Шпаргалка по «Финансовому менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 11:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Финансовому менеджменту»

Файлы: 1 файл

к-р финансовый менеджмент.docx

— 115.82 Кб (Скачать файл)

 

  1. Укажите различия в функциях финансового менеджера и финансового директора.

 

Очень часто в литературе наименования должностей «финансовый директор» и «финансовый менеджер» употребляются как синонимы. Объясняется это тем, что пока на законодательном уровне не проведена регламентация трудовых функций специалистов в области финансов. О четком распределении функций между финансовыми работниками можно говорить в отношении иностранных компаний или зарубежных представительств. Так, например, в иностранных компаниях принято, что руководство всей финансовой работой осуществляет вице-президент по финансам (финансовый директор), которому подчиняются начальник финансового отдела и главный бухгалтер. Последние, в свою очередь, осуществляют руководство финансовыми менеджерами, экономистами, бухгалтерами, аналитиками и другими специалистами.

На российских промышленных, торговых и иных предприятиях четкого понимания структуры финансового менеджмента пока нет. Поэтому на небольшом предприятии работник, отвечающий за финансовую работу, произвольно (как правило, по решению директора предприятия) называется или финансовый директор, или финансовый менеджер.

 

  1. Охарактеризуйте цели управления финансами предприятия.

Первая, главная цель управления финансами предприятия  состоит в поддержании разумного баланса экономических интересов лиц, причастных к деятельности организации.

Приоритетная задача финансового менеджмента состоит в максимизации экономического благополучия собственника. Механизмами достижения этой цели является проведение эффективной дивидендной и инвестиционной политики, политики оптимального оборотного капитала и достаточной ликвидности, кредитной политики организации и оптимального формирования налогооблагаемой базы.

Вторая цель управления финансами предприятия дополняет и уточняет приоритетную цель. Ее суть состоит в организации на предприятии эффективного делового партнерства с клиентами и кредиторами, с хозяйствующими субъектами, которые способствуют развитию бизнеса данного предприятия. Механизм обеспечения эффективности делового партнерства обусловлен обязательственными отношениями сторон — это контроль за срочностью и полнотой возврата заинтересованных ценностей, построение эффективной схемы обслуживания основной суммы долга, залога, выдаваемых гарантий, аренды, товарного кредитования, банковских услуг.

Третья цель управления финансами предприятия может быть сформулирована как обеспечение социальной ответственности бизнеса.

Устойчивость деловой активности организации создает хорошие перспективы для расширения налоговой базы, роста занятости, спроса на средства производства, для поддержания тесных коммерческих отношений между взаимосвязанными и взаимозависимыми участниками рыночных отношений внутри страны и за ее пределами. Пристальное внимание уделяется механизмам экономического и финансового роста, социального планирования, инвестициям в человеческий капитал, мониторингу потенциального банкротства и социальным показателям, влияющим на принятие деловых решений.

Конечная цель такого управления — получение прибыли.

 

  1. Как соотносятся между собой понятия «бизнес-план» и «финансовый план»?

 

Бизнес-план служит основным инструментом управления инвестиционным проектом.  
 
Бизнес-план – это подробный, четко структурированный, тщательно обоснованный документ, который: 

    •  
      позволяет оценить жизнеспособность в условиях конкуренции;
    •  
      содержит ориентиры, как лучше организовать деятельность;
    •  
      служит аргументом для переговоров с инвесторами.

 
Цель составления бизнес-плана – получить полную картину и ответить на вопросы о целесообразности использования ограниченных финансовых ресурсов для производства товаров или оказания услуг определенным способом, определенными работниками для определенных потребителей при условии гибкости принятия решений. 
 
Примерное содержание бизнес-плана включает в себя: 
 
1. Титульный лист. 
 
2. Резюме. 
 
3. Общие сведения. 
 
4. Сущность проекта. 
 
5. Анализ рынка. 
 
6. Производственный план. 
 
7. Организационный план (план управления). 
 
8. Финансовый план. 
 
9. Приложения. 
 
Объем и детализация проектных исследований зависят от масштаба и вида предполагаемой деятельности, целей разработки бизнес-плана, требований кредиторов. Соответственно более или менее подробно могут освещаться отдельные разделы. Но всегда бизнес-план основания предприятия начинается с исследования рынка и заканчивается оценкой эффективности и риска инвестиций, то есть финансовым планом.  
 
Предметом анализа в финансовом разделе бизнес-плана являются финансовые ресурсы, которые обслуживанию реальные процессы производства и распределения товаров, услуг в процессе реализации инвестиционного проекта. Общий период реализации охватывает отрезок времени от момента начала инвестирования до условного момента ликвидации, который в расчетах совпадает с полным износом наиболее дорогостоящей части основных производственных фондов. 
 
Таким образом, финансовый план – это заключительный и важнейший раздел бизнес-плана. Он служит основанием для принятия решения об инвестировании как собственниками, авторами проекта, предпринимателями, так и инвесторами-кредиторами. 

 

  1. Для каких целей разрабатывается бизнес-план предприятия?

 

Очевидно, что Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. 
 
В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.  
 
^ Внешние цели, для которых составляется бизнес-план - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.  
 
Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта. 
 
Бизнес-план, по сути - визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений сделанных разработчиком инвестиционного проекта.  
 
Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план.  
 
^ Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.  
 
Таким образом, составив бизнес-план, Вы сделаете предприятие более эффективным и управляемым, сможете с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.

 

  1. Как соотносятся между собой понятия «ликвидность» и «платежеспособность»?

 

Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами.  
 
Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности. 
 
Очевидно, что ликвидность и платежеспособность не тождественны друг другу. Так, коэффициенты ликвидности могут характеризовать финансовое положение как удовлетворительное, однако по существу эта оценка может быть ошибочной, если в текущих активах значительный удельный вес приходится на неликвиды и просроченную дебиторскую задолженность.  
 
