Политика управления дебиторской задолженностью
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:19, курсовая работа
Описание работы
Цель работы – является всесторонний анализ теоретических вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия. Задачами работы является:
- исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
- анализа сущности и задач политики управления дебиторской задолженностью;
- рассмотрение методики анализа дебиторской задолженности, как основы выработки управленческих решений;
Содержание работы
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы организация управления дебиторской задолженностью
...................................................................................................................................5
1.1 Сущность и классификация дебиторской задолженности............................5
1.2 Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской
задолженностью.....................................................................................................9
2. Методика анализа дебиторской задолженности.............................................12
2.1 Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее
оборачиваемости и целесообразности формирования ......................................12
2.2 Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности................15
3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью..................19
Заключение.............................................................................................................24
Список использованной литературы...................................................................26
Анализ управления дебиторской задолженности на примере ООО «Ромашка»
….............................................................................................................................. 28
Файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
Кафедра
«Финансы и банковское дело»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Краткосрочная финансовая политика»
на тему: «Политика управления дебиторской задолженностью»
Выполнил: Студент группы 3ФЗ-61
Коткова Р.Р.
Проверил:
Уфа – 2013 г.
2
Содержание
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы организация управления дебиторской задолженностью
...................................................................................................................................5
1.1 Сущность и классификация дебиторской задолженности............................5
1.2 Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской
задолженностью.....................................................................................................9
2. Методика анализа дебиторской задолженности.............................................12
2.1 Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее
оборачиваемости и целесообразности формирования ......................................12
2.2 Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности................15
3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью..................19
Заключение.............................................................................................................24
Список использованной литературы...................................................................26
Анализ управления дебиторской задолженности на примере ООО «Ромашка»
….............................................................................................................................. 28
3
Введение
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия
постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими
контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая продукцию или
оказывая услуги, предприятием, как правило, не получает деньги в оплату
немедленно, т.е. по сути оно кредитует своих покупателей. Поэтому в течение
периода от момента отгрузки продукции до момента оплаты поступления
платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности.
Ее уровень определяется многими факторами: видом продукции, емкостью
рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, условиями
договорам, принятой на предприятии системой расчетов и др. Последний
фактор особенно важен для финансового менеджера в контексте планирования
текущих денежных потоков.
Все выше сказанное и предопределяет актуальность темы курсового
исследования.
Цель работы – является всесторонний анализ теоретических вопросов
организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Задачами работы является:
- исследование экономической сущности и видов дебиторской
задолженности;
- анализа сущности и задач политики управления дебиторской
задолженностью;
- рассмотрение методики анализа дебиторской задолженности, как
основы выработки управленческих решений;
-
исследование
направлений
повышения
ликвидности
и
рефинансирования дебиторской задолженности предприятия.
В соответствии с целью и поставленными задачами курсовая работа
состоит из трех глав.
4
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы организации
управления дебиторской задолженностью предприятия: сущность и виды
дебиторской задолженности; цель и задачи финансовой политики в области
управления дебиторской задолженностью; роль финансового анализа.
Во второй главе исследована методика анализа дебиторской
задолженности в части: анализа структуры и динамики дебиторской
задолженности, определения ее оптимальной величины и анализа отклонений в
процессе контроля выполнения бюджетных показателей дебиторской
задолженности.
В третьей главе рассмотрены варианты совершенствования управления
дебиторской задолженностью на предприятия. В частности рассмотрены
современные способы рефинансирования дебиторской задолженности.
5
1. Теоретические основы организация управления дебиторской
задолженностью
1.1 Сущность и классификация дебиторской задолженности
Экономическая природа дебиторской задолженности многогранна,
поэтому у отечественных и зарубежных ученых-экономистов при
формулировании ее определения существует несколько распространенных
точек зрения.
Согласно одной из них, под дебиторской задолженностью следует
понимать задолженность перед организацией различных юридических и
физических лиц, возникающая в ходе хозяйственной деятельности . Данное
утверждение в основе своей имеет балансовое уравнение, которое выводится
благодаря свойствам двойной записи, где каждая хозяйственная операция
отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов, и
организация выступает в роли дебитора и кредитора.
Еще один подход рассматривает дебиторскую задолженность как элемент
обязательственного правоотношения, который регулируется обязательственным
правом одной из основных разновидностей гражданских правоотношений, где
субъектом выступают кредитор и должник, объектом служит действие
обязанного лица, выраженное в форме прав требований (дебиторской
задолженности) и соответствующих обязанностей - Долга (ст. 307 ГК РФ).
Обязательство, как правило, определяет, какие действия (воздержание от
действий), кем, в каком объеме, когда, где и как должны быть выполнены.
Основаниями возникновения обязательств служат различные по характеру
юридические факты или определенный их состав. Договор - наиболее
распространенное основание возникновения обязательства.
Дебиторская задолженность в соответствии с МСФО является
финансовым инструментом. «Под финансовым инструментом принято
понимать любой контракт, из которого вытекает финансовый актив одного
6
экономического субъекта и финансовое обязательство или эмиссионный
инструмент другого экономического субъекта. Финансовым активом
организации признается актив, являющийся: денежными средствами; правом
требования денежных средств или другого финансового актива от другой
организации; правом требования обмена финансовыми инструментами с другой
организацией на потенциально выгодных для данного субъекта условиях;
эмиссионным инструментом другой
организации».
В российском
законодательстве на текущий момент не содержится определение финансовых
инструментов, что связано с относительно недавним их появлением в деловом
обороте. К понятию «финансовый инструмент» наиболее близко примыкают
следующие юридические категории, получившие отражение в ГК РФ: договор,
сделка, ценная бумага. Из определения финансового инструмента видно, что он
представляет логический синтез определений договора и ценной бумаги,
поскольку включает как права и обязательства, вытекающие из условий
договора (финансовые активы и финансовые обязательства), так и права и
обязательства по ценной бумаге (эмиссионный инструмент и финансовое
обязательство).
Дебиторскую задолженность часто связывают с коммерческим
кредитованием, поскольку, отпуская продукцию и прочие товары в долг,
организация предоставляет покупателю кредит с последующим погашением
при оплате. Причем кредит осуществляется в форме аванса, предоплаты,
предоставления отсрочки или рассрочки оплаты.
Однако, в отличие от коммерческого кредита, в пределах срока платежа по
договору не взимается процент за пользование.
Обобщив многообразие терминов и определений, используемых в
законодательных актах, научной литературе, можно назвать следующие
свойства активов, которые позволяют рассматривать их как дебиторскую
задолженность: относят права на получение вероятной будущей выгоды и
переход контроля над хозяйственными операциями или другими событиями, в
результате которых организация получает будущий доход от объектов.
