Политика ценообразования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:30, реферат

Описание работы

Особенностью данного курса является исследование сущности финансов, закономерности их развития, сферы охватываемых ими товарно-денежных отношений. В условиях рыночной экономики финансы оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта. Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов и в связи с этим важно понимать их взаимосвязь и взаимообусловленность с денежно-кредитными механизмами. Финансы являются главным фактором обеспечения расширенного воспроизводства.

Файлы: 1 файл

Методичнские указания.doc

— 632.00 Кб (Скачать файл)

 

Литература к теме 27:

Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. –М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2004.

Бетин О.И. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2002.

Бюджетный федекрализм в России: проблемы, теория, опыт /Консорциум по вопросам прикладных экономических  исследований. М., 2002.

Государственный бюджет: учебное пособие. /Под.ред. Ткачук. –Минск: Высшая школа, 2002.

Государственные и муниципальные финансы: учебник /Под ред. Проф. С.И. , проф. В.А. Слепова. –М.: Экономист, 2007.ушина

Грицюк Т.В. Фискальный федерализм и межбюджетные отношения. – М.: Финансы  и статистика, 2004.

Гутник В. Центр европейских исследований ИМЭМО. Бюджетный федерализм: немецкий порядок. www. Rusekom.ru/nomer/ec21.html.

Жужевич С. «О некоторых условиях результативности реформы межбюджетных отнощений». //Вопросы экономики. 1998. №10

Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы. //Экономист. 1996.

Поляк Г.Б. Финансовые проблемы развития регионов. //Финансы.2000.

Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения. // Вопросы экономики. 2001.

Христенко В.Б. Развитие бюджетного федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий. www. Pravitelstvo.gov.ru

Шуба В.Б. Формирование и развитие межбюджетных отношений. М.: Экономист, 2004.

 

Тема 28. Анализ финансового состояния территориальных бюджетов.

Общее возможное  содержание темы

Цели и задачи  бюджетного анализа.

Виды бюджетного анализа.

Применение  существующих методов бюджетного анализа  на практике (на примере муниципального образования).

 

При рассмотрении данной темы возможно проведение исследования  в контексте  анализа следующего материала:

раскрыть основные цели бюджетного анализа: оценка результатов  составления и исполнения бюджетов, обоснование финансово-бюджетной  политики администрации территорий, обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана  мобилизации доходов, определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов и др;

охарактеризовать  методы и инструментарий бюджетного анализа. Раскрыть сущность метода сравнения, группировки, цепных подстановок. Подробно охарактеризовать горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный анализы бюджетов, раскрыть сущность коэффициентного анализа;

применить изложенные во второй главе методы бюджетного анализа к анализу финансовой устойчивости бюджета муниципального образования.

 

Литература  к теме 28:

Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. М.: Изд-во РАГС, 2001.

Государственные и территориальные финансы /Под  ред. Л.И. Сергеева. Калининград: Янтарный сказ, 2004.

Игонина Л.Л. Муниципальные финансы: учебное пособие. М.: Экономистъ, 2003.

Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства: сб. статей /Под ред. В.А. Мау, О.В. Кузнецовой. М.: ИЭПП, 2002.

Кадочников  П. Оценка налогового потенциала и расходных потребностей субъектов Российской Федерации. Консорциум по вопросам прикладных и политических исследований. М., 2001.

Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: УРСС, 2002.

Лапушинская Г.К. Метод анализа территориальных бюджетов. //Финансы, 2001.

Лыкова Л.Н. Долговая политика регионов: российская практика и мировые тенденции. М.: Наука, 2003.

Поляк Г.Б. Территориальные финансы: учебное пособие. М.: ВЗФЭИ, 2003.

 

Тема 29. Основы планирования и прогнозирования бюджетов.

Общее возможное содержание темы

Анализ существующих методов планирования бюджетных  доходов и расходов.

Цели, задачи и  методы прогнозирования развития бюджета.

Применение  на практике существующих методов прогнозирования  развития бюджета в современных  условиях (на примере муниципального образования, субъекта РФ).

 

При рассмотрении данной темы возможно проведение исследования  в контексте  анализа следующего материала:

раскрыть сущность программно-целевого и нормативного метода планирования расходов, формирования региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм. Раскрыть особенности планирования доходной базы бюджетов всех уровней;

дать понятие  прогноза развития бюджета территорий. Подробно охарактеризовать цели бюджетного прогнозирования: на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Дать характеристику методам, используемым при разработке прогноза развития бюджета: экстраполяции, экспертных оценок, возможности применения метода дисконтированных денежных потоков;

на примере  одного из муниципальных образований  целесообразно применить изложенные во второй главе методы и проанализировать полученные результаты.

