Пути повышения платежеспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявить пути повышения платежеспособности предприятия.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие платежеспособности и выяснить условия ее обеспечения;
2) провести анализ платежеспособности и ликвидности предприятия;
3) провести анализ показателей рентабельности;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……...3
Глава
1. Понятие платежеспособности и условия ее обеспечения…………....4
2. Содержание, значение и задачи анализа платежеспособности…......11
3. Анализ финансового состояния предприятия на примере
ООО "Беттастрой"…………………………………………….…....…...15
4. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия.…....…...17
5. Анализ показателей рентабельности…………………………….……24
6. Пути повышения платежеспособности предприятия………….……29
Заключение………………………………………………….……..…....…...33
Список использованной литературы…………………………….….....…..35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа .doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Анализ показателей  рентабельности

 

Рентабельность - это показатель производственно-финансового итога деятельности предприятия. Рентабельность бывает различных видов.

Рентабельность различается по видам базовых активов и входит в характеристику деловой активности фирмы. Деловая активность фирмы основана на мотивации значимости прибыльности и направлена на увеличение социально-экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Коммерческий расчет предприятия основан на расчете прибыли (выгоды).

Прибыль также является результатом реализации интересов всех участников бизнеса, а также результативности функционирования мотивационного механизма бизнеса.

Деловая активность предприятия увеличивается при ускорении оборачиваемости активов экономического субъекта.

Под активами предприятия подразумевается все ее имущество, а также ее права и обязанности. Основные виды рентабельности основаны на расчете прибыли:

1. Рентабельность продаж (реализация). Ее увеличение означает рост  цен при неизменных издержках  или снижение издержек при  неизменных ценах.

2. Рентабельность активов. Сравнительно  низкий уровень этого показателя  говорит о перевложении капитала  в активы или о низком спросе  на продукцию предприятия.

3. Рентабельность оборотного капитала. Ее рост при снижении рентабельности  активов означает нежелательный рост оборотных средств (затоваренность готовой продукции на складе, изменение производственных запасов, возросшая дебиторская задолженность.

4. Рентабельность текущих активов. Характеризуется степенью оборачиваемости  оборотных активов и наличии сверхнормативного запаса.

5. Рентабельность собственного  капитала. Ее изменение оказывает  влияние на уровень котировок  акций на фондовой бирже.

6. Средняя норма рентабельности  предприятия, т.е. отношение чистой  прибыли к сумме балансовой  стоимости активов за вычетом амортизации на конец каждого рассматриваемого периода.

Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия. Общий смысл системы показателей рентабельности – определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. Показатели рентабельности являются относительными и практически не подвержены влиянию инфляции.

Основными показателями рентабельности являются следующие.

1. Рентабельность активов (имущества) – показывает какую прибыль  получает предприятие с каждого  рубля, вложенного в активы:

 

Ра = (Пч / А) * 100%

 

где А – величина активов (валюта баланса); Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).

2. Рентабельность текущих активов  Рта показывает, сколько прибыли  получает предприятие с одного  рубля, вложенного в текущие активы:

 

Рта = (Пч / Та) * 100%

 

где Та – средняя величина текущих активов.

3. Рентабельность инвестиций –  показатель, отражающий эффективность  использования средств, инвестируемых  в предприятие.

 

Показатели

2012 г.

2013 г.

Изм.

