Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы ставится разработка стратегии развития предприятия «Мир обоев».
Поставленная цель определила следующий перечень задач, которые необходимо решить для ее достижения:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования на предприятии;
- проанализировать деятельность предприятия «Мир обоев» и оценить возможные пути его развития;
- обосновать дальнейшую стратегию развития предприятия.
Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание стратегического планирования на предприятии 5
1.1. Задачи и функции стратегического планирования 5
1.2. Основные этапы стратегического планирования 8
Глава 2. Анализ деятельности предприятия и оценка возможностей его развития 16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2.Оценка внешних и внутренних факторов деятельности предприятия 17
2.3. Анализ результатов деятельности предприятия 23
Глава 3. Выбор и обоснование стратегии развития предприятия 27
3.1. Уточнение миссии, целей и задач деятельности предприятия 27
3.2. Обоснование базовой и функциональных стратегий 28
3.3. Разработка стратегического плана развития предприятия 29
Заключение 30
Список использованных источников 31
Анализ внешней среды
помогает контролировать внешние по
отношению к организации
Внешнюю среду обычно подразделяют на общую (дальнюю) и специфическую (ближнюю).
Анализ общей (дальней) окружающей среды включает в себя экономические, социополитические и технологические прогнозы для определения долгосрочных возможностей организации в условиях прогнозируемых возмущений среды. Обычно такого рода прогнозы разрабатываются государственными учреждениями, общественными (неприбыльными) организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью.
Анализ специфической (ближней) окружающей среды обычно ассоциируют с анализом рыночного окружения, и он включает в себя следующие этапы:
1) производственный прогноз должен содержать информацию о перспективах роста (падения) производства отдельных видов продукции, производимой организацией;
2) структурные сдвиги
прогнозируются для уменьшения
неопределенности при
3) конкурентный анализ окружающей среды проводится чаще всего по трем основным параметрам: структурный анализ конкурентного окружения, определение конкурентной позиции (стратегических групп) и анализ структуры рынка.
Анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
Анализ внутренней среды организации вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать организация в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности организации. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.
Внутренняя среда
К методам оценки внешней среды организации относят ПЭСТ (СТЭП) – анализ и модель пяти сил конкуренции М.Портера. ПЭСТ-анализ предполагает оценку и определение степени влияния политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды на организацию. Модель пяти сил конкуренции позволяет оценить зависимость организации от прямых конкурентов, конкурентов, входящих в отрасль, конкурентов, производящих товары-субституты, а также от поставщиков и потребителей.
К методам комплексной оценки макро- и микросреды организации относится широко известный SWOT-анализ (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы). Применяя метод SWOТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними для установления этих связей составляется матрица SWOT.
Далее, проводят разработку альтернативных стратегий и выбор конкретных стратегий для применения. Для коммерческих организаций эта стадия предполагает определение того, в какой новый бизнес войдет организация, из какого уйдет, как распределить ресурсы, в какой части распространить диверсификацию, распространять ли свою деятельность на те или иные международные рынки, где и в каком бизнесе сформировать совместные предприятия, как избежать враждебных поглощений, а также многие другие практические вопросы, определяющие судьбу организации и ее будущее.
Этап реализации стратегии не менее важен, чем этап ее формирования в рамках стратегического планирования. Сформулированная, но не реализованная стратегия — это не просто бессмысленная трата времени, это абсурдная ситуация. Каждая стратегия формируется для ее воплощения.
Реализация стратегии предполагает, что организация устанавливает тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким образом, чтобы могла быть достигнута стратегическая цель. При этом формируется, развивается и поддерживается корпоративная культура, которая способствует реализации стратегии. Также создается определенная организационная структура управления, распределяются маркетинговые усилия, подготавливаются бюджеты, развивается соответствующая информационная система, а также устанавливается соответствующая система оплаты труда. Персонал мобилизуется для того, чтобы реализовать выбранную стратегию, что предполагает дисциплину и ответственность. Успех реализации стратегии критическим образом зависит от адекватной мотивации сотрудников.
Оценка и контроль реализации стратегии являются логическим завершающим процессом в стратегическом планировании. Данный процесс обеспечивает обратную связь между процессом достижения целей, предусмотренных стратегическим планом, и собственно самими целями.
Вопросы стратегического планирования рассмотрим на примере торгового предприятия ООО «Мир обоев».
ООО «Мир обоев» - специализированный строительный магазин, расположенный в центре г.Лысьва, кроме того, функционирует оптово-розничный склад, расположенный на выезде из города.
Сотрудники Компании постоянно обучаются новым технологиям применения строительных материалов и технологиям продаж. Каждый сотрудник Компании имеет возможность карьерного роста.