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ — возможность государства, юридических и физических лиц своевременно и в полном размере выполнять свои денежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и других операций. От П. зависит доступ к кредитным ресурсам, выбор формы расчетов между сторонами, сроки кредитования и т.п. П. измеряется с помощью коэффициента платежеспособности, показывающего долю собственного капитала в общей стоимости активов (собственный капитал, отнесенный к общей сумме капитала).  
 
ЛИКВИДНОСТЬ - А. Платежеспособность. Б. Способность превращения активов компании, фирмы в наличные деньги. В. Способность рынка поглощать ценные бумаги при существующем уровне цен или без их существенного изменения. Г. Способность заемщика обеспечить выполнение долговых обязательств.

 

  1. Как соотносятся между собой понятия «ликвидность» и «финансовая устойчивость»?

 

Ликвидность - подвижность активов предприятий, фирм, банков, предполагающая возможность бесперебойной оплаты в срок кредитно-финансовых обязательств и законных денежных требований. Различают ликвидность банков, фирм, ликвидные активы, ликвидные средства.  
 
Под ликвидными активами понимаются легко реализуемые средства - краткосрочные государственные ценные бумаги, текущие счета, наличность и т.п., которые почти не приносят дохода в виде процента.  
 
^ Финансовая Устойчивость предприятия 
 
- финансовое состояние предприятия, хозяйственная деятельность которого обеспечивает в нормальных условиях выполнение всех его обязательств перед работниками, другими организациями и государством. 
 
Финансовая устойчивость в долгосрочном плане характеризуется, следовательно, соотношением собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости.

 

  1. Как соотносятся между собой понятия «ликвидность активов» и «ликвидность баланса»?

 

Активы предприятия – внеоборотные и оборотные – в зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, можно условно подразделить на следующие группы ликвидности активов: 
 
1. Наиболее ликвидные активы (А1) – суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. В эту группу включают также краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). 
 
2. Быстрореализуемые активы (А2) – активы, для обращения которых в наличные средств требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, прочие оборотные активы. 
 
3. Медленнореализуемые активы (А3) – наименее ликвидные активы – это запасы, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям. 
 
4. Труднореализуемые активы (А4) – активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода времени. В эту группу можно включить статьи I раздела актива баланса «Внеоборотные активы», в том числе основные средства. 
 
Пассив баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом: 
 
1. Наиболее срочные обязательства (П1) – кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок (по данным приложений к бухгалтерскому балансу). 
 
2. Краткосрочные пассивы (П2) – краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. 
 
3. Долгосрочные пассивы (П3) – долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы – статьи V раздела баланса «Долгосрочные пассивы». 
 
4. Постоянные пассивы (П4) – статьи IV раздела баланса «Капитал и резервы» и отдельные статьи IV раздела баланса, не вошедшие в предыдущие группы: «Доходы будущих периодов», «Фонды потребления» и «Резервы предстоящих расходов и платежей». 
 
Абсолютная ликвидность баланса достигается, если соблюдаются следующие соотношения: 
 
А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4. 
 
Для оценки ликвидности предприятия рассчитываются относительные показатели: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент текущей ликвидности.  
 
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле: 
 

 
Этот показатель является наиболее жестким критерием платежеспособности и показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Рекомендуемые значения коэффициента абсолютной ликвидности – от 0,2 до 0,3. 
 
Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается по формуле: 
 

 
Этот коэффициент помогает оценить возможность погашения предприятием краткосрочных обязательств в случае его критического положения, когда не будет возможности продать запасы. Рекомендуемые значения коэффициента быстрой ликвидности – от 0,9 до 1,5. 
 
Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается по формуле: 
 

 
Принято считать, что уровень платежеспособности предприятия является приемлемым, если значение коэффициента общей ликвидности находится в диапазоне от 2,0 и выше. 
 
Таким образом, ликвидность активов зависит от скорости превращения в денежные средства; ликвидность баланса определяется соотношением различных по степени ликвидности активов с различными по степени возрастания сроков погашения пассивов; а ликвидность предприятия зависит от соотношения различных по степени ликвидности активов и краткосрочных обязательств предприятия.

 

  1. Как вы понимаете термин «деловая активность предприятия»?

 

В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле — как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия.  
 
Деловая активность предприятия проявляется в динамичности ее развития, достижении поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта.  
 
Деловую активность предприятия можно оценивать как на качественном, так и на количественном уровне.  
 
Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть осуществлены по двум направлениям:  
 
— степени выполнения плана по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;  
 
— уровню эффективности использования ресурсов предприятия.  
 
Для оценки уровня эффективности использования ресурсов предприятия, как правило, используют различные показатели оборачиваемости.  
 
Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность фирмы. Кроме того, увеличение скорости оборота средств, при прочих равных условиях, отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы.  
 
На практике наиболее часто используются следующие показатели деловой активности.  
 
Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент трансформации)  
 
При помощи данного коэффициента оценивается эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов не зависимо от источников их привлечения. Расчет этого коэффициента производится по формуле:  
 
Оценка деловой активности предприятия  
Коэффициент трансформации показывает, сколько раз за отчетный период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Этот коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса.  
 
При сравнении значения данного показателя для разных компаний или для одной компании за различные периоды необходимо проверить, обеспечивается ли единообразие в оценке среднегодовой стоимости активов. Кроме того, следует иметь в виду, что при прочих равных условиях показатель оборачиваемости активов будет тем выше, чем более изношены основные фонды предприятия.

Информация о работе Шпаргалка по «Финансовому менеджменту»