Понятие денежного оборота, его содержание и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 05:52, контрольная работа

Описание работы

Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит государственного бюджета – это разность между расходами и доходами государства за определенный период.
Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание.
Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется «бюджетным дефицитом».

Содержание работы

1 Бюджетный дефицит…………………………………………………………..2
2 Понятие денежного оборота, его содержание и структура…………………9


Список используемой литературы……………………………………………..12

Файлы: 1 файл

финансы и кредит.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 
1 Бюджетный дефицит…………………………………………………………..2 
2 Понятие денежного оборота, его содержание и структура…………………9

 

 

Список используемой литературы……………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Бюджетный дефицит.

Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит государственного бюджета – это разность между расходами и доходами государства за определенный период.

Дефицит бюджета и  величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется «бюджетным дефицитом». 

Следует заметить, что  несбалансированный бюджет может привести и к возникновению профицита, т.е. превышению дохода бюджета над  его расходами. Однако на практике почти  во всех странах в настоящее время  имеет место значительное по своим  масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов. 
 
Причин тому множество (спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы, потери, приписки, хищения и т.п.), но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата. 
 
Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы. 
 
Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

 
Дефицит бюджета законодательно устанавливается  в Федеральном Законе о государственном  бюджете на предстоящий год.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Согласно Бюджетному кодексу РФ источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники следующих  видов:

- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

- государственные займы, осуществляемые  путем выпускаценных бумаг от имени Российской Федерации;

- бюджетные ссуды, полученные  от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

2) внешние источники следующих  видов:

- государственные займы, осуществляемые  в иностранной валюте путем  выпуска ценных бумаг от имени  Российской Федерации;

- кредиты правительств  иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

 

В теории финансов выделяются следующие основные виды бюджетных дефицитов:

1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов экономики. Под «встроенным» (автоматическим) стабилизатором понимается экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в развитых странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.

2. Структурный дефицит  госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются в основном в развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не бюджетной политикой государства.

3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

4. Первичный дефицит  госбюджета – разность между  величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

5. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит госбюджета – существующий  наряду с измеряемым (официальным)  скрытый дефицит госбюджета, обусловленный  квазифискальной деятельностью  государства. Среди квазифискальных  операций следует упомянуть:

- финансирование государственными предприятиямиизбыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

- накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд, которые в итоге выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

- финансирование Центральным Банком  убытков от мероприятий по  стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству; рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.

Бюджетный дефицит не относится  к разряду чрезвычайных событий  для государства. Еще Д.М. Кейнс  обосновал возможность допущения  опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.

Следует отметить, что  дефицит государственного бюджета  не всегда покрывается только за счет увеличения абсолютного размера  государственного долга. Существует три  основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночного типа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита - это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, - это собственное производство денег, или «сеньораж». «Сеньораж» сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это слишком явно связано с инфляцией.

По данным Министерства Финансв РФ, дефицит федерального бюджета в январе 2012 года составил 17,95 миллиарда рублей (0,5% ВВП) против профицита в 121,54 миллиарда рублей в январе прошлого года.

Неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в короткий срок, во что бы ни стало  добиться равновесия между доходами и расходами бюджета, ликвидировать  бюджетный дефицит. Подобное стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса. В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита следует включать и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению расходов. Сюда относятся:

1. Изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного увеличения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля.

2. Стремление к уменьшению  некоторых статей расхода на  содержание административно-управленческого  аппарата (министерств, ведомств, Администрации Президента Российской Федерации).

3. Упорядочение налоговой  системы, уменьшение количества  налогов и увеличение собираемости  налогов, сборов, таможенных пошлин  и т. п. Все это, а также  уменьшение ставки налогов, создаст благоприятные условия для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства.

4. Необходимо вести  решительную борьбу с инфляцией,  добиться стабилизации денежного  обращения в стране. Необходим  контроль за ценами и заработной  платой путем установления пределов их роста.

5. Укрепление финансовой  дисциплины, упорядочение расчетов  между предприятиями, увеличение  рентабельности работы предприятий  промышленности и сельского хозяйства.

