Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:22, реферат
Все предприятия при реализации своих бизнес-процессов систематически сталкиваются с необходимостью управлять различными видами рисков. Поэтому высшее руководство компании должно добиться того, чтобы необходимость риск-менеджмента была признана всеми менеджерами и персоналом организации в качестве одного из факторов первостепенной важности.
Базу для управления рисками образуют следующие основные особенности риск-менеджмента.
Управление рисками связано как с негативными, так и с благоприятными последствиями. Суть управления рисками состоит в том, чтобы определять потенциальные отклонения от запланированных результатов и управлять этими отклонениями для улучшения перспектив, сокращения убытков и улучшения обоснованности принимаемых решений. Управлять рисками означает определять перспективы и выявлять возможности для совершенствования деятельности, а также не допускать или сокращать вероятность нежелательного хода событий.
Рыночные риски характеризуют возможные потери, возникающие в результате изменения конъюнктуры рынка. Они связаны с колебаниями цен на товарных рынках и обменных курсов валют, курсов на фондовых рынках и т. д. К примеру, компания заключила договор на поставку товаров покупателю через определенное время и зафиксировала в договоре цену поставки. Когда подошел срок исполнения обязательств по договору, покупатель отказался от выполнения условий сделки. К этому времени цена на рынке на этот товар значительно снизилась, в результате из-за реализации товаров по более низкой цене другому покупателю компания понесла убытки.
Рыночным рискам в наибольшей степени подвержены волатильные активы компании (товары, денежные средства, ценные бумаги и т. д.), так как их стоимость во многом зависит от сложившихся рыночных цен.
Риски ликвидности — вероятность получения убытка из-за нехватки денежных средств в требуемые сроки и, как следствие, неспособность компании выполнить свои обязательства. Наступление такого рискового события может повлечь за собой штрафы, пени, ущерб деловой репутации фирмы, вплоть до объявления ее банкротом. К примеру, компания должна рассчитаться по своим кредиторским обязательствам в течение двух недель, но из-за задержки платежа за отгруженную продукцию она не располагает наличными денежными средствами. Очевидно, что со стороны кредиторов к предприятию будут применены штрафные санкции.
Как правило, риск ликвидности наступает по причине непрофессионального управления денежными потоками, дебиторской и кредиторской задолженностями.
Под операционными рисками подразумеваются потенциальные потери компании, вызванные ошибками либо непрофессиональными (противоправными) действиями персонала компании, а также сбоями в работе оборудования. В качестве примера можно привести риск выпуска бракованной продукции в результате нарушения технологического процесса. По словам риск-менеджера компании «РУСАЛ-УК» Дениса Камышева, к операционным рискам промышленной компании необходимо относить и так называемые форс-мажорные риски (например, риски воздействия природных катастроф).
Базельский комитет по надзору за банковской деятельностью2 характеризует операционный риск как «риск прямых или косвенных потерь из-за неэффективных или разрушенных внутренних процессов, действий людей и систем».
Юридические риски представляют собой возможные потери в результате изменения законодательства, налоговой системы и т. д. Юридический риск может возникнуть из-за несоответствия внутренних документов компании (клиентов и контрагентов) существующим законодательным нормам и требованиям. К примеру, сделка будет признана недействительной, если договор между организациями оформлен с нарушением юридических норм и правил.
4. Определение контекста риск-менеджмента
Под контекстом риск-менеджмента понимается совокупность внутренних и внешних факторов (условий), в рамках которых осуществляется управление рисками.
Разработка контекста риск-менеджмента позволяет установить основные параметры (границы), в рамках которых необходимо управлять рисками. Контекст также включает в себя внутреннее и внешнее окружение компании и цель процесса риск-менеджмента [1].
Необходимо следить за тем, чтобы цели риск-менеджмента учитывали специфику внешнего и внутреннего окружения компании.
Разработка контекста связана с определением основных идей компании, ее рисков, масштаба процесса риск-менеджмента и с разработкой структуры задач, поставленных перед этим процессом. Эта стадия необходима чтобы:
– определить цели компании;
– определить внешние характеристики предпринимательской среды, в рамках функционирования которой необходимо достичь поставленных целей;
– конкретизировать масштаб и цели риск-менеджмента;
– определить границы процесса риск-менеджмента, а также уровень приемлемого риска;
– определить основные требования к видам деятельности компании, на которые распространяется процесс риск-менеджмента;
– определить перечень основных показателей для структурирования процесса идентификации рисков и определения их параметров.
