Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:41, реферат
Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов.
Ведение
Прибыль – это денежное выражение денежных накоплений, создаваемых предприятием любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
Прибыль является не только источником
обеспечения
Чтобы обеспечивать выживаемость
предприятия в современных
Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов.
Актуальность темы.
Прибыль – один из основных показателей финансового плана и оценки хозяйственной деятельности фирмы. За счет прибыли осуществляется финансирование предприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.
1.1. Понятие и функции прибыли предприятия.
Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики.
Современная экономическая
мысль рассматривает прибыль
как доход от использования факторов
производства, т.е. труда, земли и
капитала. Отрицая прибыль как
результат эксплуатации, присвоения
неоплаченного наемного труда, можно
выделить следующие определения
прибыли. Во-первых, прибыль – это
плата за услуги предпринимательской
деятельности. Во-вторых, прибыль –
это плата за новаторство, за талант
в управлении фирмой. В-третьих, прибыль
– это плата за риск, за неопределенность
результатов
В качестве прибыли в рыночной
экономике понимают вознаграждение
за использование специфического фактора
производства – предпринимательства.
Предпринимательство является специфическим
фактором, так как в отличие
от капитала и земли – неосязаемо
и не выступает в материально-
В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.
Прибыль бывает: нормальная,
бухгалтерская, экономическая (чистая).
Нормальная прибыль (нулевая экономическая
прибыль) - альтернативная стоимость
использования
Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:
• в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;
• используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;
• выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.
На основании вышеизложенного понятие прибыли в обобщённом виде может быть сформулировано так: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».
Многогранный характер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.
1) В число образующих
факторов включена выручка,
2) Взаимовлияющие факторы включают внешние, определяемые финансово- кредитной политикой государства, в том числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, цены, тарифы и сборы, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда, фондоотдачу, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.
3) Факторы распределения
состоят из платежей
бюджет и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая благотворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях.
4) Факторы использования
относятся только к той
остается в предприятиях и коммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат.
В условиях
рыночных отношений, как
Первый — это
монопольное положение
Второй источник связан с производственной и предпринимательской
деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:
. во-первых, от правильности выбора производственной направленности
предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
. во-вторых, от создания
конкурентоспособных условий
. в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
. в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
Однако получение
прибыли в условиях рынка
По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной,
коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска
используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.
Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности
практически невозможно, но существует система методов смягчения его
отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, заключение фьючерсных сделок и т.д.
Сущность прибыли как
1. Оценочная функция прибыли;
2. Распределительная функция
3. Стимулирующая функция прибыли.
Рассмотрим их подробнее. В качестве показателя оценки итогов производственной и коммерческой деятельности фирмы используется уровень прибыли, в чем заключается ее оценочная функция. В прибыли отражаются все стороны деятельности фирмы как в сфере производства, так и в сфере обращения. Однако прибыль не является универсальным показателем работы фирмы. Многофакторность категории прибыли вызывает необходимость наряду с прибылью использовать другие показатели эффективности производства (объем реализованной продукции, производительность труда, капиталоотдачу, материалоемкость, скорость оборота авансированного капитала).
Прибыль представляет итог деятельности
предприятия, который зависит от
уровня себестоимости, качества и количества
выпускаемой продукции, производительности
труда, степени использования
Необходимо подчеркнуть
Реализация оценочной функции
прибыли вызывает возникновение
отношений по поводу определения
экономической эффективности
Прибыль используется в качестве финансового
рычага распределения и
Наконец, стимулирующая функция прибыли связана связана с процессом экономического стимулирования фирмы и ее работников. Прибыль используется для формирования поощрительных фондов фирмы, а также в качестве источника капитальных вложений и расширения производства на базе технического прогресса.
Стимулирующая функция прибыли проявляется не только в направлении части ее на экономическое стимулирование, а связано со всем процессом формирования, распределения и использования прибыли. При этом прибыль служит как бы "узлом" взаимоувязки интересов общества, предприятия и отдельных работников.
Заинтересованность в росте
прибыли означает, следовательно, заинтересованность
в комплексном использовании
всех направлений и методов