Стоимостные методы оценки эффективности финансового менеджмента компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Теме стоимостных методов оценки эффективности финансового менеджмента посвящено множество научных работ и монографий известных российских и зарубежных ученых, таких как: Уолш К., Коупленд Т., Муррин Д., Милбурн Т., Рассказов С.В., Рассказова А.Н., Смирнов В.М., Теплова Т.В. и др.
Цель данной работы - провести анализ стоимостных методов оценки эффективности финансового менеджмента компании.

Содержание работы

Введение 2
Раздел 1. Оценка бизнеса и VBM – менеджмент 3
Раздел 2. Стоимостные методы оценки эффективности финансового менеджмента 9
2.1. Метод «добавленной экономической ценности» EVA 9
2.2. Метод «добавленной стоимости для акционеров» SVA 14
2.3 Метод опционного ценообразования (OPM) 16
Заключение 17
Расчетная часть 19
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

kontrolnaya_FM_Kudienko.docx

— 186.11 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

КУЗБАССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени Т.Ф.Горбачева

 

 

Кафедра отраслевой экономики

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему

«Стоимостные  методы  оценки  эффективности  финансового

менеджмента компании».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-т ЭС-082

    Садырин  Р.Д.

Проверила: Кудиенко И.В.

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2012 г.

Содержание

 

Введение  2

Раздел 1. Оценка бизнеса и VBM – менеджмент  3

Раздел 2. Стоимостные  методы  оценки  эффективности  финансового менеджмента            9

2.1. Метод  «добавленной экономической ценности»  EVA 9

2.2. Метод «добавленной стоимости  для акционеров» SVA 14

2.3 Метод опционного ценообразования (OPM) 16

Заключение 17

Расчетная часть 19

Список  литературы 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время широкое распространение  получила точка зрения, что в условиях политической и экономической нестабильности, а также высоких темпов инфляции прогрессивные технологии финансового  менеджмента не имеют смысла. Однако для повышения конкурентоспособности  предприятий и интеграции российской экономики в мировое хозяйство  необходимы глубокие знания финансовых механизмов, принципов и методов  финансового менеджмента.

Рано или поздно руководители предприятия  сталкиваются с проблемами управления финансовыми ресурсами: выясняется, что показатели и процедуры, использовавшиеся ранее в финансовом менеджменте  предприятия, не только не позволяют  ему успешно конкурировать, но и  начинают препятствовать получению  прибыли.

Ведущими западными фирмами  в области управленческого консалтинга  активно используются на практике и  развиваются методы менеджмента, которые  среди важнейших критериев успешности управленческой деятельности на разных ее уровнях рассматривают достижение возможно большей рыночной добавленной  стоимости предприятия или его  отдельных подразделений. Указанный  подход получил название менеджмента, основанного на управлении стоимостью, или VBM-менеджмента (VBM — Value Based Management).

В силу всего вышеизложенного решение  проблем использования стоимостных методов оценки эффективности финансового менеджмента компаний можно признать в значительной степени актуальным для организации процесса финансового развития хозяйствующего субъекта.

Теме стоимостных методов оценки эффективности финансового менеджмента  посвящено множество научных  работ и монографий известных  российских и зарубежных ученых, таких  как: Уолш К., Коупленд Т., Муррин Д., Милбурн Т., Рассказов С.В., Рассказова А.Н., Смирнов В.М., Теплова Т.В. и др.

Цель данной работы - провести анализ стоимостных методов оценки эффективности финансового менеджмента компании.

 

 

Раздел 1. Оценка бизнеса и VBM – менеджмент

 

Ведущими западными фирмами  в области управленческого консалтинга активно используются на практике и развиваются методы менеджмента, которые среди важнейших критериев успешности управленческой деятельности на разных ее уровнях рассматривают достижение возможно большей рыночной добавленной стоимости предприятия или его отдельных подразделений. Указанный подход получил название менеджмента, основанного на управлении стоимостью, или VBM-менеджмента (VBM — Value Based Management). Неотъемлемой составной частью VBM-подхода является измерение стоимости компании, он принципиально отличается от традиционных методов оценки бизнеса, смысл которых и условия применения напоминаются на рисунке 1.

 

Рис. 1. Традиционные методы оценки бизнеса

 

Последние в большинстве своем  дают «точечный» во времени результат, изолированы, выхвачены из общего контекста управления и процесса достижения конечной цели, не предполагают его мониторинга.