Миссия: мы помогаем нашим клиентам сделать этот мир красивым, удобным и комфортным.
Одним из основных конкурентных преимуществ формата является качественное обслуживание и сервис. Квалифицированный персонал всегда готов помочь покупателю реализовать мечту о красивом и комфортном доме.
Магазин «Мир обоев» предлагает своим покупателям широчайший выбор строительных и отделочных материалов в Лысьва по вполне доступным ценам. В отличие от большого количества других строительных магазинов города, в магазине есть возможность закупить все, что нужно в одном месте. Опытные консультанты помогут разобраться в огромном ассортименте предлагаемой продукции и предоставят нужную информацию о ценах и условиях доставки.
Важными преимуществами магазина «Мир обоев» являются как продажа качественных товаров, так и оказание покупателям по настоящему квалифицированных консультационных услуг. Также в магазине «Мир обоев» есть возможность обратиться к опытным инженерам-технологам, которые проконсультируют по правильному использованию материала и помогут точно рассчитать его количество.
Магазин сотрудничает как с розничными покупателями, так и с крупными оптовыми закупщиками строительных материалов в Лысьва и Пермском крае. При покупке товара определенного объема возможно предоставление существенных скидок. По желанию клиента возможна организация доставки строительных материалов по необходимому адресу с подъемом на нужный этаж.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на положение фирмы на рынке. Инструментом, позволяющим оценить влияние внешней среды на предприятие, является PEST-анализ.
PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. PEST - акроним для Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок организационной или бизнес-единицы. Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы.
Таблица 2.1. PEST-анализ магазина «Мир обоев»
Политические факторы |
Влияние экономики |
Изменение законодательства в сфере организации продажи отделочных материалов Изменение политического курса развития страны |
Изменение ставки страховых взносов и налоговых ставок Последствия мирового финансового кризиса Новые льготы для малого бизнеса Увеличение строительства жилья |
Социокультурные тенденции |
Технологические инновации |
Повышение уровня жизни Повышение платежеспособности клиентов |
Смена технологии в сфере производства, устаревание существующих технологий Новое оборудование Появление новых рекламоносителей (сеть Интернет) Новые тенденции в сфере дизайна помещений |
По итогам PEST-анализа можно сделать вывод о том, что предприятие значительно зависит от технологических инноваций в сфере отделки помещений, строительства нового жилья, кроме того, значительное влияние на его деятельность оказывают внешние экономические факторы.
Далее рассмотрим сильные и слабые стороны предприятия, угрозы для деятельности и возможности, для этого проведем SWOT-анализ.
Данный анализ позволяет определить, насколько сильны сильные стороны и насколько слабы слабые, исходя из состояния внешней среду, а также насколько важны угрозы и возможности, исходя из состояния внутренней среды. В данном анализе количественная оценка сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей равна, из чего следует, что распределение ресурсов между различными проблемами будет примерно равнозначно. Это свидетельствует о том, что организация работает в стабильных условиях рынка. После определения количественных характеристик следует сформулировать проблемы на каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Проблемное поле проекта.
Таблица 2.2 SWOT-анализ магазина «Мир обоев»
Сильные стороны компании |
Возможности компании |
опыт работы и специализация в определенном сегменте; качественная и налаженная система снабжения; опытный персонал; хорошее техническое оснащение рабочих мест; использование новых технологий |
Развитие взаимоотношений с корпоративными клиентами. Снижение издержек. Снижение цены за счет снижения издержек Занятие лидирующих позиций в сегменте розничных продаж |
Слабые стороны |
Угрозы внешней среды |
мало опыта в других сегментах; недостаточное внимание к продвижению и рекламе; среди сотрудников фирмы не все имеют специальное образование |
Сложности с арендодателем помещений Выход на рынок новых предприятий- Нестабильность курса доллара (закупочные цены привязаны к $ а продажи в рублях) Высокая текучесть кадров. |
Из проведенного SWOT-анализа можно сделать вывод, что самыми серьезными угрозами для фирмы являются:
Магазин «Мир обоев» сможет легко справиться с такими угрозами как:
Так как сильные стороны фирмы помогают ей нейтрализовать последствия этих угроз.
Анализ показывает, что с наименьшей вероятностью фирма сможет воспользоваться следующими возможностями:
Эти возможности пока не в поле досягаемости деятельности фирмы.
Таким образом, наилучшей для фирмы будет та стратегия, которая позволит использовать открывающиеся перед фирмой возможности и ее сильные стороны, и при этом преодолеть угрозы внешней среды и собственные слабые стороны. Это может сделать стратегия повышения эффективности деятельности фирмы.
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия