Роль и значение денег в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Данная контрольная работа состоит из трех вопросов: содержание и классификация налогов, роль и значение денег в экономике, функции кредита.
В первом вопросе раскрыто сущность налогов и их классификация, а также функции, задачи и элементы налогов.
Таким образом, налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе, начиная с момента возникновения государства. Для государства налоги выступают важнейшим источником мобилизации средств в казну. Так, например, в РФ доля налоговых доходов в формировании финансовых ресурсов страны составляет около 84 %.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Содержание и классификация налогов………………………………..5
Роль и значение денег в экономике…………………………………..12
Функции кредита………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная Финансы и кредит.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Содержание и классификация налогов………………………………..5
  2. Роль и значение денег в экономике…………………………………..12
  3. Функции кредита………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………..22

Список использованной литературы……………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная контрольная  работа состоит из трех вопросов: содержание и классификация налогов, роль и  значение денег в экономике, функции кредита.

В первом вопросе раскрыто сущность налогов и их классификация, а также функции, задачи и элементы налогов.

Таким образом, налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе, начиная с момента возникновения государства. Для государства налоги выступают важнейшим источником мобилизации средств в казну. Так, например, в РФ доля налоговых доходов в формировании финансовых ресурсов страны составляет около 84 %.

Источником налогов  повсеместно служит вновь созданная стоимость, т.е. национальный доход, созданный в процессе производства трудом, капиталом, а также путем использования природных ресурсов. С помощью налогов часть вновь созданной стоимости становится собственностью государства и расходуется политической властью на управление, оборону страны, финансирование системы образования и медицины, социальные и другие цели.

Во втором вопросе  раскрыто роль и значение денег в экономике, их функции и формы стоимости. Сущность денег заключается в том, что это историческая категория, разрешающая противоречие товарного производства между потребительной стоимостью и стоимостью в связи с тем, что они являются специфическим товаром, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. В своей эволюции деньги прошли этапы: металлических, бумажных, кредитных, электронных денег.

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег. Единство функций создает представление о деньгах как особом, специфическом товаре, участвующем в качестве необходимого элемента в воспроизводственном процессе общества.

В третьем – сущность и функции кредита.  Экономической основой появления и развития кредитных отношений является формирование ссудного капитала. Ссудный капитал в экономической теории традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. Источниками формирования ссудного капитала выступают временные свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, на добровольной основе передаваемые для последующей капитализации и извлечения прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание и классификация налогов

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе, начиная с момента возникновения государства. Для государства налоги выступают важнейшим источником мобилизации средств в казну. Так, например, в РФ доля налоговых доходов в формировании финансовых ресурсов страны составляет около 84 %.

Источником налогов  повсеместно служит вновь созданная стоимость, т.е. национальный доход, созданный в процессе производства трудом, капиталом, а также путем использования природных ресурсов. С помощью налогов часть вновь созданной стоимости становится собственностью государства и расходуется политической властью на управление, оборону страны, финансирование системы образования и медицины, социальные и другие цели.

Взимание налогов осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В РФ основными нормативными актами в сфере налогообложения является Налоговый кодекс РФ, действующие федеральные законы о налогах и сборах и, принятые на их основе, налоговые законы субъектов РФ.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ (ст. 8, ч. I, гл. 1) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений, лицензий.

Помимо налогов и  сборов в России взимаются также  пошлины - государственная и таможенная. Определение пошлины в Налоговом кодексе отсутствует. Пошлину можно рассматривать как промежуточное понятие между налогом и сбором. Но все же пошлина по экономическому смыслу ближе к понятию «сбор». Так, например, государственная пошлина уплачивается в обязательном порядке при совершении в отношении организаций и физических лиц различных юридических действий. А, например, уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с этой территории товарно-материальных ценностей и транспортных средств.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему страны.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи различные функции. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение экономической категории налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

Важнейшей функцией налог является фискальная (fiscus - казна), проявляющаяся в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, позволяет государству вмешиваться в экономику, и этим обусловливает регулирующую функцию налогов.