Ни одна из 25 целей традиционной оценки бизнеса (приватизация, налог на имущество, кредит и т.п.) не предусматривает прямого и систематического применения стоящих за ней методов для оперативного или стратегического управления предприятием. В основе VBM лежит управление на основе интегрированного финансового показателя — стоимости компании. Такой подход появился не на ровном месте. Эволюция финансовых показателей представлена на рисунке 2.

 

 

Рис. 2. Эволюция финансовых показателей в оценке эффективности управления

 

Успешно зарекомендовали себя ранее  и продолжают использоваться система  Дюпона, известная в российской практике как факторный анализ, показатели прибыли на акцию EPS, дохода от инвестированного капитала ROI, отдачи собственного капитала ROE, доходности чистых активов RONA и другие (рис. 3).

 

Рис. 3. Показатели эффективности управления

 

Существенный недостаток многих из них заключается в ориентации на данные отчетности прошлых периодов; в ряде ситуаций они отражают интересы не владельцев, а менеджеров различных уровней. Появившиеся в середине 80-х годов прошлого века методы VBM-подхода призваны устранить эти и ряд других проблем.

Нет необходимости пояснять, что  управление предполагает создание положительных  денежных потоков, а они, находясь в  ведении бухгалтеров-экономистов, требуют  управления. На стыке функций менеджмента  и финансов возник финансовый менеджмент. VBM-подход относится к продвинутому (Advanced) финансовому менеджменту. В зависимости от значимости финансовых показателей в нем выделяются две группы методов. Финансовый уклон характерен для экономической добавленной стоимости (EVA), добавленной стоимости акционерного капитала (SVA), доходности инвестиций на основе потока денежных средств (CFROI), добавленной стоимости потока денежных средств (CVA), опционного ценообразования (OPM) и некоторых других. Однако, как отмечается в некоторых работах, рекомендации аналитиков примерно на 30% исходят из нефинансовых критериев — принимая во внимание качество менеджмента, его способность реализовывать выбранную стратегию. Указанные особенности, наряду с финансовыми показателями, позволяют учесть в большей степени приближенный к управленческому мышлению метод сбалансированной системы показателей BSC (Balanced Scorecard) (рис. 4).

 

Рис. 4. Классификация методов VBM

 

По своей сути первая группа VBM-методов  базируется на объединении традиционных моделей Дюпона и дисконтированного  денежного потока DCF. Методы различаются  главным образом вариантами расчета  затрат капитала, получением результата в абсолютных или процентных величинах. От системы Дюпона взята идея представления результирующего финансового показателя, например доходности совокупных активов ROA, в виде многоярусного дерева взаимосвязанных параметров — подлежащих управлению и контролю показателей, определяющих поток денежных средств (рис. 5).

 

Рис. 5. Факторы рентабельности продаж и оборачиваемости совокупных активов

 

Некоторым исключением из сказанного выступает модель оценки на основе опционов, соответствующие пояснения  к которой будут даны ниже. Так, ROA «расщепляется» на рентабельность и оборачиваемость активов, которые далее детализируются до отдельных факторов стоимости более низких уровней. Таким образом, каждому уровню менеджмента соответствуют свой набор коэффициентов и пределы их изменения за определенный период. Однако простое выявление факторов стоимости не обеспечивает решения задачи тотального управления деньгами - необходимо их увязать с показателями, на основании которых принимаются функциональные и оперативные решения на всех уровнях управления (рис. 6).

 

Рис. 6. Факторы управления потоком денежных средств

 

Модель DCF вносит в VBM фактор будущих, а не прошлых денежных поступлений  предприятия, а также позволяет  учесть связанные с неопределенностью  деятельности риски. Несмотря на некоторую  умозрительность такого источника  расчетных данных, каким являются «ожидания инвесторов», в исследованиях  ряда западных авторов прослежена высокая  корреляция между рыночной стоимостью компании и ее дисконтированным денежным потоком. Применительно к крупному предприятию для этого имеется достаточно оснований. В частности, существующий портфель заказов при данных производственных возможностях относительно устойчив; его составляющие во времени не меняются мгновенно. Предсказуемыми являются тенденции выравнивания российских цен на энергию и сырье с общемировыми, пропорции цены «человеко-час» и трудоемкости и ряд других. Наконец, следует принять во внимание рекомендации международных стандартов финансовой отчетности, ограничивающих прогнозный период пятью годами (хотя, в принципе, возможны исключения). Далее приводится краткое изложение основных методов, составляющих современный VBM-подход. Заметим, что степень обобщенности рассмотрения продиктована объемом данной статьи; по этой же причине ниже приводятся иллюстративные примеры без привязки к российской финансовой отчетности.