 

Литература  к теме 29:

Гервиц  Л.Я., Масталыгина Н.А. Финансовое планирование и анализ бюджетных учреждений.1974.

Кадочников  П. Оценка налогового потенциала и расходных потребностей субъектов Российской Федерации. Консорциум по вопросам прикладных и политических исследований. М., 2001.

Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: УРСС, 2002.

Лапушинская Г.К. Метод анализа территориальных бюджетов. //Финансы, 2001.

Лыкова Л.Н. Долговая политика регионов: российская практика и мировые тенденции. М.: Наука, 2003.

Пономаренко Е.В. Финансовые приоритеты общественного сектора экономики. Якутск: Изд-во РАГС, 2001.

Современная экономическая теория и реформирование экономики России. М.: Экономика, 2005.

Федеральный бюджет и регионы. Структура  финансовых потоков. Институт «Восток-Запад». М.: Изд-во РАГС, 2004.

Филимонов Б.И., Колесник А.П., Лалаев Г.Г. Составление и исполнение местных бюджетов. 1982.

Финансово-бюджетное  планирование: Учебник /Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. –М.: Вузовский учебник, 2007.

 

 

Тема 30. Внебюджетные фонды.

Эту тему можно рассматривать как  в целом, так и в разрезе  отдельных видов внебюджетных фондов, выбирая каждый из них в качестве объекта для проведения основного анализа.

 

Общее возможное  содержание темы

Внебюджетные  фонды и их специфические признаки.

Пенсионный  фонд Российской Федерации.

Фонд социального  страхования Российской Федерации.

Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

 

При рассмотрении данной темы возможно проведение исследования  в контексте  анализа следующего материала:

проанализировать  особенности организации финансов внебюджетных фондов в РФ, их роль и значение, их специфические признаки, факторы, обусловливающие необходимость создания внебюджетных фондов; привести классификацию внебюджетных фондов по функциональному назначению и уровням управления; представить специфику деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования как самостоятельных финансово-кредитного институтов;

Пенсионный  фонд Российской Федерации, необходимость его создания и принципы функционирования; характеристика основных направлений использования средств фонда; организация управления Пенсионным фондом Российской Федерации; особенности формирования доходов и осуществления расходных полномочий;

Фонд социального  страхования Российской Федерации, источники его образования; страховые  тарифы, критерии их определения и  дифференциации; страховые взносы граждан, их значение; основные направления  использования средств Фонда  социального страхования РФ; организация управления Фондом социального страхования Российской Федерации;

Фонды обязательного  медицинского страхования, их назначение и источники формирования; правовые основы функционирования фондов обязательного  медицинского страхования на федеральном и территориальным уровнях;

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, причины его создания; источники формирования и направления  использования; управление фондом; правовые основы его функционирования.

 

В качестве альтернативы вышеприведенных тем студенты могут выбрать и проработать следующие вопросы в рамках сформулированных тем  курсовых работ по собственному усмотрению:

 

  1. История развития территориальных финансов и определение закономерности: «Чем выше уровень концентрации средств в центральном бюджете, тем ниже уровень экономического и социального развития государства».
  2. Характеристика неналоговых доходов и сборов бюджета и пути увеличения роли неналоговых доходов в современных условиях.
  3. В чем заключается основное отличие порядка финансирования общеобразовательных школ в промышленно развитых странах Запада от российского. Пути оптимизации расходов на образование в России.
  4. Какие принципиальные модели организации здравоохранения существуют в мировой практике. Какой положительный опыт можно применить в нашей стране.
  5. Схема финансирования здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования в России, ее недостатки и пути совершенствования.
  6. Регулирование и пути сокращение расходов на  содержание аппарата управления.
  7. Роль казначейства в исполнении бюджетов. Преимущества казначейской системы исполнения бюджетов по сравнению с иными  способами: взаимозачетным, целевым финансированием, вексельным, банковским.
  8. Планирование и прогнозирование отдельных видов налоговых доходов в бюджет (налог на прибыль, имущество, НДС, акцизы и пр.)

 

Контрольные вопросы по дисциплине «Финансы».

 

  1. Понятие и сущность финансов. Дискуссионные вопросы о сущности финансов.
  2. Основные финансовые категории.
  3. Финансовая система и ее структура.
  4. Характеристика секторной структуры финансовой системы.
  5. Характеристика  отраслевой структуры финансовой системы.
  6. Характеристика территориальной структуры финансовой системы.
  7. Характеристика рыночной структуры финансовой системы.
  8. Характеристика воспроизводственной структуры финансовой системы.
  9. Механизм функционирования финансовой системы.
  10. Основные показатели оценки состояния финансовой системы.
  11. Место и роль финансов в воспроизводственном процессе.
  12. Роль финансов в развитии экономики,
  13. Роль государства и финансового рынка в распределении денежных доходов.
  14. Сущность теории финансов. Основные теории финансов: понятие и характеристика.
  15. Современные проблемы теории финансов. Теория финансов, используемая в России.
  16. Сущность управления финансами, его функции.
  17. Сущность государственной финансовой политики.
  18. Цель и инструменты фискальной политики государства.
  19. Цель и инструменты кредитно-денежной политики государства.
  20. Цель и инструменты инвестиционной политики государства.
  21. Цель и инструменты таможенной политики государства.
  22. Цель и инструменты международной финансовой политики.
  23. Современная финансовая политика Российской Федерации.
  24. Финансовое планирование. Сводный финансовый баланс России.
  25. Государственный бюджет и бюджетный процесс.
  26. Сущность финансового контроля. Виды, формы и методы проведения финансового контроля.
  27. Государственные органы управления финансами и их функции.
  28. Сущность финансов сектора государственного управления, их роль в социально-экономическом развитии общества.
  29. Структура финансов сектора государственного управления.
  30. Доходы бюджета. Налоговая политика государства.
  31. Расходы бюджета. Бюджетная политика государства в области расходов.
  32. Бюджетный дефицит и управление им.
  33. Бюджетная система и бюджетное устройство.
  34. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения.
  35. Бюджетный процесс и исполнение бюджета.
  36. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов.
  37. Пенсионный фонд, его формирование и использование.
  38. Федеральный фонд социального страхования, его формирование и использование.
  39. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, их формирование и использование.
  40. Фонд занятости населения, его формирование и использование.
  41. Отраслевые фонды, их формирование и использование.
  42. Сущность и функции государственных кредитных отношений.
  43. Целевые бюджетные кредиты.
  44. Государственные и муниципальные займы.
  45. Государственный и муниципальный долг.
  46. Государственные и муниципальные гарантии и поручительства.
  47. Финансы коммерческих предприятий.
  48. Финансы некоммерческих предприятий.
  49. Финансы кредитных учреждений, инвестиционных фондов и других финансово-кредитных институтов.
  50. Финансы субъектов хозяйствования без образования юридического лица.
  51. Понятие территориальных финансов, их структура.
  52. Финансовые ресурсы территорий, их формирование и использование.
  53. Понятие и содержание международных финансовых отношений, их структура.

 

Глоссарий.

 

Активы  предприятия — собственность предприятия, отражаемая в активе баланса. Различают три вида активов: 1) текущие активы, состоящие из денежного капитала и средств, которые могут быть быстро трансформированы в наличные деньги; 2) основной капитал с длительным сроком службы, используемый предприятием при производстве товаров и услуг; 3) прочие активы, которые включают нематериальные активы, не имеющие натурально-вещественной формы, но ценные для предприятия, капиталовложения в другие компании, долгосрочные ценные бумаги, расходы будущих периодов и различные другие активы.

Акциз — вид косвенного налога, взимаемого в цене товаров. Акцизы были широко распространены уже в Х1Х в. С 1992 г. в РФ акцизы — самостоятельный налоговый платеж в систему федеральных налогов. Разновидность косвенных налогов.

Акционерное общество — компания, являющаяся юридическим лицом, капитал которой состоит из взносов пайщиков-акционеров и учредителей. Форма организации производства на основе привлечения денежных средств путем продажи акций. Существуют закрытые и открытые акционерные общества.

Акционерный капитал — основной капитал акционерного общества, размер которого определяется его уставом. Образуется за счет заемных средств и эмиссии (выпуска) акций.

Акция — ценная бумага, выпускаемая акционерным обществам, дающая право ее владельцу, члену акционерного общества, участвовать в его управлении и получать дивиденды из прибыли. Различают акции: именные, обыкновенные, на предъявителя, привилегированные, акции предприятия и акции трудового коллектива.

Амнистия (налоговая) — комплекс мероприятий по погашению задолженности по налоговым и другим обязательным платежам налогоплательщиками, а также освобождение от уплаты штрафов и пеней с сумм добровольно уплачиваемых ими платежей в бюджет и внебюджетные государственные фонды.

Амортизационные средства — финансовые средства, выделяемые специальным назначением для сохранения и возобновления основных фондов предприятия.

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача — установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности и соблюдение финансового законодательства.

Базис — совокупность исторически определенных производственных отношений, лежащих в основе совокупности идеологических отношений и взглядов — надстройки.

Баланс — основной комплексный документ бухгалтерского учета, содержащий информацию о составе и стоимостной оценке средств предприятия (активов) и источниках их покрытия (пассив).

Информация о работе Политика ценообразования в России