Регулирующая функция налогов предполагает систему государственного управлении рыночной экономикой посредством налогов. Необходимость налогового регулирования экономических процессов определена рыночными отношениями.

Фискальная и регулирующая функции находятся в тесной взаимосвязи. Однако каждая из этих функций отражает определенную сторону налоговых отношений. Так, фискальная функция отражает отношения налогоплательщика к государству, а регулирующая - государства к налогоплательщику.

Следующая функция налогов - контрольная. Она состоит в необходимости количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Эта функция выполняется в условиях обеспечения налоговой дисциплины плательщиков, т. е. в уплате ими налогов своевременно и в полном объеме.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, преференций, налоговых вычетов и проявляется в уменьшении налоговой базы, понижении налоговой ставки и т.д.

Основные принципы налогообложения были изложены А. Смитом еще 1776 г. в его экономическом труде «Исследования о природе и причинах богатства народов»:

  1. Принцип справедливости предполагает всеобщность обложения, равномерность распределения налогов между плательщиками соразмерно их доходам.
  2. Принцип определенности требует, чтобы сумма, способ и время платежа были точно и заранее оговорены и известны.
  3. Принцип удобства уплаты означает, что налог должен взиматься в удобное для плательщика время и удобным для него способом.
  4. Принцип экономик заключается в сокращении издержек государства по взиманию налогов.

Указанные принципы актуальны  и сегодня, но их перечень 
дополнен принципами:

- однократности налогообложения, когда один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного и того же вида только один раз за определенный законом налоговый период;

- обеспечения достаточности и подвижности налогов в соответствии с объективными нуждами государства.

Принципы налогов реализуются посредством налоговой политики, которая представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики.

Задачи налоговой политики состоят в:

- обеспечении государства финансовыми ресурсами;

- создании условий для регулирования хозяйства страны в целом;

- сглаживании возникшего неравенства в уровнях доходов населения.

Элементы налогов - это объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, льготы по налогам, налоговый и отчетный период.

Обязанность налогоплательщика (плательщика сборов) уплатить налог  или сбор возникает при наличии  оснований, установленных Налоговым  кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Основанием или обстоятельством, предусматривающим возникновение обязанности уплатить налог или сбор, является возникновение или наличие у налогоплательщика объекта налогообложения. Объектами налогообложения могут быть: прибыль, доход, имущество и его передача, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности и т. д.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского и налогового учета, а также документально подтвержденных данных об объектах, связанных с налогообложением. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу также по итогам каждого налогового периода на основании данных учета доходов, расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ. Физические лица - налогоплательщики определяют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных о своих облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки налогов устанавливаются в процентах по отношению к налоговой базе или в абсолютных величинах. Ставки бывают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональная ставка налога не меняется в зависимости от изменения величины налоговой базы. Прогрессивная ставка налога возрастает по мере увеличения налоговой базы. Регрессивная же ставка налога уменьшается при увеличении базы налогообложения.

Налоговые льготы - это определенные законодательством по конкретному налогу меры, способствующие снижению налогового бремени, стимулированию определенных действий и инициатив налогоплательщика. Налоговые льготы также определяются как предоставляемые законодательством преимущества по уплате налогов одним налогоплательщикам по сравнению с другими. По налогам могут устанавливаться следующие льготы: необлагаемый минимум, изъятие из обложения определенных элементов налога, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц либо категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, включая налоговый кредит, отсрочку или рассрочку платежа, и т. д.

Налоговым периодом может  быть календарный год или иной период времени применительно к  отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи и представляются промежуточные декларации.

По каждому налогу законодательством устанавливаются  свои плательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки, льготы, налоговый период, сроки и порядок уплаты.

Система налогов в  РФ строится по территориальному принципу в зависимости от уровня установления и изъятия налогов: федерального, регионального либо местного уровней. В соответствии с Налоговым кодексом налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам  и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль организаций;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- государственная пошлина;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- водный налог.

К региональным налогам и сборам относятся:

- налог на имущество организаций;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

Информация о работе Роль и значение денег в экономике