7
Под дебиторской задолженность понимается право требования
организации на поступление финансовых и нефинансовых активов,
возникающее из обязательств юридических и физических лиц по договору в
ходе хозяйственной деятельности, с целью обеспечения приемлемого уровня
финансовой устойчивости.
По
степени
ликвидности
можно
выделить
высоколиквидную,
неликвидную и среднеликвидную дебиторскую задолженность. Краткосрочная
дебиторская задолженность (со сроком погашения до одного месяца) является
высоколиквидной; безнадежная дебиторская задолженность, которая не может
быть конвертирована в денежные средства, является неликвидной; все
остальные виды дебиторской задолженности, за исключением краткосрочной и
безнадежной, являются среднеликвидными.
Наиболее распространенной в отечественной учетной практике является
классификация дебиторской задолженности по элементам. Охарактеризуем
каждый из них:
-
задолженность
покупателей
и
заказчиков обусловлена их
задолженностью за отгруженные товары и выполненные работы;
- векселя к получению - задолженность покупателей и заказчиков за
отгруженные товары и выполненные работы, оформленная товарными
векселями;
- авансы выданные - задолженность по выданным авансам в счет
предстоящих поставок продукции или выполнения работ;
- задолженность зависимых и дочерних обществ;
- прочие дебиторы - задолженность подотчетным лицам, по налогам и
сборам, по ссудам работникам и др.
По срокам образования дебиторскую задолженность можно разделить на
краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. Краткосрочной считается
дебиторская задолженность со сроком погашения до 30 дней, среднесрочной -
дебиторская задолженность со сроком погашения от 1 до 12 месяцев,
долгосрочной - свыше 12 месяцев.
8
По целесообразности образования дебиторскую задолженность может
быть оправданной и неоправданной. Оправданной считается дебиторская
задолженность, срок погашения которой еще не наступил и связан с
нормальными сроками документооборота. Просроченная задолженность -
дебиторская задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных
документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д.; она
является неоправданной.
В зависимости
от обеспечения дебиторскую
задолженность
классифицируется как обеспеченная гарантиями и не обеспеченная гарантиями.
Дебиторская задолженность может быть обеспечена неустойкой, залогом,
удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией,
задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
По степени надежности возврата дебиторскую задолженность можно
выделить
надежную, сомнительную
и
безнадежную
дебиторскую
задолженность. Надежной признается дебиторская задолженность в случае
подтверждения контрагентом исполнения своих обязательств, а также
задолженность, обеспеченная гарантией. В свою очередь сомнительной
является просроченная дебиторская задолженность, не подтвержденная
кредитором. Безнадежной считается дебиторская задолженность, у которой
срок исковой давности истек, а также дебиторская задолженность, признанная
таковой по решению суда (вследствие ликвидации должника и др.).
Соблюдение нормы закона является следующим классификационным
признаком, в соответствии с которым дебиторскую задолженность можно
подразделить на надлежаще истребованную и неистребованную. Надлежаще
истребованной считается дебиторская задолженность в случае подтверждения
третьей стороной своих обязательств, а также если имеется обращение в суд. Во
всех остальных случаях дебиторская задолженность признается как
неистребованная.
По
степени
подверженности
планированию
можно
выделить
планируемую и не планируемую дебиторскую задолженность. Ожидаемая
9
величина задолженности по условиям договора, в которых предусмотрена
отсрочка, рассрочка платежа, является планируемой. Прочие виды
задолженности относятся к незапланированной.
По возможности осуществления контроля выделяют контролируемую и
неконтролируемую дебиторскую задолженность. Контролируемой считается
дебиторская задолженность в том случае, если имеется заинтересованное
аффилированное лицо, которому должна организация или которое должно
организации. Прочие виды задолженности являются неконтролируемыми.
1.2 Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской
задолженностью
Согласно статистике, 20-25% всех активов типичного промышленного
предприятия составляет дебиторская задолженность, тогда как кредиторская
задолженность - 10-15% пассивов.
Иными словами, дебиторская задолженность составляет внушительную
часть активов компаний в современной экономике. Принимая во внимание эти
факты, следует признать, что управление дебиторской задолженностью - важная
часть краткосрочной финансовой политики фирмы. Оно прямо влияет на
прибыльность компании. Помимо очевидных соображений, состоящих в том,
что чем быстрее покупатель оплатит товар, тем быстрее полученные деньги
будут вложены в оборот фирмы, следует помнить, что наличие дебиторской
задолженности порождает издержки компании, явные и неявные. К последним
надо отнести потерянные проценты от неэффективных инвестиций,
омертвленных в долго не оплачиваемой дебиторской задолженности. Высокий
уровень этих издержек снижает и бухгалтерскую, и экономическую прибыль
компании.
Эффективное управление дебиторской задолженностью также является
важнейшей характеристикой ликвидности фирмы, так как чем меньше средств
омертвляется в дебиторской задолженности, чем меньше у нее «плохих» долгов,
10
тем короче цикл денежного обращения, тем быстрее и аккуратнее она сама
оплачивает свои обязательства.
Соответственно задача управления дебиторской задолженностью состоит
в ускорении платежей со стороны клиентов фирмы, снижении «плохих» долгов
(т.е. таких долгов, выплаты по которым сомнительны или уже точно не
поступят), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на
рынке.
При проведении в жизнь политики управления дебиторской
задолженностью в руках финансового менеджера имеются управляемые
переменные (т.е. те рычаги, которыми управляют лица, принимающие
решения), которые могут быть поделены на две группы. Первая группа
содержит три переменные кредитной политики, а именно: дисконтные ставки,
дисконтный период и сроки кредитования.
Вторая группа включает три переменные политики возврата средств, а
именно: затраты продавца по возврату средств от клиентов, размер пени за
просроченную дебиторскую задолженность и срок, когда долги неплательщика
продаются агентству по сбору долгов или когда поставщик подает в суд на
такого покупателя с требованием его банкротства.
Переменные первой группы влияют на объем продаж, на структуру
платежей, на цикл денежного обращения и на долю «плохих» долгов. Как
правило, при увеличении ставки дисконтирования число покупателей,
пользующихся ею, растет. Наоборот, при увеличении срока кредита меньше
покупателей пользуются скидкой, так как вменены издержки, возникающие при
отказе от использования скидки, снижаются.
Переменные второй группы также могут повлиять на объем продаж
компании, на ее прибыльность и ликвидность. Жесткое следование условиям
выработанной политики, высокие штрафы за просроченные платежи снизят
вероятность неплатежей, но могут одновременно отпугнуть клиентов, как
нынешних, так и потенциальных.
11
Таким образом, политика управления дебиторской задолженностью
представляет собой часть общей политики управления использованием
оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на
расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации
общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее
инкассации.
