Распределение прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:41, реферат

Описание работы

Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов.

Файлы: 1 файл

ориг.docx

— 47.32 Кб (Скачать файл)

Ведение

 

Прибыль – это денежное выражение  денежных накоплений, создаваемых предприятием любой формы собственности. Как  экономическая категория она  характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных  потребностей предприятий, но приобретает  все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и  благотворительных фондов.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать  финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.

Целью любого предприятия  является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов.

Актуальность  темы.

Прибыль – один из основных показателей  финансового плана и оценки хозяйственной деятельности фирмы. За счет прибыли осуществляется финансирование предприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

 

1.1. Понятие и функции прибыли предприятия.

 

Прибыль является важнейшей  категорией рыночной экономики.

Современная экономическая  мысль рассматривает прибыль  как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и  капитала. Отрицая прибыль как  результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно  выделить следующие определения  прибыли. Во-первых, прибыль – это  плата за услуги предпринимательской  деятельности. Во-вторых, прибыль –  это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-третьих, прибыль  – это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской  деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального  решения, с тем или иным вариантом  природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска  могут быть кардинально различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение  фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает  при монопольном положении производителя  на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль  по большей части неустойчива

В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора  производства – предпринимательства. Предпринимательство является специфическим  фактором, так как в отличие  от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций  довольно трудно определить количественно  полученную предприятием прибыль

В микроэкономике понятие  прибыль определяется как величина, определяемая как разница между  общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Прибыль бывает: нормальная, бухгалтерская, экономическая (чистая). Нормальная прибыль (нулевая экономическая  прибыль) - альтернативная стоимость  использования предпринимательской  способности. Когда фирма получает только нормальную прибыль, то её доход  полностью расходуется на покрытие всех затрат фирмы. Бухгалтерская прибыль  представляет собой общую выручку  фирмы за вычетом внешних издержек. Однако экономисты определяют прибыль  иначе. Экономическая прибыль-это  общая выручка за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние и нормальную прибыль предприятия).

Прибыль имеет следующее  значение в деятельности предприятий:

• в обобщенной форме  отражает результаты предпринимательской  деятельности  и является одним из показателей ее эффективности;

•  используется  в  качестве  стимулирующего   фактора   предпринимательской деятельности и производительности труда;

•  выступает  источником  финансирования  расширенного  воспроизводства   и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

   На основании вышеизложенного понятие прибыли в обобщённом виде может быть сформулировано так: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной  форме чистый доход  предпринимателя  на  вложенный  капитал,  характеризующий  его вознаграждение  за  риск  осуществления  предпринимательской   деятельности, представляющий  собой  разницу  между  совокупным  доходом   и   совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

   Многогранный характер  прибыли означает, что ее исследование  должно  иметь системный подход. Такой подход  предполагает  анализ  совокупности  факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.

   1) В число образующих  факторов включена выручка, получаемая  предприятием от  различных  видов  предпринимательской  деятельности,  в  том  числе   от реализации  продукции,  занимающая  основной  удельный  вес,  от  реализации прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих факторов  —доходы от долевого участия в других  предприятиях,  в  том  числе  дочерних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь,  сальдо  штрафов, полученных и уплаченных.

   2)  Взаимовлияющие  факторы  включают  внешние,  определяемые  финансово- кредитной политикой государства, в том  числе  налоги  и  налоговые  ставки, процентные ставки по ссудам, цены,  тарифы  и  сборы,  а  также  внутренние, включая    себестоимость,     производительность     труда,     фондоотдачу, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.

    3) Факторы распределения  состоят из платежей обязательного   характера  в

бюджет и внебюджетные  фонды,  в  банковские  и  страховые  фонды,  платежей добровольного  характера,  включая  благотворительные   фонды,   направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях.

   4) Факторы использования  относятся только к той прибыли,  которая

остается в предприятиях и  коммерческих  организациях.  Они  включают  такие направления: потребление, накопление,  социальное  развитие,  капитальные  и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат.

    В условиях  рыночных отношений, как  свидетельствует   мировая  практика, имеется два основных источника получения прибыли.

    Первый — это  монопольное положение предприятия  по выпуску той или  иной продукции  или  уникальности  продукта.  Поддержания  этого   источника   на относительно  высоком  уровне  предполагает  проведение  постоянной  новации продукта.  Здесь  следует  учитывать  такие  противодействующие  силы,   как антимонопольную политику  государства  и  растущую  конкуренцию  со  стороны других предприятий.

    Второй  источник  связан  с  производственной   и   предпринимательской

деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий.  Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры  рынка  и  умения  постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все  сводится  к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

.  во-первых,  от  правильности  выбора   производственной   направленности

   предприятия  по  выпуску   продукции   (выбор   продуктов,   пользующихся стабильным и высоким спросом);

. во-вторых, от создания  конкурентоспособных условий продажи  своих  товаров и  оказания  услуг  (цена,  сроки  поставок,  обслуживание   покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);

. в-третьих, от объемов  производства (чем больше объем  продаж,  тем  больше масса  прибыли);

. в-четвертых, от ассортимента  продукции и снижения издержек  производства.

