Роль дивидендной политики в управлении финансами российских акционерных обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.
Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата

Содержание работы

1. Формирование и развитие финансового менеджмента как науки: зарубежный опыт………………………………………………………………..3
2. Роль дивидендной политики в управлении финан¬сами российских акционерных обществ. ……………………………………………6
3. Критерии принятия финансовых решений по управлению оборотными средствами………………………………………………………..9
4. Практическая часть………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………19

Файлы: 1 файл

финансовый менеджмент.docx

— 37.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Формирование и развитие финансового менеджмента как науки: зарубежный опыт………………………………………………………………..3
  2. Роль дивидендной политики в управлении финансами российских акционерных обществ. ……………………………………………6
  3. Критерии принятия финансовых решений по управлению оборотными средствами………………………………………………………..9
  4. Практическая часть………………………………………………17

Список использованной литературы…………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование и развитие финансового менеджмента как науки: зарубежный опыт

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент, или  управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как  наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как  система управления состоит из двух подсистем:

1) управляемая подсистема (объект управления)

2) управляющая подсистема (субъект управления).

Финансовый менеджмент реализует  сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.

Основные задачи финансового менеджмента:

1) Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.

2) Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.

3) Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.

4) Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения.

5) Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.

Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:

1) Функции объекта управления

- воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;

- производственная – обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала;

- контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).

2) Функции субъекта управления

- прогнозирование финансовых  ситуаций и состояний;

- планирование финансовой  деятельности;

- регулирование;

- координация деятельности  всех финансовых подразделений  с основным, вспомогательным и  обслуживающим подразделениями  предприятия;

- анализ и оценка состояния  предприятия;

- функция стимулирования;

- функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов.

 Основные этапы развития  финансового менеджмента.

В настоящее время западными  специалистами выделяются пять подходов в становлении и развитии финансового менеджмента.

Первый подход связан с  деятельностью «школы эмпирических прагматиков».(50е года) Ее представители  - профессиональные аналитики, которые, работая в  области анализа кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа. Они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются полезными для принятия управленческих решений.

Второй подход обусловлен деятельностью школы «статистического финансового анализа».(60е года) Основная идея в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать.

Третий подход ассоциируется  с деятельностью школы «мультивариантных аналитиков» (70е года). Представители этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности.

Четвертый подход связан с  появлением «школы аналитиков, занятых

прогнозированием банкротства  компаний».(30е года) Представители  этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая перспективный анализ ретроспективному.

Пятый подход представляет собой самое новое направление (развивается с60хгодов) – школа «участников фондового рынка». Ценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этого направления  состоит в его излишней теоритеризованности, не случайно оно развивается главным образом учеными и пока не получило признания в практике.

  1. Роль дивидендной политики в управлении финансами российских акционерных обществ.

Дивиденды – это денежные доходы акционеров, получаемые ими  за счет распределяемой прибыли акционерных  обществ.

Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной  организацией дивидендной политики. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной  политики в деятельности организации  и внимание, которое ей уделяется  в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в  финансовой науке. Большой вклад  в разработку теоретических основ  дивидендной политики организаций  внесли Ф.Модильяни, М. Миллер, М. Гордон, Дж. Линтнер, Р. Литценбергер.

Дивидендная политика –  это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую  сумму собственного капитала предприятия.

Значение проводимой руководством акционерной организации дивидендной  политики заключается в том, что  эта политика:

• оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации;

• воздействует на движение денежных средств организации;

• влияет на отношения организации  с ее инвесторами. Низкий уровень  дивидендов может привести не только к слабой реализации выпускаемых  акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и т.д.;

• способствует сокращению или увеличению акционерного капитала. Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели понятие  дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей  политики управления прибылью, заключающуюся  в оптимизации пропорций между  потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Существуют три принципиальных подхода к формированию дивидендной  политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует  определенный тип дивидендной политики (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Основные типы дивидендной  политики акционерного общества