В целях эффективного управления под дебиторской задолженностью на
предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая
политика управления дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие
направления деятельности:
- контроль за образованием и состоянием дебиторской задолженности;
- определение политики предоставления кредита и инкассации для
различных групп покупателей и видов продукции (кредитной политики);
- анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных историй);
- контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным
задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);
- прогноз поступлений денежных средств от дебиторов (на основе
коэффициентов инкассации);
- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения
безнадежных долгов.
12
2. Методика анализа дебиторской задолженности
2.1 Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности,
оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования
Анализ дебиторской задолженности коммерческих организаций
необходимо начинать с оценки ее состава, структуры и динамики. Это
обусловлено значением данных показателей как для определения
эффективности принятых руководством мер в ходе перспективного анализа и
контроля, так и для оперативного контроля и управления реализацией
различных планов и бюджетов, а также для последующего контроля их
выполнения.
Анализ структуры и динамики проводится по данным бухгалтерского
баланса, приложенной к нему пояснительной записки, регистров
синтетического и аналитического учета. Изучение характера изменения
дебиторской задолженности за ряд лет позволяет судить об исполнительной
дисциплине расчетов, о проблемах в финансовом менеджменте, степени
надежности поставщиков и кредиторов (банкротстве некоторых кредиторов),
изменении спроса на продукцию. Рост величины дебиторской задолженности
свидетельствует, с одной стороны, об увеличении объема продаж
организацией, а с другой, - о финансовой зависимости от своих покупателей
и заказчиков.
Анализ состава и структуры дебиторской задолженности показывает, за
счет каких составляющих произошли изменения в совокупной величине
задолженности (если это не основная деятельность, следовательно, можно
оценить, правомерен ли рост объема производства продукции или нет,
обеспечен ли он реализацией, требуется ли дальнейшее увеличение объема
продаж). В ходе анализа необходимо провести расчет удельного веса каждой
12
13
статьи дебиторской задолженности в ее итоговой величине (отраженной в
балансе), выявить отклонения (рост или снижение удельных весов) на конец
года по сравнению с его началом.
Проблема своевременного погашения задолженности оказывает
влияние на текущую платежеспособность организации. Для того чтобы
проанализировать причины изменения каждой статьи дебиторской
задолженности, необходима подробная информация о ее составе и возрастной
структуре.
Информацию
о
состоянии
расчетов
необходимо
систематизировать по каждому контрагенту. Аналитические процедуры
следует начинать с оценки возрастного состава задолженности (возраст и
качество задолженностей, соблюдение сроков, условий кредитной политики,
выполнение планов и бюджетов продаж, анализ тенденций изменения
задолженности и пр.), поскольку это влияет на экономические санкции,
которые организация может применить по отношению к своим дебиторам
или же которые могут быть применены к самой организации различными
контрагентами, бюджетными организациями.
Для анализа и оценки состава, сроков образования и погашения
дебиторской задолженности по каждому должнику необходимо составить
соответствующие аналитические таблицы. С помощью этой таблицы можно
своевременно контролировать сроки погашения обязательств по оплате
продукции (работ, услуг) по полученным авансам и каждому контрагенту.
Кроме того, имеющиеся сведения позволяют выделить долю просроченной
дебиторской задолженности в общей ее сумме.
Рост задолженности ставит вопрос о сроках и источниках ее
погашения. Для обобщения сведений по каждому должнику, на наш взгляд,
необходимо проводить подробный анализ качества задолженности, за счет
каких средств происходит погашение задолженности, в результате которого
можно получить ответ на следующие вопросы: какой срок возникшей
задолженности, насколько обеспечена задолженность и удовлетворяет ли это
13
14
условиям кредитной политики.
Ключевое место при проведении анализа дебиторской задолженности
занимает расчет ее прогнозной величины, поскольку она определяет
потребность в текущем финансировании производственного процесса,
позволяет рассчитать величину чистого оборотного капитала, величину
остатков дебиторской задолженности на конец рассматриваемого периода.
Следующим этапом анализа дебиторской задолженности является
исследование условий расчетов за продукцию, что позволяет принять
обоснованные решения относительно времени отсрочки платежа, объема и
условий кредита, целесообразности предоставления скидок за ускорение
расчетов.
В процессе аналитического обоснования базовых положений политики
расчетов с покупателями необходимо учитывать финансовые возможности
самой организации, а также финансовое положение дебиторов.
Маркетинговый прием увеличения объема продаж за счет предоставления
скидок очень распространен в зарубежной практике и имеет свои
положительные и отрицательные стороны. К отрицательным следует отнести
то, что рост продаж сопровождается увеличением остатков дебиторской
задолженности, и соответственно означает дополнительные финансовые
издержки. При реализации товаров с условием отсрочки платежа всегда
существует риск неполучения долга от дебитора. Уровень этого риска,
естественно, неодинаков и зависит от финансового положения каждого
конкретного должника, анализ которого проводится расчетной группой
хозяйствующего
субъекта. Чем больше времени
предоставляется
покупателям на погашение кредита, тем большие расходы несет сам
экономический субъект, привлекая дополнительные средства в оборот,
увеличиваются затраты на обеспечение контроля соблюдения условий
договоров, при этом необходимо оценивать вероятность возникновения
сомнительных долгов.
14
15
2.2 Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности
В современных условиях развития отечественной экономики кризис
неплатежей и низкая кредитоспособность хозяйствующих субъектов
приводят
к
образованию
значительной
величины
дебиторской
задолженности, причем существенная ее доля приходится на
долговременную и просроченную задолженность. В этой связи перед
бухгалтером-аналитиком стоит важная задача обеспечить при помощи
существующих аналитических методов, процедур и методик обоснование ее
оптимальной величины, оценить возможности, периодичность и объем
инкассации долга, организовать оперативный мониторинг финансового
состояния, платеже- и кредитоспособности потенциальных и постоянных
деловых партнеров. В нормальных условиях функционирования рыночной
экономики дебиторская задолженность является одним из действенных
инструментов стимулирования роста объема продаж и, как следствие,
повышения эффективности производственно-финансовой деятельности
организации.
Для расчета потребности в дебиторской задолженности необходимо
учитывать
следующие
факторы:
возможный
риск
падения
платежеспособности организации - производителя продукции (поставщика)
вследствие замораживания оборотных активов в дебиторской задолженности;
возникновение дефицита денежных
средств,
необходимых
для
финансирования текущих и плановых капитальных затрат; риск возможных
финансовых последствий вследствие возникновения чрезвычайных расходов;
риск потери платежеспособности и снижения ликвидности у организации -
покупателя продукции; необходимость стимулирования спроса на
производимую продукцию (товары, работы и услуги) предоставлением
товарного (коммерческого) кредита и принятия в качестве расчетного
15
16
средства векселей; необходимость поддержания зависимых обществ
предоставлением долгосрочных (или бессрочных) отсрочек по оплате за
проданные активы и прочее.
Управление уровнем дебиторской задолженности определяется
следующими основными факторами: оценка и классификация покупателей в
зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности,
истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль
расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской
задолженности; анализ и планирование денежных потоков.
Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской
задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым планированием
в организации.
При составлении плана (бюджета) продаж готовой продукции
организации необходимо указывать, какое ее количество отгружается с
образованием дебиторской задолженности. Соответствующие суммы
отражаются в плане по движению дебиторской задолженности в графе
«Увеличение».
При формировании плана поступления платежных средств также
необходимо указать, какие суммы поступают в погашение задолженности,
при этом желательна разбивка на денежные средства и товарно-материальные
ресурсы. Соответствующие суммы отражаются в плане по движению
дебиторской задолженности в графе «Погашение».
При формировании плана продаж определяется нормируемая величина
дебиторской задолженности и срок ее погашения по каждому крупному
контрагенту. Это делается для того, чтобы не допустить неконтролируемый
рост
задолженности,
обеспечить
заданное
среднее
значение
оборачиваемости.
После составления исходного варианта финансового плана следует
16
17
проверить, хватает ли имеющихся оборотных средств для функционирования
организации в каждый планируемый период. Если средств недостаточно,
проводится корректировка плана.
Анализируя финансовый план, сроки и объемы дебиторской
задолженности, можно определить различные варианты скидок от цены на
отгружаемую продукцию в зависимости от сроков погашения задолженности.
Может оказаться выгоднее ввести предоплату, существенно снизив при этом
цену.
На продолжительность кредита, предоставляемого по продажам в
кредит, влияют следующие факторы:
- обычные условия торговли в конкретной компании;
- чувствительность продаж к увеличению или уменьшению
продолжительности кредита;
- кредитный рейтинг клиентов.
В зависимости от профиля клиентов реакции на корректировки
продолжительности кредита будут варьироваться. Эти чувствительные
моменты важно определить, потому что есть точка, за которой затраты и
риски увеличения продолжительности кредита будут превышать выгоды от
увеличенных продаж. Определение оптимальной продолжительности кредита
требует выявления точки, в которой затраты на увеличенную
продолжительность кредита точно покрываются прибылью, получаемой от
увеличенных продаж, произведенных с помощью дополнительного кредита.
Количество и продолжительность используемых промежутков времени могут
меняться в зависимости от предоставленных клиентам условий отсрочки
платежа.
При этом у организаций, имеющих высокую скидку и менее
продолжительный период времени для предварительного погашения своих
обязательств, коэффициент инкассации задолженности выше, чем у
остальных контрагентов.
17
18
Существует два основных вида скидок: торговая скидка и скидка при
срочной оплате.
Торговая скидка применяется в случаях, когда организация имеет дело
как с компаниями розничной торговли, так и с розничными торговцами.
Скидка при срочной оплате является простым финансовым стимулом
для покупателей, поощряющим их к оплате своих счетов в течение
определенного периода, который короче, чем обычная продолжительность
кредита. Предоставление скидок при срочной оплате может иметь
благотворное воздействие на работу организации в двух аспектах:
- предоставляемые скидки могут значительно улучшить поток
денежных средств путем сокращения сроков получения оплаты с клиентов,
что сокращает инвестиции в дебиторскую задолженность и риск
возникновения безнадежных долгов;
- предоставляемые скидки могут привести к увеличению объема
продаж имеющимся и новым клиентам, которые способны платить в течение
определенного периода времени и которых привлекает возможность
получения увеличенной скидки с цены.
Следующим аргументом в пользу предоставления скидок покупателям
в случае досрочной оплаты является тот факт, что организация в данном
случае получает возможность сократить не только объем дебиторской
задолженности, но и объем финансирования. Помимо собственно потерь от
инфляции, возникающих в связи с несвоевременностью расчетов с
покупателями, организация-поставщик несет потери, связанные с
необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой
возможного использования временно свободных денежных средств.
18
19
3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью
Для ускорения перевода дебиторской задолженности в иные формы
оборотных активов, предприятия, будь это денежные средства или
высоколиквидные
долгосрочные
(краткосрочные)
ценные
бумаги
применяется рефинансирование дебиторской задолженности.
Выделяют два вида рефинансирования дебиторской задолженности –
факторинг и форфейтинг.
Факторинг, как и многие другие финансовые инструменты пришел в
Россию с Запада. Это английское слово factoring идет от factor (фактор)-
комиссионер, агент, посредник, и означает выкуп дебиторской задолженности
поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их
взысканию и риска неплатежа. Поставщик продает дебиторскую
задолженность , то есть те суммы, которые покупатели должны фирме,
специализированному финансовому институту-факторинговой компании,
которая в свою очередь именуется фактором. Отличие Фактора от других
агентов, например от цессионера, в том, что он вступает во владение долгом,
то есть поставщик теряет права собственности на дебиторскую
задолженность.
Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной
операции, которая включает в себя инкассирование дебиторской
задолженности, кредитование оборотного капитала, гарантии кредитных и
валютных рисков, а также информационное, страховое, бухгалтерское,
консалтинговое и юридическое сопровождение поставщика.
В зависимости от наличия функции финансирования поставщика
факторинговое обслуживание подразделяется на:
факторинг с уплатой ), который включает получение задолженности,
принятие на себя риска неплатежей и передачу средств по мере того, как они
выплачиваются покупателем. В российской практике это называют
19
20
административным управлением дебиторской задолженностью. В этом
случае комиссионное вознаграждение фактора составляет около 0,5-1 % от
суммы переуступленной дебиторской задолженности. Величина комиссии
варьируется от общего объема задолженности поставщика, уменьшаясь с его
ростом;
- факторинг с уплатой и финансированием включает выплату
поставщику сразу после поставки товаров до 90 % от их продажной цены,
при
наличии
накладных, акцептованных
покупателем. Остаток
выплачивается после погашения долга. В этом случае фактор устанавливает
вознаграждение за риск при авансировании (0,5-1,2 % от суммы долга) в
зависимости от общего количества дебиторов, переданных на факторинговое
обслуживание. С ростом количества дебиторов риски фактора размываются и
комиссия снижается. Также поставщик уплачиваетф Фактору плату за
использование денежных ресурсов, которая на несколько пунктов выше
ставки по кредитам. Размер этой платы зависит от срока оборачиваемости
дебиторской задолженности поставщика. В России фактор обычно требует
предоставления оригиналов документов по произведенной поставке (счет
фактура и товарно-транспортная накладная), взимая незначительную
комиссию (порядка 50-70 руб. за с/ф) за регистрацию этих документов. В
западной же практике такая составляющая комиссии тоже существует, но
часто поставщик присылает в факторинговую компанию электронный файл,
содержащий книгу продаж за определенный срок, оригиналы документов по
поставкам предоставляются позднее.
В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют три стороны
поставщик, покупатель и фактор
При покупке счетов факторинговая компания проводит анализ
платежеспособности и добросовестности покупателя, ибо риски Фактора
связанные с неоплатой счетов относятся именно к покупателю, а не к
поставщику. Конечно, фактор производит проверку и поставщика, так как
20
21
существует риск предоставления им поддельных документов по поставкам,
что может повлечь за собой финансовые потери фактора. Во избежание
появления “плохих долгов” от покупки некоторых счетов или долгов
отдельных покупателей фактор может отказаться, либо предложить
соглашение о покупке дебиторской задолженности с правом регресса, то есть
обратного требования к поставщику. В этом соглашении оговаривается срок
наступления регресса, на какие долги он распространяется, в какой срок и
каким образом происходит его исполнение. В России обычно регресс
наступает через 30 дней после истечения отсрочки платежа, но Поставщик
имеет возможность с согласия фактора продлить отсрочку платежа при
наличии объективных трудностей у покупателя. Наличие регресса не сводит
риски фактора к нулю, а лишь снижает их. При факторинге с регрессом
фактор не берет на себя кредитный риск, то есть риск неплатежа покупателя
вообще, а принимает ликвидный риск-риск неоплаты в срок, что происходит
гораздо чаще.
Стоит отметить, что наличие у фактора права регрессного требования к
поставщику несколько снижает для него стоимость факторингового
обслуживания (приблизительно на 15-20 %), поэтому для поставщика имеет
смысл переуступать с правом регресса дебиторскую задолженность
надежных покупателей, имеющих хорошую и давнюю кредитную историю,
снижая тем самым свои издержки на факторинговое обслуживание.
Факторинг бывает как открытый, так и закрытый. При открытом
факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактор и
осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства
перед поставщиком. В случае же закрытого факторинга продавец не хочет
раскрывать причин, заставивших его воспользоваться услугами фактора.
Дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового
обслуживания и продолжает перечислять средства поставщику, который в
свою очередь индоссирует их в пользу фактора. В настоящее время
21
22
возможность применения закрытого факторинга в российских условиях
ограничена, так как приводит к резкому увеличению рисков фактора. Глава 43
Гражданского кодекса РФ ст. 830 п. 1 гласит: “Должник обязан произвести
платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от
финансового агента письменное уведомление об уступке денежного
требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено
подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый
агент, которому должен быть произведен платеж”. Обычно процедуру
уведомления дебитора о переуступке долга фактору берет на себя поставщик,
потому что покупатель воспримет это психологически и технологически
проще, нежели получив это уведомление от фактора.
Факторинг - незаменимый финансовый инструмент для новых и
небольших компаний, а также для фирм выбравших банковские лимиты
кредитования, потому что факторинг - беззалоговая форма финансирования,
для которой не нужно наличие кредитной истории.
Итак, рассмотрим преимущества факторинга для поставщика:
- возможность пополнения оборотных средств;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств;
- расширение ассортимента, что повлечет приток новых покупателей;
- предоставление более льготных условий оплаты для покупателей;
- рост объема продаж, а значит рост прибыли;
- улучшение структуры баланса-появляется возможность взять кредит,
например для расширения производственных мощностей или начала работы
с новой группой товаров;
Операцией, близкой к факторингу, является форфейтинг. Однако в
отличие от него форфейтинг – однократная операция, связанная с взиманием
денежных средств петуем продажи приобретенных прав на товары и услуги.
Форфейтинг осуществляется по такой схеме: Банк (форфейтор)
выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера
22
23
(покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и
сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара
экспортеру. В последующем, денежные средства банку-форфейтору в оплату
товара перечисляет, уплачивает импортер, покупатель, уведомленный, что
оплату за него произвел форфейтор. За досрочную оплату банк-форфейтор
взимает с экспортера проценты. По своей сути форфейтинг похож на
международный факторинг.
23
24
Заключение
Рациональная организация и контроль за состоянием дебиторской
задолженности в современных условиях рыночной экономики играет
важнейшую роль в эффективности хозяйственной деятельности организации.
От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность
организации,
ее
финансовое
положение
и
инвестиционная
привлекательность.
В настоящее время в условиях снижения уровня расчетной дисциплины
система «неплатежей» ведет к росту дебиторской задолженности, в том числе
просроченной. Такое положение обусловливает необходимость контроля
суммы дебиторской задолженности и ее движения (возникновения и
погашения).
Все выше сказанное обусловило выбор темы курсовой работы.
В ходе курсового исследования сделаны следующие основные выводы.
Под дебиторской задолженность понимается право требования
организации на поступление финансовых и нефинансовых активов,
возникающее из обязательств юридических и физических лиц по договору в
ходе хозяйственной деятельности, с целью обеспечения приемлемого уровня
финансовой устойчивости.
Дебиторская задолженность, как экономическая категория, обладает
рядом классификационных признаков: степень ликвидности, элементный
состав, сроки образования и т.д.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет
собой часть общей политики управления использованием оборотного
капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на
расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации
общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее
инкассации.
24
25
Цель анализа дебиторской задолженности - выявление путей
оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска
неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности
и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и
финансовой устойчивости организации.
Анализ дебиторской задолженности может быть проведен в несколько
этапов. В работе рассмотрена методика анализа структуры и динамики
дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности
формирования;
анализ
оптимальности
величины
дебиторской
задолженности; Анализ отклонений в процессе контроля выполнения
бюджетных показателей дебиторской задолженности.
Для ускорения перевода дебиторской задолженности в иные формы
оборотных активов, предприятия, будь это денежные средства или
высоколиквидные
долгосрочные
(краткосрочные)
ценные
бумаги
применяется рефинансирование дебиторской задолженности, в частности –
факторинг и форфейтинг.
25
26
Список использованной литературы
1.
Гражданский кодекс РФ
2.
Налоговый кодекс РФ
3.
Александер, Д. Международные стандарты финансовой отчетности: от
теории к практике / Дэвид Александер, Анне Бриттон, Энн Йориссен; пер. с
англ. В.И. Бабкина, Т.В. Седова. - М.: Вершина, 2010. - 886 с.
4.
Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. -
М.: ИНФРА-М, 2009 - 239 с. - (Высшее образование)
5.
Бланк, И.А. Основы финансового менеджмент / И.А. Бланк. – Киев.:
Ника-Центр, 2009. – 720 с.
6.
Бланк, И.А. Управление активами и капиталом предприятия / И.А.
Бланк. - Киев: Эльга: Ника-Центр, 2010. - 448 с. - («Энциклопедия
финансового менеджера»; Вып.2)
7.
Бригхэм, Ю. Финансовый менеджмент. Полный курс: в 2 т. Т.2 / Ю.
Бригхэм, Л. Гапенски; под ред. В.В. Ковалева. – СПб.: Экономическая школа,
2008. – 497 с.
8.
Ван Х. Основы финансового менеджмента / Джеймс К. Ван Хорн, Джон
М. Вахович (мл.); пер. с англ. Э.В. Кондуковой [и др.]. - 11. изд. - М.:
Вильямс, 2009. - 988 с.
9.
Гиляровская, Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости
коммерческой организации / Л.Т. Гиляровская, А.А. Вехорева. – СПб.: Питер,
2010. – 256 с.
10. Григорьева, Е.М. Финансы корпораций: учеб. пособие для студентов,
обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит» / Е. М. Григорьева, Е. Г. Перепечкина. - М.: Финансы и
статистика, 2011. – 285 с. - (Серия Финансы и налоги)
11. Дранко, О.И. Финансовый менеджмент: технологии упр. финансами
предприятия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
26
27
специальностям 060400 (Финансы и кредит), 061100 (Менеджмент орг.),
060800 (Экономика и упр. на предприятии (по отраслям)) / О. И. Дранко. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 351 с. - (Профессиональный учебник: Финансы)
12. Ермасова, Н.Б. Финансовый менеджмент: конспект лекций / Н.Б.
Ермасова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт: Высш. образование, 2009. –
166 с.
13. Ефимова, О.В. Финансовый анализ. – 4-е изд., перераб. и доп. / О.В.
Ефимова – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2009. – 528 с.
14. Карасева, И.М. Финансовый менеджмент: учеб. пособие по
специализации «Менеджмент орг.» / И.М. Карасева, М.А. Ревякина; под ред.
Ю.П. Анискина. – М.: ОМЕГА-Л, 2012. – 335 с.
15. Каратуев, А.Г. Финансовый менеджмент: учеб.-справ. пособие / А.Г.
Каратуев. - М.: ФБК-пресс, 2010. – 494 с.
27
28
ПРАКТИКА
Анализ системы управления дебиторской задолженности в
ООО «Ромашка»
1. Общая характеристика деятельности ООО «Ромашка»
Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (далее – ООО
«Ромашка») - предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Уставом. Предприятие является
хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, имеет
самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим
наименованием, бланки.
Предприятие специализируется на выпуске нестандартной оснастки
для предприятий машиностроительного и литейного профиля.
Основными видами деятельности ООО «Ромашка» являются:
1производство и реализация продукции производственно-технического
назначения, потребительских товаров, выполнение работ и оказание
услуг в соответствии со специализацией завода на договорной основе, в
том числе для государственных нужд;
2
проведение
научно-исследовательских
и
опытно-
конструкторских работ, относящихся к деятельности общества;
3
разработка и внедрение новых прогрессивных видов техники и
технологий;
4
осуществление в качестве заказчика или иным способом работ по
реконструкции, техническому перевооружению и строительству
производственных и непроизводственных объектов для ООО
«Ромашка»;
5
подготовка и освоение новых видов продукции, работ, услуг и
технологий их выполнения;
28
29
6
ведение внешнеэкономической деятельности в порядке,
установленном действующим законодательством: осуществление
операций по экспорту, импорту товаров, машин, оборудования и
научно-технических услуг, развитие новых форм взаимовыгодных
внешнеэкономических связей, торгово-экономического и научно-
технического сотрудничества с зарубежными предприятиями;
7
осуществление
в
соответствии
с
законодательством
инвестиционной деятельности, включая эмиссию собственных ценных
бумаг (в том числе акций и облигаций, а также производных ценных
бумаг), покупку и продажу ценных бумаг.
Главная цель предприятия формулируется следующим образом:
адаптация предприятия к условиям рынка и последующее его развитие при
стремлении к минимизации затрат.
1.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Рассмотрим состав имущества ООО «Ромашка». Для этого составив
аналитическую таблицу на основе данных раздела «Активы» бухгалтерского
баланса предприятия за 2010-2012 годы (таблица 1).
Таблица 1
Анализ состава имущества ООО «Ромашка» за 2010-2012 годы
Наименование
статей
2010 год,
тыс. руб.
Уд.
вес, %
2011 год,
тыс. руб.
Уд.
вес, %
2012 год,
тыс. руб.
Уд.
вес, %
Изменение 2012 год к 2010
году
Абсолют.,
тыс.руб.
Относит., %
Внеоборотные
активы
126566
42,0
128260
40,2
129520
40,1
+2954
102,3
Нематериальные
активы
598
0,2
603
0,2
644
0,2
+46
107,7
Основные
средства
87305
28,9
87731
27,5
97532
30,2
+10227
111,7
Незавершенное
строительство
28311
9,4
28527
8,9
19830
6,1
-8481
70,0
30
Долгосрочные
финансовые
вложения
10352
3,4
11399
3,6
11514
3,6
+1162
111,2
Оборотные
активы
174805
58,0
190409
59,8
193099
59,9
+18294
110,5
Запасы
103405
34,3
115134
36,1
121277
37,6
+17872
117,3
НДС по
приобретенным
ценностям
3750
1,2
4042
1,3
789
0,2
-2961
21,0
Дебиторская
задолженность
со сроком
погашения более
12 мес.
653
0,2
201
0,1
443
0,1
-210
67,8
Дебиторская
задолженность
со сроком
погашения менее
12 мес.
57487
19,1
61151
19,2
62731
19,4
+5244
109,1
Краткосрочные
финансовые
вложения
2400
0,8
2516
0,8
1334
0,4
-1066
55,6
Денежные
средства
7110
2,4
7365
2,3
6525
2,0
-585
91,8
БАЛАНС
301371
100,0
318669
100,0
322619
100,0
+21248
107,1
За рассматриваемый период с 2010 по 2012 годы валюта баланса ООО
«Ромашка» увеличилась на 21248 тыс. рублей, что свидетельствует о
расширении деятельности предприятия.
В структуре валюты баланса преобладают оборотные активы, на долю
которых в 2012 году приходилось почти 60% валюты баланса. За
рассматриваемый период доля внеоборотных средств предприятия
увеличилась на 1,9 процентных пункта. В абсолютном выражении сумма
оборотных средств увеличилась на 181294 тыс. рублей, что связано в первую
очередь с увеличением запасов (сырья, материалов, готовой продукции,
затрат в незавершенном производстве) на 17872 тыс. рублей.
Наибольшую долю в структуре оборотных средств занимают запасы,
31
на долю которых в 2012 году приходилось 37,6% валюты баланса, еще 19,4%
валюты баланса приходилось на дебиторскую задолженность, платежи по
30
которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. За
рассматриваемый период величина дебиторской задолженности увеличилась
на 5244 тыс. рублей, что может свидетельствовать о расширении
коммерческого
кредита,
предоставляемого
предприятием
своим
покупателям.
В структуре внеоборотных активов в 2012 году наибольшую долю –
30,2% валюты баланса – занимали основные средства (здания, сооружения,
машины и оборудование, транспортные средства и т.д.). За период с 2010
года величина основных средств увеличилась на 10227 тыс. рублей, что
связано с введением в эксплуатацию нового цеха и сокращением на 8481 тыс.
рублей незавершенного строительства.
1.2. Анализ дебиторской задолженности и факторов на нее влияющих
Состояние дебиторской задолженности, его размеры и качество
оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.
Для улучшения финансового положения любой организации
необходимо:
-
следить
за соотношением дебиторской
и
кредиторской
задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности над
кредиторской создает угрозу
финансовой устойчивости организации,
приводит к необходимости привлечения дополнительных источников
финансирования;
-
контролировать
состояние
расчетов
по
просроченным
задолженностям;
- ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью
уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.
32
Для оценки состава и движения дебиторской задолженности на
основании данных, приведенных в бухгалтерском балансе и форме № 5
31
«Приложения к бухгалтерскому балансу» составим аналитическую таблицу о
дебиторской задолженности ООО «Ромашка» за 2012 год (таблица 1.2.)
Таблица 1.2.
Анализ движения дебиторской задолженности за 2012 год
Показатели
Движение дебиторской задолженности
Т
емп
роста
остатка
, %
Остаток на
начало года
Возникло
Погашено
Остаток на
конец года
Сумма,
тыс.руб.
Уд.
вес,
%
Сумма,
тыс.
руб.
Уд.
вес,
%
Сумма,
тыс.
руб.
Уд.
вес,
%
Сумма,
тыс.
руб.
Уд.
вес,
%
Дебиторская
задолженность,
всего
61352
100,0
375923
100,0
374101
100,0
63174
100,0
1
02,9
из нее
Краткосрочная
дебиторская
задолженность
61151
99,7
375681
99,9
374101
100,0
62731
99,3
1
02,6
в том числе
просроченная
18350
29,9
98371
26,2
94313
25,2
22408
35,5
1
22,1
из нее
длительностью
свыше 3 месяцев
12050
19,6
16278
4,3
14008
3,7
14320
22,7
1
18,8
Долгосрочная
дебиторская
задолженность
201
0,3
242
0,1
0
0
443
0,7
в
2,2 р.
в том числе
просроченная
0
0
0
0
0
0
0
0
0
из нее
длительностью
свыше 3 месяцев
0
0
0
0
0
0
0
0
0
задолженность,
платежи по
201
0,3
242
0,1
0
0
443
0,7
в
2,2 р.
33
которой
ожидаются более
чем через 12
месяцев после
отчетной даты
32
Данные, приведенные в таблице 2.8, показывают, что за год сумма
дебиторской задолженности увеличилась на 2,9%. В структуре дебиторской
задолженности преобладает краткосрочная кредиторская задолженность, на
долю которой приходится 99,3% общей задолженности. Ее величина за год
возросла на 2,6%: с 61151 тыс. рублей на начало года до 62731 тыс. рублей на
конец года. В то же время, ее доля в общей величине дебиторской
задолженности уменьшилась на 0,4 процентных пункта и составила 99,3%, на
что оказало влияние увеличение в 2,2 раза долгосрочной дебиторской
задолженности (с 201 тыс. рублей до 443 тыс. рублей). В результате доля
долгосрочной дебиторской задолженности увеличилась с 0,3% до 0,7% на
конец года.
В общей структуре дебиторской задолженности ООО «Ромашка» на
долю просроченной задолженности приходится 35,5%. За год эта доля
увеличилась на 5,6 процентных пункта или на 4058 тыс. рублей.
Следовательно, предприятию не удалось добиться погашения части
просроченных долгов. При этом стоит отметить, что остаток дебиторской
задолженности со сроком погашения свыше 3 месяцев увеличился на 2270
тыс. рублей, или на 18,8%.
Средняя оборачиваемость дебиторской задолженности предприятия в
2012 году составил:
ОДЗ =
,
где ОДЗ – оборачиваемость дебиторской задолженности;
34
Вр – выручка от реализации;
ДЗ1, ДЗ2 – дебиторская задолженность предприятия на начало и конец
анализируемого периода.
Таким образом, средняя оборачиваемость дебиторской задолженности
в 2012 году составила 1,73 оборота (106969 / ((61352 + 63174) / 2).
33
Тогда, средний срок погашения дебиторской задолженности составит:
360 дней / 1,73 = 209 дней. Учитывая, что в 2011 году средний срок
погашения дебиторской задолженности составлял 216 дней, можно говорить
о том, что в 2012 году наблюдается ускорение оборачиваемости дебиторской
задолженности ООО «Ромашка», следовательно, предприятие сокращает
кредит, предоставляемый покупателям.
Для более полного анализа дебиторской задолженности рассчитаем
показатели доли дебиторской задолженности в общем объеме текущих
активов,
оборотных
активов,
долю
сомнительной
дебиторской
задолженности (показатель «качества» дебиторской задолженности) и их
отношение к объему продаж.
При этом воспользуемся следующими формулами:
- доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов:
Удз =
,
где Удз – доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих
запасов;
ДЗ – дебиторская задолженность;
АктТек – текущие активы;
- доля сомнительной задолженности в составе дебиторской
задолженности:
Усдз =
*100%,
35
где Усдз – удельный вес сомнительной дебиторской задолженности в
общем объеме дебиторской задолженности;
ДЗсомн – сомнительная дебиторская задолженность;
ДЗ – дебиторская задолженность.
34
Доля сомнительной дебиторской задолженности характеризует
«качество» дебиторской задолженности. Ее увеличение свидетельствует о
снижении ликвидности.