1. Общая величина имущества (средняя  величина)

2388

2120

-268

2. Капитал и резервы (средняя величина)

187

149

-38

3. Долгосрочные обязательства (средняя  величина)

-

-

-

4. Средняя величина текущих активов

2376

2120

-256

5. Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

6034

8699

2655

6. Прибыль отчетного периода

225

174

-51

7. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

180

139

-41

8. Рентабельность активов (стр. 7: стр.1) * 100%

7,54

6,56

-0,98

9. Рентабельность текущих активов (стр.7: стр.4) *100%

7,58

6,56

-1,02

10. Рентабельность инвестиций (стр.6: (стр.2 + стр.3) * 100%)

120,32

116,78

-3,54

11. Рентабельность собственного капитала (стр.7: стр.2) * 100%

96,26

93,29

-2,97

12. Рентабельность реализованной  продукции (стр.7: стр. 5) * 100%

2,98

1,60

-1,38

14. Рентабельность объема продаж

3,72

2

1,72




 

 

 

 

 

 Ри = (П / СК + ДО) * 100%

 

Где П – общая сумма прибыли за период; СК – средняя величина собственного капитала; ДО – средняя величина долгосрочных обязательств.

4. Рентабельность собственного  капитала отражает долю прибыли  в собственном капитале:

 

Рск = (Пч / СК) * 100%

 

5. Рентабельность реализованной продукции показывает размер прибыли на рубль реализованной продукции:

 

Рп = (Пч / Vр) * 100%

 

где Vр – выручка от реализованной продукции (работ, услуг).

Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

6. Модифицированным показателем  рентабельности продукции является  рентабельность объема продаж:

 

Рvп = (Пр / Vр) * 100%

 

Таблица 3 "Анализ показателей рентабельности ООО "Беттастрой" за 2012-2013 гг"

 

Вывод: как видно из таблицы 7, рентабельность предприятия в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, уменьшается по всем показателям, что рассматривается как факт отрицательный. Также хочется отметить, что как в 2012 г., так и в 2013 г., значение показателей рентабельности очень низкое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Пути повышения платежеспособности  предприятия

 

Платежеспособность есть результирующее состояние экономики и финансов предприятия, определяемое качеством его финансовых потоков. В экономике существует интегрирующее влияние негативных факторов на платежеспособность предприятий, происходит трансформация влияния этих факторов в массовую неплатежеспособность компаний. В то же время, текущая платёжная способность предприятий воздействует на всё внешнее макроэкономическое пространство, влияющее, в свою очередь, на каждого участника финансовых расчётов.

Платежеспособность предприятия подвержена влияниям, которые генерируются как самим хозяйствующим субъектом (неинтенсивный маркетинг, неконкурентоспособность продукции, нерентабельность бизнеса, износ основных фондов, неоптимальные долги и запасы, раздробленность уставного капитала), так и возникают под влиянием внешних факторов (импортоориентированность спроса, слабость правового режима, инфляция издержек, противоречивая государственная финансовая политика, чрезмерная налоговая нагрузка).

Своевременное выявление причин низкой платежеспособности предприятия позволит разработать возможные пути ее повышения.

1) Выпуск продукции, пользующейся  спросом у потребителей. Платежеспособность  предприятия зависит от нуждаемости покупателей регулярно приобретать, а также их способности своевременно и полностью оплачивать товары и услуги, которые поставляет на рынок данный хозяйствующий субъект. Объективно существующий спрос, правильно занятая товаропроизводителем ниша позволяют ему постоянно выпускать и продавать продукцию, создавая свой финансовый поток в процессе предпринимательской деятельности. Потребность покупателя иметь товар и возможность надлежащим образом заплатить по своим обязательствам становится необходимой предпосылкой платежеспособности продавца-кредитора. Если товаропроизводитель понесёт затраты на выпуск продукции, но не сможет с выгодой и в рациональный срок её продать, это приведёт его к банкротству.

2) Необходимо разработать эффективные  законодательные меры, предусматривающие более жесткую ответственность при невыполнении обязательств. Платежеспособность предприятия зависит от качества правового режима предпринимательской среды, в которой данному хозяйствующему субъекту неизбежно приходится функционировать. Жесткость правового режима, то есть устойчивость традиций в конкретной стране неукоснительно соблюдать нормы права вообще (а также принуждать всех, кто должен, соблюдать эти нормы), и обязательства по контрактам, в частности, дает предприятию основания рассчитывать на получение денежных средств за свои товары и услуги. Важнейшее значение имеет своевременность трансформации в деньги долгов дебиторов, корректность расчетов как с кредиторами, так и по обязательным платежам.