Основной целью этой стадии является осуществление первоначальной оценки всех факторов риска, которые могут воздействовать на способность компании достичь запланированных целей. В результате этого должна получиться сжатая формулировка целей организации компании, точных критериев успеха, целей и масштаба риск-менеджмента и последовательность этапов на стадии идентификации рисков. Особенно важно, чтобы процесс имел четкие границы (область применения, цели и задачи, входные и выходные параметры, ресурсы и управляющие воздействия), что позволит обеспечить функционирование процесса риск-менеджмента в управляемых условиях [14].
Как уже рассматривалось ранее, риск представляет собой соотношение вероятности возникновения рисковой ситуации и ее последствий, которое приводит к отклонению фактических результатов деятельности от запланированных. По своей сути запланированные результаты работы компании вытекают из поставленных целей — как на стратегическом уровне, так и на уровне функционирования ее бизнес-процессов. Поэтому, чтобы обеспечить качественную идентификацию всех значимых рисков, необходимо знать как цели деятельности, так и цели бизнес-процессов. Определение контекста можно разбить на два основных этапа.[15]
Первый этап определения контекста — идентифицировать цели, задачи и внутренние параметры компании, а также внешние характеристики предпринимательской среды .
Второй этап — определить масштаб процесса риск-менеджмента, основные вопросы и проблемы, которые он ставит перед организацией и взаимоотношение между стратегией организации и запланированными результатами бизнес-процессов.
При определении внешних характеристик предпринимательской среды должны учитываться следующие основные условия:
– деловое, социальное, нормативное, культурное, конкурентное, финансовое и политическое окружение организации;
– слабые и сильные стороны организации;
– перспективы компании и неблагоприятные факторы, препятствующие ее развитию;
– особенности внешних участников процесса риск-менеджмента;
– ключевые факторы экономической деятельности организации.
В ходе реализации второго этапа можно использовать основополагающие документы, такие как стратегический план, бизнес-планы и бюджеты, годовые отчеты, экономические анализы и другую документацию, содержащую зарегистрированную информацию о деятельности организации. Также, в ходе определения контекста риск-менеджмента необходимо соотнести запланированные результаты бизнес-процессов, идентифицированные границы процесса риск-менеджмента с действующим законодательством.
Установление масштаба и границ риск-менеджмента включает в себя:
– идентификацию процесса, проекта или деятельности и определение ее целей и задач;
– определение характера решений, которые необходимо принять;
– определение масштаба деятельности по проекту или функции по времени и месту;
– определение характера и масштаба необходимых исследований, их целей и ресурсов;
– определение области применения процесса риск-менеджмента, включая все исключения;
– оценку роли и ответственности различных структур организации, участвующих в процессе риск-менеджмента.
Необходимо также отметить, что процесс риск-менеджмента не будет всеобъемлющим и полным, если не определены ключевые элементы деятельности, в отношении которой производится управление рисками.
Ключевые элементы деятельности представляют собой совокупность важных направлений (приоритетов деятельности), которые должны быть последовательно проработаны в процессе идентификации рисков.
Каждый ключевой элемент деятельности имеет более узкую специфику, чем вся деятельность в целом. Данное обстоятельство позволяет специалистам по идентификации рисков осуществить детализированную проработку возможных причин и факторов рисков. В случае если деятельность рассматривается, как единое целое, осуществить идентификацию рисков на всех этапах ее жизненного цикла крайне затруднительно. Тщательно разработанный набор ключевых элементов будет стимулировать творческую мысль и гарантировать полный охват всех важных тем (приоритетов деятельности). Когда для идентификации рисков используется метод «мозгового штурма», ключевые элементы формируют повестку дня и основные задачи встречи.
В качестве практической иллюстрации данного тезиса рассмотрим следующую ситуацию.
Строительная генподрядная организация осуществляет управление строительным проектом. В рамках проекта организация выполняет также функции генерального инвестора. Непосредственно для выполнения строительно-монтажных работ привлекаются специализированные субподрядные строительные компании, прошедшие квалификационный отбор.
В таблице 4 представлены основные приоритеты деятельности, которые сформированы в результате идентификации ключевых элементов проекта [1]. Эти приоритеты позволят в дальнейшем определить основные риски, которые связаны с проектом.
