Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 00:51, контрольная работа
Понятие "финансы" зачастую отождествляют с деньгами. Для этого рассмотрим историю развития данной категории. Термин "финансы" (ит. finansia) возник в ХШ-ХУ вв. в торговых городах Италии и сначала означал любой денежный платеж, т.е. данный термин означал какой-то процесс, отношения между субъектами, а конкретно — денежные отношения.
Финансовые отношения охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды государственных организаций; взаимные платежные обязательства, осуществляемые на основе договоров между фирмами; отношения между предприятиями и банками по поводу получения и использования кредитов; отношения между государством и населением, связанные с получением различного рода трансфертных выплат, с реализацией займов, с организацией розыгрышей по лотерейным билетам и т. д.
2. Понятие и экономическая сущность государственного кредита
Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений -- финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.
Его специфическими чертами являются: добровольность; возвратность и платность; на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.
Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них - противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита - один из вариантов разрешения данного противоречия.
Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.
Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
Отличия государственного кредита от банковского
Государственный кредит
Банковский кредит
В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли заёмщика, кредитора или поручителя.
В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.
Во втором случае, органы власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе. Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.
В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.
Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:
1) наличие кассового разрыва
в исполнении бюджета, т. е. разницы
во времени поступления
2) дефицит государственного бюджета;
3) усиление социальной
ориентации экономики, рост затрат
на охрану окружающей среды, что
требует увеличения
3. Задача
В отчетном месяце производственное предприятие-резидент Республики Беларусь изготовило акцизную продукцию и реализовало ее на белорусском рынке. Выручка от реализации составила 472 млн. руб. Других видов деятельности в отчетном периоде предприятие не осуществляло. Определить начисленную величину косвенных налоговых платежей (ставка акциза – 40 процентов; ставка НДС – 18 процентов) и прибыль от реализации продукции, если себестоимость производства составила 180 млн. руб.
Решение:
Определи сумму НДС, входящего в розничную цену:
НДС=РЦ*Сндс/(100+Сндс)
где НДС – сумма НДС в розничной цене, р., РЦ – розничная цена, р., Сндс – ставка НДС,%.
НДС=472*18/(100+18) =72 (млн. руб)
Тогда отпускная цена без НДС (Цотп):
Цотп=РЦ-НДС=472-72=400 (млн. руб)
Отчисления в республиканский целевой бюджетный фонд (Офс):
Офс=Цотп*Софс=400*0,03=12 (млн. руб)
где Софс – ставка отчислений в республиканский целевой бюджетный фонд.
Целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды (Цсм):
Цсм=(Цотп-Офс) *Ссм=(400-12) *0,0115=4,5 (млн. руб)
где Ссм – ставка целевого сбора в местные целевые бюджетные фонды,%.
Определи сумму акциза (А):
А=(Цотп-Офс-Цсм) *Са=(400-12-4,5) *0,4=153,4 (млн. руб)
где Са –ставка акциза.
Тогда прибыль от реализации продукции (П) составит:
П=Цотп-Офс-Цсм-А-С=400-12-4,5-
где С – себестоимость производства.
Таким образом, прибыль от реализации продукции составит 50,1 млн. руб., сумма акциза 153,4 млн. руб., целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды 4,5 млн. руб., отчисления в республиканский целевой бюджетный фонд 12 млн. руб., величина НДС 72 млн. руб.
Литература
Информация о работе Понятие и сущность финансов. Функции финансов. Субъекты финансовых отношений