3) Поиск более дешевых рынков  сырья и ресурсов, стремление сделать производство более наукоемким, а не материалоемким. Платежеспособность предприятия зависит от уровня цен на товары и услуги, которые данный хозяйствующий субъект регулярно приобретает у поставщиков для выпуска своих товаров. Из финансового потока предприятия неизбежно расходуются денежные средства на платежи за электроэнергию, газ, воду, тепло, транспорт, материальные и иные регулярно необходимые ресурсы и услуги, которые включаются в издержки предприятия. Неуклонный рост таких издержек, характерный для белорусской экономики, негативно отражается на платежеспособности хозяйствующих субъектов производственного сектора. Товары и услуги, цены которых высоки трудно реализовать на рынке, что ведет к ухудшению платежеспособности.

4) В некоторых случаях предприятие может получить при уплате налогов налоговые льготы, предусмотренные законодательством, что повысит его платежеспособность. Это обусловлено тем, что платежеспособность предприятия зависит от величины налоговых изъятий, на которые данный хозяйствующий субъект обязан систематически уменьшать свой денежный поток, осуществляя платежи налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

5) Повышение конкурентных свойств  товаров и услуг позволит улучшить  платежеспособность предприятия, зависящую от уровня цен и качества товаров и услуг, которые данный хозяйствующий субъект поставляет на рынок своим покупателям.

6) Проведение интенсивных и регулярных  мероприятий, обеспечивающих своевременные  продажи товаров и услуг, которые данный хозяйствующий субъект выпускает на свои рынки сбыта. Если предприятие производит пусть и конкурентоспособную, пользующуюся спросом продукцию, но его маркетинговая политика - неагрессивная и бессистемная, это вызывает потерю темпов реализации товаров и услуг и сбои в кругообороте денежных средств, что в конечном счёте ведёт к потере платежеспособности.

7) Снижение длительности эксплуатации  и степени износа основных  средств, составляющих производственный  аппарат данного хозяйствующего  субъекта. Передовые, высокопроизводительные машины и оборудование позволяют с положительной доходностью выпускать качественную продукцию, которая находя платежеспособный спрос обеспечивает предприятию ритмичный кругооборот и рост денежных средств. От качества материально-технической базы предприятия, интенсивности использования его производительного потенциала прямо зависят финансовые результаты хозяйствования, в том числе объёмы выпуска продукции, уровень её себестоимости, рентабельность и в конечном счёте финансовое состояние.

8) Рациональное распределение средств  денежного потока, которыми оперирует  данный хозяйствующий субъект  в течение очередного цикла  производства товаров и услуг. С одной стороны, запасы сырья, материалов и комплектующих обеспечивают  ритмичную работу предприятия, а также определённую страховку от инфляции издержек; запасы готовой продукции позволяют быстро удовлетворить незапланированный спрос. С другой стороны, такие вложения финансовых средств в указанные активы не всегда бывают экономически выгодны и приводят к консервации денежных средств. Правильное определение текущего, транспортного, страхового запасов позволит избежать данный недостаток.

9) Планирование поступления денежных  средств и осуществления текущих  платежей и отчислений на определенный период.

10) Платежеспособность предприятия  зависит от количества владельцев  акций (долей) уставного капитала, принадлежащих  как работающим в штате данной  организации, так и сторонним  лицам, а также от должностного  статуса работающих на предприятии  акционеров. Если уставный капитал компании раздроблен на пакеты акций (доли), текущая деятельность и развитие такого хозяйствующего субъекта будут ухудшаться, вследствие проблем с принятием как тактических, так и стратегических управленческих решений, что негативно отражается на платежеспособности предприятия.

Информация о работе Пути повышения платежеспособности предприятия