Приватизация и разгосударствление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Приватизационная волна, захлестнувшая мир в 80-е годы, к началу 90-х годов дошла и до России. Если в 80-е годы тема приватизации реально интересовала лишь узкий круг ученых академического толка, и то лишь применительно к странам Запада и развивающегося мира, то где-то с осени 1990 г. в России начинается сверхактивное обсуждение приемлемой модели приватизации для внутренних нужд.

Файлы: 1 файл

приватизация в РФ.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

 

2.9 Кризис 1998 года

 

Финансовый кризис 17 августа 1998 г. существенно изменил экономическую ситуацию в России – практически начался новый этап перераспределения прав собственности.

Финансовый кризис 1997–1998 гг. заметно сместил акценты в перераспределении собственности (контроля). Инвесторов, ушедших из реального сектора, можно вернуть крайне резким обесценением корпоративных бумаг. Напротив, некоторые держатели пакетов, включая эмитентов, попытались улучшить финансовое положение за счет сброса акций. Многие коммерческие банки и финансовые группы, оказавшись на грани или в процессе банкротства, рассматривали возможность расчета по своим обязательствам путем переуступки принадлежащих им пакетов акций в реальном секторе или уступки неликвидных пакетов. В рамках приватизационных продаж отдельные держатели пакетов попытались консолидировать имеющиеся пакеты в интересах контроля с минимальными затратами.

В то же время кризис привел к дополнительным эмиссиям акций и производных бумаг, активизировал использование долговых схем (секьюритизации долгов), инструментария банкротства, реорганизации компаний. В этих условиях более заметными и успешными стали попытки региональных элит взять под контроль основные предприятия своего региона. На федеральном уровне реанимируются идеи собственности трудовых коллективов и крупных государственных холдингов как основной структурной единицы российской экономики.

Финансовый и политический кризис 1998 г. подвел черту под той неоднозначной политикой, которую с определенной долей условности принято называть «денежной приватизацией» в России. Итоговый доход от продаж в 1998 г. формально соответствовал требованиям закона о бюджете на 1998 г. и скорректированному заданию правительства, однако его основная часть была получена от продажи 2,5% акций РАО «Газпром». Как и в предыдущие годы, стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет притом, что фактически ни одна из запланированных продаж не состоялась.

В то же время ситуация осложнилась финансовым кризисом. Девальвация рубля и общее падение капитализации российского рынка акций лишили даже наиболее перспективных российских эмитентов ценовых ориентиров. В ситуации хронического кризиса финансовых рынков в России с октября 1997 г. мобилизация свободных финансовых ресурсов (собственных и заемных) с целью контроля за новыми объектами становилась все более проблематичной даже для крупнейших отечественных финансовых группировок. Что касается потенциальных иностранных инвесторов, то лучшим свидетельством оценки ими ситуации стал массовый отток с рынка ценных корпоративных бумаг в 1998 г.

Такая ситуация, явно неблагоприятная для бюджетных доходов, может, однако, способствовать активизации приватизационных продаж в тех случаях, когда резкое падение цен на рынке позволяет с минимальными затратами завершить процесс консолидации корпоративного контроля. Если на стадии быстрого роста рынка многие держатели пакетов акций были вынуждены ограничиваться только портфельным вложением или в лучшем случае контрольным пакетом, то в условиях кризиса логичной становится дальнейшая концентрация акционерного капитала.

Сложившаяся ситуация означает продолжение и, возможно, ускорение массового сброса остающихся пакетов. По данным Мингосимущества РФ, в 1998 г. намечалась продажа около 2 тыс. «раскрепленных» пакетов акций, многие из которых оставались в собственности государства. Предполагался также сброс пакетов менее 25%. Как показывает практика прежних лет (тем более в условиях глубочайшего кризиса финансового рынка), речь может идти не столько о продаже, сколько о фактической передаче этих пакетов тем или иным частным или институциональным держателям акций.

В итоге приватизационный процесс вновь возвращается на стадию спонтанного внеэкономического развития в силу, с одной стороны, не заинтересованности правительства в организации типовых сделок в рамках остаточной приватизации, с другой – дешевизны активов и соответственно исчезновения рыночных критериев для сделок.

В целом для ситуации 1998–99 гг. характерны следующие особенности.