Определяющий подход к  формированию дивидендной политики

Варианты используемых типов  дивидендной политики

I. Консервативный подход

1. Остаточная политика  дивидендных выплат

2. Политика стабильного  размера дивидендных выплат 

II. Умеренный (компромиссный) подход

3. Политика минимального  стабильного размера дивидендов  с надбавкой в отдельные периоды

III. Агрессивный подход

4. Политика стабильного  уровня дивидендов

5. Политика постоянного  возрастания размера дивидендов


1. Консервативная политика предполагает, что выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость чистых активов, а, следовательно, — и рыночную стоимость акций. Проведение консервативной политики возможно в 2 вариантах:

А). Начисление дивидендов по остаточному признаку. В этом случае начисление дивидендов происходит только после того, как  за счет прибыли сформирован объем  собственных средств, достаточный  для развития компании в предстоящем  периоде. Плюсом такой политики является обеспечение высоких темпов развития акционерного общества и повышение  его платежеспособности. Однако нестабильность размера дивидендных выплат, который  зависит не только от размеров прибыли, но и от планов развития компании, может  отпугнуть некоторых инвесторов. Такая политика выплаты дивидендов оптимальна на ранних стадиях жизненного цикла компании.

Б). Поддержание  стабильного соотношения дивидендных  выплат и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на основе установления долговременного  норматива на потребляемую и капитализируемую часть прибыли. Это позволяет  в некоторой степени повысить предсказуемость размеров выплат дивидендов (но трудности с прогнозом прибыли  при этом сохраняются), что немаловажно  для некоторых инвесторов, однако при необходимости наращивания  капитала затрудняет рост компании. Данная политика наиболее эффективна при стабильной ситуации на финансовом рынке и при  постоянных (или постоянно растущих) доходах компании.

2. Умеренная (компромиссная) политика начисления дивидендов, — это политика, в соответствии с которой компания пытается соблюсти баланс интересов акционеров, нуждающихся в выплате дивидендов и потребностей предприятия в наращивании капитала. Данный тип дивидендной политики также может проводиться в 2 вариантах:

А). Выплата  постоянных сумм дивидендов. Существенно  облегчает прогноз стоимости  акций компании и доходов для  инвесторов, однако при отсутствии прибыли может нанести ущерб  эмитенту, а при росте прибыли  – вызвать недовольство акционеров.

Б). Выплата  стабильных сумм дивидендов с надбавкой  при определенных условиях. Позволяет, с одной стороны, в какой-то степени  гарантировать акционерам заранее  известный минимальный уровень  дохода, с другой, — поощрять собственников  в случае успешной работы компании или отсутствия необходимости расширения операций. В российских условиях, при  стабильном финансовом состоянии предприятия, этот вид дивидендной политики возможно был бы наиболее приемлемым.

3. Агрессивная политика начисления дивидендов – предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов. В российских условиях такая политика наиболее актуальна для компаний, акционерами которых является большое количество физических лиц, при намерении разместить новую эмиссию этой категории инвесторов. Следует учесть, что резкое снижение размеров дивидендов может неблагоприятно отразиться на стоимости акций, “сигнализируя” об ухудшении ее показателей.

В заключении можно сделать вывод, что дивидендная политика предприятия предоставляет широкие возможности управления активами предприятия и при грамотном использовании представленных теоретических выкладок и практических методик расчета позволит оптимизировать деятельность предприятия не только в текущем, но и в долгосрочном периоде.

  1. Критерии принятия финансовых решений по управлению оборотными активами.

Основной целью управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами является обеспечение  необходимого объема производства оборотными средствами на основе привлечения и  оптимального использования, наиболее выгодных для организации источников средств.

Из этой цели вытекают следующие  задачи:

превращение текущих финансовых потребностей в отрицательную величину;

ускорение оборачиваемости  оборотных средств;

выбор наиболее подходящего  для организации типа политики комплексного оперативного управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами, т. е. «работающим капиталом».

Информация о работе Роль дивидендной политики в управлении финансами российских акционерных обществ