Полученные данные сведем в аналитическую таблицу 1.2.1
Таблица 1.2.1
Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности
ООО «Ромашка» за 2011-2012 годы
Показатели
2011 год
2012 год
Абсолютное
изменение
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг,
тыс. рублей
99017
106969
+7952
Оборотные активы, тыс. рублей
190409
193099
+2690
Дебиторская задолженность, тыс. рублей
61352
63174
+1822
из нее: краткосрочная
61151
62731
+1580
долгосрочная
201
443
+242
из общей
суммы дебиторской
задолженности
сомнительная дебиторская задолженность
5154
5686
+532
Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов
1,67
1,73
+0,06
в том числе краткосрочной
1,67
1,73
+0,06
Период погашения дебиторской задолженности, дней
216
209
-7
Отношение дебиторской задолженности к объему
выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг
0,619
0,591
-0,028
Доля дебиторской задолженности в общем объеме
оборотных активов, %
32,2
32,7
+0,5
в том числе доля дебиторской задолженности
покупателей и заказчиков в объеме оборотных активов,
%
25,9
26,1
+0,2
Доля сомнительной дебиторской задолженности в общем
объеме дебиторской задолженности, %
8,4
9,0
+0,6
36
Отношение сомнительной дебиторской задолженности к
объему выручки от продажи товаров, продукции, работ,
услуг
5,2
5,3
+0,1
Приведенные в таблице 2.9 данные показывают, что состояние
расчетов с покупателями и заказчиками в 2012 году по сравнению с 2011
годом несколько улучшилось: возросла с 1,67 до 1,73 оборотов
оборачиваемость дебиторской задолженности. Средний период погашения
дебиторской задолженности сократился на 7 дней, на что в первую очередь
повлияло улучшение состояние расчетов по краткосрочной дебиторской
35
задолженности, занимающей наибольшую долю в общем объеме
дебиторской задолженности ООО «Ромашка». Доля дебиторской
задолженности в общем объеме выручки от продажи товаров сократилась с
61,9% до 59,1%.
Между тем, приведенные показатели свидетельствуют о снижении
качества дебиторской задолженности. В 2012 году по сравнению с 2011
годом доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме
дебиторской задолженности увеличилась на 0,6 процентных пункта и
составила 9%. В общем объеме выручки от продажи товаров она увеличилась
на 0,1 процентный пункт и составила 5,3%.
Учитывая, что доля дебиторской задолженности в общем объеме
оборотных активов составляет 32,7%, а на долю задолженности покупателей
и заказчиков в общем объеме оборотных активов приходится 26,1%, то
можно сделать вывод о снижении ликвидности текущих активов из-за
ухудшения качества дебиторской задолженности.
Далее проанализируем состояние дебиторской задолженности по
срокам ее образования (таблица 1.2.2).
Таблица 21.2.
Анализ структуры и состояния дебиторской задолженности в
37
зависимости от сроков ее образования по ООО «Ромашка» за 2010-2012 годы
тыс.рублей
Показатели
Всего
на
конец
года
Уд. вес,
%
в том числе по срокам образования
до 1 мес.
от 1 до 3
мес.
от 3 до 6
мес.
от 6 до 12
мес.
свыше 12
мес.
Дебиторская
задолженность
покупателей и
заказчиков
50448
79,8
9809
20231
5200
15208
0
Векселя к получению
200
0,3
0
0
200
0
0
Задолженность
дочерних и
зависимых обществ
803
1,3
0
803
0
0
0
Авансы выданные
5103
8,1
2400
1030
0
1230
443
Прочие дебиторы
6620
10,5
6050
0
0
570
0
Всего дебиторская
задолженность
63174
100,0
18259
22064
5400
17008
443
В процентах к общей
сумме дебиторской
задолженности, %
100,0
х
28,9
34,9
8,5
26,9
0,7
Анализ данных таблицы --- показывает, что основная доля дебиторской
задолженности приходится на задолженность покупателей и заказчиков –
79,8%, или 50448 тыс. рублей, 10,5% от общего объема дебиторской
задолженности приходится на прочих дебиторов, 8,1% - на авансы выданные.
Наибольший объем дебиторской задолженности приходится на
задолженность со сроком образования до 3 месяцев – 63,8%. В том числе
34,9% от общей дебиторской задолженности (или 22064 тыс. рублей) – это
задолженность со сроком образования от 1 до 3 месяцев.
При этом ООО «Ромашка» в составе дебиторской задолженности имеет
довольной высокую сумму задолженности (22408 тыс. рублей) с длительным
сроком образования – свыше 3 месяцев, которая является просроченной
задолженностью. Поэтому ООО «Ромашка» необходимо приложить все
38
усилия для взыскания просроченной задолженности в ближайшее время, так
как в противном случае возможно списание просроченной задолженности на
уменьшение финансовых результатов организации.
Для определения состояния обязательств на исследуемом предприятии
ООО «Ромашка» необходимо рассмотреть состав и структуру кредиторской
задолженности и рассчитать показатель соотношения дебиторской и
кредиторской задолженности. Кредиторскую задолженность можно
рассматривать как привлечение к собственным оборотным средствам,
заемных, и если на нее не растут пени, то в принципе фирме выгодно иметь
кредиторскую задолженность. В табл. 2.11 рассмотрим состав и структуру
краткосрочных обязательств исследуемого предприятия.
37
1.3 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние ООО
«Ромашка»
Дебиторская задолженность напрямую оказывает влияние на
финансовое состояние предприятия.
Наличие просроченной дебиторской задолженности в размере 22408
тыс. рублей, сомнительной дебиторской задолженности в размере 5686 тыс.
рублей, в случае признания их невозможными к взысканию, могут привести
к списанию задолженности на уменьшение финансового результата 28094
тыс. рублей. Эта сумма впоследствии отразится по строке «Прочие расходы»
в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и сформирует отрицательный
финансовый результат.
2. Резервы и пути совершенствования системы управления дебиторской
задолженностью на ООО «Ромашка»
2.1. Меры по улучшению управления дебиторской задолженностью
39
В целях улучшения управления дебиторской задолженности на ООО
«Ромашка» необходимо:
- постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями,
особенно по отсроченным задолженностям;
- разработать определенные условия кредитования дебиторов, среди
которых могут быть: скидки покупателям в случае уплаты полученного
товара в течение 10 дней с момента получения товара; оплата покупателем
полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-
й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за
товар в течение месяца и так далее;
–
ориентироваться на большое число покупателей, чтобы
38
уменьшить риск неуплату одним или несколькими покупателями;
-
отслеживать
соотношение дебиторской
и
кредиторской
задолженности;
- осуществлять регулярный анализ финансовой отчетности клиентов в
сопоставлении с данными предыдущих лет;
- формировать своеобразное досье на покупателей, как существующих,
так и на потенциальных;
- разрабатывать эффективную дифференцированную политику работы
с покупателями. Так, например, всех покупателей можно условно разбить на
группы в зависимости от их надежности, финансового состояния и других
показателей, важных с точки зрения возможности своевременного расчета за
приобретаемую продукцию. Для каждой группы покупателей можно
разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек за
продукцию;
- проводить политику привлечения добросовестных клиентов,
предлагая им новые подходы в обслуживании. Например, предоставление
скидок за своевременную оплату продукции, досрочную оплату продукции,
доставку по месту требования и т.д.;
40
- проводить мероприятия, в том числе с привлечением органов власти
по взысканию просроченной дебиторской задолженности.
39
Информация о работе Политика управления дебиторской задолженностью