Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:30, реферат
Особенностью данного курса является исследование сущности финансов, закономерности их развития, сферы охватываемых ими товарно-денежных отношений. В условиях рыночной экономики финансы оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта. Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов и в связи с этим важно понимать их взаимосвязь и взаимообусловленность с денежно-кредитными механизмами. Финансы являются главным фактором обеспечения расширенного воспроизводства.
Литература к теме 27:
Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. –М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2004.
Бетин О.И. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2002.
Бюджетный федекрализм в России: проблемы, теория, опыт /Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований. М., 2002.
Государственный бюджет: учебное пособие. /Под.ред. Ткачук. –Минск: Высшая школа, 2002.
Государственные и муниципальные финансы: учебник /Под ред. Проф. С.И. , проф. В.А. Слепова. –М.: Экономист, 2007.ушина
Грицюк Т.В. Фискальный федерализм и межбюджетные отношения. – М.: Финансы и статистика, 2004.
Гутник В. Центр европейских исследований ИМЭМО. Бюджетный федерализм: немецкий порядок. www. Rusekom.ru/nomer/ec21.html.
Жужевич С. «О некоторых условиях результативности реформы межбюджетных отнощений». //Вопросы экономики. 1998. №10
Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы. //Экономист. 1996.
Поляк Г.Б. Финансовые проблемы развития регионов. //Финансы.2000.
Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения. // Вопросы экономики. 2001.
Христенко В.Б. Развитие бюджетного федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий. www. Pravitelstvo.gov.ru
Шуба В.Б. Формирование и развитие межбюджетных отношений. М.: Экономист, 2004.
Тема 28. Анализ финансового состояния территориальных бюджетов.
Общее возможное содержание темы
Цели и задачи бюджетного анализа.
Виды бюджетного анализа.
Применение существующих методов бюджетного анализа на практике (на примере муниципального образования).
При рассмотрении данной темы возможно проведение исследования в контексте анализа следующего материала:
раскрыть основные
цели бюджетного анализа: оценка результатов
составления и исполнения бюджетов,
обоснование финансово-
охарактеризовать методы и инструментарий бюджетного анализа. Раскрыть сущность метода сравнения, группировки, цепных подстановок. Подробно охарактеризовать горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный анализы бюджетов, раскрыть сущность коэффициентного анализа;
применить изложенные во второй главе методы бюджетного анализа к анализу финансовой устойчивости бюджета муниципального образования.
Литература к теме 28:
Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. М.: Изд-во РАГС, 2001.
Государственные и территориальные финансы /Под ред. Л.И. Сергеева. Калининград: Янтарный сказ, 2004.
Игонина Л.Л. Муниципальные финансы: учебное пособие. М.: Экономистъ, 2003.
Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства: сб. статей /Под ред. В.А. Мау, О.В. Кузнецовой. М.: ИЭПП, 2002.
Кадочников П. Оценка налогового потенциала и расходных потребностей субъектов Российской Федерации. Консорциум по вопросам прикладных и политических исследований. М., 2001.
Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: УРСС, 2002.
Лапушинская Г.К. Метод анализа территориальных бюджетов. //Финансы, 2001.
Лыкова Л.Н. Долговая политика регионов: российская практика и мировые тенденции. М.: Наука, 2003.
Поляк Г.Б. Территориальные финансы: учебное пособие. М.: ВЗФЭИ, 2003.
Тема 29. Основы планирования и прогнозирования бюджетов.
Общее возможное содержание темы
Анализ существующих методов планирования бюджетных доходов и расходов.
Цели, задачи и методы прогнозирования развития бюджета.
Применение на практике существующих методов прогнозирования развития бюджета в современных условиях (на примере муниципального образования, субъекта РФ).
При рассмотрении данной темы возможно проведение исследования в контексте анализа следующего материала:
раскрыть сущность программно-целевого и нормативного метода планирования расходов, формирования региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм. Раскрыть особенности планирования доходной базы бюджетов всех уровней;
дать понятие прогноза развития бюджета территорий. Подробно охарактеризовать цели бюджетного прогнозирования: на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Дать характеристику методам, используемым при разработке прогноза развития бюджета: экстраполяции, экспертных оценок, возможности применения метода дисконтированных денежных потоков;
на примере
одного из муниципальных образований
целесообразно применить
Литература к теме 29:
Гервиц Л.Я., Масталыгина Н.А. Финансовое планирование и анализ бюджетных учреждений.1974.
Кадочников П. Оценка налогового потенциала и расходных потребностей субъектов Российской Федерации. Консорциум по вопросам прикладных и политических исследований. М., 2001.
Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: УРСС, 2002.