Пример определения приоритетов деятельности при управлении строительным проектом:
Ключевой элемент |
Приоритеты деятельности |
Обеспечение реализации проекта в контролируемых условиях |
– Рентабельность проекта – Контроль работы субподрядчиков – Соблюдение сроков – Соответствие бюджету проекта – Контроль за соблюдением нормируемых показателей по загрязнению окружающей среды – Обеспечение профессиональной безопасности |
Минимизация производственных потерь |
– Увеличение ликвидности и стоимости активов – Обеспечение стабильности производства строительно-монтажных работ (СМР) – Соответствие затратной части бюджета |
Непрерывность производственного цикла |
– Сокращение перебоев в поставках материально-технических ресурсов – Сокращение временных интервалов простоя техники – Осуществление оперативного планирования каждого этапа производства СМР – Ежедневная актуализация отчетов об освоении объемов накопительным итогом со стороны субподрядчиков |
Управляемость и подотчетность субподрядчиков |
– Анализ контрактов на субподрядные работы – Ежедневный контроль работы субподрядчиков – Технический надзор за выполнением СМР |
Рентабельность проекта |
– Сокращение расходов, связанных с несоответствующими поставками – Оптимизация величины постоянных (непроизводственных) расходов – Осуществление финансирования в рамках утвержденного бюджета данного проекта |
Управление персоналом |
– Снижение «текучести» кадров – Развитие профессиональной квалификации – Соблюдение законодательства в отношении охраны здоровья, обеспечения безопасности и экологии деятельности – Сокращение рисков для здоровья, безопасности и окружающей среды во время строительства |
Здоровье и безопасность сотрудников |
– Деятельность, отвечающая нормам безопасности и защиты здоровья – Сокращение рисков для здоровья и безопасности во время строительства – Отсутствие травм, смертельных случаев или длительных проблем со здоровьем |
Окружающая среда |
– Деятельность, отвечающая экологическим нормам и не нарушающая безопасность местного населения – Сокращение экологических рисков и рисков для местного сообщества во время строительства – Отсутствие выбросов в атмосферу |
Данная классификация ключевых элементов и приоритетов деятельности формирует «скелет», необходимый для дальнейшей идентификации рисков. Перечень основных приоритетов деятельности указывает основные ориентиры при определении причин и факторов возникновения рисковых ситуаций.
Помимо определения ключевых элементов и приоритетов деятельности необходимо также однозначно сформулировать основные факторы ограничения. Объектом управления выступает бизнес-процесс, проект или вид деятельности, на которую распространяется управление рисками. При определении контекста риск-менеджмента необходимо, в первую очередь, установить основные требования (ограничения) к объекту управления как деятельности.
Диапазон ограничивающих факторов может быть достаточно широким. В виде примера, на рисунке 4 представлены основные ограничения для «типового» проекта, связанного с разработкой нового вида продукции на производственном предприятии.[15]
Рис. 4. Набор требований к проекту по разработке
нового вида продукции.
Спецификация требований к проекту разработки нового вида продукции:
Ограничение |
Пояснение |
Качество проекта |
Выходные данные проекта (например, новый вид продукции) должны удовлетворять предъявляемым к ним функциональным требованиям и заданным техническим характеристикам. |
Отраслевые требования |
Выходные данные проекта должны соответствовать обязательным отраслевым требованиям к данному виду продукции. |
Бюджет |
Финансовые ресурсы, необходимые для реализации данного проекта должны соответствовать затратной части бюджета. |
Доступность ресурсов |
Технологический процесс производства нового вида продукции должен быть разработан таким образом, чтобы при производстве использовалось только имеющееся промышленное оборудование и технологическая оснастка. |
Экономическая целесообразность |
Проект должен иметь положительное экономическое обоснование, измеряемое рентабельностью и коэффициентом окупаемости. |
Сроки |
Проект должен быть закончен в установленные сроки. |
Обучение персонала |
Реализация проекта должна способствовать росту профессионализма организации и навыков персонала. |
Экология и безопасность |
Технологические решения проекта должны учитывать необходимость предотвращения загрязнения окружающей среды; Процессы в рамках проекта должны обеспечивать высокие стандарты профессиональной безопасности сотрудников. |
Информация о работе Роль риск-менеджмента в деятельности предприятий