Понятие банкротства. История становления института несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы заключается в диагностике экономического состояния предприятия и вероятности его банкротства, определении возможных путей выхода предприятия из кризиса. Для достижения выбранной цели предусматривается решение следующих задач: оценка текущей деятельности предприятия, анализ финансово – экономической деятельности, разработка мероприятий по выходу из кризиса, изучение направления предотвращения банкротства предприятия, изучение санаций.

Файлы: 1 файл

стратег менеджмент.docx

— 102.02 Кб (Скачать файл)

К основным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и продукцию и услуги предприятия), изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, изменения в отношениях собственности и аренды, в законодательстве по труду и введение нового размере минимальной оплаты труда и др. Одни из указанных факторов могут вызвать внезапное банкротство предприятия, другие постепенно усиливаются и накапливаются, вызывая медленное, трудно преодолимое движение предприятия к спаду производства и банкротству.

Не менее опасно для деятельности предприятия негативное влияние внутренних факторов. Так, много различных неудач предприятий связано с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной обстановке, злоупотреблениями служебным положением, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, и к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.

К субъективным причинам банкротства, относящимся непосредственно к хозяйствованию, причисляют следующие:

- неспособность руководителей  предусмотреть банкротство и  избежать его в будущем;

- снижение объемов продаж  из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;

- снижение объемов производства;

- снижение качества и  цены продукции;

- неоправданно высокие  затраты;

- низкая рентабельность  продукции;

- слишком большой цикл  производства;

- большие долги, взаимные неплатежи;

- слабая адаптированность менеджеров-представителей старой школы управления к жестким реальностям формирования рынка, их неумение проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, ценовую и инвестиционную политику;

- разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия.

В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать задержки с предоставлением финансовой отчетности, свидетельствующие о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о прибылях и убытках.

1.3 Меры по предотвращению банкротства предприятия

С точки зрения финансового менеджера предприятия банкротство – это неспособность предприятия финансировать текущую операционную деятельность и погасить срочные обязательства. Банкротство является следствием неравновесия финансовой системы воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой и инвестиционной политики.

Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реализации.

Санация – это досудебные или же судебные меры по восстановлению платёжеспособности должника, принимаемые собственником, учредителями, кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Всё это в определённой мере связано с реформированием предприятий, под которым понимается их структуризация в процессе перехода на принятые в рыночной экономики принципы функционирования при государственной поддержке и стимулировании. Это предполагает улучшение управления ими, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышение производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. Таким образом, успех реформирования предприятия будет определяться двумя группами факторов: эффективностью создаваемых государством условий и стимулов деятельности предприятий и устранению кризисных явлений в экономике, а также эффективностью принимаемых предприятием мер по внедрению и использованию рыночных механизмов и инструментов.

Целями финансовой стратегии предприятий в данной ситуации должны быть:

· обеспечение их ликвидности и платёжеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заёмных источников средств;

· получение прибыли и соответствующего уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех своих потребностей для основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Для этого государство должно провозгласить, что главной целью его является макроэкономическое регулирование и борьба с инфляцией на основе поддержки национального производства. В этих целях необходимо:

· разработать систему экономических и финансовых показателей на всех уровнях, а также поддержки базовых отраслей экономики;

· создать условия, обеспечивающие возможность предприятиям заработать практически отсутствующие у многих из них собственные оборотные средства;

· принятие экономических мер, расширяющих возможности предприятий по использованию заёмных средств; в этих целях необходимо снижать учётную ставку ЦБ РФ до мирового уровня, ввести государственную гарантию по некоторым кредитам для отдельных предприятий;

· принять меры по резкому сокращению неплатежей и в этой связи неэффективных форм расчётов (предоплата, бартер, наличные деньги), по внедрению таких рыночных инструментов, как коммерческий кредит, вексель, чек;

· изменить налоговую политику, направив её на стимулирование производства и инвестиций;

· определение степени ликвидности и платёжеспособности предприятия;

· направить таможенную политику на защиту национального производителя и конкурентоспособных товаров.

Выбор стратегии предотвращения банкротства и эффективность мер предприятий по внедрению рыночных механизмов зависит от системы управления финансами на предприятии.