 

 

 

Раздел  2. Стоимостные  методы  оценки  эффективности  финансового менеджмента

 

На самом  деле методов оценки эффективности, очень много ведь само понятии  эффективности очень обширно  и включает в себя много под  пунктов, но не смотря на это большинство методов похожи друг на друга по принципам подсчетам. Причем с постоянным развитием менеджмента происходит добавление новых методов оценки, а старые теряют свою актуальность, но не смотря на это как правила новые методы используют для информационной базы старые и поэтому получается что новый метод это просто старый, но с необходимым на сегодняшний день, добавлением.

 

2.1 Метод «добавленной экономической ценности» EVA.

 

Автором модели «добавленной экономической ценности» (Economic Value Added – EVA) считают американского предпринимателя Дж. Беннета Стюарта. Впервые мировому бизнесу она была представлена в 1990 г. как результат деятельности консалтинговой компании Stern Stewart & Co, основанной Дж. Беннетом Стюартом в 1980-х гг. И владеющей зарегистрированной маркой EVA.

Модель  «Добавленной экономической ценности»  одновременно является инструментом:

- оценки  бизнеса (оценки рыночной стоимости  закрытой компании) и

- управления  стоимостью любой компании

Она и  содержит в себе подход к оценке компании, и отчетливо выделяет некоторые  важнейшие так называемые Value Drivers, то есть показатели :

- которые  в наибольшей мере влияют на  рыночную капитализацию компании  или на ее потенциал и

- которыми можно в бизнес-планировании варьировать с целью повлиять на стоимость компании.

В определенной степени революционность данной модели состоит в двух моментах.

Во-первых, оценку компании рассматривают здесь  как сумму :

- того, чего  стоит имущество компании (для  оценки собственного капитала  компании – за вычетом стоимости  ее долго), если его продавать,  и

- тех  чистых доходов, которые может  дать (с учетом, конечно, факторов  времени и рисков). Коммерческое  использование данного имущества  (возможно, с учетом довложений в его обновление) в будущем, если его не продавать.

На первый взгляд это – исключающие друг друга альтернативы и их ценность для инвесторов нельзя суммировать. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что не все так просто.

В самом  деле, если рассматривать справедливую (обоснованную) рыночную стоимость  бизнеса как потенциал его  рыночной цены при размещении акций  оцениваемой закрытой компании на фондовом рынке, то надо признать, что:

- указанная  цена будет тем больше, чем  станет больше спрос на акции  компании;

- в свою  же очередь, спрос на акции  любой компании всегда определяется  позицией двух групп их потенциальных  покупателей; одна из их групп  ориентируется на стоимость имущества  компании и чистых доходов  от его возможной продажи, а  другая – на ожидание чистых  доходов от продолжения использования  упомянутого имущества в действующем  предприятии;

- суммарный  спрос на акции компании будет  тем более высоким, чем одновременно  больше окажется и рыночная  стоимость имущества компании, и  текущая стоимость (текущий эквивалент) чистых доходов (денежных потоков)  от их использования на действующем  предприятии;

- следовательно,  и потенциальная цена акций  компании сложится из той ее  составляющей, которая обуславливается  ожиданиями чистых доходов от  ценных активов компании, и из  составляющей, зависящей от ожиданий  чистых доходов от продолжения  использования указанных активов  для выпуска и продаж профильной  продукции компании.

Во-вторых, дополнительной особенностью модели EVA является то, что учитываемые в этих моделях чистые доходы от продолжения использования указанных активов для выпуска и продаж продукции компании уменьшаются на некоторые суммы прибыли (на «нагрузку на используемый капитал», «Capital Charge» ), которые все равно надо было бы зарабатывать для того, чтобы оправдать стоимость вложенного (или планируемого для вложения) в имущество компании капитала (по его сегодняшней стоимости). Поэтому в этой модели одновременно вводится понятие «Экономической» прибыли (учитываются лишь ожидаемые «экономические» чистые доходы).

Информация о работе Стоимостные методы оценки эффективности финансового менеджмента компании