    Однако получение  прибыли в условиях рынка всегда  связано с риском — на предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно  поэтому  в  теории  и  на  практике  используется  понятие «предпринимательская  прибыль»,  которая  по  своей  величине  должна   быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

    По своему содержанию  понятие  «риск»  относится   как  к  хозяйственной,

коммерческой,  так  и  к  финансовой  деятельности.  Для определения риска

используются два основных метода:  статистический  и  экспертный.  В  основе статистического лежат приемы  математической  статистики  (расчет  вариации, дисперсии и стандартного отклонения по  показателям  финансово-хозяйственной деятельности).  Этими  показателями  являются  рентабельность  производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.

          Полностью  избежать  риска   в  предпринимательской   деятельности

практически  невозможно,  но  существует  система  методов   смягчения   его

отрицательных  последствий.  К  ним  относятся   самострахование   (создание резервных фондов), участие  в  венчурных  компаниях,  заключение  фьючерсных сделок и т.д.

Сущность прибыли как экономической  категории проявляется в ее трех функциях:

1. Оценочная функция прибыли;

2. Распределительная функция прибыли;

3. Стимулирующая функция прибыли.

Рассмотрим их подробнее. В качестве показателя оценки итогов производственной и коммерческой деятельности фирмы  используется уровень прибыли, в  чем заключается ее оценочная  функция. В прибыли отражаются все  стороны деятельности фирмы как в сфере производства, так и в сфере обращения. Однако прибыль не является универсальным показателем работы фирмы. Многофакторность категории прибыли вызывает необходимость наряду с прибылью использовать другие показатели эффективности производства (объем реализованной продукции, производительность труда, капиталоотдачу, материалоемкость, скорость оборота авансированного капитала).

Прибыль представляет итог деятельности предприятия, который зависит от уровня себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения и т.д., а главное  от того, насколько эта продукция  удовлетворяет потребности потребителя, то есть имеет ли она спрос. Величина прибыли складывается под воздействием многих факторов и отражает практически все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Необходимо подчеркнуть противоречивость прибыли как обобщающего показателя деятельности. Как отечественная, так  и зарубежная практика показывает, что рост прибыли может являться не только следствием эффективной экономической  деятельности. Он может быть достигнут за счет монопольного положения производителя (рост цен), отступления от стандартов, ухудшения качества продукции и т. п.

Реализация оценочной функции  прибыли вызывает возникновение  отношений по поводу определения  экономической эффективности хозяйственной  деятельности осуществляемой на принципах  экономического (коммерческого, хозяйственного) расчета. Они выражаются экономической  категорией рентабельности. Рентабельность в общем виде выступает как  доходность, прибыльность. То есть получение  прибыли уже позволяет, по критерию хозяйствования на принципах экономического расчета, говорить об эффективности  организации и осуществления  хозяйственной деятельности. Однако масса прибыли еще не позволяет  в достаточной мере оценить, исходя из величины вложенных и затраченных  на это средств, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятия. Поэтому другой формой реализации этих отношений служат относительные  показатели рентабельности – как  отношения полученной прибыли к  авансированным и затраченным на производство продукции средствам.

Прибыль используется в качестве финансового  рычага распределения и перераспределения  прибавочного продукта между фирмой и государством, между фирмой и  отраслью, между фирмой и ее работниками, между производственной и непроизводственной сферами, что обуславливает ее распределительную  функцию.

Наконец, стимулирующая функция  прибыли связана связана с процессом экономического стимулирования фирмы и ее работников. Прибыль используется для формирования поощрительных фондов фирмы, а также в качестве источника капитальных вложений и расширения производства на базе технического прогресса.

Стимулирующая функция прибыли  проявляется не только в направлении  части ее на экономическое стимулирование, а связано со всем процессом формирования, распределения и использования прибыли. При этом прибыль служит как бы "узлом" взаимоувязки интересов общества, предприятия и отдельных работников.

Заинтересованность в росте  прибыли означает, следовательно, заинтересованность в комплексном использовании  всех направлений и методов улучшения  результатов хозяйственной деятельности, снижения издержек производства, экономии живого и овеществленного труда, в более полной мобилизации внутренних резервов. Кроме того, она заинтересовывает не просто в производстве продукции  с как можно меньшими индивидуальными  затратами, а той продукции, которая  удовлетворяет потребности в  ней общества, имеет спрос. То есть, чем более эффективна хозяйственная  деятельность, тем большей является прибыль и, следовательно, тем больше средств имеется для финансирования расширенного воспроизводства, социального  развития и материального поощрения  участников хозяйственной деятельности. Воздействие прибыли на производство усиливается тем, что вся система  стоимостных экономических рычагов  оказывает стимулирующее воздействие  на производство через прибыль.

Информация о работе Распределение прибыли