Система информационного обеспечения управления финансами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях информационное обеспечение системы финансового менеджмента на предприятии приобретает первостепенное значение, так как именно предприятия с эффективной системой информационного обмена и управления смогут максимизировать свои рыночные усилия и предложить рынку свои товары и услуги, и получить за их осуществление максимально возможную цену, позволяющую сполна окупить все затраты, а также существенно повысят эффективность внутренних и внешних финансово-кредитных проектов.

Содержание работы

Введение 3
1. Общие определения информационной технологии и информационной системы 4
Информационная технология 4
Информационная система 5
2. Информационное обеспечение финансового управления предприятием 6
Сведения о наиболее крупных информационных системах. 13
Заключение: 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Показатели, входящие в состав этой группы, подразделяются на три основных блока.

В первом блоке содержатся показатели, отражаемые в «Балансе предприятия». Этот отчет содержит два основных раздела – «Актив»  и «Пассив».

В составе актива баланса  отражаются показатели следующих трех разделов: 1) основные средства и другие внеоборотные активы; 2) запасы и затраты; 3) денежные средства, расчеты и другие активы. Второй и третий разделы актива баланса позволяют получить представление об общей сумме оборотных активов, используемых предприятием.

В составе пассива  баланса отражаются показатели следующих  трех разделов: 1) источники собственных  и приравненных к ним средств; 2) долгосрочные пассивы; 3) расчеты и  другие пассивы. Второй и третий разделы  пассива баланса позволяют получить представление об общей сумме заемного капитала, используемого предприятием.

Во втором блоке содержатся показатели, отражаемые в «Отчете  о финансовых результатах». Этот отчет  включает показатели по следующим основным разделам: 1) финансовые результаты; 2) использование прибыли; 3) платежи и бюджет; 4) затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль и другие.

В разделе «Финансовые  результаты» содержатся показатели формирования прибыли – от операционной деятельности, от реализации имущества, от внереализационных операций; приводится общая сумма балансовой прибыли или убытка в отчетном периоде.

В разделе «Использование прибыли» содержатся показатели по отдельным  направлениям ее использования, что  позволяет получить представление о соотношении суммы прибыли, отчисляемой в бюджет и остающейся в распоряжении предприятия; о соотношении суммы капитализируемой и потребляемой прибыли и т.п.

В последующих разделах содержатся данные об уплаченных предприятием налогах и использованных налоговых льготах, что позволяет учесть эту информацию при разработке налоговой политики предприятия в процессе управления формированием финансовых ресурсов.

В третьем блоке содержатся показатели, отражаемые в «Отчете  о финансово-имущественном состоянии  предприятия». Этот отчет, хотя и содержит обширный круг показателей, используемых в управлении финансовой деятельностью, но разрабатывается только один раз в год, что не позволяет применять эту информацию в процессе оперативного управления. В этом отчете содержатся показатели движения разнообразных финансовых фондов предприятия; использования средств бюджета и внебюджетных фондов; направления средств в целевые фонды и на потребление, наличия и движения нематериальных активов, финансовых вложений и других.

2). Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия. Система этой группы показателей используется для текущего и оперативного управления практически всеми аспектами финансовой деятельности предприятия, а в наибольшей степени – в процессе финансового обеспечения операционной его деятельности. Формирование системы показателей этой группы основывается на данных организуемого на предприятии управленческого учета.

В процессе построения системы  информационного обеспечения управления финансовой деятельностью управленческий учет призван формировать группы показателей, отражающих объемы деятельности, сумму и состав затрат. Сумму и состав получаемых доходов и других. Эти группы показателей формируются в процессе управленческого учета обычно по следующим блокам:

а) по сферам финансовой деятельности предприятия;

б) по регионам деятельности (если для предприятия характерна региональная диверсификация финансовой деятельности);

в) по центрам ответственности (созданным на предприятии центрам затрат, дохода и инвестиций).

Управленческий учет строится индивидуально на каждом предприятии  и должен быть в первую очередь  подчинен задачам информативного обеспечения  процесса оперативного управления финансовой деятельностью.

3) Нормативно-плановые показатели, вязанные с финансовым развитием предприятия. Эти показатели используются в процессе текущего и оперативного контроля за ходом осуществления финансовой деятельности. Они формируются непосредственно на предприятии по следующим блокам:

а) система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие предприятия. В эту систему  включаются нормативы размеров отдельных  видов активов предприятия, нормативы  соотношения отдельных видов  активов и структуры капитала, нормативы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.;

б) система плановых показателей  финансового развития предприятия. В состав показателей этого блока  включается вся совокупность показателей  текущих и оперативных финансовых планов всех видов.

Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения финансового менеджмента, ориентированную как на принятие стратегических финансовых решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.

На основе вышеизложенного  можно сделать вывод, что потребители  финансовой информации о деятельности предприятия могут прибегать  к различным источникам ее получении, причем полнота сведения будет определяться спецификой функций каждого из них по отношению к хозяйствующему субъекту. Для финансового менеджера информация должна быть доступной и полной. Контр-агента( предприятие-поставщик) главным образом интересует информация о платежеспособности. А собственников прежде всего волнует оценка рентабельности, прибыльности, а также уровень риска утраты капитала. Способность предприятия к устойчивому развитию, получению большей прибыли в будущем объединяет всех потенциальных пользователей информации о его финансовом состоянии.

Сведения о наиболее крупных  информационных системах.

В настоящее время  на рынке представлено достаточно большое  количество как универсальных бухгалтерских  систем, автоматизирующих учетные функции, так и сложных и дорогих ERP-систем, модули которых могут автоматизировать практически все участки деятельности любого предприятия.

Первые системы недороги и просты, но предназначены для  автоматизации достаточно простого круга задач.

Мощные ERP-системы, напротив, универсальны, но именно по причине универсальности, их внедрение представляет собой сложный, длительный и дорогой процесс. При этом для внедрения и поддержки системы требуются специалисты достаточно редкой и очень высокой квалификации, что увеличивает стоимость проекта.

Примеры информационных систем:

1)SAP R/3. SAP R/3 (разработчик  германская фирма SAP AG) наиболее  широко используемое в мире  стандартное решение класса ERP, служащее  для электронной обработки информации  на основе архитектуры «клиент-сервер».  Система позволяет обеспечить одновременную работу до 30 тысяч пользователей.

Все компоненты системы R/3 настраиваются на конкретное предприятие  и позволяют обеспечивать внедрение  эволюционным путем. Заказчик может  выбрать оптимальную конфигурацию из более чем 800 готовых бизнес-процессов. В состав системы входят следующие подсистемы, построенные по модульному принципу: IS - отраслевые решения; WF - управление информационными потоками; PS - проекты; AM - основные средства; CO - контроллинг; FI - финансы; SD - сбыт; MM - управление материальными потоками; PP - планирование производства; QM - управление качеством; PM - техническое обслуживание и ремонт оборудования; HR - управление персоналом.

Хранилище бизнес-информации обеспечивает обработку внешних  и внутренних данных и поддержку принятия решений на всех уровнях корпорации.

Основными элементами учета и отчетности являются следующие модули.

Финансовая бухгалтерия (FI), включающая главную бухгалтерию, бухгалтерию  дебиторов и кредиторов, бухгалтерский  учет основных средств, консолидацию в соответствии с законодательством, статистический специальный учет.

Финансовый менеджмент (TR), содержащий управление наличностью, управление финансами (денежный рынок, иностранная валюта, ценные бумаги и дериваты), управление рыночными рисками, управление бюджетом.

Контроллинг (CO) состоит из контроллинга косвенных затрат, контроллинга затрат на продукт, учета результатов хозяйственной  деятельности.

Управление инвестициями (IM) обеспечивает широкое планирование инвестиционных программ и управление отдельными инвестиционными мероприятиями.

Контроллинг деятельности предприятия  включает в себя консолидацию (CS), учет затрат по МВП (PCA), информационную систему  для менеджмента (EIS), планирование деятельности предприятия (BP).

Система управления материальными потоками (MM) обеспечивает возможность: планирования потребности в материалах, заготовки материала, управления запасами, поступления материала, управления складами, контроля счетов и оценки уровня запаса материалов. Информационная система логистики на базе изменяемых аналитических отчетов поддерживает как текущее принятие решений, так и разработку стратегий.

Система сбыта (SD) позволяет  работать на нескольких языках, обеспечивает точное управление, гибкий расчет цен, управление статусом заказов и запросов клиентов, удобный ввод заказа, поддерживается номер материала клиента, особый ввод крупных заказов и независимая обработка позиций, обработка бонуса, электронный обмен данными, информационная система сбыта, поиск материала, проверка доступности, контроль партий, управление сервисом, обработка возвратов материалов, кредитовых и дебетовых авизо, контроль лимита кредитования, конфигурацию изделия, отгрузку и перевозку, интеграцию управления материальными потоками и финансовой бухгалтерии.

