Плюсы существующей системы межбюджетных отношений:

экономичность централизованного  сбора налогов;

широкие возможности аккумулирования  средств в целях горизонтального выравнивания территориальных бюджетов (распределения налоговых доходов по уровням власти; общих грантов; специальных грантов);

Проводимые реформы привели  к следующим изменениям:

увеличению устойчивости бюджетной системы (за счет  роста  доходов и расходов региональных бюджетов в консолидированном бюджете  и за счет организации Стабилизационного  фонда);

усилению разграничения  полномочий;

росту эффективности бюджетной  системы.

 

Минусы существующей системы межбюджетных отношений:

Устойчивое развитие российской экономики во многом зависит от преодоления  противоречий в межбюджетных отношениях разных уровней бюджетной системы. Серьезной проблемой межбюджетных отношений в бюджетной системе  РФ является то, что до сих пор  не разработан и не действует механизм регулирования межбюджетных отношений. Одним из главных недостатков  межбюджетных отношений в РФ является несоответствие норм и законов субъектов  РФ и местных властей нормам федерального законодательства, неисполнение федеральных  законов.

 

Основными дискуссионными вопросами  межбюджетных отношений являются:

практика межбюджетных отношений  и пути преодоления различий;

особенности движения основных финансовых потоков по вертикали  бюджетной системы;

проблемы разделения доходов  и методы бюджетного выравнивания;

оценка и использование  ресурсного потенциала регионов для  оптимизации финансовых потоков;

проблема финансирования местного самоуправления;

организационно-правовое обеспечение  межбюджетных отношений;

механизмы реализации концепции  межбюджетных отношений и др.

 

Основные проблемы бюджетной  системы и методы их решения

Проблема

Решение

Чрезмерно большая сфера межбюджетных отношений как следствие низкого  уровня собственных доходов, то есть закреплённых полностью или частично за соответствующим бюджетом, территориальных  бюджетов

Часть регулирующих доходов можно  закрепить и на постоянной основе, повысив уровень собственных  доходов территорий без ущерба для  федерального бюджета

Большие встречные потоки внутри бюджетной  системы

Дифференцированный подход к определению отчсилений по регулирующим налогам для каждого региональна

Плохая сбаланасированность региональных и местных бюджетов

Предоставить субъектам федерации  и органам местного самоуправления некоторые права в области  налогообложения, не приводящие к множественности  налогов и сборов, например, право  на установление в ограниченных пределах территориальной надбавки к ставке одного из федеральных налогов

Несбалансированность бюджетных  ресурсов и государственных обязательств (В езультате государство не выполняет часть взятых на себя обязательств)

Необходимо пересмотреть объём и  структуру государственных обязательств, осуществить переход к адресному  оказанию социальной помощи, что позволит увеличить размер по 
собий и других выплат наиболее нуждающимся

Многочисленные льготы и неравное отношение на логовых органов  к налогоплательщикам делают налоговую  систему несправедливой

Необходима отмена не эффективных  и оказывающих негативное влияние  на 
экономику налогов и льгот, зачётов, отсрочек, специальных соглашений с отдельными налогоплательщиками.

Часто территория, не полу чив в необходимом объёме средства для осуществления 
переданных полномочий от органов власти вышестоящего уровня, вынуждена получать ссуду или дотацию

В бюджетном законодательстве следует  определить предоставление бюджетных компенсаций в достаточном объёме как минимальное условие для начала оказания дополнительной финансовой помощи

Низкое использование собственного налогового потенциала и наличие  неэффективных расходов

Сделать обязательным условием предоставления финансовой помощи наличие у территории соответствующей программы по мобилизации  доходов и сокращению расходов. Ввести практику проведения ревизий по составлению  и исполнению территориальных бюджетов. Относительная стабильность налогового и бюджетного законодательства, налоговых  полномочий.

Межбюджетных отношения формирутся на субъективной основе

Принятие закона о минимальных  государственных социальных стандартах

Бюджетное выравнивание

разработка и принятие федерального закона о депрессивных территориях, в котором будут заложены правовые основы для их федеральной и региональной поддержки


 

Указанные рекомендации могут  быть реализованы только при формировании стабильных  долговременных бюджетных  отношений, что приведет к улучшению  экономического положения регионов, созданию условий для социально-экономического развития в длительной перспективе.


Информация о работе Плюсы и минусы межбюджетных отношений в рф