Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:21, реферат
Процессный подход является важнейшим признаком совершенного управления. Этот подход, используемый в качестве базового в международных стандартах ИСО серии 9000:2000, на самом деле не нов. Еще в конце 60-х годов была разработана методология структурного анализа и проецирования сложных систем SADT.
Совершенствование деятельности предприятия может осуществляться за счет применения процессного подхода к его управлению, что позволяет:
составить перечень основных бизнес-процессов и на основании полученных данных сделать выводы о рациональности использования ресурсов, численности и загрузке персонала и т. д.;
определить недостающие и дублирующиеся бизнес-процессы и внести соответствующие коррективы;
определить перечень функций каждого подразделения предприятия;
Введенние 2
1. Понятие процессного подхода и бизнес-процесса в управлении. 4
2. Реализация процессного подхода в управлении. 8
Третий путь позволяет определить организационные структуры и управлять самой организацией. Этот путь основан на том, что организационные структуры сами по себе оказывают решающее влияние на работоспособность организаций. Основой эффективного построения оргструктуры является понимание цели существования отдельных подразделений - работать поставщиками для своих внутренних и внешних клиентов.
Структуры, опирающиеся на бизнес-процессы в большей степени, чем существующие, могут избежать этого путем создания рабочих команд, которые имеют всех необходимых специалистов и отвечают за весь процесс, а не за отдельную часть, относящуюся к их отдельной технической специализации.
Создание структуры относится к области компетентности менеджеров высшего звена и, особенно, генерального директора. Одна из основных задач, за которую им платят деньги, — обеспечить, чтобы существующая структура была наилучшим вариантом для целей организации, а также правильно распределить людей по должностям, которые должны быть заняты.
Стоит задача — разработать структуру, наиболее подходящую к организации, а не структуру, являющуюся "наименьшим злом", в существующей ситуации и при имеющемся персонале. Работа реинжиниринга организационной структуры начинается с вопроса: "Что мы хотим от структуры?", после чего в процессе дискуссии согласовываются ключевые характеристики, вокруг которых должна строиться структура. Далее проводится оценка существующей структуры с точки зрения ключевых характеристик, анализ должен показать области, где существующая структура соответствует разработанным требованиям и где не соответствует. Цель состоит в том, чтобы найти все возможные варианты приведения структуры в соответствие ключевым характеристикам, имена здесь неважны. Разработанные варианты оцениваются и выбирается наиболее предпочтительный вариант, для эффективной реализации которого также потребуются определенные усилия по преодолению недоверия и опасений.
Разработка наиболее подходящего способа построения организации — важная составляющая любого полноценного проекта по реинжинирингу бизнес-процессов. Если это не так, возможно, и даже вероятно, что новые процессы, которые создадут на месте старых, будут тормозиться ограничениями, оставшимися от старого способа организации, отношениями отчетности и т.д. Управление бизнес-процессами непрерывно усиливающийся важный элемент управления современной организацией.
Процессному
подходу соответствуют
Матричная структура – предполагает одновременной использование функционального и дивизионального подходов (рис. 1).
Рис. 1. Матричная структура организации
Особенностью такой структуры является двойная линия властных полномочий: дивизиональная иерархия властных полномочий направлена горизонтально, а функциональная – вертикально. Вертикальная структура обеспечивает традиционный контроль, а дивизиональная – координацию взаимодействий. Такая структура приводит к тому, что некоторые сотрудники подчиняются сразу двум непосредственным начальникам.
Проектная структура имеет точно такой же вид, что и матричная, однако отличается целевой направленностью управляющих подразделений, реализующих горизонтальные связи. Объектом управления являются проекты, а значит проектная структура является временной и существует лишь в течение того времени, которое требуется для реализации проекта.
Таблица 1
Преимущества и недостатки матричной (проектной)
организационной структуры
Преимущества |
Недостатки |
1) более эффективное, чем в 2) гибкость, адаптивность к изменяющейся внешней среде 3) развитие как общей, так и специальной подготовки руководства 4) кооперация между функциями |
1) путаница, вызванная двойной командной цепочкой 2) возможность острых противоречий между сторонами матрицы 3) высокая вероятность
давления одной из сторон |
Содержание
многоуровневых иерархических систем
с их многочисленностью управленцев
среднего звена стало слишком
дорогим. Множественностей уровней
управления препятствует информационным
потокам и быстрой реакции, необходимой
для гибкости и инновационности
фирмы. В результате фирмы вынуждены
прибегнуть к широкомасштабному
сокращению управленческих уровней,
к переходу к плоским структурам
для ликвидации этих весьма дорогих
барьеров для нормального
Децентрализация в более мелких единицах способствует созданию межфункциональных команд и объединений, выходящих за пределы одной организации. Происходит постепенное смещение от жестких традиционных структур к более гибким, проектным формам организации. Структуры приобретают горизонтальный характер, проекты становятся средством объединения дивизионов традиционных дивизиональных организаций.
Командная структура предполагает, что вся организация состоит из команд, координирующих свои действия и работающих непосредственно с покупателем (рис. 2).
Рис. 2. Командная структура организации
Существуют два принципа ее организации:
Многофункциональные команды включают сотрудников различных функциональных отделов, которые берут на себя ответственность за деятельность группы и совместно работающих над решением поставленных задач. Один из членов команды выполняет функции непосредственного руководителя.
Постоянные команды – рабочие группы, состоящие из представителей всех функциональных областей организации и осуществляющие выполнение определенной задачи или проекта.
Таблица 2
Преимущества и недостатки командной организационной структуры
Преимущества |
Недостатки |
1) устранение барьеров между 2) быстрая реакция на изменения вкуса потребителей 3) улучшение морального
климата, повышение степени 4) сокращение числа |
1) Конфликты 2) увеличение времени заседаний и совещаний 3) снижение эффективности использования ресурсов 4) нежелательный уровень децентрализации |
Сетевая структура. Ее можно изобразить в виде центра, окруженного сетью сторонних организаций (рис. 3).
Рис. 3. Сетевая организационная структура
Часть видов деятельности, например бухгалтерский учет, проектирование, распространение продукции и другие функции передаются сторонним организациям – субконтрактинг, аутсорсинг. Между ними и центральным офисом устанавливаются электронные связи. Компания получает возможность делать то, что она «умеет лучше всего», а выполнение других функций поручает фирмам, обладающим необходимыми для этого отличительными знаниями.
Примером может служить приобретение у поставщиков не отдельных деталей, а готовых узлов какого-либо изделия, из которых работники собирают готовую продукцию. Лидерами по применению такого подхода являются автомобильные компании.
Таблица 3
Преимущества и недостатки сетевой организационной структуры
Преимущества |
Недостатки |
1) конкурентоспособность на 2) гибкость, высокий уровень
удовлетворенности от труда 3) снижение административных расходов |
1) отсутствие непосредственного 2) возможность нежелательной утраты организационных частей 3) низкая лояльность сотрудников |
Одна
из форм сетевой организации –
виртуальная организация, когда
специалисты собираются вместе для
осуществления конкретного
Информация о работе Понятие процессного подхода и бизнес-процесса в управлении