Повышение эффективности кредитной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Заемный капитал представляет собой часть стоимости имущества организации, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику, банку, деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества. В составе заемного капитала различают краткосрочные и долгосрочные заемные средства, кредиторскую задолженность (привлечённый капитал).

Содержание работы

Введение
1. Содержание и цели кредитной политики……………………………5
2. Типы кредитной политики……………………………………………6
3. Порядок и этапы разработки кредитной политики предприятия.
4. Инструменты кредитной политики предприятия.
5. Оценка эффективности кредитной политики………………………11
Заключение
Задания к контрольной работе.
1.Расходы предприятия………………………………………………………
2.Задача………………………………………………………………………
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

корпоративные финансы.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Консервативная модель предполагает, что часть оборотных активов покрывается долгосрочными пассивами.

Компромиссная модель считается наиболее реальной. Оборотные активы финансируются за счет долгосрочных источников.

Многообразие задач, решаемых в процессе построения стратегии любого из представленных типов, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.

Кредитные стратегии предприятия предполагает использование различных инструментов кредитной политики. Охарактеризуем подробнее эти инструменты.

1. Анализ привлечения  и использования кредитных (заемных) средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является  выявление объема, состава и форм  привлечения заемных средств  предприятием, а также оценка  эффективности их использования.

На первой стадии анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На второй стадии анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированного финансового кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

На третьей стадии анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводиться соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко - и долгосрочных оборотных и внеоборотных активов.

На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческих) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

2. Определение целей  привлечения кредитных средств  в предстоящем периоде. Эти средства  привлекаются предприятием на  строго целевой основе, что является  одним из условий последующего  эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятия являются:

пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полную эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация), обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели.

другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

3. Определение предельного  объема привлечения кредитных  средств.

4. Оценка стоимости  привлечения кредитов из различных  источников. Такая оценка проводиться в разрезе различных форм заемного, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

5. Определение соотношения  объема заемных средств, привлекаемых  на кратко - и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах  кратко - и долгосрочных заемных средств обосновывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных. На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго - и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Полный срок использования заемных средств включает в себя три временных периода:

1) срок полезного использования - это период времени, в течение  которого предприятие непосредственно  использует предоставленные заемные  средства в своей хозяйственной  деятельности;

2) льготный период - период  времени с момента окончания  полезного использования заемных  средств до начала погашения  долга. Он служит резервом времени  для аккумуляции необходимых  средств;

3) срок погашения - это  период времени, в течение которого  происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.

6. Определение форм  привлечения кредитных средств. Эти формы дифференцируются в  разрезе финансового кредита; товарного  кредита; прочих форм. Выбор форм  привлечения заемных средств  осуществляется исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

7. Определение состава  основных кредиторов. Этот состав  определяется формами привлечения  заемных средств. Основными кредиторами  предприятия являются обычно  его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

8. Формирование эффективных  условий привлечения кредитов. К  числу важнейших из этих условий  относятся:

срок предоставления кредита - является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит - на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит - на период полной реализации закупленных товаров и т.п.).

ставка процента за кредит - характеризуется тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.

По применяемым формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.

По применяемым видам различают фиксированную ставку процента и плавающую ставку процента. Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом. Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.

условия выплаты суммы процента - характеризуется порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводиться к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы процента в момент уплаты суммы основного долга. При прочих равных условиях предпочтительней является третий вариант.

Условия выплаты суммы основного долга - характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату суммы основного долга в течение общего периода функционирования кредита; полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кредита; возврата основной или части долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней.

5. Оценка эффективности кредитной политики.

Учитывая наличие конкуренции и сложности сбыта продукции, предприниматель вынужден прогнозировать состояние дебиторской задолженности. При этом определяется степень риска по сомнительным долгам и выявляются неплатежеспособные покупатели. Это позволяет принять соответствующие меры в процессе управления дебиторской задолженности. Если по истечении срока исковой давности дебиторской задолженности не погашена дебитором, она списывается в убыток предприятию, ухудшая его финансовое состояние.

В целях предотвращения убытков в условиях нестабильной экономики и широко практикуемой предоплаты продукции целесообразно проводить анализ дебиторской задолженности и контроль за оборачиваемостью средств в этих расчетах. Показатель оборачиваемости свидетельствует о степени возврата задолженности, ее ликвидности.

При анализе рассчитывается оборачиваемость средств в дебиторской задолженности по формуле:

К=П/3

где К - коэффициент оборачиваемости (количество оборотов средств в дебиторской задолженности);

П - объем отгруженной продукции по отпускным ценам;

3 - средняя дебиторская задолженность.

При анализе оборачиваемость средств в дебиторской задолженности может быть представлена в днях (Одн), т.е. отражать длительность одного оборота.

Тогда,

Одн=(З.Д):П

где Д - число дней в периоде

П - объем отгруженной продукции по отпускным ценам

3 - средняя дебиторская задолженность.

Оценка эффективности кредитной политики:

Показатель среднедневной маржинальной прибыли (Рп) рассчитывается по следующей формуле:

Рп = Р: dn

где Р - маржинальная прибыль, полученная за период оборачиваемости дебиторской задолженности; dn - период оборачиваемости дебиторской задолженности (в рабочих днях).

Наиболее эффективной будет такая кредитная политика, при которой значение показателя Рп максимально. Использовать этот показатель удобно не только при пересмотре кредитной политики компании в целом, но и при оценке эффективности работы с разными контрагентами.

Применяя предложенные подходы к формированию кредитной политики, следует помнить, что проблема кредитования покупателей является частью более широкой задачи - выбора стратегической позиции фирмы на рынке, то есть определения приоритетов деятельности компании. Именно от стратегии зависят характер работы компании с дебиторами, кредитная политика и подходы к оценке инвестиций в дебиторскую задолженность.

Построение системы учёта и контроля дебиторской задолженности:

Для управления дебиторской задолженностью нужна следующая информация:

  • данные о выставленных дебиторам счётах, которые не оплачены на настоящий момент;
  • время просрочки платежа по каждому из счетов;
  • размер безнадёжной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных внутрифирменных нормативов;
  • кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).

Можно порекомендовать при управлении дебиторской задолженностью, также учитывать данные о компаниях, имеющих задолженность перед вашим дебитором. Зачастую оказывается, что можно провести взаимозачёт и погасить свои кредиторские обязательства под дебиторскую задолженность. В некоторых компаниях такими взаимозачётами погашается порядка 5-6% текущей дебиторской задолженности.

Определение критического срока оплаты:

Критический срок оплаты - дата, не позднее которой должен быть осуществлён платёж по предоставленному коммерческому кредиту.

Для того чтобы иметь возможность контролировать критический срок оплаты, нужно учитывать продолжительность отсрочки платежа, а также дату возникновения дебиторской задолженности. Моментом возникновения дебиторской задолженности считается дата перехода собственности на продукцию от продавца к покупателю, установленная в договоре. Это может быть дата подписания договора, отгрузки товара со склада продавца, дата поступления продукции к покупателю и т.д.

Для упрощения счёта критического срока оплаты можно порекомендовать выделить типичные для компании условия предоставления отсрочки платежа и реализовать возможность их учёта в системе управления дебиторской задолженностью.

Построение системы учета и контроля дебиторской задолженности

Для управления дебиторской задолженностью нужна следующая информация:

Информация о работе Повышение эффективности кредитной политики предприятия