Ослабление прежних лидеров означает возможность нарастания агрессии со стороны как более мелких и более благополучных конкурентов, так и региональных властей, которые ранее не могли соревноваться с «московскими» финансовыми группами. Это создает почву для новой «волны» корпоративных конфликтов.

На фоне кризиса многих крупнейших банков и финансовых групп вполне закономерно усиление мощи федеральных естественных монополий и тех «автономных империй», возникших вокруг крупных корпораций, которые изначально ориентировались на «самодостаточность» и не столь заметно пострадали в ходе финансового кризиса.

Закономерным процессом является усиление «регионализации» перераспределения собственности. Речь идет о формировании региональных холдинговых структур под эгидой местных властей (например, в Башкортостане – образование Башкирской топливно-энергетической компании). Кроме того, предпринимаются попытки пересмотра тех приватизационных сделок, в которых победителями стали представители центра (общефедеральных групп), других регионов или иностранные инвесторы. Нередко наблюдается отзыв переданных в доверительное управление пакетов акций региональных предприятий. Предпринимаются и попытки аннулирования новых эмиссий акций, которые изменили структуру собственности корпораций региона в пользу «чужих» (Москва, Самара и т.д.).

Необходимо отметить еще одну тенденцию, характерную как для федерального, так и для регионального уровня к формированию «семейных» (клановых) взаимоотношений в рамках крупных корпораций или в системе «региональная власть – региональные компании».


Заключение

 

Главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.

К основным итогам приватизации в России можно отнести:

Завершение малой приватизации – передачи в частные руки прачечных, булочных, парикмахерских и т.п.

Сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Приватизация государственной собственности предполагала сведение доли государства в национальном богатстве и ВВП с 95 до 25 – 33%. В 1993 – 94 гг. состоялась так называемый ваучерный этап большой приватизации. В 19995 – 96 гг. правительство предприняло попытку передачи госпредприятий в частное управление методом денежных залоговых аукционов. С 1997 года начались прямые продажи госсобственности в частное на инвестиционных торгах и аукционах.

Перераспределение экономических основ власти.

Создание рыночной инфраструктуры – банков, бирж, торговых домов, рекламных агентств, страховых инвестиционных компаний, пенсионных и паевых фондов, современных средств связи и передача информации. Рыночная инфраструктура была практически создана к началу 1995 года.

Финансовое оздоровление.

Маневр трудовыми ресурсами.

Приватизация в Российской федерации приобрела необратимый характер. В настоящее время уже нет смысла спорить о её целесообразности. Путь к полноценной рыночной экономике без разгосударствления и приватизации невозможен. Формы и методы приватизации могут быть различными в зависимости от особенностей объекта и состояния субъекта приватизации. При этом определяющим должен быть вопрос об эффективности принимаемых решений в вопросе преобразований госсобственности. Добиваясь желаемого эффекта, не надо забывать о том, что приватизация лишь тогда даст результат, когда затронет всю глубину производственных отношений, а не только их внешние, находящиеся на поверхности, проявления.

Приватизация в России резко расширила сферу действия отношений предпринимательства. Структура современного предпринимательства характеризуется многообразием критериев ее формирования. Можно выделить экономическую структуру бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение бизнеса по формам предприятий).

Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть обусловлены двумя процессами. Во-первых, появлением качественно новых элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж).

Программы приватизации, принимаемые государственными органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.

Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) привело к объяснимому торможению данного процесса в регионах.

Если подвести итог всему выше сказанному, то, по моему мнению, процесс приватизации в России имеет скорее положительные, чем отрицательные итоги. Несмотря на все ошибки, допущенные правительством, приватизация все же произошла и более или менее успешно: появились частные организации и предприятия, акционерные общества; работники стремятся повысить производительность, ведь в большинстве случаев от нее зависит размер премии.

Россия постепенно, а в последние годы все быстрее переходит от командной экономики к рыночной, что поднимает престиж нашей страны на мировом уровне, повышает эффективность производства и имеет множество других положительных итогов.

 

 



[1] Экономический словарь Габлера.

[1] 

[2] Основы теории переходной экономики (вводный курс). Глава 15. - Киров 1996.

 

[3] Радыгин А. Приватизационный процесс в России в 1995 году.//Вопросы экономики.№4.1996.


Информация о работе Приватизация и разгосударствление