6. Устранению кризисных  явлений также будет способствовать выплата внешних долгов. Одна из важнейших задач - добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта.

7. Нужно добиться уменьшения  спада промышленного и сельскохозяйственного  производства, его стабилизации. Необходима  разработка плана восстановления народного хозяйства.

8. Необходимо увеличить  долю бюджетных заимствований  в небанковском секторе за  счет привлечения средств населения,  предприятий, организаций и других  инвесторов; расширить круг государственных  ценных бумаг для населения. Для поддержания сбалансированности внутреннего финансирования рынка должна быть обеспечена необходимая координация выпуска федеральных, региональных, муниципальных займов.

9. С целью стимулирования  иностранных инвесторов, продолжать  совершенствование системы финансовых, валютных и таможенных льгот. Это создаст более благоприятный режим для привлечения иностранного капитала в нашу экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие денежного оборота, его содержание и структура.

 

Денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах. Такое определение соответствует содержанию современного денежного оборота, где движение совершают именно деньги, а не различные заменители или суррогаты денег.

Современный же денежный оборот совершается с помощью денежных единиц (в налично-денежном и безналичном оборотах), не обладающих стоимостью, равной их номиналу. Поэтому стоимостным сейчас можно считать только товарный оборот.

С помощью потока денег  в наличной и безналичной формах - денежного оборота как совокупности всех платежей, обеспечиваются реализации валового продукта, использование национального дохода и все последующие перераспределительные процессы в экономике.

Денежный оборот складывается из отдельных каналов движения денег  между:

· центральным банком и коммерческими банками;

· коммерческими банками;

· предприятиями и  организациями;

· банками и предприятиями  и организациями;

· банками и населением;

· предприятиями, организациями  и населением;

· физическими лицами;

· банками и финансовыми институтами различного назначения;

· финансовыми институтами  различного назначения и населением.

По каждому из этих каналов деньги совершают встречное  движение.

Структуру денежного  оборота можно определить по разным признакам. Из них наиболее распространенными является классификация денежного оборота в зависимости от формы функционирующих в нем денег. По этому признаку денежный оборот подразделяется на безналичный и налично-денежный обороты.

В зависимости от этого  признака денежный оборот разбивается на три части:

1. Денежно-расчетный оборот, который обслуживает расчетные  отношения за товары и услуги  и по нетоварным обязательствам  юридических и физических лиц.

2. Денежно-кредитный оборот, обслуживающий кредитные отношения  в хозяйстве.

3. Денежно-финансовый оборот, обслуживающий финансовые отношения в хозяйстве.

Наконец, можно классифицировать денежный оборот в зависимости от субъектов, между которыми двигаются  деньги. По этому признаку структура  денежного оборота будет такова:

Оборот между банками (межбанковский оборот).

Оборот между банками  и юридическими и физическими  лицами (банковский оборот).

Оборот между юридическими лицами.

Оборот между юридическими и физическими лицами.

Оборот между физическими  лицами.

Система рыночных отношений  распадается на две сферы: денежно-товарных и денежно-нетоварных отношений. Особенностью денежно-товарных отношений является то, что происходит не только денежный, но и товарный обороты, поскольку движение денег здесь всегда связано со встречным движением товаров.

Каждая часть денежного оборота обслуживает свою сферу рыночных отношений, причем деньги свободно переходят из одной части денежного оборота в другую, что позволяет оперативно перебрасывать их из одной сферы рыночных отношений в другую в соответствии со складывающейся в результате действия закона спроса и предложения конъюнктурой рынка. В отличие от других рынков валютный рынок не обслуживается конкретно какой-то частью денежного оборота, он только увеличивает или уменьшает этот оборот.

Существуют две основные задачи, которые решает денежный оборот, обслуживая систему рыночных отношений, что и определяет его роль:

1. Денежный оборот, перераспределяя деньги между своими частями, обеспечивает свободный перелив капитала из одной сферы, рыночных отношений в другую, тем самым осуществляя их взаимосвязь;

Информация о работе Понятие денежного оборота, его содержание и структура