В системе предусмотрена  поддержка электронной коммерции B2B, проведения расчетов с использованием кредитных карточек.

Главное достоинство  системы - ликвидация альтернативных информационных каналов, что позволяет получить оперативную и адекватную информацию о ходе дел. Недостатком системы является сложность настройки модулей и высокие требования к культуре организации и производства, консервативность реинжиниринга в условиях структурных перемен.

Внедрения: более 200 в  странах СНГ, в том числе Белгородэнерго, Белорусский металлургический комбинат, Красноярская железная дорогая, Восточно-сибирская железная дорога, Сургутнефтегаз, Нижнетагильский металлургический комбинат и др.

Стоимость инсталляции: 300-350 тысяч долларов в расчете  на 50 пользователей.

2). BAAN IV. BAAN IV (разработка  одноименной фирмы) ¾ комплексная  система ERP-класса, охватывающая  следующие виды управленческих  задач.

BAAN-Моделирование предприятия:  способствует сокращению сроков  внедрения, снижению уровня затрат  и ускоренному возврату вложенных средств. В основе подсистемы лежат уникальные средства методологии внедрения, называемой Orgware, разработанной с учетом опыта внедрения продуктов BAAN более чем в 50-ти странах мира. Процесс внедрения начинается с описания или рассмотрения соответствующей типу и профилю предприятия референтной модели. На следующей стадии производится корректировка параметров бизнес-модели с учетом требований заказчика. Далее система конфигурируется и для каждого конкретного пользователя создается меню, в структуру которого могут быть включены инструкции и нормативные документы, определяющие выполнение отдельных задач. В завершении проводится анализ деятельности предприятия, на основе которого формируются решения по модернизации производства, определяются дальнейшие направления развития.

Использование системы  позволяет сократить время внедрения  до 3-10 месяцев.

BAAN-Производство: включает  планирование потребностей, конфигуратор  продукции, управление проектом, управление серийным производством  и производством по отдельным заказам, управление цепочкой поставок на уровне корпоративного производства. Подсистема "Производство" спроектирована для работы со всеми типами стратегий управления производством. Более того, система BAAN обладает гибкостью, позволяющей изменять стратегию в течение жизненного цикла проекта. Подсистема "Производство" предоставляет также возможность изменения положения точки привязки заказа клиента (CODP), которая определяет степень влияния заказа клиента на производственный цикл. Ядром подсистемы "Производство" является модуль "Основной производственный план-график" (MPS). Он спроектирован для того, чтобы помочь вам в каждодневном управлении производством наряду с проведением долгосрочного планирования и принятием решений. Подсистема позволяет реализовать все типы производственной среды и их сочетания.

BAAN-Процесс: разработан  специально для таких отраслей  промышленности, как химическая, фармацевтическая, пищевая и металлургическая, и  поддерживает производственный  процесс от исследований и  разработок вплоть до производства, снабжения, продаж, сбыта и транспортировки. Подсистема одинаково мощно работает как в рамках отдельного предприятия, так и в рамках холдинга с территориально распределенными предприятиями. Подсистема BAAN - Процесс полностью интегрирована со всеми другими подсистемами BAAN.

BAAN-Финансы представляет  собой систему управленческого  и финансового учета для компании  любой, самой сложной организационной  структуры. Система иерархических  связей делает доступ к информации  и ее обработку более удобными, обеспечивает максимально возможную гибкость при структурировании необходимой информации. Многозвенная структура управления позволяет проводить анализ данных главной книги, дебиторской и кредиторской задолженностей и другой информации, как на уровне отдельного подразделения, так и на уровне всей компании.

Поддерживаются три  типа календарей: финансовый, налоговый, отчетный. В каждом календаре предусмотрена  возможность гибкой настройки временных  рамок периодов (квартал, месяц, неделя), что позволяет фиксировать ежедневные операции в рамках одного календаря и в то же время готовить данные для налогообложения в рамках другого.

Подсистема позволяет  вести документацию на разных языках и осуществлять процедуры финансовых операций с неограниченным количеством валют в условиях различных стран: оплата чеками (вариант США и Англии), переводными векселями (Франция), банковскими поручениями, а также с помощью электронных средств. Те же финансовые операции реализованы для условий РФ и других стран СНГ.

Информация о работе Система информационного обеспечения управления финансами предприятия