Системный подход к анализу организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 06:02, доклад

Описание работы

Сторонники системного подхода к исследованию организационных систем исходят из того, что любая организация есть система, каждый из элементов которой имеет свои определенные и ограниченные цели. Соответственно этому задача управления сводится к интеграции системообразующих элементов, которая может быть достигнута при условии, что каждый руководитель к решению относящихся к сфере его компетенции вопросов станет подходить с точки зрения системного анализа. Главная задача системного подхода состоит в оптимальном повышении эффективности работы организации в целом, что не обязательно означает оптимизацию деятельности всех без исключения ее элементов.

Файлы: 1 файл

Системный подход к анализу организаций.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Системный подход к анализу организаций


 

Сторонники системного подхода к исследованию организационных систем исходят из того, что любая организация есть система, каждый из элементов которой имеет свои определенные и ограниченные цели. Соответственно этому задача управления сводится к интеграции системообразующих элементов, которая может быть достигнута при условии, что каждый руководитель к решению относящихся к сфере его компетенции вопросов станет подходить с точки зрения системного анализа. Главная задача системного подхода состоит в оптимальном повышении эффективности работы организации в целом, что не обязательно означает оптимизацию деятельности всех без исключения ее элементов.

 

Суть системной концепции управления предприятием может быть выражена через следующие два условия управленческой деятельности.

1. Интересы одного из  элементов системы не должны  противоречить интересам всей  организации.

2. Организация функционирует  в окружающей среде, которая обусловливает  возникновение противоречивых целей  элементов системы.

Возникновение системного подхода является своеобразным отражением методологического кризиса как «классической теории» организации, так и доктрины «человеческих отношений». Формирование этого направления также произошло под влиянием усложнения хозяйственных связей и возникновения супергигантских монополий.

В соответствии с системным подходом организация рассматривается как комплексная система, включающая в свой состав частные подсистемы.

Относительно выделения подсистем не существует единого мнения. Некоторые авторы в качестве подсистем выделяют индивида, формальную структуру, неформальную структуру, неформальную организацию, статусы и роли, а также физическое окружение. Другие авторы выделяют функциональные подсистемы (планирование, организация, контроль и т.д.). В подсистеме планирования в свою очередь можно выделить подсистемы оперативно-производственного планирования, плановых нормативов и т.п.

При необходимости можно рассматривать и анализировать взаимодействие производственной, финансовой, кадровой, маркетинговой и других подсистем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация как система

С точки зрения оценки эффективности системный подход дает возможность рассматривать организацию как систему вход/выход. Большинство теоретиков системного подхода представляют организацию как сложную систему затраты-производство-выпуск. Организация отделена от своей среды прозрачной границей. Через эту границу проходят сделки, которые дают возможность организации обеспечивать человеческие, финансовые и материальные ресурсы. Внутри организационных границ взаимодействующие подсистемы преобразовывают эти ресурсы в окончательный продукт, требуемый среде. Продукция проходит через границу организации, возобновляя цикл затраты-производство-выпуск.

В связи с этим важно подчеркнуть главную особенность хозяйственной организации как системы – ее особое единство с внешней средой (окружением). Под окружением понимается все то, что находится вне данной организации и оказывает на нее существенное влияние.

 

2.Организация как система, представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением. Методологической основой такого представления является общая теория систем (А.Чандлер, П.Лоуренс, Дж.Лорш).

Идея системного подхода к организации заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой.

 

Ключевые факторы успеха организации находятся в двух сферах:

во внешней (из которой она получает все виды ресурсов);

внутренней (сильные и слабые стороны которой создают те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги).

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента.

Внешняя среда делится на два вида:

1) внешняя среда прямого  воздействия (поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, общества потребителей, правительственные органы и др.);

2) внешняя среда косвенного воздействия (социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные ее решения). К ним относятся: экономические, политические, правовые, социально-культурные, технологические, экологические, физико-географические факторы и переменные.

Значение факторов внешней среды резко повышается с связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений (социальных, экономических, политических и пр.). Именно внешнее окружение диктует стратегию организаций.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производство продукции, услуг).