Она в свою очередь определяется стратегическими целями и тактическими задачами деятельности предприятия. Основой этой системы должен быть финансовый менеджмент и входящий в него финансовый анализ, по итогам которого предприятие имеет возможность делать регулярную оценку своего финансового состояния.

Главными направлениями этого анализа являются:

- оценка состояния имущества  предприятия и источников его  формирования, а также показателей  структуры капитала;

- оценка состояния оборотных  средств, определение их достаточности  и типа финансового состояния;

- выявление тенденций  оборачиваемости средств предприятии,

- определение степени  ликвидности и платежеспособности  предприятия;

- выявление тенденций  рентабельности на основе системы  показателей.

Главное в стратегии предотвращения банкротства предприятии, решении проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами. С одной стороны, это предполагает оптимизацию источников оборотные средств на основе выработанной стратегии, с другой — размещение этих средств между материальными активами, а также в сферах производства и обращения. Большую роль при этом играет правильно выбранная кредитная политика, использующая кредит в качестве финансового рычага, однако при существующей учетной ставке это малореально.

1.4 Критерии необходимости проведения санации

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на три как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство организации: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизацию. Соответственно данному недифференцированному подходу критерии, при наличии которых организация будет считаться нуждающейся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в нее может быть направлена временная администрация или когда ей может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований кредиторы по собственному усмотрению будут решать, какую из трех указанных мер применить к организации, нуждающейся, с их точки зрения, в повышенном внимании.

Основными мероприятиями по санации неплатежеспособных предприятий при определенной финансовой поддержке являются:

- внедрение новых форм  и методов управления;

- конверсия, диверсификация, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;

- повышение эффективности  маркетинга;

- снижение производственных  затрат;

- сокращение дебиторской  и кредиторской задолженности;

- повышение доли собственных  средств в оборотных активах  за счет части фонда потребления (особенно средств, направляемых  на выплату дивидендов) и реализации  краткосрочных финансовых вложений;

- продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также дочерних  фирм и долей в капитале  других предприятий;

- временная остановка  капитального строительства;

- конверсия долгов путем  преобразования краткосрочной задолженности  в долгосрочную;

- расширение экспорта;

- сокращение численности  занятых и др. При оценке финансового  состояния предприятий и установлении  структуры баланса проводится  анализ финансового состояния, целью  которого является определение  степени его платежеспособности  на основе структуры баланса.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления предприятия. Данный процесс может включать в себя:

- оказание финансовой  помощи организации его учредителями (участниками) и иными лицами;

- изменение структуры  активов и пассивов организации;

- изменение организационной  структуры;

иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.

В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.

Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства, установленных статьей 41 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее - план ликвидации) в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.

Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.

В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.

План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания.

Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.

В случае, когда собранием кредиторов принято решение об утверждении плана санации или плана ликвидации, в котором предусмотрен срок санации или ликвидации, превышающий первоначально установленный, хозяйственный суд продлевает срок санации или ликвидации, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока санации или ликвидации приведет соответственно к восстановлению платежеспособности должника либо увеличению общей суммы удовлетворенных требований кредиторов.

Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных настоящим законодательством.

Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.

Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.

Причины неплатежеспособности предприятия могут быть как объективные, так и субъективные: непрофессиональный менеджмент, изношенное оборудование, падение спроса на выпускаемую продукцию, убытки, несоразмерный фонд потребления, отвлечение средств в краткосрочные финансовые вложения, неправильный выбор форм безналичных расчетов, большая дебиторская и кредиторская задолженность и др. После объявления предприятия неплатежеспособным администрация должна провести детальный финансовый анализ с целью точного определения причин этого положения.

2 Анализ финансового  состояния

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «ГАЗ»

Открытое акционерное общество "ГАЗ" (далее "ОАО "ГАЗ", либо "Общество") является юридическим лицом, действующим в соответствии с Уставом, утвержденным Госкомимуществом Российской Федерации от 26.11.92 № 913-Р.Основным видом деятельности ОАО "ГАЗ" является производство и сбыт грузовых и легковых автомобилей, автомобильных узлов и агрегатов, запасных частей, товаров народного потребления и др. продукции.

Информация о работе Понятие банкротства. История становления института несостоятельности (банкротства)