Лапушинская Г.К. Метод анализа территориальных бюджетов. //Финансы, 2001.
Лыкова Л.Н. Долговая политика регионов: российская практика и мировые тенденции. М.: Наука, 2003.
Пономаренко Е.В. Финансовые приоритеты
общественного сектора
Современная экономическая теория и реформирование экономики России. М.: Экономика, 2005.
Федеральный бюджет и регионы. Структура финансовых потоков. Институт «Восток-Запад». М.: Изд-во РАГС, 2004.
Филимонов Б.И., Колесник А.П., Лалаев Г.Г. Составление и исполнение местных бюджетов. 1982.
Финансово-бюджетное планирование: Учебник /Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. –М.: Вузовский учебник, 2007.
Тема 30. Внебюджетные фонды.
Эту тему можно рассматривать как в целом, так и в разрезе отдельных видов внебюджетных фондов, выбирая каждый из них в качестве объекта для проведения основного анализа.
Общее возможное содержание темы
Внебюджетные фонды и их специфические признаки.
Пенсионный фонд Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации.
Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
При рассмотрении данной темы возможно проведение исследования в контексте анализа следующего материала:
проанализировать особенности организации финансов внебюджетных фондов в РФ, их роль и значение, их специфические признаки, факторы, обусловливающие необходимость создания внебюджетных фондов; привести классификацию внебюджетных фондов по функциональному назначению и уровням управления; представить специфику деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования как самостоятельных финансово-кредитного институтов;
Пенсионный фонд Российской Федерации, необходимость его создания и принципы функционирования; характеристика основных направлений использования средств фонда; организация управления Пенсионным фондом Российской Федерации; особенности формирования доходов и осуществления расходных полномочий;
Фонд социального страхования Российской Федерации, источники его образования; страховые тарифы, критерии их определения и дифференциации; страховые взносы граждан, их значение; основные направления использования средств Фонда социального страхования РФ; организация управления Фондом социального страхования Российской Федерации;
Фонды обязательного медицинского страхования, их назначение и источники формирования; правовые основы функционирования фондов обязательного медицинского страхования на федеральном и территориальным уровнях;
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, причины его создания; источники формирования и направления использования; управление фондом; правовые основы его функционирования.
В качестве альтернативы вышеприведенных тем студенты могут выбрать и проработать следующие вопросы в рамках сформулированных тем курсовых работ по собственному усмотрению:
Контрольные вопросы по дисциплине «Финансы».
Глоссарий.
Активы предприятия — собственность предприятия, отражаемая в активе баланса. Различают три вида активов: 1) текущие активы, состоящие из денежного капитала и средств, которые могут быть быстро трансформированы в наличные деньги; 2) основной капитал с длительным сроком службы, используемый предприятием при производстве товаров и услуг; 3) прочие активы, которые включают нематериальные активы, не имеющие натурально-вещественной формы, но ценные для предприятия, капиталовложения в другие компании, долгосрочные ценные бумаги, расходы будущих периодов и различные другие активы.
Акциз — вид косвенного налога, взимаемого в цене товаров. Акцизы были широко распространены уже в Х1Х в. С 1992 г. в РФ акцизы — самостоятельный налоговый платеж в систему федеральных налогов. Разновидность косвенных налогов.
Акционерное общество — компания, являющаяся юридическим лицом, капитал которой состоит из взносов пайщиков-акционеров и учредителей. Форма организации производства на основе привлечения денежных средств путем продажи акций. Существуют закрытые и открытые акционерные общества.
Акционерный капитал — основной капитал акционерного общества, размер которого определяется его уставом. Образуется за счет заемных средств и эмиссии (выпуска) акций.
Акция — ценная бумага, выпускаемая акционерным обществам, дающая право ее владельцу, члену акционерного общества, участвовать в его управлении и получать дивиденды из прибыли. Различают акции: именные, обыкновенные, на предъявителя, привилегированные, акции предприятия и акции трудового коллектива.
Амнистия (налоговая) — комплекс мероприятий по погашению задолженности по налоговым и другим обязательным платежам налогоплательщиками, а также освобождение от уплаты штрафов и пеней с сумм добровольно уплачиваемых ими платежей в бюджет и внебюджетные государственные фонды.
Амортизационные средства — финансовые средства, выделяемые специальным назначением для сохранения и возобновления основных фондов предприятия.
Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача — установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности и соблюдение финансового законодательства.
Базис — совокупность исторически определенных производственных отношений, лежащих в основе совокупности идеологических отношений и взглядов — надстройки.
Баланс — основной комплексный документ бухгалтерского учета, содержащий информацию о составе и стоимостной оценке средств предприятия (активов) и источниках их покрытия (пассив).