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производство продукции, услуг).

 

Во внутренней среде организации выделяют:

  • Цели;
  • Структура (состав и соотношение входящих в организацию подсистем по производству и (или) управлению);
  • Задачи;
  • Технология;
  • Люди (персонал).

 

В организации можно выделить (В.Томилов) три взаимосвязанные подсистемы: управляющая, управляемая и информационная.

Управляющая система – это субъект либо орган управления, или система управления.

Управляемая система – это объект (объекты) управления или сферы управленческой деятельности.

Информационная система – информационные потоки, связывающие внутреннюю среду с внешней, а также субъект с объектом управления.

Между компонентами организации как системы (структуры) могут устанавливаться разные связи:

  • вертикальные связи (связи подчинения и возникают в том случае, если организация обладает иерархической структурой, т.е. содержит несколько уровней управления);
  • горизонтальные связи (устанавливаются между компонентами системы, которые не подчиняются друг другу и каким-то образом связаны в процессе производства товара или услуги).

Кроме того, между компонентами организационной структуры могут устанавливаться линейные и функциональные отношения.

Линейные отношения – это отношения между руководителями и подчиненными, при которых руководитель принимает решения, касающиеся любых действий подчиненного.

Руководитель при таких отношениях называется линейным.

Функциональные отношения – это отношения, при которых руководитель принимает решения, касающиеся деятельности организации только водной из функциональных сфер (например, в финансовой, инновационной или производственной).

У каждого работника, таким образом, оказывается несколько руководителей, которым он подчиняется лишь в вопросах, находящихся в их компетенции. Руководитель, выполняющий такие функции, называется функциональным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Социальная система − упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидов, их групп, вещей, процессов, образующая интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам. Основным компонентом социальной системы является человек, как существо общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми множеством разнообразных отношений и форм взаимодействия. Наличие человеческого компонента – сущностная и важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других целостных систем. Второй компонент социальной системы − процессы (экономические, социальные, политические, духовные). Совокупность этих процессов представляет собой смену состояний системы в целом или какой-либо ее подсистемы. Третий компонент социальной системы − предметы, используемые в хозяйственной и общественной жизни (производственные здания, сооружения, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи, технологические устройства и т. д.). Четвертый компонент социальной системы − общественные идеи, теории, культурные и нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования и другие социальные продукты, имеющие духовную природу. 

 Каждая социальная  система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем  – управляемой и управляющей (объекта и субъекта управления). К управляемой системе относятся все элементы и подсистемы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных благ или оказания услуг. К управляющей системе относятся все элементы и подсистемы, обеспечивающие процесс управления, т. е. процесс целенаправленного воздействия на ресурсы управляемой системы.  

 Характерными чертами  развития современных социально-экономических  систем являются: 

- интеграция научных  знаний, рост количества междисциплинарных  проблем; 

- комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, социальных, психологических и других аспектов; 

- усложнение решаемых  проблем и объектов; 

- рост количества связей  между объектами; 

- динамичность изменяющихся  ситуаций; 

- дефицитность ресурсов; 

- повышение уровня стандартизации  и автоматизации элементов производственных  и управленческих процессов; 

- глобализация конкуренции  производства, кооперации, стандартизации;  

- усиление роли человеческого  фактора в управлении и другие.  

 Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку только на его основе можно обеспечить качество управления. 

 

Основные характеристики организации

  • Совокупность людей
  • Общая цель – то для чего создается и существует организация.
  • Ресурсы, используемые организацией – это люди, капитал, материалы, технологии и информация.
  • Технологии – способы переработки ресурсов

Разделение труда:

  • горизонтальное – разделение всей работы на составляющие компоненты по профессиональному признаку между участниками трудового процесса;
  • вертикальное – координация выполняемой работы.

Целостность организации поддерживается общими ценностями, отношениями между людьми, организационной культурой

Организация – как хозяйственная система представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, образующих целостность для производства и реализации товаров (услуг) на рынке.

 


Информация о работе Системный подход к анализу организаций